Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Главным же средством удовлетворения потребностей является труд.
Труд, такимобразом, у К.Тахтарева является лишь средством удовлетворенияпотребностей, а не основой всей жизни общества, благодаря чему иформируются собственно человеческие потребности и получая вдальнейшем на основе его же развития собственное развитие. А развитие, возрастание человеческих потребностей в свою очередь вызывает совершенствование всей трудовой деятельности людей и, прежде всегоматериального производства. С одной стороны, К. Тахтарев характеризует образ жизни как удовлетворения человеческих потребностей основным и первичнымдвигателем общественной жизни, а, с другой, утверждает, что образ жизни обуславливается «ступенью культуры, достигнутой данными людьми или той средой, в которой им приходится жить». Далее он пишет, что образ жизни обусловлен и природной средой. Культурный же уровень людей у него характеризуется открытиями и изобретениями в различных областях общественной жизни: экономической, брачной, семейной, эстетической, умственной, нравственной и политической. Он «обуславливается не толькоопределенным физическим и психическим развитием человека, но и егоумением обеспечивать свое существование и удовлетворять самыеразнообразные свои потребности с помощью открытых им средств иизобретенных способов». Первое соотношение, пишет он, которое мы замечаем в жизни общества, - «это соотношение образа жизни людей и достигнутого ими культурного уровня ». Далее он выделяет соотношение между природной средой и «данным человеком, ведущим жизнь сообща» и соотношение между природной средой и искусственной (открытия и изобретения). Образ жизни является и основой выделения различных периодов в истории общества. « Различные формы общества, возникают на почве различного образа жизни племен и народов, причем каждому образу жизни вполне соответствует определенная форма общества и общественной связи, общественного сотрудничества, разделение и расслоение общественного труда, расслоение самогообщества, определенный общественный строй и организация власти, определенный уклад жизни и мир понятий». Исходя из критерия образа жизни, он выделяет пять ступеней в развитии общества до социализма: - первую, самую раннюю ступень онопределяет как тотемическое общество, формирующееся на базебродячего, охотнического образа жизни, основанное, прежде всего наразличиях пола и возраста; - вторая ступень - это родовое общество, развивающееся на основе кочевого образа жизни родственников, которые входят в семейныеобщины, образующие роды и перерастающие в племена; - третья ступень характеризуется переходом к оседлости, к сельско-общинному быту и общинно вечевому строю. Это уже начальноетерриториальное общество, основой которого является поземельнаяобщина, сотрудничество свободных общинников. - четвертая ступень обусловлена формированием крупного - землевладения, в основе которого - натуральное хозяйство. Это уже феодальное общество, которое в результате развития городов, ремесел, торговли и начала менового хозяйства, превращается в сословноеобщество. - пятая ступень обусловлена дальнейшим развитием городов, промышленности, торговли, обмена, денежного обращения, возникновением крупных капиталовложений. Это уже классовое общество. Эта периодизация общества у К.Тахтаревасущественно отличается от марксистской и, прежде всего - основным критериемвыделения его ступеней. У К.Маркса - это способ производства, уК.Тахтарева - образ жизни людей, к тому же трактуемый несколькоприземленно - как удовлетворение потребностей людей, а ни как способжизнедеятельности их. К.М.Тахтарев доказывает существование общественного прогресса, под которым он понимает поступательный ход развития общества. По его мнению, «марксистское понимание общественного прогресса с точки зрения технических успехов и повышения производительноститруда «...представляет собой хотя и несколько одностороннее, но вполнеобъективное научное понимание прогресса». Когда же марксисты пишут опрыжке человечества из царства необходимости в царство свободы, то ониуже понимают прогресс весьма широко и «притом не как эволюцию, а какв высшей степени ускоренный, волнообразный, поступательный ход общественной жизни». Сам К.М.Тахтарев выделяет четыре критерия общественного прогресса: - изменение соотношения между природной и искусственной средой, которая создается самим человеком с помощью техники; - повышение уровня жизни людей, ее постоянногообновления с помощью открытий и изобретений «новых средств жизни испособов удовлетворения растущих и умножающихся человеческих потребностей»; - изменение в самой структуре и функциях потребностей людей, в связи, с одной стороны, свозникновением все новых потребностей, а, с другой, когда прежние, особенно обычные, становятся все более фактически автоматическими; - постоянное ускорение поступательного хода общественной жизни. Четырьмякритериями, прогресс в обществе не исчерпывается. Очень важен, например, такой критерий как свобода человека, дающая ему возможностинаиболее полно проявлять свои личностные данные: знания, умения, способности, творческие возможности, которые дают ему ощущать себячеловеком с большой буквы, микрокосмом.
Противопоставление классовой борьбе идеи межклассового сотрудничества и солидарности:
Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, считая, что будущее - за политическим сотрудническом и солидарностью самых различных общественных групп и соглашением между ними, «совластием», как он определял одним словом этот процесс. Окончательным же победителем в социальной борьбе будет творческий и действительно обобществленный труд, который создаст новый общественный строй и взамен насилия осуществит верховное право народа быть господином собственного бытия. Цель нового общества и нового государства состоит в том, чтобы обеспечить всем полную и совершенную человеческую жизнь, равные права и возможности.
К.М. Тахтарев как историк социологии и ее пропагандист:
5. СВЯЗЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕОРИЙ НЕОПОЗИТИВИЗМА С КОНЦЕПЦИЯМИ ЗАПАДНЫХ УЧЕНЫХ (Г. ТАРДА, Ф. ГИДДИНГСА И ДР.):
6. РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД П.А. СОРОКИНА:
Биография: Питирим Александрович Сорокин (1889—1968), выдающийся отечественный социолог, до 1922 г. жил и работал в России. С 1922 оказался за рубежом (после высылки в числе 161 выдающихся представителей российской интеллигенции) - сначала в Германии и Чехословакии, а затем (с осени 1923 г.) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются два периода - российский и американский. Свою жизнь Сорокин подробно описывает в автобиографическом романе «Дальняя дорога». Он родился в селе Турья, па территории нынешней Республики Коми. Поступив в Психоневрологический институт на единственную в стране кафедру социологии, которую возглавляли сначала М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин многому у них научился. Специализировался в области права у еще одного преподавателя — Л.И. Петражицкого в Петербургском университете, где и начал преподавать с 1915 г., став приват-доцентом в 1917 г. После Февральской революции сотрудничал с Временным правительством, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учредительного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных наук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии. Он стал первым доктором социологии в истории отечественной науки. Главные работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Границы и предмет социологии» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Общедоступный учебник социологии» (1920), «Система социологии» (1921).
Социологические идеи в работе «Преступление и кара, подвиг и награда»:
Понимание социологии, концепции взаимодействия, классификации социальных групп:
В начале лекции «Социология №1» он определяет социологию в самом общем плане как науку «об обществе и закономерности, проявляющейся в общественных явлениях». Далее он конкретизирует это определение, предварительно охарактеризовав общество как психическое взаимодействие индивидов, и при этом не только людей, но и высших животных, «живущих обществами, стадами, группами». В результате унего получилось следующее определение предмета социологии: «...предметом изучения социологии является мир людей и высших животных, находящихся в процессе психического взаимодействия...». Дляеще более четкого определения статуса социологии он критикует тех социологов, которые под ней понимают совокупность всех общественныхнаук и тех, кто пытается найти конкретный объект ее изучения как частнойобщественной науки, наряду с другими, а не особой науки. Выделяясоциологию из всех других наук об обществе, он подчеркивает, чтосоциология в противоположность им, «изучает не те или иные отдельные, специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучаетнаиболее общие, родовые их свойства, как таковые, не изучаемые ни однойиз них». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы