Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Личность и общество неразделимы ни в генетическом, ни в логическом порядке.



- когда ожидания (эективации) людей подтверждаются, общество раз­вивается в рамках нормативности.

- стоит только не подтвердиться ожида­нию, создается конфликт между личностью и обществом.

Если нарушение совершается изолировано, то мы имеем конфликт между личностью и обществом.

Социальные группы:

 

Если источ­ником конфликта оказывается целая группа людей, в обществе возникает социальный кризис, который обязательно затрагивает культуру, духовный мир и свидетельствует о недоверии к нормам социальной жиз­ни у значительной части членов общества.

Кризис завершается социальной бурей, вслед за ней происходит распад общества, который затем сменяется процессом его медленного выздоровле­ния и восстановления нормативной системы.

Значительная роль в этом процессе принадлежит симпатии, характеризуемая как сходное отношение к себе и другим. Социальная связь не может быть уста­новлена вне симпатии.

В ходе кризиса сфера симпатии людей друг к другу резко сужается, создастся гнетущая социально-психологическая атмосфе­ра. Но затем симпатия вновь появляется в процессе выхода из кризиса.

 

Значение и критика:

 

[Зборовский] В концепции Звоницкой достаточно много неустоявшихся положений с запутанной логикой и неясными социальными связями. Но это был лишь начальный этап складывания теоретической позиции социолога, чем, соб­ственно говоря, многое объясняется.

Остается сожалеть, что социология в России не получила продолжения интересного теоретического начинания.

 

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К.М. ТАХТАРЕВА:

 

Биография:

 

Константин Михайлович Тахтарев (1871—1925), известный российский социолог и историк, учился в Военно-медиципской академии, участвовал в революционном дви­жении, увлекался теорией марксизма.

Был одним из создателей Петербургской организации «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за уча­стие в его работе подвергался аресту.

Социологией увлекся под влиянием Е.В. де Роберти и М.М. Ковалевского. Считал себя учеником последнего и разделял идеи эволюционного плюрализма.

Главная социологическая рабо­та Тахтарева - «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотноше­ниях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (1919).

 

Социология как наука:

 

Под социологией российский социолог понимал науку, которая изу­чает общественную жизнь, ее явления и закономерности.

Среди явлений социальной жизни основными и простейшими были, с его точки зрения, сожитие и общение. Изучение этих явлений и составляет первую задачу социологии:

Под сожитием ученый пони­мает жизнь людей сообща. Оно есть содержание общественной жизни, а формой ее выступает общение.

«В связи с явлениями сожития и общения, — пишет Тахтарев, — должен быть выяснен и сам человек как живой и деятельный участник обществен­ной жизни и самых различных видов общения. Человек должен быть выяс­нен как неизбежный член общества, как общественный человек, как сообщественник.

Следовательно, Тахтарев выделяет три фунда­ментальные особенности общественной жизни, к которым должна обра­щаться социология: сожитие, общение и человек.

Дей­ствительной основой общества «служит самая широкая и всеобъемлющая форма самодостаточного сожития и об­щения людей и, главным образом, общения трудового, т.е. общественное сотрудничество....Но общественное сотрудничество всегда оказывается усложненным разделением и расслоением общественного труда. И выяс­нение этого явления и его социологического значения есть новая задача социологии.

Общество, следовательно, самодостаточно по своей природе, существует само по себе, в отличие от человека, кото­рый становится таковым только в сожитии и общении.

Такое понимание строя общества и общественного уклада позволяет Тахтареву сформулировать еще одну задачу социологии, связанную с анализом его структуры, расслоения, делением общества на различные группы, известные под названием сословий, каст, общественных классов и т.д. Социально-групповое учение приводит его к формулированию тео­рии общественных сил как необходимого дополнения этого учения.

Еще одна задача социологии состоит в установлении социальных законов, которое предполагает выяснение и установление необходимых соотноше­ний различных явлений, а равно и изменение этих соотношений в общем хо­де общественной жизни. Это и составляет главное дело социологии как осо­бой науки о закономерности общественной жизни. Эго и является ее конечной научной целью.

Фундаментом рассматриваемой науки, но мнению российского ученого, должны быть генетическая (эволюционная) социология и сравнительная статистика. Он считал, что общественные явления должны численно изме­ряться. Для этого необходима тесная связь социологии с естественно-науч­ным знанием и его методами.

Статистико-социологический метод -позволяет выразить изучаемые соотношения различных яв­лений общественной жизни точным языком чисел.

 

Изложение системы социологии, ее предмета, целей, установление законов, методов познания:

 

В работе «Социология как наука»имотмечалось, что общепринятой системы социологии не существует:

- одни, писал он, понимают под ней науку об обществе в целом;

- другие ограничивают ее изучением функций и структурыобщественной организации;

- некоторые отождествляют ее со всемобществоведением;

- есть и такие, кто смешивает ее с одной изсуществующих общественных и даже естественных дисциплин (историей, философией истории, историей культуры, историей учреждений, этикой, психологией, даже биологией)...

«Социология существует лишь в виде самых различных направлений (биологического, психологического, исторического, идеалистического, материалистического) , в виде социологии статистической и динамической, индуктивной и дедуктивной, чистой и прикладной».

В другой, наиболее фундаментальной работе «наука обобщественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности»он называет следующие основные направления:

- историко-философское Кондора и историко-философское О.Конта;

- эволюционно-органическоеГ.Спенсера и эволюционистов;

- биологическое, социал-дарвинистское Л.Гумпловичаи других его представителей;

- экономическоеК.Маркса и марксистов;

Отмечал, что, несмотря на крайности, оно «оказалось весьма плодотворным, как для новейшего развития исторической науки, так и для понимания развития современной общественной и политической жизни», хотя, по его мнению, оно и не представляет из себя настоящей социологической системы, которая бы соответствовала социологии как науке об обществе в целом.

«Крайностями» же марксистской социологии, по его мнению, являлись абсолютизация экономического фактора в истории и роли классовой борьбы в ней.

- психологическоеГ.Тарда, Л.Уорда и Г.Зиммеля;

- статистико-социологическоеА.Кетле, П.Ф.Ле-Пле и их сторонников;

- добавляет географическую или антропогеографическую школу Монтескье и других.

Сам К.Тахтарев, как и Н.Кареев, вслед за О.Контом, в этой работе стремится строить социологию именно как науку об обществе в целом.

Предмет: «Социология есть наука обобщественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности илиточнее: социология есть наука, которая изучает общественную жизнь, взятую в целом, выясняет общественные явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает, выражающиеся в них, закономерности».

В этом он видит основное отличие социологии от других общественных наук, которые изучают, пишет К.Тахтарев, общественные явления в отдельности или же связь внутри однородных явлений, например, экономических, нравственных, умственных и т.д.

Всвязи с этим он различает понятия «социальный» и «социологический»:

- «социальный» для него тождественно понятию «общественный», относится ко всем сторонам общественной жизни;

- понятие «социологический» характеризует необходимые связи и зависимости различных социальных явлений.

К.М.Тахтарев подразделял социологию на:

- общую или теоретическую - изучает явления общественной жизни, взятой в целом;

- генетическую - исследует различные формы общественной жизни в их возникновении и развитии, используя при этом данные и выводы других наук.

Формами общественной организации илиобщественными формами он считает хозяйство, брак, семью, власть идругие, между которыми существуют необходимые отношения.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ПРИЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
  2. I.3. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО : НЕДООЦЕНКА ВОСПИТАНИЯ
  3. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  4. Алгоритм написания мини-сочинения по обществознанию
  5. Антисоциальная (социопатическая) личность
  6. Бихевиоральный подход к психологическому консультированию семьи
  7. В 376 сд из 615 человек убитых только 91 человек имели медальоны, а личность 524-х не установлена.
  8. В гистологическом препарате хрящевой ткани человека видны значительные зоны кальцинации.
  9. В гистологическом препарате, окрашенном гематоксилин-эозином, гиалиновый хрящ.
  10. Видь, как будто впервые, прекрасную личность или обыкновенный объект.
  11. Власть и общество в годы реформ
  12. Власть и общество накануне Первой революции


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь