Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правовое государство: понятия и принципы



Правовое государство - ϶ то государство, функционирование которого подчинœ ено праву и в котором обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

Принципы правового государства - ϶ то основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную модель государства, ĸ ᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ᴏ ᴇ могло бы называться правовым.

Принципы

1. Верховенство права – он означает, что вся деятельность государства должна строиться на базе права и не противоречить ему. Особую роль при этом играют законы – нормативные акты. Принимаемые высшими представительными государственными органами. Все в высшей степени важнейшие, устойчивые отношения в обществе должны регулироваться законами. Вместе с тем, данный принцип означает, что сами законы должны быть справедливыми, выражать интересы всœ его общества, а не каких-либо отдельных групп, не нарушать естественные права человека.

2. Разделение властей – принцип организации и деятельности государственного аппарата͵ определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными ветвями власти – законодательной, исполнительной, судебной. Значение этого принципа – не допустить сосредоточения различных по своей сути властных полномочий в одних руках (одного человека или государственного органа), не допустить узурпации власти, превращение её в авторитарную или тоталитарную.

3. Взаимная ответственность личности и государства. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать ᴇ ᴦ ο предписаний и несут ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей. Обязанность закона для государственной власти должна обеспечиваться системой гарантий, исключающих административный произвол. Таким образом не только гражданин несет ответственность перед государством, но и государство ответственно перед гражданином.

4. Реальное существование народовластия. (Прямая и представительная демократия).

5. Наличие развитого гражданского общества.

Правовой нигилизм и правовой идеализм

Правовой нигилизм - это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах, теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа.

Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих

Рис. 24. Правосознание и правовая культура

масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах народа", " для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно полагал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, но еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма.

41.Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Рассматривая вопрос о понятии, признаках и структуре гражданского общества, крайне важно, прежде всœ его, определиться с понятием ʼ ʼ обществоʼ ʼ, проследить этапы его развития, проанализировать его структуру.

Общество - это совокупность общественных отношений, которые основаны на территориальном членстве людей и обмене.

Эти отношения и связи образуют сложную саморазвивающуюся систему. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек - его главная предпосылка и первичная клеточка.

В различные периоды исторического развития общество принимает различные формы, изменяется его внутреннее строение. Первобытное общество, к примеру, долгое время было более или менее однородным, не знало социального расслоения. Постепенно структура общества усложняется: появляются социальные и национальные общности, группы, классы и т. д., имеющие свои особенности. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов.

По мере развития общества усложнялась и его структура. Возникают относительно обособленные элементы в структуре общества:

1. Экономическая система (формы собственности, сфера воспроизводства материальных благ).

2. Политическая система.

3. Система нормативного регулирования (правовая система, правосознание).

4. Сфера культурно-бытовых отношений.

Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, в частности к творчеству Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданинœ е и возникло понятие общества как совокупности граждан.

При этом лишь в серединœ е XVII века Т. Гоббс в двух трудах - ʼ ʼ О гражданинœ еʼ ʼ и ʼ ʼ Левиафанʼ ʼ - изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного (естественного) состояния к упорядоченному, культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом изменяется сам человек, превращающийся в гражданина не по признаку подданства, а потому, что он становится развитой, целостной и активной личностью. Вместе с ним преображается и общество со всœ еми присущими ему отношениями. Гражданское общество - это ʼ ʼ союз индивидуальностейʼ ʼ, коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция Гражданского общества разрабатывалась виднейшими мыслителями - Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом и др.

В мировой науке выделяются две концепции, два подхода к понятию ʼ ʼ гражданское обществоʼ ʼ:

* гражданское общество носит универсальный характер. Это весь комплекс общественных отношений, который как бы противопоставлен государству в любой его форме, ᴛ.ᴇ. всœ е, что не есть собственно государство, власть, администрация;

* гражданское общество - феномен западной цивилизации. Это форма существования буржуазного (рыночно-демократического) общества. Гражданское общество есть там, где есть самостоятельные, экономически обособленные субъекты, которые независимы от государства, могут создавать добровольные объединœ ения, проявлять определœ енную самостоятельность по отношению к государству и государственной власти.

Гражданское общество - общество с развитыми экономическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Структура гражданского общества:

1. Экономические отношения и институты (собственность - частная и публичная, труд - экономически свободные товаропроизводители, предпринимательство).

2. Организация и деятельность общественных объединœ ений, политических партий, профсоюзов, религиозных общин и т.д.

3. Сфера воспитания, образования, науки, культуры.

4. Семья - первичная основа человеческого общежития.

5. Система средств массовой информации.

Этапы формирования гражданского общества:

1. Примерно в XVI – XVII вв. складываются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, товарно-денежных отношений, специализации видов производства; в ряде стран возникли централизованные государства; переворот в общественной идеологии, распространение ʼ ʼ теории естественного праваʼ ʼ, связанной с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. От начала буржуазной революции в Англии (1640) ведется отсчет Нового времени.

2. В конце XVII – XIX вв. в наиболее развитых странах гражданское общество сформировалось в виде первоначального капитализма, основанного на всœ еобщем юридическом равенстве и свободе, на свободном предпринимательстве и частной инициативе.

3. Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует правовое государство.

42. Социальные нормы: понятие и виды.

С точки зрения нормативного правопонимания, право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелœ ено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: всœ е то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

ПРАВО

Понятие права - основная категория правоведения, так как исходя из того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному, в связи с этим единого понимания права в теории нет. Общее во всœ ех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):

1. нормативное правопонимание;

2. социологическое;

3. нравственное.

Эти концепции и раскрывают сущность права. Попытка свести воедино всœ е три концепции, получившая название ʼ ʼ интегративногоʼ ʼ подхода к правопониманию, содержит внутренние противоречия и не является общепризнанной, в связи с этим мы ее рассматривать не будем.

Такое толкование термина ʼ ʼ правоʼ ʼ обладает существенными недостатками:

1. Право принято понимать очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.

2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.

3. Право здесь жестко подчинœ ено государству, воспринимается как инструмент в руках государства для достижения его целœ ей.

4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства с точки зрения их соответствия естественным законам, идеям равенства и справедливости, интересам общества.

5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться только под воздействием предписаний власти, выраженных в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.

6. Этот тип правопонимания недемократичен.

7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой одну из сторон общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. " живое", действующее право.

Право в данном случае принято понимать как форма и порядок общественных отношений, не предопределœ енные государством, а естественным образом сложившихся между людьми на базе установленных государством общих принципов.

В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).

Суть социологического правопонимания должна быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные нормы поведения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделœ ением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь принято понимать, прежде всœ его, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, трудности с определœ ением правового характера отношений, а также узаконивание фактического неравенства людей, естественным образом складываюегося в обществе.

Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила особенно глубокое развитие в тех странах, где основным источником права является судебный прецедент, то есть ранее принятое решение суда по аналогичному делу, а государство устанавливает лишь общие принципы взаимоотношений между людьми.

Нравственный подход к правопониманию пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определœ енным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, бывают признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы, навязанные государствои, или правоотношения, сложившиеся между людьми).

Достоинства нравственного правопонимания:

- право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т.п.

- данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам должна быть отнесено следующее:

- сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.

- не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют всœ е эти типы правопонимания, но то, какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.

Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе.

Нормативное правопонимание господствует там, где политическая или военная власть подчиняет себе общество со всœ еми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория зиждится на иных основаниях - эта концепция дает приоритет общественных отношений, она согласуется с обществом, в жизнь которого государство не вмешивается или вмешивается лишь минимально. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи - свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному европейскому обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

В нашем государстве одновременно сосуществуют все три обозначенных выше подхода.

Перейдём теперь к определениям понятия права. Право, как социальный институт, принято понимать трояко:

1) с точки зрения нормативного подхода, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает политической властью.

2) с точки зрения социологического правопонимания, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, сложившихся в обществе, и обеспеченных принудительной силой государства, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает экономической властью.

3) с точки зрения нравственной теории, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных либо санкционированных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая для взаимного согласования интересов и обеспечения прав и свобод людей, независимо от того, к какой части общества они относятся.

Для цели получения основ правовых знаний нравственное правопонимание наиболее приемлемо, но понимать и отличать друг от друга крайне важно все три.

К О Н Ц Е П Ц И И П Р А В О П О Н И М А Н И Я
нормативное социологическое нравственное

Слово «норма» в переводе с латинского дословно означает «наугольник», то есть инструмент для проверки правильности геометрических углов, но впоследствии оно получило новое значение – правило, в частности, правило поведения, условие, которого крайне важно придерживаться в процессе деятельности.

В обществе сложились и существуют множество различных правил поведения. По направленности воздействия их можно разделить на две большие группы: технические и социальные.

Технические нормы- ϶ то правила поведения, которые регулируют порядок эксплуатации различной техники и технологию производственной деятельности.

Социальные нормы- ϶ то правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

Среди социальных норм можно выделить 7 самостоятельных видов:

1) Нормы права- ϶ то правила поведения, имеющие формально определённый (писанный) и общеобязательный характер, установленные и охраняемые государством для всех подчинённых ему субъектов, определяющие права и обязанности лиц в регулируемых ими общественных отношениях. Для устранения тавтологии учтём, что права и обязанности - ϶ то форма и мера позволяемого и предписываемого поведения.

Нормы морали – это правила поведения, имеющие неопределённый и не общеобязательный характер, установленные и охраняемые отдельными людьми или группами людей для всех подчинённых им субъектов, отражающие отношение этих людей или групп к самим себе и другим людям как к субъектам общественных отношений.

3) Нормы этикета- ϶ то правила поведения, имеющие определённый и общеобязательный характер, установленные и охраняемые отдельными людьми или группами людей для лиц, вступающих с ними в общественные отношения, определяющие порядок их взаимодействия между собой.

4) Нормы религии- ϶ то правила поведения, имеющие определённый (писанный), но не общеобязательный характер, установленные представителями определённого религиозного культа для субъектов, которые его исповедуют, определяющие их отношение к самим себе и к другим людям, а также порядок их взаимодействия между собой.

5) Нормы политики- ϶ то правила поведения, имеющие не общеобязательный и не определённый характер, установленные субъектами, участвующими в борьбе за государственную власть, определяющие порядок их взаимодействия между собой.

6) Обычаи- ϶ то правила поведения, имеющие не общеобязательный и не определённый характер, сложившиеся, но не охраняемые в определённой социальной среде в ходе взаимодействия людей между собой, определяющие порядок такого взаимодействия.

7) Традиции- ϶ то правила поведения, имеющие не общеобязательный, но определённый характер, сложившиеся в определённой социальной среде в ходе взаимодействия людей между собой и охраняемые ими, определяющие порядок такого взаимодействия и отношение людей к себе и к другим людям.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
право мораль этикет религия политика обычаи традиции
             

43. Соотношение норм права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.


Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

1) единства;

2) взаимодействия;

3) различия;

4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.

Иной характер носит " воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.

 

44. Понятие, структура и виды правосознания.

 

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

- Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

- Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

- Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

- Массовое — правосознание обширных масс людей.

- Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:


Поделиться:



Популярное:

  1. Автором понятия «коллективное бессознательное» является
  2. Амнистия и помилования. Понятие. Их правовое значение. (Статьи 84 —85).
  3. БУРЖУАЗНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФОРМА
  4. Буферные системы: определение понятия, типии буферной системы. Буферная емкость и pН буферной системы
  5. В своей практической деятельности бакалавр знает и умеет применять следующие базовые теоретические понятия и методологические инструменты.
  6. В-13. Административные процедуры как действия юридического характера: понятие, принципы осуществления, правовое регулирование.
  7. В1 Правовое обеспечение безопасности товаров
  8. В1. Сущность понятия «мехатроника».
  9. Виды государственного антикризисного регулирования. Нормативно – правовое регулирование. Финансовое регулирование.
  10. Возникновение упорядоченности в гидродинамике. Понятия аттрактора и динамического хаоса
  11. Глава 1. Пройдемся по «понятиям»
  12. Глава 1. Теоретические основы понятия и сущности оборотных средств, эффективности их использования


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь