Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философское учение об обществе. Понятие социальная структура общества. Концепции общества в истории философии.



 

Самые первые, наивно-фантастические в основе своей представления об общественной жизни появились в древней мифологии. В ней жизнь об­щества воспринималась как арена деятельности богов, которые олицет­воряли собой те или иные социальные и природные стихии и процессы.

Философские учения об обществе стали возникать по мере зарождения самого философского знания. Из всех древних философов наибольший вклад в теорию общества внесли Платон и Аристотель. Так, Платон, разработал учение о так называемом " идеальном" (совершенном) государстве, где будут представлены три социальные группы: производители,
воины и правители, — а формой государственного устройства станет аристократическая республика. Что касается Аристотеля, то он создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти в обществе: аристократию, республику, демократию, политию и другие. Этот греческий мыслитель известен также и как автор идеи естественности рабства как системы отношений и институтов в обществе.

В средние века сложилось и господствовало теологическое(религиозное) понимание общества и его структуры. Подчеркивалась идея сотворенности человека и общества Богом.

В Новое время общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции природы на Земле, как один из возможных миров во Вселенной. В социально-философских учениях той поры проводилась мысль о том, что общество это сложная система отношений и институтов, возникшая на почве взаимного согласия и ответ­ственности людей. Полагалось, что основной движущей силой развития об­щества является Разум, воплощенный в знаниях, ремеслах, культуре людей.

В начале XIX в. в европейской философской мысли стал активно утверждаться принцип историзмав понимании общества. Так, известный не­мецкий философ Г.Гегель попытался представить всю историю в виде шествия " абсолютной идеи" (мирового духа). По убеждению философа, история начинается на Востоке, где был свободен один человек (правитель), и, заканчивается в христианском мире, где якобы уже все люди свободны.

В классической марксистской философии сформировалось материалистическое понимание обществаи его истории. Полагалось, что основой (субстанцией) общества является трудовая деятельность человека, материальное производство. Характер и способы материального производства оказывают, с точки зрения марксизма, определяющее влияние на все стороны общественного организма, включая и духовную жизнь в нем. Идеалом и целью истории марксисты провозгласили коммунизм как некое идеальное общество, справедливо и разумно организованная ас­социация свободных тружеников.

В зарубежной философии XX столетия учения об обществе имели мес­то во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют рели­гиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократичес­кие концепции исторического процесса, космическое и экологическое тече­ния в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль ока­зал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) обще­ства и бытия человека в нем. Специфическая трактовка общества и исто­рии дается во фрейдизме и в неофрейдизме. Для многих исследователей об­щественной жизни по-прежнему сохраняет свой авторитет марксистская ме­тодология познания общественной жизни и исторического процесса.

Что касается философии в России, то она всегда была историософи­ей, т.е. глубоким размышлением о проблемах общественной жизни. Тра­диционными в ней являлись темы взаимоотношений личности и общества, роли интеллигенции и народа, проблема выбора путей развития российс­кого общества и социального идеала (что воплотилось в понятии " русская идея" ), тема социализма и коммунизма. Наибольший вклад в философс­кую теорию общества внесли такие мыслители, как А.И.Герцен, В.И.Ле­нин, П.А.Сорокин. Злободневные проблемы общественной жизни всегда находили свое отражение и в отечественной художественной литературе.

Обращение к истории философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней и занимает значительное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое и уникальное явление Космоса, называется социальной философией, или же философией общественной жизни. Объектом познания для нее является общество как целостная, противоречивая и динамичная система, источ­ники и движущие силы, механизмы функционирования и развития об­щества, основные законы и формы общественной жизни.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социо­логия, которая изучает функционирование и развитие отдельных социальных (неприродных) систем (например, социология семьи, социология науки, куль­туры и т.д.). Социальную же философию интересует общество как единое целое, социальный универсум. Названные нами две отрасли знания органично взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научно­го знания (археология, история, политология, этнография и другие) они со­здают в итоге целостный портрет общества как особого рода реальности.

Философское познание общества отличается большой спецификой. Дело в том, что человеческую историю делают живые и очень разные люди. По­этому общественная жизнь всегда разнообразна, запутана, а нередко и не­предсказуема, насыщена случайностями. Она предельно богата своими про­явлениями, за которыми подчас нелегко выявить их внутреннюю сущность, законы и закономерности функционирования и развития. В этом смысле по­знанию общественных явлений (а они всегда неповторимы и невоспроизво­димы в научном эксперименте) не смогут помочь даже самые совершенные приборы. Здесь требуется большая сила человеческого разума, скрупулезные размышления над множеством фактов. Дело еще и в том, что познание общества протекает в ходе острого соперничества различных мировоззренческих и идео­логических подходов. Однако каждый из них несет в себе лишь часть истины, хотя и претендует на ее полное исчерпание. В социальной философии истин­ность тех или иных предположений и теорий открывается далеко не сразу, а лишь спустя значительный период времени. Неудивительно, например, что важ­нейшие законы общества и его истории были открыты и осмыслены лишь в ХIХ-ХХ вв., что произошло благодаря творчеству таких гигантов мысли, как Г.Гегель, К.Маркс, П.Сорокин и других, известных ученых.

Как область знания социальная философия выполняет, прежде все­го, мировоззренческую функцию. Социально-философское знание помо­гает сформировать целостный теоретический портрет общества как сверх­сложного социального организма. Социальная философия исследует предельные основания и структуру общества, раскрывает место и роль человека в нем, отношения между людьми и социальными группами, важ­нейшие формы деятельности человека в обществе. Она призвана давать ответ на весьма важный мировоззренческий вопрос о том, что такс обществокак специфическое явление мироздания, ответить на иные вопросы, которые составляют ее проблемное поле.

 

16. Философское учение о человеке. Проблема соотношения социального и биологического в человеке.

 

Философы стремятся выявить и обрисовать сам " прерыв постепенности" – революционный скачек, к-рый имел место в процессе человеч. становления.

Трудовая гипотеза Ф.Энгельса(упомянуть).

Задача а. - показать отличие человека от ост. природы:

1) способность производить орудия труда

2) развитие языка

3) практика

Проблемы cмерти и беccмертия в филоcофии. Смерть-естественный конец всего живого. Жизнь-форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает " целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство& Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.

Пpоблемы cмеpти и беccмеpтия в филоcофии. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма -> человек механизм -> смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; Затем эпоха просвещения -> смертен -> руководствуйся всеми ценностями (! ) -> побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы СиБ: определяет систему ценностей и направления поведения.

Проблема соотнош.в челе биологического и социального.Существует 3 различных понимания ее. 1 -берет начало от теорий, получивших название биологических школ в социологии. Человек- как исключительно биологическое существо; главным же двигателем человеческого общества считается борьба за существование и естественный отбор. Можно отнести учение Спенсера, расово - антропологическую школу, органическую школу в социологии, социальный дарвинизм. Безусловно, нельзя не согласиться с философами этого направления, что человек является биологическим существом. Но, говоря о " биологизации" человека и человеческого общества, абсолютно неправомерно отождествлять то специфически биологическое, что характерно для животных, с тем крайне сложным специфическим биологическим, что присуще человеку. Биологические концепции находятся часто на грани между гуманизмом и антигуманизмом. Так, например, представители расово - антропологической школы нередко опускались до оправдания расизма. 2 понимание соотношения в челе биологич.и социал.факторов тоже является крайним. Согласно этому пониманию человек есть чисто социальная сущность, полностью лишенная биологических черт. Человек является " социальным", а не биологическим организмом. Так В.В. Давыдов считает, что человек воплощает в себе как бы новую форму движения материи - " социальную", отличную от " биологической", присущей всем прочим живым существам - животным. " Биологическое" и " социальное", по его мнению, - два принципиально различных и несовместимых типа существования животных и человека. Он отмечает, что признание человека биологическим существом связано с опасностью биологизации в психологии, особенно распространившейся вместе с фрейдизмом. М.Б. Туровский тоже считает, что человек имеет чисто социальную сущность, лишенную биологических черт. Но в силу явного несоответсвия данным естествознания и философским представлениям ни одна концепция полной социальности человека не получила широкого распространения. Несомненный шаг вперед был сделан философами, которые попытались " примирить" два предыдущих подхода к проблеме о соотношении биологического и социального в человеке. 3 понимание проблемы, в свою очередь, делится на два направления: 1. концепции биосоциальной природы человека, 2. концепции интегральной природы человека. Оба направления в своей основе содержат марксистский подход к пониманию сущности человека, который несмотря на все нападки в сторону марксистской философии, до сего дня остается достаточно актуальным. Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит концепция антропогенеза, учение о сочетании биологическойи социальной сущности человека. Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека. Человек - это часть природы, живое телесное существо. С этой точки зрения его возможно охарактеризовать определенной совокупностью родо - видовых признаков. Природно - биологически обусловлено, например, рождение, продолжительность жизни, пол и др. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации. Наиболее крупные из них - расы. Каково же влияние природно - биологической организации на жизнь людей? Оно огромно. Большую часть своего времени и сил человек должен был использовать для удовлетворения своих биологических потребностей в пище, воде, жилище и т.д. Усилия человека в этом направлении составляют основное содержание материального производства. Из потребности жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение была направлена вся социальная организация: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы и т.д. Главное назначение семьи, например, всегда определялось задачами природного, биологического порядка: воспроизводство человеческого рода, рождение и воспитание потомства. Все прочие духовные стимулы для формирования семьи возникли сравнительно поздно. Марксизм утверждает, что такие формы духовной жизни людей как мораль, искусство, религия также выросли из потребностей организации материального производства для удовлетворения биологических потребностей человека.

Некоторые авторы предлагают различать человека как биосоциальную и личность как социальную сущности. Но при этом опять сохраняется биосоциальный дуализм в истолковании человека, а личность в таком подходе превращается в чисто социальное явление. Крайности концепции биосоциальной природы человека попытались преодолеть философы, которые развивают концепцию интегральной природы человека (Э. Бауэр, М.М. Намшилова, В.В. Орлов и др.). согласно этой концепции общество есть высшая, социальная форма материи, включающая в себя свою биологическую основу, но представляющая собой новое, интегральное качество или сущность. Социальная сущность человека (как элемента) или общества (как целого) есть диалектическая целостность, включающая в себя свою противоположность, из которой она (целостность) возникла - свою биологическую основу. Социальная сущность является, таким образом, не непосредственной и одномерной, плоской, а опосредованной, многоуровневой и интегральной (поскольку интегрирует в себе биологическую сущность). С позиций интегральной концепции человек и общество обладают " настоящей биологией", не потерпевшей никакого ущерба в своей биологической сущности. Биология человека и общества, во-первых, сохраняет основные свойства и закономерности живого; во-вторых, она представляет собой высшую разновидность биологического, " наисложнейшую универсальную биологию". Поскольку в человеке основные структуры и функции наиболее развиты и универсальны, поскольку биология в нем достигла своей высшей реализации, человек является " наиболее биологическим" из всех живых существ. Универсальная биология человека - основа его универсальной социальной природы." Социальное, таким образом, не подавляет, не вытесняет, а развивает биологическое, элиминируя при этом собственно " звериные" черты, вступающие в противоречие с социальным образом жизни". Так что же в нас самих берет верх: биологическое, природное начало или социальное существование? Вопрос открыт, открыт в будущее. Еще долго философы, социологи, психологи, биологи будут биться над этой проблемой. Еще не раз мы обратимся к ней, ведь решение вопроса о соотношении биологического и социального во многом ориентирует человека на формирование отношения к собственной жизни, на поиск смысла нашего существования.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  2. I. Обучение перемещениям—20 мин.
  3. I. Понятие как форма мышления
  4. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  5. II. Обучение верхней передаче двумя руками—40 мин.
  6. II. Обучение верхней передаче—20 мин.
  7. II.3.3. Исследования по истории мирового кино
  8. III Изучение отношения потребителей к определенной марке товара
  9. III. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  10. III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
  11. III. Основные идеологические течения в истории гражданского права. Идеализм и позитивизм
  12. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1271; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь