Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Справочные материалы по музыкеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Справочные материалы по музыке Виды музыки: По способу исполнения Вокальная, хоровая Инструментальная музыка — музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка. По содержанию - Легкая, серьезная Стили: Античный Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века. Полифония – вид многоголосия (фуга, канон - полифонические жанры) Барокко, классический, романтический, импрессионизм, модерн, современный Средства музыкальной выразительности Мелодия одноголосно изложенная музыкальная мысль, ряд звуков разной высоты, организованный ритмически. Лад – звуковысотная система, где каждая ступень – на своём уровне. Лад определяет окраску мелодии. Самые известные лады – мажор и минор. Ритм соотношение длительностей звуков в их последовательности Темп – скорость движения музыки: медленно спокойно оживлённо быстро живо Тембр - окраска звучания инструментов или голоса Регистр - высота Динамика - громкость (форте, пиано) Интонация - смысловая выразительность Форма - план музыкального произведения. 1 часть 2 части 3 части Вариации( А., А1, А2, А3…) Рондо(АВАСАDА…) Сонатная форма. Вариации - (изменение) – это музыкальная форма, основанная на теме и её вариациях Рондо – Французская хороводная песня – танец. Рефрен один, запевы меняются. Соната - музыкальное произведение для одного – двух инструментов. Например: соната для скрипки с фортепиано. Строение I части сонаты, симфонии, увертюры, квартета. Вступление. Первый раздел сонатной формы – Экспозиция. Экспозиция – это показ тем. Как правило, две основные темы. Часто они контрастны между собой, что и определяет дальнейшее развитие произведения. Экспозиция состоит из 4 тем: главная, связующая, побочная и заключительная. Смысловая нагрузка ложится именно на главную и побочную партии. Разработка (строится на мотивах экспозиции). Реприза (повторение тем экспозиции с изменениями). Кода (эпилог, послесловие). Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра. Состоит из четырёх частей: Быстрая, Медленная, Весёлая, Торжественная. Жанры: (от франц. – вид). Каждому жанру присущи характерные средства музыкальной выразительности. Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Марш- - муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей… Песня – это форма вокальной музыки. В песне важны слова и мелодия. Вокализ – пение без слов Романс - жанр вокальной музыки; Музыкально - поэтическое произведение для голоса с сопровождением гитары. Баллада - Песня или пьеса повествовательного характера с драматическим и лирическим содержанием. Пьеса – музыкальное произведение небольшого размера: музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов, фантазии, рапсодии, сюиты, концертино. Особый жанр инструментальной музыки - концерт с оркестром, где виртуозные особенности фортепиано или других инструментов выступают с особой яркостью. Увертюра - инструментальная (как правило, оркестровая) пьеса, исполняемая перед началом какого-либо представления — оперы, балета, кинофильма и т. п., либо одночастное оркестровое произведение, часто принадлежащее к программной музыке. Опера (от итал. букв. – труд, сочинение)– жанр вокального музыкально-драматического искусства, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. Примеры: М. Глинка «Иван Сусанин», Ж. Бизе «Кармен», М. Мусоргский «Борис Годунов». ( Увертюра, ария, каватина, речитатив, либретто – краткий текст, лейтмотив - яркая, образная мелодическая тема. Лейтмотив изменяется по мере развития образа) Балет - вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию и изобразительное искусство, вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Оратория (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́ льшими размерами и разветвлённостью сюжета. Кантата многочастное вокально-симфоническое произведение торжественного или повествовательно-эпического характера (термин “кантата” происходит от итальянского cantare — петь) Квартет – ансамбль из четырёх человек Квинтет – ансамбль из пяти человек Музыкальный образ – это мысли и чувства композитора, выраженные в звуках. Они бывают лирическими, драматическими, эпическими и т.д. Воображаемые картины окружающего и внутреннего мира человека, созданные средствами музыкальной выразительности.(«Утро», «В пещере горного короля»Э. Григ.«Грустный вальс» Я. Сибелиус.) Музыкальная драматургия – это процесс развития музыкального произведения. Музыкальная мысль, развиваясь посредством изменения средств музыкальной выразительности, и образует динамику музыкального звучания, называемую музыкальной драматургией. Драматургия – это воплощение идеи, замысла композитора в музыкальном произведении через развитие одного или нескольких музыкальных образов. Различают два типа драматургии: конфликтная драматургия и драматургия сопоставлений. (например, Бетховен увертюра «Эгмонт» и Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила») Одними из наиболее распространённых способов развития музыки являются: повторение, варьирование, секвенция, имитация. 2.Музыкальный сценарий, определяющий взаимоотношения образов в произведении
Программная музыка – это музыка, которая имеет конкретное содержание. Такие произведения имеют определённый заголовок или литературное предисловие (эпиграф), созданное или избранное самим композитором. Пример: Бетховен Увертюра к драме Гете «Эгмонт». Вступление. Испанцы. Народ. Экспозиция. Эгмонт. Клерхен. Разработка. Испанцы. Клерхен. Реприза. Клерхен. Смерть Эгмонта. Кода. Победа восставшего народа. Зарубежная музыка
Русская музыка
Симфонический оркестр Струнно-смычковая группа: Духовая деревянная группа Духовая медная группа: труба, тромбон, валторна, туба
Типы вокальных диапазонов: Бас - самый низкий мужской голос. Баритон - средний мужской голос. Дискант - высокий голос мальчика. Альт – низкий женский голос. Сопрано – высокий женский голос. Колоратурное, Лирическое, Драматическое Употребляйте словарь эмоций
Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный. Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются " штилями ", " хвосты " и " ребра " - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы. Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться. Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках: над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану. Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз. Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.
Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз - то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно " относить ветром" вправо от линии штиля. Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот. Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз - для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз. Ноты могут объединяться в группы За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных " точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом. Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке. Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане. Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях. Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы " наматываться" на вторую линию нотоносца. Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию. Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом: Действие знаков альтерации на высоту нот такое: Диез - повышает высоту ноты на полтона Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности. К ним относятся: а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
г) Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "...а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба: Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты " раскрытыми объятиями", то есть, может переворачиваться вверх ногами. Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты: б) знак повтрения - реприза - употребляется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого, произведения, например народной песни. Если по замыслу композитора это повторение должно исполняться без изменений, точно, как в первый раз, то автор не пишет весь нотный текст заново, а заменяет его знаком репризы.
в) Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть, являющаяся буквальным повторением первой части, не выписывается, то взамен этого в конце второй части пишут: Da capo al fine, что по-итальянски значит - с начала до слова конец, а конце первой части пишут слово - Fine (конец). Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тактом, с которого должно начаться повторение, ставят знак: (segno), а в конце второй части пишут: Dal segno al fine, что значит: от знака (сенио) до конца. При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кодаозначает заключение). 1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак: Справочные материалы по музыке Виды музыки: По способу исполнения Вокальная, хоровая Инструментальная музыка — музыка которая, в отличие от песенной, исполненяется без слов. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Камерная музыка - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения. Симфоническая музыка. По содержанию - Легкая, серьезная Стили: Античный Средневековый(появляется полифония с 11 и до 18 века. Полифония – вид многоголосия (фуга, канон - полифонические жанры) Барокко, классический, романтический, импрессионизм, модерн, современный Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы