Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 23. Операции над веществеенными
Вещественные типы данных используются для представления вещественных данных, с плавающей или фиксированной точкой. Вещественные типы данных в Делфи – Real, Single, Double, Extended. Над вещественными типами данных определены следующие операции: 1. Арифметические: · Одноместные: § +(сохранение знака). Пример: Х: =0, 5; Y: =+X; Результат: Y=0, 5 § -(изменение знака). Пример: Х: =0, 5; Y: =-X; Результат: Y=-0, 5 · Двухместные: § Сложение(+) Пример: Х: =0, 5; Y: =X+2, 5; Результат: Y=3, 0 § Вычитание(-) Пример: Х: =0, 5; Y: =X-2, 3; Результат: Y=-1.8 § Умножение(*) Пример: Х: =0, 5; Y: =X*2, 0; Результат: Y=1, 0 § Деление(/) Пример: Х: =0, 5; Y: =X/5, 0; Результат: Y=1, 0 2. Операции сравнения: · Равно(=). Нельзя сравнивать вещественные числа, на ТОЧНОЕ равенство! Пример: X=Y Результат: True, если X=Y · Неравно(< > ) Пример: X< > Y Результат: True, если X> Y или X< Y · Больше(> ) Пример: X> Y Результат: True, если X> Y · Меньше(< ) Пример: X< Y Результат: True, если X< Y · Больше или равно(> =) Пример: X> =Y Результат: True, если X> Y или X=Y · Меньше или равно(< =) Пример: X< =Y Результат: True, если X=Y или X< Y Так же над вещественными типами данных определены следующие функции: · Round(x) – Округление к ближайшему целому, результат целочисленный · Trunc(x) – Целая часть x, результат целочисленный · Int(x) – Целая часть x, результат вещественый · Frac(x) – Дробная часть х, результат вещественый · Abs(x) – Модуль х, результат вещественый · ArcTan(x) – Арктангенс угла х, результат вещественый · Cos(x) – Косинус угла х, результат вещественый · Sin(x) – Синус угла х, результат вещественый · Exp(x) – Експонента числа х (ех), результат вещественый · Ln(x) – Натуральный логарифм от х (по основанию е), результат вещественый · Sqr(x) – Возвращает квадрат числа х, результат вещественый · Sqrt(x) – Возвращает кваратный корень числа х, результат вещественый · Sizeof(x) – Возвращает размер переменной х в байтах, результат целочисленный Вопрос 24. Символьный тип данных Переменные типа Char могут хранить одиночный символ. В памяти такая переменная занимает 1 байт, соответственно может принимать 256 различных значений. Значением типа Char может быть любой символ из набора ASCII. Символы упорядочены в соответствии с их кодом, поэтому к данным символьного типа применимы операции отношения. Допустимые операции: Например: ‘A’: =‘W’ Например: ‘A’ < ‘W’ Функции, которые применимы к символьным переменным:
Пример: ord(‘a’)=97.
Пример: chr(97)=’a’.
Пример: pred(‘B’)=’A’.
Пример: succ(‘A’)=’B’. Вопрос 25. Логический тип данных Логический тип определяется как скалярный тип, множество значений которого состоит всего из двух значений. По-другому логический тип называется Булевским типом данных. Диапазон значений данных булевских типов представлен двумя предопределенными константами: True — истина и False — ложь. Значения логического типа упорядочены: значение False имеет порядковый номер 0, значение True имеет порядковый номер 1. Булев тип данных может быть реализован и храниться в памяти с использованием только одного бита, НО обычно используется минимальная адресуемая ячейка памяти (обычно байт). Сделаем вывод: Значения типа Boolean обычно занимают один байт памяти. Логические переменные объявляются в разделе описания переменных. Например, Var Flag: Boolean; X, Y, Z: Boolean;
Логическими константами является предопределенные в языке Паскаль идентификаторы: True и False. Например, можно записать X: = True; Y: = False; В этом случае переменным X, Y логического типа присваиваются значения констант True и False. Над значениями типа Boolean определены операции, которые представляет таблица 1: Таблица 1 – Операции, определенные над логическими данными Правила выполнения логических операций над логическими значениями поясняет таблица 2: Таблица 2 – Правила выполнения логических операций Таблица 2 построена по правилам алгебры логики (булевой алгебры), где 0 соответствует значению False (ложь), 1 – значению True (истина). Например, если A = False; B = True, то A And B = False A Or B = True A Xor B = True Not A = True Not B = False. Над данными логического типа определены встроенные функции, которые представляет таблица 3: Таблица 3 – Встроенные функции, определенные над логическими данными Вопрос 26. 1. Выражение это формальное правило для вычисления некоторого значения. Выражение строится как совокупность операндов, объединенных знаками операций, выполнение которых приводит к вычислению значения выражения. Главное совйство выражений - возможность иметь значение. Арифметическое выражение – это выражение, результатом вычисления которого является целое или вещественное значение. Примеры записи Численные (арифметические) выражений x+5 (a+b)/n a+b/n sin(x)*sqr(x) 1/(1+abs(sin(x))) Trunc((max-min)/dx) Логическое выражение – это выражение, результатом которого является логическое значение (True или False). Примеры логических выражений: (x> =0)and(x< =10) (ch='y')or(ch='Y') (x=5)or(y=1) (x+1> 0)and(x+1< 10) or (y> 0)and(y< 2) Символьное выражение – это выражение, результатом вычисления которого является символьный тип данных Char (т.е. отдельные символы). Примеры символьных выражений. 1) ‘A’ – символьная константа. 2) X – символьная переменная. 3) Pred (X) ( X – переменная типа Char). 4) Chr (I) ( I – переменная типа Integer).
Таблица 2.9. Приоритет операций
Вопрос 27. операторы Наиболее часто используемым оператором линейной программы является оператор присваивания. Оператор присваивания предписывает вычислить значение выражения, записанного в его правой части, и присвоить его переменной, имя которой записано в левой части. К моменту вычисления выражения все входящие в него переменные уже должны быть определены (иметь некоторые значения).– ТИПЫ: арифметический, логический, символьный. · Арифметический оператор присваивания. Служит для присваивания значения переменной арифметического типа (вещественного или целочисленного). В правой части оператора должно быть записано арифметическое выражение. Примеры арифметических операторов присваивания: X: = 0; Y: = 2 * a / b; Z: = sin(c * 2 + a * a); Все переменные должны иметь арифметический тип. · Логический оператор присваивания. Это оператор присваивания, в левой части которого указана переменная типа Boolean. В правой части оператора должно быть логическое выражение. Примеры логических операторов присваивания: A: = False; B: = G > L; C: = (E < > F) Or Odd(X); D: = Y = Z; Здесь: A, B, C, D – переменные логического типа, Х – переменная целого типа, E, F, G, L, Y, Z – переменные любых скалярных типов (совместимых между собой). · Символьный оператор присваивания. Это оператор присваивания, в левой части которого указана переменная типа Char. В правой части оператора должно быть задано символьное выражение. Примеры литерных операторов присваивания: A: = ‘A’; B: = C; D: = Pred(B); Здесь A, B, C, D – переменные типа Char. Составной оператор является производным оператором: в его состав входят другие операторы. Составной оператор служит для объединения нескольких операторов, которые должны выполняться последовательно, путем их заключения в операторные скобки. Символ (; ) используется для разделения операторов, входящих в состав составного. В составной оператор могут входить как основные, так и производные операторы, в том числе составные. Компилятор воспринимает составной оператор как один оператор. Поэтому его можно использовать везде, где можно использовать основной оператор. Примеры составных операторов. · Begin X: = 0 End Здесь составной оператор содержит один основной оператор. · Begin X: = A / B; Y: = 2 * X End Здесь составной оператор содержит два основных оператора. · Begin A: = Sin(X); Begin I: = 0; J: =0 End End Здесь составной оператор содержит два оператора: основной и составной в составе составного. Пустой оператор не задает никаких действий и не оказывает никакого влияния на ход выполнения программы. Он может быть использован везде, где по синтаксису используется понятие. Пустой оператор часто используется для размещения метки в программе, не соотнося ее с некоторым оператором; для организации возможности обращения к одному оператору по нескольким меткам. Пустой оператор может быть использован в операторе If для устранения двусмысленности, связанной с использованием его вложенной сокращенной формы.
Но, пожалуй, одно из основных назначений пустого оператора – упростить работу программиста с синтаксисом языка Паскаль, поскольку он позволяет более свободно оперировать с разделителем операторов (; ) Вопрос 28. Структура программы Программа, написанная на языке Delphi, состоит из трех основных разделов: 1) заголовок программы; 2) раздел описаний (объявлений); 3) раздел операторов. Второй и третий разделы составляют тело программы (блок). Признаком конца тела программы является точка.
Простейшая программа на Паскале схематически может быть изображена следующим образом: Program N; — заголовок программы; Var A1; A2; ...; Ak; — раздел описаний; Begin P1; P2; ...; Pn end. — раздел операторов. Здесь: N – имя программы (внешний идентификатор); Ai – описание i-й группы переменных; Pj – j-й оператор.
Расширенный пример: Заголовок программы program < имя программы>; Директивы компилятора {$< директивы> }
Подключение модулей uses < имя>, ..., < имя>;
Программный блок Константы const...; Типы данных type...; Переменные var...; Процедуры procedure < имя>; begin... end; Функции function < имя>; begin... end; Тело программы begin < операторы> end.
Синтаксис – это набор правил и соглашений, описывающих правильные предложения языка. Для записи правил синтаксиса языков программирования применяют различные формализованные системы обозначений, называемые метаязыками.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы