Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классическая и современная философии: преемственность и отличия



Современные философские концепции предстают в виде мо­заики (если не хаоса) самых различных идей, подходов, точек зрения, проблем, методов. Западная философия конца

XIX - начала XX века представляет собой множество отдель­
ных течений, школ, учений, опирающихся, несмотря на разно­
образие, на достаточно сходные основания. Этими основания­
ми являются: идеализм в его различных модификациях, ирра­
ционализм, субъективизм, и это несмотря на то, что в это же
время формируются аналитическая философия, философия
науки, которые пытаются философствовать, опираясь на науч­
ные методы. Среди современных философов ходит шутка о
том, что современная философия - это совсем не то, что препо­
дается на философских факультетах различных университетов.

Мозаичность новых философских течений XX века имеет как гносеологические, так и социальные основания. Это столе­тие прошло под знаком практически непрерывного поиска при­емлемой научной картины мира, так как ускоренное развитие науки приводило к смене парадигм в различных отраслях зна­ния. Одновременно научно-технический прогресс порождал кризисные и предкризисные явления во многих сферах жиз­ни - экологическая и ядерная угрозы, кризис культуры и т.п. Что касается социальных отношений, то антагонизм между трудом и капиталом не только не исчез, а наоборот обострился, в его сферу попали народы всех континентов, присущие капи­тализму противоречия распространились на отношения между странами, между «золотым миллиардом» и остальным миром. Философия различными способами искала либо объяснение этих процессов, либо стремилась отвлечь от их истинной при­роды - антагонизмов капиталистической системы.

И все-таки можно сказать, что западная философия в значи­тельной степени стала антропологией, что в первой половине

XX столетия в западноевропейской философии произошел по­
ворот к проблеме человека. Если важнейшей идеей
XVII - XVIII вв. была идея некоторого мирового начала, то на­
чиная с С. Кьеркегора и Ф. Ницше именно отдельный человек
становится центром философского универсума. В XX веке ги­
пертрофирование субъективности праздновало свой триумф в
экзистенциализме, «философии существования», в которой че-


ловек мог бы стать абсолютом, если бы не ограничивающее его «ничто», которое оставалось вечной загадкой философии.

Поэтому, чтобы не мельчить, ограничимся лишь кратким анализом трех основных философских направлений: неопози­тивизмом, прагматизмом и экзистенциализмом. Начнем с нео­позитивизма.

Позитивизм и его современные формы

Создателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857), провозгласивший полный разрыв с филосо­фией, хотя философией теперь называлось знание, полученное как синтез научных знаний. Поскольку позитивизм отказывался от фундаментальных проблем бытия, поскольку он отвергал как материализм, так и идеализм. Наука, по мнению позитивистов, отвечает не на вопрос «почему? », а на вопрос «как? ». Последо­вательное развитие этого принципа ведет к феноменализму, т.е. другой разновидности субъективного идеализма.

В конце XIX в. вследствие кризиса, вызванного прогрессом естественно - научного знания, на смену позитивизму приходит махизм, или эмпириокритицизм, который носит явно выражен­ный субъективно-идеалистический характер. /Чего стоит, на­пример, фраза, что «материя есть комплекс ощущений»! / Тен­денции махизма получили свое дальнейшее развитие в неопо­зитивизме, возникшем в 20-е годы XX столетия. Он получил широкое распространение в англоязычных странах, и его наи­более известными представителями были Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др. Под общим названием неопозитивизма объединяются многие теории: от логического позитивизма до аналитической философии.

Неопозитивизм - это, по сути, третье явление позитивизма миру. Первый позитивизм возник в 30-х годах XIX столетия и был основан на принципе, что все подлинное, «положительное» знание возможно лишь как результат синтеза отдельных наук, и что философия как особая наука не имеет права на существова­ние.

Логический позитивизм провозгласил своей целью борьбу с философией, имеющей дело с бытием, и ограничение теорети­ческой деятельности науки исключительно описанием ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический по­зитивизм считал «события» и «факты», подразумевая под ними чувственные данные, находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного течения является то, что оно отождествило объект с теорией объекта. Это сразу снимало во­прос о существовании объективного мира и приводило к огра­ничению сферы философского познания лишь анализом логи-86


ческого языка. Другой особенностью логического позитивизма было отождествление понятий «объективный факт» и «научный факт». Последний понимался как протокольное предложение, как явление языка. Таким образом, единственной реальностью для философии оказывались языковые факты. Отсюда мир предстает как универсум языка, а функция филосо­фии - объяснение деятельности человека этими фактами.

Пустота и бесплодность формального анализа языка науки в конце концов привели к новым проблемам. Предметом анализа уже стали значения слов и знаков, что привело к семиотиче­ским проблемам, а это уже имело прямой выход на практику /создание вычислительной техники, разработка машинных язы­ков и т.п../. Неопозитивизм эволюционировал от анализа языка науки к анализу обыденного языка, что вело порой к более или менее содержательному анализу собственно философских про­блем.

Прагматизм и его эволюция

Философия прагматизма получила свое распространение в США, поскольку ее основные принципы адекватно выражали «дух» среднего американца. Главными представителями его были Ч, Пирс, У. Джемс иДж. Дьюи. Философия должна стать не размышлением о первоначалах бытия, а общим методом ре­шения тех проблем, которые возникают в процессе практиче­ской деятельности людей, протекающей в непрерывно меняю­щемся мире. Однако опыт не дан нам изначально, он формиру­ется нашими познавательными усилиями в процессе решения жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ч. Дарвина, прагматизм рассматривает мышление как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия. Мышление является не способом познания мира, а всего лишь инструментом преодоления сомнений, возникаю­щих в процессе деятельности. Поэтому идеи, понятия, тео­рии - всего лишь орудия действия.

Отсюда и решение проблемы истины. Она всего-навсего - «полезность». Поэтому главным критерием человече­ской деятельности является успех, который абсолютизируется, превращаясь не только в единственный критерий истины, но в само содержание истины.

Отсюда и оправдание религиозной веры, которая при таком подходе также является истинной, поскольку служит людям и приносит им удовлетворение. Верование сводится к привычке и определяется как готовность действовать определенным обра­зом. Поэтому изменение верований - это всего лишь изменение привычек: изменил привычку - изменил веру.


Прагматизм как философское течение был популярен в США до конца 40-х гг. XX столетия. Он оказал огромное влия­ние на политических и общественных деятелей, проник в обще­ственное сознание. Однако прагматизм ограничивает кругозор человека нуждами текущего момента, не позволяет человеку заглянуть в будущее, а значит, мешает понять настоящее. Ведь сиюминутная польза может помешать человеку выиграть в главном, даже если считать пользу - единственной религией че­ловека. Поэтому прагматизм все больше и больше сближался с неопозитивизмом - крайним уходом от реальности.

Экзистенциализм

Экзистенциализм, или «философия существования» был са­мым модным философским течением в середине XX в. Его наиболее яркими представителями были: К. Ясперс и М. Хайдеггер в Германии, Г. Марсель, Ж. - П. Сартр, А. Камю во Франции, Н. Аобаньяно в Италии, У. Баррет в США. Это философия - непосредственная преемница философии А. Бергсона и Ф. Ницше. Свой метод она заимствовала у Э. Гуссерля, а основные идеи - у С. Кьеркегора.

Датский мыслитель С. Кьеркегор дал данному направлению идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью человеческой индивидуальности, с ее интим­ными переживаниями. Если объективное научное мышление безразлично к мыслящему субъекту, то экзистенциональный мыслитель заинтересован в своем мышлении, он существует в нем. Поэтому для негоне бывает объективной реальности, ото­рванной от субъективной.

Вместе с тем С. Кьеркегор писал об обреченности человека, его ужасе и отчаянии. Человеческий разум не в силах понять жизнь, поэтому ему остается только верить, а чем абсурднее жизнь, тем крепче должна быть вера.

Поскольку задача экзистенциальной философии - занимать­ся вопросами сугубо человеческого бытия, постольку главным методом философии является феноменологический метод. Суть его состоит в том, что предметом философии, по Э. Гуссерлю, является «чистое» сознание, т.е. сознание, очищенное от связи с внешним миром. Это чистое сознание представляет собой аб­солютное бытие, в котором только и возможно истинное зна­ние.

Однако это идеальное бытие, напоминающее идеальный мир Платона, на самом деле имеет с ним мало общего. У Платона идеи образуют идеальный мир истинного бытия, тогда как у Э. Гуссерля идеальные сущности вообще не обладают бытием. 88


В его учении сущность отделена от существования. Это и взял на вооружение экзистенциализм, разделив сущность и сущест­вование человека.

Отсюда мысль экзистенциализма о том, что нет общей для всех людей сущности. Есть лишь существование каждого ин­дивида, абсолютно не похожего на других. Вопрос о том, «быть или не быть собой», встает перед каждым, кто задумывается о человеческой жизни вообще и о своей жизни в частности. Дей­ствительно, в мире всеобщей обезличенности, социального и духовного гнета крайне важно сохранить свою самобытность и ценность. Вопрос состоит в том, как это сделать. С точки зре­ния экзистенциализма, поскольку человек живет в чуждом ему и страшном мире, один из героев Ж.-П.Сартра говорит: «Ад - это другие», ему остается либо уйти в собственную экзи­стенцию, либо бунт.

И здесь на первое место выдвигается проблема свободы: ведь человек, по Ж.-П.Сартру, обречен быть свободным. А это означает, что свобода превращается в мучительную необходи­мость, т.е. свою противоположность. К тому же свобода трак­туется не как свобода действия, а как свобода либо выбора, ли­бо отношения к миру. Например, узник или раб тоже могут быть свободными, если осознают свое положение и невозмож­ность его изменить.

Действительно, идеи свободы, сохранение своей индивиду­альности во все времена волновали мыслящих людей, но фило­софия должна давать им истинное понимание того, что нужно для этого делать. Экзистенциализм этого дать не может. Ведь если человек обречен быть свободным, то, что бы он ни делал, все будет правильно. В результате получается, что ему нечего выбирать, любой его выбор ничуть не лучше и не хуже другого, а значит, в конечном счете, лишен смысла.

Экзистенциализм поставил большое количество проблем человеческого бытия /смысла жизни, свободы и ответственно­сти человека, сохранения своей индивидуальности и т.д./, но не одну проблему он так и не решил. Но, как правильно назвал его С. Великовский, он - большая совесть западной цивилизации, и в этом смысле сам является способом духовно пережить кризис неистинных человеческих отношений. В этом, по-видимому, его непреходящее значение. Общую тенденцию «очеловечива­ния» мира экзистенциализм довел до полного антропоцентриз­ма и субъективизма. Но мысль, что человек с его переживания­ми, эмоциями, страхами и надеждами и есть главная философ­ская проблема, ничто не может отменить.

Наряду с рассмотренными философскими направлениями гносеологические и социальные противоречия XX века привели


также к появлению таких течений, как герменевтика, феноме­нология и т.д.

Словарь

Аналитическая философия - направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единст­венным способом постановки философских проблем. Аналитиче­ская философия отрицает способность философии отражать объек­тивный мир и по сути выражает тенденцию неопозитивизма в со­временной философии.

Герменевтика - искусство понимания, искусство истолкования текстов. В отличие от неопозитивизма, герменевтика считает, что язык уже несет в себе миропонимание, поэтому достаточно его изучить, чтобы понять мир.

Иррационализм - направление в философии, которое, в противо­положность рационализму, ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности. И делает основой миропонимания нечто недоступное разуму, утверждая тем самым, что само бытие иррационально. Он на первый план выдвигает во­лю /волюнтаризм/, интуицию /интуитивизм/, инстинкты /бессознательное/.

Неопозитивизм - отрицает способность философии познавать мир. В новых условиях продолжает традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, но в отличие от XIX в., сводит зада­чи философии к анализу языковых форм познания.

Неотомизм - философия современного католицизма, претендую­щая на универсализм, на синтез веры и разума, умозрения и эмпи­рии, созерцательности и практичности, индивидуальности и со­борности. Однако основой этого направления все равно остается религиозная догматика, опирающаяся на божественное открове­ние. Подобно томизму неотомизм считает философию служанкой богословия.

Неофрейдизм - направление в современной философии, которое соединяет классический психоанализ с социологическими и этно­графическими теориями. В отличие от биологизма З.Фрейда, не­офрейдизм считает, что личность детерминируется обществом и культурой.

Позитивизм - философское направление, считающее, что «поло­жительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследо­вание реальности, не имеет права на существование.

Прагматизм - субъективно-идеалистическое философское учение, считающее философию не учением о первозданности бытия, а об­щим методом решения проблем. Прагматизм не ставит своей це-


лью познать мир, главное для него - успех, польза, материальная выгода. Отсюда полное устранение познавательного отношения к миру и проблемы истины.

Психоанализ - метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания психические процессы и мотивации. Томизм - направление в теологии католицизма, опирающееся на учение Ф. Аквинского. Попытка соединить религиозную догмати­ку с уважением к правилам разума.

Феноменология - философское, направление, стремящееся осво­бодить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чис­тое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия жизни - иррациональное философское течение, цен­тральной категорией которого выступает «жизнь» как некая ин­туитивно постигаемая целостная реальность, не относящаяся не к материи, ни к духу.

Фрейдизм - общее обозначение различных школ в психоанализе, применяющих психоанализ для объяснений явлений культуры, общества, творчества.

Экзистенциализм - философия существования в отличие от клас­сической философии сущности. Существование в отличие от сущ­ности постигается не разумом, а чем-то вне- или наднациональ­ным. Поэтому познавательные функции философии и науки для постижения экзистенции не применимы. Сама экзистенция, по Сартру и Хайдеггеру, есть бытие, направленное в ничто и сознаю­щее свою конечность. Поэтому философия экзистенциализма глу­боко трагична.

Вопросы для самоподготовки

1) Чем классическая философия отличается от неклассической?

2) Может ли наука быть «сама себе» философией?

3) Основной принцип экзистенциализма «существование пред­
шествует сущности». Как это понимать?

4) Можно ли считать человека свободным, если не он выбирает
свободу, а она его?

5) Чем отличается понимание практики в марксизме и прагма­
тизме?

6) Если истина полезна, то можно ли утверждать, что полезность
истинна?

7) Что такое феноменологическая редукция?

8) Почему позитивизм, опирающийся на науку и научный метод,
является тем не менее разновидностью субъективного идеа­
лизма?

9) Как понимается «жизнь» в «философии жизни»?

10) Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гу­
манизмом?


10) Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологи­
ческой философии. М., 1986.

11) Мир философии. Книга для чтения, М., 1991, 4.1, 2.

12) Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Вопросы философии,
1989, № 5.

13) Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

14) Ортега - и - Гассет. Что такое философия? 1991.

15) Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

16) Поппер К. Нищета историзма. // Вопросы философии, 1992,
№8-10.

17) ПолперК. Открытое общество и его враги. М., 1992. т. 1, 2.

18) Проблема метода в современной буржуазной философии.
М., 1986.

19) Рассел Б. Почему я христианин. М., 1958.

20) Рассел Б. История Западной философии. М., 1969, Кн.З, ч.2.

21) Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы.
М., 1957.

22) Сартр Ж.П. Избранные произведения. М., 1992.

23) Социальная философия Французской школы. /Критические
очерки/. Изд. второе, дополненное. М., 1978.

24) Сумерки богов. Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю,
Ж П. Сартр. М., 1989.

25) Тавризян Г. М. О. Шперглер, Й. Хейзинга: две концепции кри­
зиса культуры. М., 1988.

26) Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.

27) Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.
М., 1986.

28) Феномен человека. Антология. М., 1993.

29) Франк Ф. Философия и наука. М., 1990.

30) Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

31) Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

32) Фромм Э. Иметь или быть? Второе дополненное изд. М., 1990.

33) Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.
М., 1977.

34) Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

35) Честертон Г.К. Вечный челосек. М., 1991.

36) Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

37) Шерток Л., Р.де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Мес-
смера до Фрейда. М., 1991.

38) Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

39) Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

40) Ясперс К. Смысл и значение истории. М., 1991.


МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Основные отличия вирусов от других живых организмов.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2084; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь