Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Введение Сегодня особое место в реализации творческих возможностей населения принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых и дети, и взрослые имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами. Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени людей, особенно в подростково-молодежный период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития. Чтобы по-настоящему разобраться в современных социально-культурных процессах, происходящих в обществе, необходимо рассмотреть основные составляющие всей сферы культурно-досуговой деятельности, начиная с ее задач и функций и заканчивая особенностями технологического процесса в различных субъектах этой сферы. Знакомясь с материалами учебника, читатель заметит, что авторы попытались максимально полно раскрыть сущность разнообразных социально-культурных технологий и сделать особый акцент на наиболее значимых видах и формах культурно-досуговой деятельности, которые имеют место в работе с детьми и подростками, молодежью и людьми третьего возраста, различными социальными группами. Не случайно говорят, что освоение технологий - это критерий профессионализма организатора досуга. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, приоритета гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению, особую актуальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями в области экономики, психологии, педагогики, культурологии, юриспруденции. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики. Изучение технологий социально-культурной деятельности позволяет охватить основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности. Технология - предметное единство природного и социального в сфере практики. Следовательно, рассмотрение технологических основ социально-культурной деятельности как технологического процесса, на наш взгляд, не только позволит специалистам изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования. В данном учебном пособии технология социально-культурной деятельности представлена совокупностью общих, функциональных и дифференцированных методик, которые постоянно совершенствуются и обогащаются за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и континентов. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов университетов и вузов культуры и искусств, которые обучаются по специальностям «Социальная работа» и «Социально-культурная деятельность». Его цель состоит в том, чтобы полнее и глубже раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и досуга, и на этой основе дать будущим специалистам технологические основы организации социально-культурной деятельности для разновозрастных групп населения. Авторы не претендуют на исчерпывающее изложение всех методик, используемых в социально-культурной сфере, а лишь пытаются дать анализ современных тенденций, происходящих в нашем обществе, рассмотреть конкретные технологии, наработанные в сфере культуры и досуга. Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы как неотъемлемой части социального организма происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом. В сложной ситуации оказались в настоящее время досутовые учреждения. Сегодняшняя ориентация на выживание, приоритетное развитие платных услуг, многие другие проблемы заставили изменить прежние стереотипы. В досуговой деятельности подвергнуты забвению такие важные и ведущие функции, как просветительная и воспитательная; утрачиваются понятия: патриотизм, гражданское достоинство, общественный долг и многое другое. Вместе с тем переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим преобразования изменили социальный заказ со стороны общества на социально-культурную деятельность в направлении профессионализма, повышения эффективности подготовки кадров этой отрасли. Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соответствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и практиками, работающими в сфере культуры и досуга. В настоящее время в практике работы учреждений культурно-досуговой деятельности используется большое разнообразие социально-педагогических и психологических методик, направленных на изучение вкусов и предпочтений посетителей, развитие их талантов и способностей. Однако, учитывая то. что сфера культуры имеет социально открытый характер и отличается динамизмом, разработка новых технологий связана с определенными сложностями, К тому же действующие разнопрофильные социально-культурные институты имеют свои специфические особенности. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Список рекомендуемой литературы 1. Арнольдов АИ. Введение в культурологию. М.: Народ. Академия •| культуры и общечеловеч. ценностей, 1993. 2. Закон Российской Федерации - Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. : ': №46. М, 1992. 3. Золотоносов М. Наш прекрасный новый мир // Моск. новости. 1995, : 20-27 авг. 4. Иония Л.Г. Культура на переломе // Социол. исследования. 1995. № 2. ~ С. 41-46. 5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995.! 6 Михайлова Л.Н. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 7. Теория и методика-coциальной работы/ИГ. Зайнышев и др.: В 2 ч. Ч. 1.tM.: «Союз», 1994. 8. Триодин В.Е. Клуб и свободное время, М.: Профиздат, 1982. Список рекомендуемой литературы 1. Жарков АД. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособ. М., 1998. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., МГУК, 1995. 3. КларинМ.В. Педагогическая технология. М., 1989. 4. Питюков ВМ. Основы педагогической технологии. М., 1997. 5 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. Список рекомендуемой литературы 1. Григорьева ЕМ., Веяитнова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций. ТГГУ, 2000. 2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусста. М., 1998. 3. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. 4. Культурно-досуговая деятельность. Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Жар-Jкова и В.М. Чижикова. М.: МГУКД998. 5. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник.JОмск, 1992. Список рекомендуемой литературы 1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998. 2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995. 3. Культурно-досуговая деятельность. Уч. пособие / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. 4. Мышление и кибернетика // Вопросы философии, 1963. №1. С.36. 5. Новаторов В.Е. Словарь-справочник. 6. Образование и культура: традиции и новаторство. Материалы научн. конференции. СПб., 1998. С.50. 7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселевой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалева. М.: МПСИ, 2000. 8. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М., 1984. С. 134. ТЕХНОЛОГИИ Технологии Отечественные технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи. Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы «Лидер», «Родина», «Валеология», «Юный патриот», «Мой досуг», «Помоги себе сам», «Познай себя» и др. Стали регулярно проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Молодежь и духовное наследие», «Культура и мы», форумы «Культура мира в восприятии детей», «Манифест мира и культуры» (по материалам VВсемирного конгресса клубов и ассоциаций ЮНЕСКО, прошедшего в Екатеринбурге летом 1999 года); экологические олимпиады, деловые игры; познавательные конкурсы «Отец и сын», «Мать и дочь», «Лучшая бабушка года», «МушкетерыXXвека», «рыцарские» турниры; конкурсы по профессиям. Все это, в свою очередь, рождает массу новых инициатив по месту жительства: общественные музеи, интеллектуальные клубы, «колледжи» политических наук. В программе такого «колледжа» (опыт г. Саратова): • культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире; • речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искз'сство полемики, публичной речи, журналистские навыки; • политменеджмент - развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике; • методика предвыборных технологий; • овладение цивилизованными методиками политического маркетинга: • подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста. Это своеобразная модель распространенных у западной молодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афоризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься политикой, рано или поздно она займется вами». В нашей истории есть богатый опыт общественно-политических клубов: от «Зеленой лампы» и «Арзамаса» эпохи декабристов и Пушкина до «Красной гвоздики» советских времен, «В поддержку реформ», «Перестройки» 90-х. Актуальной в планах работы учреждений культуры стала рубрика «К 2000-летию Рождества Христова». Здесь также используются информационно-просветительские формы, где органично взаимодействуют религиозная и художественная культура, духовные искания. Чаще всего используются лекции, встречи со священнослужителями и богословами, верующими и атеистами; концерты духовной музыки, органные вечера, религиозный театр, фольклорный театр языческих мифов, фестиваль колокольного искусства, выставки иконной живописи, экскурсии в Центры духовной культуры, монастыри, древние соборы и другие религиозно-культовые учреждения. Большое количество локальных групп включается в федеральные социально-культурные программы: «Всероссийский конкурс учреждений социально-культурной сферы», «55-летие Великой Победы», «Реставрация и охрана памятников старины», «Возрождение культурных традиций и ремесел», «Дети России». Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. В рамках Десятилетия Всемирной культуры (1988-1998 гг.) проводились самые различные мероприятия, в которых через международный союз работников культуры, туризма и спорта принимали участие россияне. Карнавал культур, фестиваль «Мир фольклора» (Канада), фестиваль русского искусства во Франции, Германии; культурно-благотворительные акции «Звезды мира - детям», «Инвалид в большом городе», «Эхо радиации»; молодежные форумы «Культурный герой XXIвека», «2000 год - год Культуры». Принята новая программа ЮНЕСКО «Десятилетие коренных народов севера». В рамках ее масштабный культурно-образовательный проект «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь» (Смитсоновский институт США, музеи Аляски и Российского Дальнего Востока под патронажем Министерства культуры РФ), программы «Дети Севера», «Сохранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайнего Севера», фестиваль детского творчества «Вслед за солнцем»; межрегиональные, краевые, областные фестивали, конкурсы, смотры, конференции, брифинги, экспресс-информационное освещение и обеспечение массового участия всех социальных и этнических групп населения. В программы заложен большой формирующий потенциал, перспективность. Издаются буквари, словари, учебники на национальных языках народов Севера, детская литература, газеты, журналы; публикуются этнические произведения национальных писателей. В календаре общественных событий есть даты, во многом определяющие информационно-просветительскую деятельность в социально-культурной сфере. Это всемирные или международные Дни: Науки - 16 апреля, Знаний - 1 сентября, Борьбы с неграмотностью - 9 сентября, Театра - 27 марта, Земли - 22 апреля, Танца - 29 апреля, Семьи - 15 мая, Музея - 18 мая, Славянской письменности - 25 мая, Культуры - 31 мая, Детства - 1 июня, Кино - 27 августа, Матери - 21 сентября, Пожилых людей -1 октября. Музыки - 2 октября, Молодежи - 10 ноября, Протеста против ядерного оружия - 6 августа, Студентов - 17 ноября, Некурения - 23 ноября, Инвалидов - 3 декабря, Прав человека -10 декабря. В их проведении учреждения культуры и просвещения взаимодействуют с ветеранскими, волонтерскими, детскими, молодежными организациями, фондами; социальными структурами, центрами социальных технологий, творческими союзами; привлекают меценатов, спонсоров. Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творчества, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художественное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское музыкальное (ему исполнилось; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское театральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали международными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассоциации. По их инициативе проходят такие разноплановые фестивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, вокальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных композиторов; авторской песни (Грушинскому фестивалю - 30 лет, один из самых популярных и массовых) и мн. др. В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. По опыту других стран стали проводиться тематические: фестивали Воды, фестивали Хлеба, фестивали Земли, фестивали Птиц. Организаторы лишний раз стремятся, используя оригинальную художественную форму, привлечь внимание к проблемам и достижениям, к вопросам и ответам, к статистике и прогнозам. В рамках многих фестивалей работают семинары, круглые столы, экспериментальные лаборатории, происходит обмен информацией, контакты, обучение. Актуализировалось соотношение традиционного и нового, национального и народного, светского и религиозного. Диалог на языке искусства всегда приемлем, толерантен, понятен. Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), Праздники литературы, поэзии. Вот как строился вечер памяти Е. Баратынского к 200-летию поэта в Тамбовской филармонии: слово о поэте. Выступление представителей общественности края. Информация ученых о новых открытиях в биографии и творчестве, о планах возведения историко-культурного комплекса в селе Мара. Выступление членов «Клуба друзей Е. Баратынского». Стихи, камерная музыка. С 1996 года Россия принимает участие во Всемирных компьютерных играх в Калифорнийском «Компьютерленде». При поддержке экономического образовательного Центра РФ наши молодежные команды из разных уголков страны часто одерживают победы в разных номинациях. Юные спорщики активно участвуют в Международной программе «Дебаты». Диспут - это очень привлекательная форма в информационно-познавательной работе с молодежью.Диспут чаще всего используется для выявления, развития и закрепления информационно-познавательных интересов и потребностей, в которых можно выделить три этапа: 1. Выявление ситуативного интереса и формирование положительного отношения к полученной информации (стадия любознательности). Ведущие методы: внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия. Формы: обзоры, доклады, панорама событий, (культурная, спортивная панорама), комментарии, вопросно-ответные формы, тесты, «микрофон в зале», встречи с интересным собеседником. 2. Дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к информации, ее закрепление и углубление (стадия творчества). Дифференциация интересов. Преобладающие методы: убеждения, одобрения, примера, авторитета. Метод перспективных линий. Формы: пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, форумы, ток-шоу, конкурсно-познавательные программы, ассамблеи. 3. Закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельно-творческой познавательной деятельности (собственно познавательный интерес). Формы закрепления, проявления - участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности - Советах, детских парламентах, объединениях, ассоциациях, обществах. В самом общем виде всю информационно-просветительскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три вида: устную, наглядную и художественно-публицистическую. Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вербального общения Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художественно-публицистический вид информирования является синтезом публицистики и искусства. Говоря о видах информационно-просветительской деятельности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию. В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы: 1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»); 2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления); 3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов); 4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров. При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс. Чаще всего формы информационно-просветительской деятельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультационно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и аудитории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различныемесячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные педагогические, тематические циклы). Следует отметить, что при организации и проведении разнообразных форм информационно-просветительской деятельности необходимо включать аудиторию учреждений культуры и досуга в творческий процесс посредством участия в кружках, клубах по интересам, диспутах и т.д. Таким образом, аудитория клуба сама становится активным субъектом информационно-просветительской деятельности. Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог как эффективное средство взаимопонимания, развития гласности, открытости, демократии, партнерского отношения людей в сфере свободного времени. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, отказ от догматизма. Диалог и диалоговые программы (лекции-диалоги, круглые столы, ток-шоу) выступают в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Учреждения культуры и досуга переходят сегодня на более интенсивное использование новых носителей информации, видеотехники, компьютерной техники. Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегоднямедиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры. На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые: • социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей; • обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных; • последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга; • мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения; • освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай». • создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное; • строительство мультиплексов - кинотеатров будущего. Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктивный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе. «Искусство становится всего лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жевательной резинки. Каждый день мы слышим избранные темы Баха, Бетховена как приложение к красноречивой рекламе масла, банковского оборудования, автомобилей, слабительных средств. Они становятся лишь спутниками более «солидных» развлечений: воздушная кукуруза, пиво, свиная отбивная, съеденная в антракте концерта или на выставке. В результате божественные ценности искусства умирают и во мнении публики. Граница между истинным искусством и чистым развлечением стирается: стандарты истинного искусства исчезают и постепенно заменяются фальшивыми критериями псевдоискусства». В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу. Контрольные вопросы 1.Характерные признаки цивилизованного общества. 2. Понятие об информационной культуре и информационных процессах в обществе. 3. История и традиции просветительства в России. 4. Основные направления информационно-просветительской деятельности. 5. Информационное обеспечение сферы культуры и досуга. 6. Понятие о социальной информации. 7. Цели и задачи информационно-просветительской работы. 8. Формы и методы информационно-просветительской деятельности. 9. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности. 10. Современные информационно-просветительские технологии. Список рекомендуемой литературы 1. Авдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. 2. БлюменауД.И. Информация и информационный сервис. СПб., 1999. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1986. 4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., 1989. 5. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. М., 1996. 6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. М., 1998. 7. Жарков А.Д. Новые аспекты информационно-просветительской работы культурно-досуговых учреждений. М, 1991. 8. Закон об информации, информатизации и защите информации // «Российская газета» от 22 февраля 1995 г. 9. Информация и информатизация в сфере народного творчества / Сост. Т.В. Зорина. М., 2001. 10. Киселева Т.Т., Красипътков Ю.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. М., 1995. 11. Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1984. 12. Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. М., 1995. 13. Культура современного мира: опыт, решения проблемы. Науч.-ин-форм. сб. М., 1999-2000. 14. Лебедев А.В. Информационные технологии в контексте гуманитарного знания (материальная база сферы культуры): Науч. информ. сб. Вып.l.M., 2000. 15. Медведева Е.А. Основы информационной культуры. Социс, 1994, №11. 16. Полагутина Л.В. Традиционная культура как канал передачи социальной информации. // Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья. Вып. 1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. 17. Проблемы информационной культуры: Сб. статей. М., 2000. 18. Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. Сб. науч. мат. СПб ГИК, 1992. Т. 135. 19.Рахитов А.И. Философия компьютерной революции. М, 1991. 20. Социально-культурная деятельность в сфере досуга: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 21. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб, 1996. 22. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1991. 23. Суртаев В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие. М., 1993. 24.Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: Монография. Тамбов-Москва, 2000. 25. Чубарьян А.О. Культура мира и демократия. Учеб. пособие. М., 1998. 26. Хитаров Э.И. Использование средств массовой информации в культурно-просветительной работе. М., 1988. 27. Цивилизация и культура в историческом процессе. М., 1995. «ТЕХНОЛОГИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Список рекомендуемой литературы 1. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т. 5. 2. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: Автореф.... доктора пед. наук. Л., 1989. 3. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления // Педагогические условия организации самодеятельного творчества. Сб. науч. тр. Л.: ЛГИК, 1982. 4. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследования // Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. / Мин-во культуры РСФСР: АН СССР; НИИ культуры. М., 1990. С.6-12. 5. Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций. Дис.... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 223 с. Список рекомендуемой литературы 1. Алексеева Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры. М, 1998. 2. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и " современность. М., 1971. 3. Григорьева Е.И., Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2000. 4. Положение о любительских объединениях и клубе по интересам. М.: г- Политиздат, 1986. Список рекомендуемой литературы 1. Кондратьев Д.Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги / Педагогика. 1998. № 4. С. 70-73. 2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 3. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения. Материалы круглого стола / Вопросы философии. 1990. С. 5-12. Список рекомендуемой литературы
Введение Сегодня особое место в реализации творческих возможностей населения принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых и дети, и взрослые имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами. Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени людей, особенно в подростково-молодежный период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития. Чтобы по-настоящему разобраться в современных социально-культурных процессах, происходящих в обществе, необходимо рассмотреть основные составляющие всей сферы культурно-досуговой деятельности, начиная с ее задач и функций и заканчивая особенностями технологического процесса в различных субъектах этой сферы. Знакомясь с материалами учебника, читатель заметит, что авторы попытались максимально полно раскрыть сущность разнообразных социально-культурных технологий и сделать особый акцент на наиболее значимых видах и формах культурно-досуговой деятельности, которые имеют место в работе с детьми и подростками, молодежью и людьми третьего возраста, различными социальными группами. Не случайно говорят, что освоение технологий - это критерий профессионализма организатора досуга. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами, приоритета гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению, особую актуальность приобретает подготовка специалистов социально-культурной сферы, владеющих знаниями в области экономики, психологии, педагогики, культурологии, юриспруденции. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности имеет разработка новых программ и технологий с учетом региональной культурной специфики. Изучение технологий социально-культурной деятельности позволяет охватить основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности. Технология - предметное единство природного и социального в сфере практики. Следовательно, рассмотрение технологических основ социально-культурной деятельности как технологического процесса, на наш взгляд, не только позволит специалистам изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования. В данном учебном пособии технология социально-культурной деятельности представлена совокупностью общих, функциональных и дифференцированных методик, которые постоянно совершенствуются и обогащаются за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и континентов. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов университетов и вузов культуры и искусств, которые обучаются по специальностям «Социальная работа» и «Социально-культурная деятельность». Его цель состоит в том, чтобы полнее и глубже раскрыть потенциальные возможности сферы культуры и досуга, и на этой основе дать будущим специалистам технологические основы организации социально-культурной деятельности для разновозрастных групп населения. Авторы не претендуют на исчерпывающее изложение всех методик, используемых в социально-культурной сфере, а лишь пытаются дать анализ современных тенденций, происходящих в нашем обществе, рассмотреть конкретные технологии, наработанные в сфере культуры и досуга. Современный этап развития российского общества неоднозначен и противоречив. Деятельность учреждений социально-культурной сферы как неотъемлемой части социального организма происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни общества - от экономики до идеологии. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей как отдельных людей, так и общества в целом. В сложной ситуации оказались в настоящее время досутовые учреждения. Сегодняшняя ориентация на выживание, приоритетное развитие платных услуг, многие другие проблемы заставили изменить прежние стереотипы. В досуговой деятельности подвергнуты забвению такие важные и ведущие функции, как просветительная и воспитательная; утрачиваются понятия: патриотизм, гражданское достоинство, общественный долг и многое другое. Вместе с тем переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим преобразования изменили социальный заказ со стороны общества на социально-культурную деятельность в направлении профессионализма, повышения эффективности подготовки кадров этой отрасли. Содержание работы учреждений социально-культурной сферы и высшей школы необходимо откорректировать в соответствии с актуальными социальными потребностями населения, и здесь могут оказать помощь новые технологии, разработанные в различных регионах России учеными и практиками, работающими в сфере культуры и досуга. В настоящее время в практике работы учреждений культурно-досуговой деятельности используется большое разнообразие социально-педагогических и психологических методик, направленных на изучение вкусов и предпочтений посетителей, развитие их талантов и способностей. Однако, учитывая то. что сфера культуры имеет социально открытый характер и отличается динамизмом, разработка новых технологий связана с определенными сложностями, К тому же действующие разнопрофильные социально-культурные институты имеют свои специфические особенности. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 952; Нарушение авторского права страницы