Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как наукиСтр 1 из 5Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как науки……………………………………………………………3
2 Социальная психология групп. Классификация и характеристика групп в социальной психологии……………………………………………….19
3 Психология больших неорганизованных и организованных социальных групп……………………………………………………………….22
4 Психологическая характеристика малой социальной группы …………….25
5 Психология власти и влияния в социальной группе. Лидерство и руководство в группе……………………………………………………………27 6 Психология межличностных отношений в социальной группе …………..31
2.7 Психология общения……………………………………………………….38 Социальная психология групп. Классификация и характеристика Психология больших неорганизованных и организованных Социальных групп К большим организованным группам в социальной психологии относятся этнические группы, население регионов, возрастные группы, организации. В области психологии больших устойчивых групп принято выделять следующие явления: потребности, интересы, социальные чувства, определенный психический склад, социальный характер, привычки, обычаи и традиции. Потребности – одна из наиболее значимых психологических особенностей, интересы, социальные чувства, данной социальной группы. Определенная структура потребностей, относительное психологическое значение каждой из них задается социальным положением, определяющим объем и состав материальных и духовных благ, которыми может располагать каждый член группы. Интересыпредставляют важный элемент эмоциональной сферы психологии больших устойчивых групп. Содержание интересов задается всей системой отношений, в которую данная группа включена, в конкретном типе общественных отношений. Социальные чувствапредставляют собой определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе. Данное понятие не является общепризнанным, чаще всего употребляется как описательное определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы. К сфере наиболее устойчивых компонентов психологии больших устойчивых групп относится такое явление, как «психический склад» – некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Социальный характерпроявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей группы в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данной социальной группы от представителей других групп. Привычки, обычаи и традиции– регуляторы социального поведения и деятельности членов социальной группы. В реальности представители больших устойчивых групп объединены в многочисленные и разнообразные малые социальные группы. Но особенности поведения не задаются непосредственно этими малыми группами. Проявление тех или иных индивидуальных психологических особенностей зависит от характера жизненных ситуаций личности, которые определяются принадлежностью к конкретной большой социальной группе. Психологические особенности этнических групп В истории развития мировой цивилизации существовало множество классификаций людей по самым различным признакам. В основе одной из них лежит деление людей на этносы. Под этносом обычно понимают социальную общность, исторически сложившуюся на определенной территории, осознающую свое этническое единство и обладающую относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. Этническая принадлежность человека является значимым фактором его психического развития, т.к. она фиксирует определенные характеристики микросреды, вкоторой формируется личность. Усвоение этнического опыта является важнейшим элементом социализации личности. К системообразующим компонентам этнической психологии, как правило, относят: этническое самосознание, национальный (этничеческий) характер, темперамент, а также традиции и обычаи. К эмоциональной сфере психологии этнических групп относятся этнические чувства. Этническое самосознание– осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений, проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах. Этнический характерпредставляет собой фиксацию типических черт, проявляющихся наиболее отчетливо в тех случаях, когда группа выступает как единое целое. Выявление общих черт этнического характера у каждого человека в отдельности вызывает большие сложности. В любом человеке переплетаются как этнические, так и социальные характеристики. Кроме того, любая черта, выделенная в этническом характере, не может быть жестко привязана только к данному этносу. Зачастую представителям различных этносов свойственны этнические стереотипы, которые представляют собой устойчивые представления о моральных, умственных, физических характеристиках, свойственных представителям различных этносов. Этнические стереотипы, как правило, фиксируют оценочные мнения о качествах данного этноса. Кроме того, этнические стереотипы могут включать предписания к действию в отношении людей данной национальности. Этнические стереотипы делятся на автостереотипы игетеростереотипы. Автостереотипы – мнения, суждения, оценки относимые представителями этнической общности к своему этносу. Чаще всего автостереотипы содержат положительные оценки собственного этноса. Гетеростереотипы представляют совокупность оценочных суждении о других народах. Могут быть как положительными, так и отрицательными. Содержание стереотипов определяется историческим опытом взаимодействия между народами. Негативные этнические стереотипы ведут к образованию этноцентризма, который проявляется в склонности воспринимать все жизненные явления с позиции своей этнической группы, которая рассматривается в качестве эталона. Стихийные социальные группы группы представляют собой кратковременные объединения большого числа людей, с совершенно различными интересами, собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-либо совместные действия. Эти группы могут быть в определенной мере кем-то организованы, но чаще всего возникают стихийно. Наиболее существенными характеристиками поведения личности в стихийной группе являются: – обезличивание, которое выражается в ослаблении контроля за собственным поведением, своими действиями и преобладанием импульсивности (ослабление осознанности и доминирование инстинктивных форм поведения), в утрате чувства личной ответственности за совершаемые поступки, что является причиной разрушительных действий, чувства преобладают над интеллектом, что усиливает подверженность различным влияниям; – возрастание подверженности психическому заражению, внушаемость. В зависимости от степени организованности в психологической литературевыделяют три вида стихийных групп: толпу, массу, публику. Толпа – бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Толпаобразуется, как правило, на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, недовольство чьими-то действиями и т.д.). Длительность ее существования определяется значимостью происшествия: она может либо разойтись либо прийти в еще более возбужденное состояние и перейти к активным действиям, чаще всего агрессивного характера. Массапредставляет более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Может оказаться гораздо более организованной, чем толпа. Людям, ее составляющим, как правило, заранее известны организаторы мероприятия, место и время проведения. Примером массы является собрание людей на митинг, демонстрацию, рок-концерт и т.п. Однако масса, как и толпа, достаточно разнородна, в ней могут возникать и сталкиваться различные интересы, что делает ее существование неустойчивым. Публика– кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо специально организованным зрелищем. Публика представляет гораздо более организованное и управляемое собрание людей, более ориентирована на соблюдение норм поведения. Примером публики являются люди, пришедшие в театр. В более замкнутых помещениях (например, в лекционных залах) публику называют аудиторией.Вероятность присутствия «случайных» людей в подобных группах меньше. Публика является массовым собранием людей и в результате какого-либо инцидента может легко перейти в состояние толпы. К способам взаимодействия людей в стихийных группах относятся: психическое заражение, внушение, подражание. психическое заражение – это невольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение проявляется не через осознанное принятие информации, а через передачу определенного эмоционального состояния. Заражение усиливается в ситуации паники. Слово «паника» в переводе с греческого означает безотчетный ужас. Характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения, снижающего способность рациональной оценки обстановки. Паника тем легче охватывает группу людей, чем менее развитой является данная группа, чем менее ясны общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров. Паника усиливается при дефиците информации об источнике опасности, панику усиливает неожиданность, ожидание тяжелых событий, тревога, общая обстановка психической напряженности.
СОДЕРЖАНИЕ 1 Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как науки……………………………………………………………3
2 Социальная психология групп. Классификация и характеристика групп в социальной психологии……………………………………………….19
3 Психология больших неорганизованных и организованных социальных групп……………………………………………………………….22
4 Психологическая характеристика малой социальной группы …………….25
5 Психология власти и влияния в социальной группе. Лидерство и руководство в группе……………………………………………………………27 6 Психология межличностных отношений в социальной группе …………..31
2.7 Психология общения……………………………………………………….38 Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как науки Предмет и структура современной социальной психологии. По вопросу о предмете социальной психологии сложилось три основных подхода. Согласно первому из них, разрабатываемому социологами, предметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Согласно данному подходу, социальная психология определяется как наука об общественной психологии, где изучаются: психология больших социальных общностей, их нравы, традиции, обычаи. Второй подход – психологический – в качестве предмета социальной психологии рассматривает личность. Возможен анализ личности с точки зрения ее положения в группе, в контексте межличностных отношений, в системе общения. Третий подход представляет попытку синтеза двух первых и в наибольшей степени отвечает реальному развитию социально-психологической науки. В качестве объекта исследований в социальной психологии выступают: личность в системе межличностных отношений, сами межличностные отношения, социальная группа. Сложность социально-психологических явлений, изучаемых социальной психологией, обусловило появление и развитие ее основных отраслей: - этническая психология, изучающая особенности представителей различных этнических общностей; - психология управления, в центре внимания которой находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом; - политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и деятельности людей; - психология религии, изучающая психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности; - психология общения, которая изучает процессы взаимодействия между людьми и социальными группами; - психология семьи, изучающие межличностные отношения в семье как в малой группе; - психология конфликта, изучающая закономерности протекания конфликтов и их эффективного разрешения. Социальная психология наиболее тесно связана с социологией и общей психологией. Кроме того, она связана со следующими науками: философией, историческими науками, экономическими науками, культурологией, педагогическими науками. Становление и развитие социальной психологии как науки. Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г., когда появились работы англиского психолога У. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и американского социолога Э. Росса «Социальная психология». Однако эта дата является условной, а потребность осознать влияние группы на человека и роль социальных отношений в его жизни очень стара. донаучные знания по социальной психологии насчитывают несколько тысячелетий. Социально-психологические знания передавались из поколения в поколение. Уже на заре человечества люди сталкивались с социально-психологическими явлениями и использовали их в своих целях. Так в системах древних религий использовались такие социально-психологические явления, как подверженность психологическому заражению, возникающему в ситуации воздействия толпы на отдельного человека; из поколения в поколение передавались табу – запреты, которые выступали регуляторами человеческого поведения и обществе, а секреты воздействия на группу были известны древним ораторам. Зарождение социальной психологии как научной дисциплины первоначально происходило на базе философии. В античной (древнегреческой) философии социально-психологические идеи разрабатывались такими философами, как: Сократ, Платон, Протагор, Аристотель. В философии Нового времени: Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Гегель и др. В Χ ІΧ веке произошло выделение в самостоятельные области знаний социологии и психологии и складываются следующие предпосылки для выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину: • потребности в организации и управлении группами людей; • накопление вопросов, которые не могли быть решены в рамках других наук (психологии, социологии, криминологии, этнографии, языкознания). К числу первых социально-психологических концепций второй половины Χ ІΧ века относятся: • «психология народов», авторы: немецкий философ М. Лацарус (1824-1903), языковед Г. Штейнталь (1823-1893), В. Вундт (1832-1920). В России идеи психологии народов развивались лингвистом, психологом, этнографом А.А. Потебней (1835-1891); • «психология масс», авторы: Г. Тард, итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913), французский социолог Г. Лебон (1841— 1931); • «теория инстинктов социального поведения », автор: английский психолог У. Макдугалл (1871- 1938). Основная идея психологии народовсостоит в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. В данном направлении была сформулирована очень ценная идея о том, что помимо индивидуального сознания существует еще нечто, свойственное для психологии группы. Второе направление – психология масс– сосредоточилось на изучении больших скоплений людей – «массы», главной чертой, которой является утрата способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости, потерей личной ответственности. В данном направлении противопоставлялись массы и элита общества. По мнению Г. Лебона, масса нуждается в лидере, роль лидера в обществе призвана выполнять элита. Основным понятием теории инстинктов социального поведениябыло понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Макдугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил инстинкты борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни. Например: инстинкт борьбы, является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения. Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики. Вместе с тем следует отметить, что вышеперечисленные направления в настоящее время представляют не только исторический интерес. Например, В. Вундту принадлежит постановка вопроса о том, что методом исследования психологии народа должен служить анализ мифов, обычаев, языка. Эта идея получила развитие в современной этнопсихологии – разделе социальной психологии, изучающем психологические характеристики этнических групп. Справедливо и положение, сформулированное в психологии масс, о том, что личность претерпевает изменения, находясь в большой группе – массе. Толчком для экспериментального развития социальной психологии послужила Первая мировая война. В США и странах Европы начинается разработка социально-психологических проблем, нацеленных на нужды армии, военного производства, пропаганды. Это объясняется тем, что в ходе войны остро встают вопросы предотвращения таких явлений, как страх, паника, повышения сплоченности воинских групп и т. д., которые являются социально-психологическими по своему характеру. Начало экспериментального этапа развития социальной психологии связано с работами В. Меде (Европа), Ф. Оллпорта (США), В.М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группах. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент. Суть экспериментов В. Меде и Ф. Оллпорта состояла в следующем: каждый опыт начинался с одним испытуемым, а затем количество участников увеличивалось. Цель экспериментов состояла в том, чтобы выявить разницу между индивидуальным выполнением деятельности и в присутствие группы. Исследователями были выявлены особенности протекания познавательных процессов при индивидуальном выполнении и в условиях группы. В.М. Бехтерев (1857-1927) – физиолог, психиатр и психолог (основал первую в России экспериментальную психологическую лабораторию, а затем – психоневрологический институт). Им было установлено, что группа способствует изменению отношений к проступку, позволяет выдержать личности сильные раздражители. В ходе экспериментов изучались половые, возрастные, образовательные различия в протекании психических процессов в условиях групповой деятельности. Использование экспериментального метода в изучении групп позволило социальной психологии набрать силу как научной дисциплине. С другой стороны, чрезмерное увлечение лабораторным экспериментом привело к недооценке теоретических и мировоззренческих аспектов социальной психологии, игнорированию реальных социальных проблем. Это не означает, что теоретические исследования полностью отсутствовали, они продолжали существовать и развиваться. Можно выделить основные направления, в рамках которых велись теоретические исследования : бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории. Бихевиоризм – направление в американской психологии Χ Χ века. Основоположник – Джон Уотсон (1878-1958). Предметом изучения является поведение.Бихевиоризм складывался как естественно-научное направление, основной целью которого было найти объективный подход к изучению психической жизни. Согласно бихевиоризму, такие понятия, как сознание, переживание, не могут считаться научными, так как они являются результатом самонаблюдения. Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды. Поведение определялось как система реакций организма в ответ на стимулы. Стимул (S) порождает реакцию (R ) Формула бихевиоризма – S – R. В бихевиоризме широко использовались эксперименты на животных, результаты которых переносились и на поведение людей. Основной задачей бихевиоризма является: достижение того, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) и, наоборот, – по реакции судить о вызвавшем ее стимуле. В качестве естественнонаучной базы бихевиоризма принималась концепция условных рефлексов И.П. Павлова (1849-1936). Первым в США принципы бихевиоризма на область социальной психологии распространил Ф. Оллпорт. Согласно мнению Оллпорта, социальными стимулами при взаимодействии людей выступают речь, жесты, мимика, действия, соматические реакции. А в качестве социальных реакций выступают подражание, симпатии, заразительность реакций в толпе, выполняемая совместно работа. Следует отметить, что экспериментальная практика не подтвердила универсальности предлагаемой схемы (S – R). Встал вопрос о том, что имеется нечто, определяющее реакцию, кроме стимула. Вариативность реакций в ответ на один и тот же стимул явилось причиной изменений концептуального аппарата бихевиоризма, что позволило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В нем выделяются два основных направления, связанные с именами американских психологов Э. Толмена (1886-1959), К. Халла (1884-1953), с одной стороны, и именем Б. Скиннера (1904-1990) – с другой. Эдвард Толмен ввел в классическую схему (S – R) существенную поправку, поместив среднее звено, – переменные промежуточные. Схема приобрела вид S – І – R. Под переменными промежуточными понимались внутренние процессы, детерминирующие действие стимула, т.е. влияющие на внешнее поведение. Это такие образования, как: цели, намерения, потребности, гипотезы, образы ситуаций. По сути дела, под видом этих промежуточных переменных в бихевиоризм возвращалось сознание. Хотя формально промежуточные переменные вводились как гипотетические «конструкты» и судить о них следовало исключительно по поведению. Кларк Халл опирался, в основном, на учение И.П. Павлова об условных рефлексах. В соответствии с основными положениями концепции Хала, поведение является реакцией на различные побуждающие стимулы – драйвы. Следует отметить, что К. Халл не ставил знака равенства между понятиями «потребность» и «драйв». Драйвы – импульсы к действию. Достигая определенной силы, они активизируют поведение. Поведение вознаграждается ослаблением побуждающих стимулов. Например: голодный человек, движимый сильным драйвом голода, начинает искать место и способ, которым можно утолить голод. Если человеку это удается, поведение подкрепляется, происходит научение. В следующий раз человек будет использовать те реакции, которые в прошлом позволили удовлетворить потребность. При повторении связки S – R возникает ассоциация реакции со стимулом, что приводит к возникновению привычки. Личность человека рассматривается Халлом как совокупность привычек, то есть связей стимулов и реакций. Человек от рождения обладает набором драйвов (жажда, голод, боль, ориентировочный рефлекс). Эти драйвы при определенной интенсивности запускают соответствующее им поведение (инструментальное). Если это поведение протекает в определенных условиях, то эти условия могут приобретать характер вторичного драйва, наличие которого становится необходимым для удовлетворения потребности. Например: если ребенку перед сном всегда поют колыбельную, то возникает вторичный драйв – слышать колыбельную. Ребенок начинает испытывать потребность в колыбельной, уже вне осознаваемой связи с потребностью во сне. Идеи Халла получили широкое распространение в поведенческой терапии. Так невротическое поведение рассматривалось Халлом либо как следствие болезненных привычек, либо как вторичные драйвы. Например, алкоголизм и наркомания – это привычки, основанные на быстром достижении ослабления драйва тревоги. Скиннер был одним из наиболее известных психологов США и наиболее приверженным традиционным формам классического бихевиоризма. Его теория получила название «Теории оперантного обусловливания». Операнта – образец поведения. Смысл теории состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду, сталкиваясь с теми или иными последствиями этих воздействий. В случае формирования условного рефлекса по классической схеме И.П. Павлова, такого воздействия не наблюдается. Скиннер предположил, что поведение определяется не стимулом, предшествующим реакции, а последствиями поведения. Скиннер считал, что животное или человек будут стремиться воспроизводить свое прошлое поведение, если оно имело приятные последствия. Таким образом, следовало, что вероятные последствия поведения управляют индивидом. Следовательно, можно управлять поведением, положительно подкрепляя его определенные способы. Скиннер вывел следующую закономерность: образцы поведения, вслед за которыми следуют приятные последствия в будущем, встречаются чаще. Эта закономерность получила название закона выгоды. Очень простая формулировка закона выгоды означала следующее: если перед учителем, например, встает задача сформировать новые привычки, новые образцы поведения, то единственный способ, который дает предсказуемые и надежные результаты, состоит в том, чтобы специально создавать позитивные последствия для того поведения ученика, с которым учителю в дальнейшем хотелось бы встречаться. Подкрепляя это поведение, учитель обязательно достигнет своего: поведение будет встречаться чаще. Развивая идею Скиннера, можно предположить, что поведение, которое наказывается и ведет к неприятным для индивида последствиям, должно исчезнуть. Однако Скиннер не нашел подтверждения этому выводу. С его точки зрения, наказание – довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание. Большую роль в механизмах обучения новому поведению играют средства массовой информации. Механизмы копирования используются в рекламных и коммерческих целях, реже в образовательных. Американскому бихевиористу М. Селигману принадлежит создание «теории приобретенной беспомощности». Суть ее состоит в том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт их неконтролируемости. Живое существо становится беспомощным в том случае, если оно привыкает к тому, что от его поведения ничего не зависит, когда оно не может влиять на возникновение неприятных ситуаций. Эксперименты, позволившие М. Селигману прийти к такому выводу, состояли в следующем: три группы собак, сажали в закрытые клетки. Через пол клеток пропускался электрический ток. Первая группа собак могла выключать электричество, нажимая на педаль, вторая группа собак не могла изменить ситуацию, третьей группе собак повезло больше всего – их током не били. На втором этапе эксперимента все собаки помещались в одну клетку с открытым верхом из которой могли выскочить через пол пропускалось электричество. Результаты были следующими: собаки, которые в предыдущей серии эксперимента могли выключать электричество, выпрыгивали из клетки, так же поступали собаки, которых током не били. Странно вели себя собаки второй группы (не имевшие возможности отключать электричество в первой серии эксперимента), они оставались в клетке. Данные эксперименты позволили Селигману сделать вывод: беспомощность – результат неконтролируемости. Правомерно ли результаты, полученные на животных, переносить на человека? Проверить это попытался Дональд Хирото в 1971г. Им была разработана следующая серия экспериментов: сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы эта возможность была в действительности. У второй – кнопки были отключены и набор любых комбинаций был бесполезным – звук продолжался. Третья группа в первой части эксперимента не участвовала. Во второй серии эксперимента всех испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемым надо было положить в него руку, когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался неприятный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки, звук прекращался. Выяснилось, что люди, имевшие на первом этапе эксперимента возможность отключить неприятный звук, выключали его и во второй серии. Так же поступали люди из группы, не участвовавшей в эксперименте. Люди, испытавшие беспомощность в первой серии эксперимента, переносили ее в новую ситуацию и не пытались выключить звук. В этом и последующих экспериментах было установлено, что у человека существует тот же механизм формирования беспомощности, что и у животных. Было также выявлено, что беспомощности человек может научиться, если просто наблюдает за беспомощностью других. Эксперименты, проводившиеся Эллен Лангер проводились с людьми преклонного возраста в частной лечебнице. На двух разных этажах она давала людям две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь мерой возможности, в которой пожилые люди могли что-либо изменить в своей жизни. Одна инструкция давала людям право выбора и звучала примерно так: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в этой клинике. Вы можете выбрать на завтрак либо омлет, либо яичницу. По средам или четвергам будет кино, но записаться надо заранее. В саду можно выбрать цветы для своей комнаты, но поливать свои цветы вы должны сами». Вторая инструкция для жителей другого этажа звучала несколько иначе. «Я хочу, чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет готовим по понедельникам, средам, пятницам, а яичницу – в остальные дни. Кино бывает в среду и четверг. В среду для тех, кто живет в левом крыле, а в четверг – для живущих в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому цветы и будет ухаживать за ними сама». Согласно этим инструкциям получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли распоряжаться своей жизнью; на другом этаже люди получали то же самое, но без возможности влиять на свой выбор. Через восемнадцать месяцев Лангер вернулась в клинику установила, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой. Было обнаружено, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Таким образом, можно предположить, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность может убивать. Кроме процесса научения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), является автором концепции, названной социальным бихевиоризмом. Он полагал, что личность ребенка формируете в процессе его взаимодействия с другими. В общении с разными людьми ребенок играет разные «роли». Личность ребенка является объединением различных ролей, которые он на себя примеряет. Большое значение как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра. Именно в игре дети учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила. Концепция Д. Мида называется еще концепцией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослых. В зависимости от ожидания и от прошлого опыта (наблюдений за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Например, если родители ожидают от ребенка только положительных отметок, то он играет роль ученика иначе, чем ребенок, который ходит в школу, потому, что это надо. Представляют интерес исследования асоциального (агрессивного) и просоциального (приемлемого обществом) поведения, предпринятые психологами данного направления. Д. Доллард разработал теорию фрустрации. Фрустрация – нарушение поведения, вызванное невозможностью справиться с трудностями. Согласно теории Долларда, сдерживание слабых проявлений агрессивности, которые являются результатом прошлых фрустраций, может привести к агрессивности в зрелом возрасте, то есть фрустрации, переживавшиеся ребенком в детстве, являются причиной агрессивности в зрелом возрасте. В настоящее время данная точка зрения является спорной. Ряд исследователей доказывают невозможность воспитания детей без каких-либо фрустрационных ситуаций. Таковыми ситуациями являются те, в которых, с одной стороны, есть потребность ребенка, а с другой – невозможность ее удовлетворения, в силу самых разных причин (например, социальные нормы). Подсчитано, что ежедневно каждый ребенок дошкольного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в семье и в детском саду, но только небольшое их число может привести к агрессивному поведению. Надо отметить, что исследования ученых этой школы нашли широкое применение в педагогической и психотерапевтической практике. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1125; Нарушение авторского права страницы