Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 9. Журналистская и редакторская деятельность Б. Франклина.
Бенджамин Франклин (1706 – 1790гг.) был одним из самых разносторонне образованных и одарённых людей своего века. Он родился в эмигрантской семье выходца из Англии, занимавшегося производством свечей и мыла, и был 15 ребёнком у родителей. Сначала Франклин работал подмастерьем у отца, а с 13 лет – у старшего брата Джеймса учеником в типографии. Когда Джеймс Франклин стал издавать The New England Courant, Бенджамин перешёл к нему в газету и начал пробовать себя в журналистике. В 1729 году Франклин купил в Филадельфии собственную типографию и в 1730 году начал издавать еженедельную The Pennsylvanya Gazette. Вопрос 10. Условия формирования первых европейских журналов. Формирование интеллектуальной среды («Республика литераторов») как необходимая предпосылка появления первых журналов. «Журнал ученых» и попытка объединения прогрессивных ученых. Специфика новой модели издания - первые европейские научные журналы. Первые литературно-критические журналы «Галантный Меркурий» Жана Доно де Визе.
Условия появления первых европейских журналов в первую очередь определялась созданием в XVII веке интеллектуальной среды, вошедшей в историю под названием " La Republique des Lettres" (" Рес- публика литераторов" или " Республика учёных" ). Это понятие отрази- ло новую форму общения европейских интеллектуалов, ориентированных на антисхоластические методы познания, –интернациональное " братство литераторов", объединённых задачей поиска истины в " невидимые колледжи", свободные от теологических догм". В связи с относительно быстрым ростом информационной среды журналы к концу семнадцатого столетия стали отвоевывать свою нишу в медиа пространстве, первоначально по популярности уступая книгам и газетам. Прообразом первого европейского журнала стал немецкий " Erbauliche Monaths - Unterredungen" (" Назидательные ежемесячные беседы" ), который стал издавать в 1663 году в Гамбурге Иоганн Рист – почти забытый литератор, но в свое время занимавший почетное место в истории немецкой культуры В январе 1665 года во Франции появился " Journal des Savants" (" Журнал учёных" ) – старейший в Европе научно-литературный журнал, продолжающий выходить и в наши дни. Привилегию (то есть разрешение) на издание этого журнала получил еще в 1663 году французский историк Франсуа Эд де Мезере, но не успел осуществить свой проект, не в последнюю очередь из-за плохих отношений с премьер-министром Жан-Батистом Кольбером. Поэтому первым редактором и издателем " Journal des Savants" стал советник парижского парламента Дени де Салло, которому, в свою очередь, покровительствовал Кольбер. Именно Кольбер являлся инициатором издания, задачей которого было знакомить читателей " с новостями из жизни Республики литераторов". Журнал выходил сначала еженедельно, затем стал печататься дважды в неделю. Его статьи имели научный характер. Целью создания подобного издания было распространение и обмен научными знаниями среди учёных мужей. В " Journal des Savants" Дени де Салло помогали такие известные деятели культуры и искусства, как Жан Галлуа и Марен Лерой де Гомбервилль. По специфике континента первые европейс- киежурналы в основном журналы были литера- турными или научными. Они предлагали крат- кую информацию о литературных новинках, хотя литературных обзоров еще не существовало. Рекламная продукция сводилась преимуще- ственно к выпуску новостных листков с коммен- тариями, а также каталоги, как, например, вы- ходивший с 1668 года ежеквартальник " Mercurius libraries" (" Книжный Меркурий" ).
Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»), основанного в 1672 г. Королевскую «привилегию» на издание этого журнала получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, литературный противник Мольера. В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. В этом журнале, публиковались новинки литературы, велась литературная полемика, рассказывалось о светских событиях, а также печатались модные обзоры, к которым прилагались картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить, а иногда критиковались те или иные нововведения. «Галантный Меркурий» на время стал основным источником информации о моде. Подобное печатное издание, пользуясь современной терминологией, можно назвать предшественником «глянца».
Вопрос 11. Общая характеристика эпохи Просвещения в Англии. Журналистика как способ пропаганды просветительский установок. Роль литератора и журналиста в формировании общественного мнения. Два направления в английской журналистике (сатирический и морально-дидактический). Эпоха Просвещения поставила перед журналистами новые задачи. Журналистика в XVIII в. приобретает просветительский характер. Многие периодические издания начинают функционировать не только как инструмент власти, но как способ распространения разумных идей и исправления нравов. Газеты стали совмещать информацию и комментарии. По сравнению с XVII веком круг читателей газет и журналов несколько расширился. Это было обусловлено ускорением цивилизационных процессов в Европе, повышением уровня грамотности населения. Под влиянием парижской моды в Европе распространился обычай читать газеты в светских салонах и литературных кафе. Это стало привычкой людей из «порядочного общества». Быстрое развитие и расцвет журнальной периодики в XVIII веке отражает общую тенденцию эпохи Просвещения: доминирования литературного, научного, философского поля над журналистским. Европейская журналистика XVIII века имела персональный характер. Основными фигурами журналистики были не собственно журналисты, профессиональные собиратели информации о событиях, а философы, писатели, политики, ученые. Именно они становились основателями, издателями, главными редакторами периодических изданий, превращали их в трибуну для выражения своих идей. В эпоху «персонального журнализма» именно журналы стали полем, на котором разворачивалась полемика по актуальным социально-политическим, философским, научным проблемам. Журналы были важнейшими каналами распространения просветительских идей. Если газеты ставили своей главной целью сообщение новостей, то журналы – обсуждение идей, просвещение читателя. «Развлекая просвещать» - стратегия журналов. Следующий этап – формирование общественного мнения. С появлением государственности усложняются формы общественной жизни, идет процесс разделения труда, сформировали политические институты и профессиональные политики. В распространении общественной информации важную роль играют ораторы. Просветители много сделали для того, чтобы утвердить в общественном сознании идею свободы слова и печати. В защиту свободы прессы выступали Локк и Дефо, Вольтер и Руссо, Дидро. Все они считали, что свобода слова и прессы – естественное право человека, залог личной свободы каждого гражданина. В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов — сатирический и морально-дидактический. Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта и Даниэля Дефо — с другой.
Сатирическое направление:
1) Дефо - прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет " Кратчайший способ расправы с диссидентами" (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал " Гимн позорному столбу" (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, — и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами. После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. Но всего более занимало его издание " Обозрения (Review) отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции" выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова. Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 г и даже получил прозвище " господин Ревью" 2) Свифт - оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Памфлет был излюбленным жанром Свифта. В 1696-1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым суждена была долгая жизнь, — " Битва книг" и " Сказка бочки". " Сказка бочки" — один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии Свифта. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Политические пристрастия Свифта вначале были на стороне вигов, но в 1709-1710 гг. он порвал с вигами и, став редактором торийского еженедельника " The Examiner" (" Исследователь" ), вел его с ноября 1710 г. по июнь 1711 г. (№ 13-43). В этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. Серия памфлетов Свифта " Бумаги Бикерстафа" (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным.
Морально- дидактическое направление:
1) Журналу Стиля, получившему название " The Tatler" (" Болтун" ) и имевшему подзаголовок " Болтун Исаака Бикерстафа", суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю " поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение. Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Структура " Болтуна" основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер (" Болтун" выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки. Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание " Болтуна" в начале 1711 г. , когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля — " The Spectator" (" Зритель" ). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ " Зрителя" — сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир. Тираж " Зрителя" вырос до 14000 экз.Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к " Зрителю" достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. " Зритель" просуществовал два года — всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо " Зрителя" в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал " The Guardian" (" Опекун" ). " Опекун" имел почти такой же успех как и " Зритель", однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала " Зритель", но довел его только до 635-го номера. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2453; Нарушение авторского права страницы