Вопрос 12. Прием маски в английской и американской журнальной традиции. Журналистская и редакторская деятельность Аддисона и Стиля.
Серия памфлетов Свифта " Бумаги Бикерстафа" (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным. Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 г.
Журналу Стиля, получившему название " The Tatler" (" Болтун" ) и имевшему подзаголовок " Болтун Исаака Бикерстафа", суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю " поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение", которое " благодетельно и необходимо". Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе.
С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура " Болтуна" основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер (" Болтун" выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки.
Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание " Болтуна" в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля — " The Spectator" (" Зритель" ). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ " Зрителя" — сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир. Влияние " Зрителя" и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками. Создавая образы авторов-рассказчиков, а иногда рассказывая и их личные истории, Аддисон и Стиль много сделали для становления английского романа XVIII в.
Вопрос 13. Публицистика Великой французской революции.
Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Гонкуры назвали газету «детищем 89 года». Конечно, газеты выходили во Франции и до 1789 года. Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Общей особенностью всех газет эпохи было то, что они имели формат ин-октаво, т.е. в восьмую часть большого газетного формата, сплошную, или «слепую», верстку и внешне больше напоминали брошюру объемом в несколько страниц, нежели собственно газету в современном представлении. Средняя их периодичность составляла два-три раза в неделю. Почти обязательными считались эпиграфы к газетам. Все газеты Великой французской революции распадались на три категории, или типа: полемические, т.е. политические по содержанию, публицистические по форме, которые почти не помещали информации самой по себе и которые занимали преобладающее место в революционной прессе, информационные издания, которые старались находиться «над схваткой» и давать объективную информацию, и смешанные,
Жак-Рене Эбер (1757-1794) приехал в Париж в юности и сразу же оказался среди низших слоев общества и вскоре досконально изучил жизнь столичной бедности. Революция привела его в стан левых якобинцев – сторонников радикального хода событий.Эбер стал выпускать газете «Ле Пер Дюшес» («Папаша Дюшес»), названного по имени фольклорного персонажа – торговца и любителя выяснять отношения. Газета выходила три раза в неделю и была адресована низшим слоям населения: безработным, беднякам, маргиналам. Эбер умел руководить толпой и считал необходимым опускаться в своей публицистике до уровня самого невзыскательного читателя.
Когда во Франции началась революция, Жан-Поль Марат со свойственной ему страстностью с головой ушел в политику. Революционная деятельность Марата заключалась преимущественно в словах, а не в поступках. 12 сентября 1789 года он приступил к выпуску газеты «Парижский публицист», которая вскоре стала знаменитым «Другом народа, или Парижским публицистом». Три года спустя, в сентябре 1792 года, Марат снова переименовал ее — в «Газету Французской республики, издаваемую Маратом, другом народа». Слова «друг народа» из названия газеты превратились в часть имени ее автора. И для самого Марата, и для его читателей он и его детище были неразделимы. Газета стала основным делом жизни, самой жизнью Марата. С самых первых номеров газета яростно нападала на аристократов, двор, королеву, министров, большинство депутатов Учредительного собрания, Лафайета, Мирабо. Марат редко о ком отзывался одобрительно или хотя бы бесстрастно. Всякий, кто привлекал его внимание и попадал на страницы «Друга народа», клеймился как изменник и злейший враг революции. Статьи Марата очень эмоциональны, но по содержанию однообразны и написаны по одной и той же схеме.
Вопрос 14. «Панегирик» Исократа: история создания, композиция, тематическая направленность.
Одним из самых известных представителей жанра торжественного красноречия был Исократ (436–338 годы до Р.Х.). Из всех античных ораторов именно его можно назвать первым публицистом.
Исократ не был оратором в прямом значении этого слова, так как никогда не произносил своих речей с трибуны, а практика оратора предполагает непосредственное общение с аудиторией. Кроме того, он, как правило, долго и тщательно отделывал свои произведения, что исключало быструю реакцию на происходившие события. Тем не менее форма и содержание речей сближают Исократа с политическими ораторами, поэтому в исследовательской литературе он фигурирует как оратор.
Исократ никогда не выступал устно, став зачинателем письменного красноречия. Своим творчеством он предвосхитил такие жанры, как трактат, статья, эссе, памфлет, воззвание, письмо. В дошедших до нас двадцати одной речи и девяти письмах Исократ разрабатывал и пропагандировал политическую программу спасения Эллады: объединение сил греков для борьбы против персов. Особенно ярко выражена эта программа в речи «Панегирик». Любопытно, что «Панегирик» – фиктивная речь, не предназначенная для реального произнесения, а лишь имитирующая выступление оратора. " Панегирик" Исократа, один из шедевров аттического красноречия, подготовлялся в течение долгого времени (согласно традиции, в течение десяти и даже пятнадцати лет). Время опубликования речи остается спорным, хотя большинство исследователей склонны относить ее к 380 г. до н. э. Речь четко подразделяется на две основные части: первая из них - эпитафий (т. е. похвальная речь, цель которой·- прославление Афин и афинских граждан, противопоставленных остальным эллинам), вторая - торжественная панэллинская речь (т. е. постановка вопросов общеэллинского значения). Основной темой первой части является прославление Афин и доказывается право афинян на гегемонию в Греции. Смысл второй части заключается в отказе от узко полисной политики.
В «Панегирике» Исократ постоянно упоминает о подвигах, совершенных афинянами в греко-персидских войнах, об их выдающихся заслугах перед Элладой.
Вопрос 15. «Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии» — полемический трактат Джона Мильтона, направленный против цензуры. «Ареопагитика» считается одной из наиболее влиятельных и проникновенных философских речей в защиту свободы слова и печати.
Опубликованная 23 ноября 1644 года, в самый разгар гражданской войны в Англии, Ареопагитика заимствует название у речи афинского оратора Исократа, написанной в V веке до н. э. Подобно Исократу, Мильтон не намеревался обращаться к заседающим лично, оформив текст в виде памфлета, сам выход которого нарушал опровергаемый поэтом запрет на неподцензурную публикацию.
Против закона о предварительной цензуре выступил Джон Мильтон в своей знаменитой «Ареопагатике»(1644). Эссе написано в форме речи, обращенной к английскому парламенту, которой в действительности Мильтон никогда не произносил. Мильтон призывал парламентариев пересмотреть принятый закон и отменить цензуру. Он убеждал, что для «Церкви и гос-ва в высшей степени важно бдительным оком следить за поведением книг, так же как и за поведением людей и в случае надобности задерживать их, заключать в темницу и подвергать строжайшему суду как преступников». Мильтон отвергает цензуру по причинам этического и философского характера. Он убежден, что всякая цензура есть ограничение свободы выбора, а по мнению Мильтона, свобода выбора дарована человеку Богом, - это основа добродетели. Свобода печати есть испытание добродетели, но это единственный путь приблизиться к истине. Во-вторых, цензура на печатную продукцию не оградит читателей от вредных, ложных и безнравственных идей, ибо они распространяются не только посредством печатного слова. Помимо книг существует много иных источников вредного знания. В-третьих, Мильтон усматривает в цензуре серьезную опасность для развития науки. Цензура обедняет науку, сковывает полет мысли ученого. Кроме того, цензура ставит ученых в унизительное положение.
Вопрос 16. Проблема свободы слова в отражении американской журналистики (деятельность Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна и П. Зенгера). «Здравый смысл» Т. Пейн.
Томас Пейн – английский ремесленник, самоучка, убежденный гуманист и сторонник теории «естественного права». Он прибыл в Америку накануне революции и сразу же стал её активным участником, более того – вдохновителем американцев. В 1775 году Т.Пейн уже был редактором ежемесячного «Пенсильванского журнала», издаваемого Робертом Эйткином. После первых столкновений «сынов свободы» с англичанами в январе 1776 года в Филадельфии вышла в свет маленькая книжка под названием «Здравый смысл». Это был памфлет Томаса Пейна, всколыхнувший всю Америку. Он не просто принес славу автору, он стал знамением, гимном американских борцов за независимость. Такой популярности не знало ещё ни одно печатное издание в Америке. Тираж памфлета достиг 500 тысяч экземпляров. Он буквально завладел умами американцев и обратил всех в сторонников независимости.
«Здравый смысл» – это призыв к борьбе. «Все разрешится в бою», - писал его автор. Но это не только лозунг. В памфлете дано обоснование естественного права американского народа на борьбу за независимость. Следовать этому праву и было здравым смыслом, к которому взывал Пейн: «Нам принадлежит неотъемлемое право иметь собственное правительство и всякий, кто всерьез поразмыслит над непрочностью человеческих дел, придет к убеждению, что куда разумнее и безопаснее хладнокровно и обдуманно выработать собственную конституцию, но это в нашей власти, нежели доверять столь значительное дело времени и случаю».
Сила памфлета заключалась не только, вернее не столько в изложении теории естественного права, здесь Пейн был лишь последователем своих великих предшественников Гоббса, Руссо, а в том, что он сделал эту теорию доступной и близкой народу, изложил её на языке народа убедительно и страстно.
К 1721 г. в Бостоне конкурировали уже три газеты, среди которых наибольший интерес представляла " New England Courant", издаваемая Джеймсом Франклином. Она стала первой газетой, свободной от государственного контроля. В эссе Бенджамина Франклина (с 1722 г. активно сотрудничавшего в газете своего сводного брата) было высказано следующее положение: " Без свободы мысли не может быть такой вещи, как мудрость; и нет такой вещи, как общественная свобода, без свободы слова; право каждого человека не должно нарушать или подавлять право другого человека" Свобода слова постепенно отвоевывала себе место в общественной и интеллектуальной жизни Америки.
Томас Джефферсон запечатлен в истории этой страны не только как один из лидеров американской революции, но прежде всего как создатель знаменитой Декларации независимости Это произведение Т. Джефферсона аккумулировало в себе лучшие идеи английского, американского и французского Просвещения. В нем нашла выражение идея построения справедливого демократического общества, основанного на доверии к человеку, его разуму. Автор Декларации выступает как соратник теории «естественного права», последователь философа Джона Локка, в творчестве которого он почерпнул для себя идею «собственных свобод» граждан и ограниченности функций государства. Декларация независимости написана идеалистом. В ней провозглашаются высокие принципы права каждого человека на «жизнь, свободу и стремление к счастью». В ходе развития истории американского общества понятие «счастье» стало равнозначно материальному успеху.
Цензурные ограничения обычно вводились в периоды ведения войны. Так, во время войны между Севером и Югом в США федеральные власти «закрыли несколько газет, особенно активно выступавших против правительства, запретили деятельность ряда организаций демократической партии. Некоторые издатели, политические деятели и лица, открыто выступавшие в защиту мятежников, были арестованы». Были введены и цензурные ограничения на публикации прессы о положении дел на фронтах и внутри страны.
«Здравый смысл»
Один из наиболее известных документов ранней американской истории, эссе-памфлет Томаса Пейна (1737—1809) был анонимно опубликован в колониях в январе 1776 г. Пейн назвал английского короля Георга (Джорджа) III «царственным чудовищем», лично ответственным за все акты несправедливости, творимые в отношении американских колонистов. Напечатанный В Америке тиражом в 120 тысяч экземпляров 50-страничный памфлет оказал серьезное влияние на отношение колонистов к британской короне и стал наиболее эффективным инструментом антибританской пропаганды в борьбе американских колоний за отделение от Англии.
Популярное: