Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 3. Рукописные газеты банкирского дома Фуггеров и их спецификаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Вопрос 1. Для появления периодической печати было необходимо 2 основных условия: 1) возникновение социокультурных предпосылок (рост общественной потребности в информации, повышение уровня грамотности населения и т.д.) 2) создание материально-технической базы (средства печати, более дешевый и удобный материал, более эффективные и быстрые каналы распространения прессы). Все эти условия сложились в Западной Европе к концу XVI – началу XVII вв. XVII столетие стало свидетелем двух буржуазных революций (в Голландии и Англии), разрушительной Тридцатилетней войны, многочисленных народных восстаний во Франции. Человек испытывал острую потребность сорентироваться в сложной социальной ситуации, занять определенную позицию. Все это невозможно было сделать без притока информации. Особенно остро это чувствовали купцы, их коммерческий успех в значительной степени зависел от их осведомленности. Для них было важно владеть оперативной информацией о социально-политической, экономической, финансовой ситуации в той или иной стране, чтобы правильно выстроить свою коммерческую политику. Эта потребность в информации стимулировала возникновение крупных городов – центров торговли и общественной жизни (Амстердам, Париж, Лондон). К концу XVI века в западноевропейских городах существовали уже многочисленные типографии. Один печатный станок мог напечатать 150 страниц в час. Типографии, имеющие 2 печатных станка, за 16-часовой рабочий день (с 5 утра до 9 вечера) могли напечатать 2, 5-3 тысячи экземпляров 2-страничных газет. От печатников требовалась огромная физическая сила и выносливость. Важным фактором возникновения и дальнейшей эволюции прессы стало развитие почтовой связи. Первые почтовые линии были созданы во Франции и Германии в середине – второй половине XV века. К началу XVII века во многих западноевропейских странах появилась общедоступная почтовая служба. Была создана сеть почтовых дорог. Переход от спонтанных публикаций к регулярным был быстрым и произошел в конце XVI – начале XVII в. Сохранились и дошли до нас номера первых газет от 1609 года. Этот год принято считать условной датой рождения газеты в Европе. В 1609 г. немецкий типограф и книготорговец Йоганн Каролус выпускал в Страсбурге газету «Релацион» ( «Сообщения об отдельных достопримечательных происшествиях» ). В газете печаталась подборка новостей из Кёльна, Рима, Вены, Праги. С 1610 по 1619 гг. еженедельные печатные газеты были основаны в крупных торговых городах Германии – Кёльне, Франкфурте-на-Майне, Берлине, Гамбурге. К концу 30-х годов XVII в. в Германии насчитывалось около 30 газет. В других европейских странах еженедельные газеты появились несколько позже: в Испании в 1621 г., в Австрии и Англии в 1622 г., во Франции в 1631 г., в Дании в 1634 г. Вопрос 2. Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок. Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г. Периодичность рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские avvisi. Есть свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «аввизатори» («avvisatori» – от итал. «вестник, приносящий новости»), однако в конце XVI начале XVII вв. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных. Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров («Fuggerzeitungen») и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Пьетро Аретино Этого человека можно назвать праотцом пиара и журналистики. При жизни он был необычайно известен. Честь, положение и деньги были заработаны им исключительно собственным пером. Он был сыном простого сапожника из ремесленного города Ареццо. Семья не могла позволить себе дать детям хоть какое-то образование. Постигать науки Аретино начал самостоятельно. В какой-то момент, то ли от того, что одаренному молодому человеку в родном городке уже стало тесно, то ли от того, что пока не реализованный талант увлекал его к новым горизонтам, а может по обеим причинам, Пьетро Аретино покидает многочисленное семейство. Сказать, что Аретино стал прекрасно образован, было бы в корне не верно, напротив, познания его были весьма поверхностны. Он узнавал только то, что могло помочь продвинуться, выйти “из грязи в князи”. Аретино обладал удивительными, незаурядными способностями: живым, гибким умом и природным чувством слова. Кажется, что этот человек из народа никого и ничего не боялся. Придворные, короли, папы вызывали у него лишь насмешку. И вот, вооружившись сатирой, один за другим он наносит беспощадные удары сильным мира сего. За это современники прозвали его " бич монархов". Аретино не просто обличал и высмеивал пороки. За свободомыслие и прямолинейность отца европейской журналистики то и дело откуда-то изгоняли. Но один итальянский город все-таки дал кров беспокойному острослову. Сказав " там я обогащу свою нищету ее свободой”, акула пера эпохи Возрождения отправляется в вольнолюбивую Венецию. Республика Святого Марка приняла Аретино по-матерински радушно, как сына, вновь вернувшегося в родные места после долгих странствий. Можно сказать, что у опального публициста любовь с первого взгляда с городом случилась ещё и потому, что Венеция на тот момент являлась центром книгопечатания в Европе. Здесь в 1512 году Аретино и опубликовал свой первый сборник, здесь же к нему пришли настоящая слава и признание, здесь он и прожил до конца своих дней. К моменту приезда в Венецию имя острого на язык тосканца, было достаточно широко известно. О нем говорили, его боялись. Так с журналистом сразу завели знакомство Сансовино и Тициан. С последним у Аретино сложились теплые дружеские отношения. Талантливый журналист даже стал личным рекламистом известного художника. Прямолинейность, безбоязненное обличение всех и каждого, а вместе с тем и то исключительное положение, которое занимал в Венеции Пьетро Аретино не могли не вызывать недовольства и жгучей зависти. На жизнь проворного писателя то и дело покушались. Его подкупали, дабы не обратить столь безжалостное острие пера на себя. Аретино никогда не упускал своей выгоды: был изворотлив, хитёр и беспринципен. Разврат и разгул следовали с ним по жизни. Еще недавно его полностью отвергала история литературы, а образованные и культурные люди считали воплощением греха и грязи. Но, несмотря на это, Аретино был влиятельнейшим писателем своего времени. Им также были заложены все основные журналистские жанры. Но никакое исключительное положение не может застраховать от смерти. В 1556 году она настигла и Аретино. По некоторым данным он умер от смеха. Книги писателя были запрещены Римом сразу после его смерти. Вопрос 8. Становление интеллектуальной жизни в американских колониях XVII века. Появление первых американских газет. Вопрос 11. Общая характеристика эпохи Просвещения в Англии. Журналистика как способ пропаганды просветительский установок. Роль литератора и журналиста в формировании общественного мнения. Два направления в английской журналистике (сатирический и морально-дидактический). Эпоха Просвещения поставила перед журналистами новые задачи. Журналистика в XVIII в. приобретает просветительский характер. Многие периодические издания начинают функционировать не только как инструмент власти, но как способ распространения разумных идей и исправления нравов. Газеты стали совмещать информацию и комментарии. По сравнению с XVII веком круг читателей газет и журналов несколько расширился. Это было обусловлено ускорением цивилизационных процессов в Европе, повышением уровня грамотности населения. Под влиянием парижской моды в Европе распространился обычай читать газеты в светских салонах и литературных кафе. Это стало привычкой людей из «порядочного общества». Быстрое развитие и расцвет журнальной периодики в XVIII веке отражает общую тенденцию эпохи Просвещения: доминирования литературного, научного, философского поля над журналистским. Европейская журналистика XVIII века имела персональный характер. Основными фигурами журналистики были не собственно журналисты, профессиональные собиратели информации о событиях, а философы, писатели, политики, ученые. Именно они становились основателями, издателями, главными редакторами периодических изданий, превращали их в трибуну для выражения своих идей. В эпоху «персонального журнализма» именно журналы стали полем, на котором разворачивалась полемика по актуальным социально-политическим, философским, научным проблемам. Журналы были важнейшими каналами распространения просветительских идей. Если газеты ставили своей главной целью сообщение новостей, то журналы – обсуждение идей, просвещение читателя. «Развлекая просвещать» - стратегия журналов. Следующий этап – формирование общественного мнения. С появлением государственности усложняются формы общественной жизни, идет процесс разделения труда, сформировали политические институты и профессиональные политики. В распространении общественной информации важную роль играют ораторы. Просветители много сделали для того, чтобы утвердить в общественном сознании идею свободы слова и печати. В защиту свободы прессы выступали Локк и Дефо, Вольтер и Руссо, Дидро. Все они считали, что свобода слова и прессы – естественное право человека, залог личной свободы каждого гражданина. В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов — сатирический и морально-дидактический. Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказываются с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта и Даниэля Дефо — с другой.
Сатирическое направление:
1) Дефо - прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет " Кратчайший способ расправы с диссидентами" (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на меткую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал " Гимн позорному столбу" (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, — и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами. После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. Но всего более занимало его издание " Обозрения (Review) отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции" выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова. Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 г и даже получил прозвище " господин Ревью" 2) Свифт - оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Памфлет был излюбленным жанром Свифта. В 1696-1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым суждена была долгая жизнь, — " Битва книг" и " Сказка бочки". " Сказка бочки" — один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии Свифта. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Политические пристрастия Свифта вначале были на стороне вигов, но в 1709-1710 гг. он порвал с вигами и, став редактором торийского еженедельника " The Examiner" (" Исследователь" ), вел его с ноября 1710 г. по июнь 1711 г. (№ 13-43). В этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. Серия памфлетов Свифта " Бумаги Бикерстафа" (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным.
Морально- дидактическое направление:
1) Журналу Стиля, получившему название " The Tatler" (" Болтун" ) и имевшему подзаголовок " Болтун Исаака Бикерстафа", суждено было положить начало не только английской, но и всей европейской нравоучительной журналистике. Издание начиналось обращением Бикерстафа, предлагавшего читателю " поучительное и вместе с тем вызывающее на мысль чтение. Удачно найденная маска и точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 г. издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Структура " Болтуна" основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер (" Болтун" выходил три раза в неделю) включались также мелкие объявления и заметки. Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание " Болтуна" в начале 1711 г. , когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля — " The Spectator" (" Зритель" ). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д. Подлинной удачей стал образ " Зрителя" — сэра Роджера де Коверли, добропорядочного провинциального джентльмена, английского чудака, с любопытством вглядывавшегося в окружающий мир. Тираж " Зрителя" вырос до 14000 экз.Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к " Зрителю" достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. " Зритель" просуществовал два года — всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо " Зрителя" в 1713 г. появилась новая маска и новый журнал " The Guardian" (" Опекун" ). " Опекун" имел почти такой же успех как и " Зритель", однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 г. Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала " Зритель", но довел его только до 635-го номера. Вопрос 1. Для появления периодической печати было необходимо 2 основных условия: 1) возникновение социокультурных предпосылок (рост общественной потребности в информации, повышение уровня грамотности населения и т.д.) 2) создание материально-технической базы (средства печати, более дешевый и удобный материал, более эффективные и быстрые каналы распространения прессы). Все эти условия сложились в Западной Европе к концу XVI – началу XVII вв. XVII столетие стало свидетелем двух буржуазных революций (в Голландии и Англии), разрушительной Тридцатилетней войны, многочисленных народных восстаний во Франции. Человек испытывал острую потребность сорентироваться в сложной социальной ситуации, занять определенную позицию. Все это невозможно было сделать без притока информации. Особенно остро это чувствовали купцы, их коммерческий успех в значительной степени зависел от их осведомленности. Для них было важно владеть оперативной информацией о социально-политической, экономической, финансовой ситуации в той или иной стране, чтобы правильно выстроить свою коммерческую политику. Эта потребность в информации стимулировала возникновение крупных городов – центров торговли и общественной жизни (Амстердам, Париж, Лондон). К концу XVI века в западноевропейских городах существовали уже многочисленные типографии. Один печатный станок мог напечатать 150 страниц в час. Типографии, имеющие 2 печатных станка, за 16-часовой рабочий день (с 5 утра до 9 вечера) могли напечатать 2, 5-3 тысячи экземпляров 2-страничных газет. От печатников требовалась огромная физическая сила и выносливость. Важным фактором возникновения и дальнейшей эволюции прессы стало развитие почтовой связи. Первые почтовые линии были созданы во Франции и Германии в середине – второй половине XV века. К началу XVII века во многих западноевропейских странах появилась общедоступная почтовая служба. Была создана сеть почтовых дорог. Переход от спонтанных публикаций к регулярным был быстрым и произошел в конце XVI – начале XVII в. Сохранились и дошли до нас номера первых газет от 1609 года. Этот год принято считать условной датой рождения газеты в Европе. В 1609 г. немецкий типограф и книготорговец Йоганн Каролус выпускал в Страсбурге газету «Релацион» ( «Сообщения об отдельных достопримечательных происшествиях» ). В газете печаталась подборка новостей из Кёльна, Рима, Вены, Праги. С 1610 по 1619 гг. еженедельные печатные газеты были основаны в крупных торговых городах Германии – Кёльне, Франкфурте-на-Майне, Берлине, Гамбурге. К концу 30-х годов XVII в. в Германии насчитывалось около 30 газет. В других европейских странах еженедельные газеты появились несколько позже: в Испании в 1621 г., в Австрии и Англии в 1622 г., во Франции в 1631 г., в Дании в 1634 г. Вопрос 2. Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок. Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566 г. Периодичность рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские avvisi. Есть свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «аввизатори» («avvisatori» – от итал. «вестник, приносящий новости»), однако в конце XVI начале XVII вв. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных. Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров («Fuggerzeitungen») и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Пьетро Аретино Этого человека можно назвать праотцом пиара и журналистики. При жизни он был необычайно известен. Честь, положение и деньги были заработаны им исключительно собственным пером. Он был сыном простого сапожника из ремесленного города Ареццо. Семья не могла позволить себе дать детям хоть какое-то образование. Постигать науки Аретино начал самостоятельно. В какой-то момент, то ли от того, что одаренному молодому человеку в родном городке уже стало тесно, то ли от того, что пока не реализованный талант увлекал его к новым горизонтам, а может по обеим причинам, Пьетро Аретино покидает многочисленное семейство. Сказать, что Аретино стал прекрасно образован, было бы в корне не верно, напротив, познания его были весьма поверхностны. Он узнавал только то, что могло помочь продвинуться, выйти “из грязи в князи”. Аретино обладал удивительными, незаурядными способностями: живым, гибким умом и природным чувством слова. Кажется, что этот человек из народа никого и ничего не боялся. Придворные, короли, папы вызывали у него лишь насмешку. И вот, вооружившись сатирой, один за другим он наносит беспощадные удары сильным мира сего. За это современники прозвали его " бич монархов". Аретино не просто обличал и высмеивал пороки. За свободомыслие и прямолинейность отца европейской журналистики то и дело откуда-то изгоняли. Но один итальянский город все-таки дал кров беспокойному острослову. Сказав " там я обогащу свою нищету ее свободой”, акула пера эпохи Возрождения отправляется в вольнолюбивую Венецию. Республика Святого Марка приняла Аретино по-матерински радушно, как сына, вновь вернувшегося в родные места после долгих странствий. Можно сказать, что у опального публициста любовь с первого взгляда с городом случилась ещё и потому, что Венеция на тот момент являлась центром книгопечатания в Европе. Здесь в 1512 году Аретино и опубликовал свой первый сборник, здесь же к нему пришли настоящая слава и признание, здесь он и прожил до конца своих дней. К моменту приезда в Венецию имя острого на язык тосканца, было достаточно широко известно. О нем говорили, его боялись. Так с журналистом сразу завели знакомство Сансовино и Тициан. С последним у Аретино сложились теплые дружеские отношения. Талантливый журналист даже стал личным рекламистом известного художника. Прямолинейность, безбоязненное обличение всех и каждого, а вместе с тем и то исключительное положение, которое занимал в Венеции Пьетро Аретино не могли не вызывать недовольства и жгучей зависти. На жизнь проворного писателя то и дело покушались. Его подкупали, дабы не обратить столь безжалостное острие пера на себя. Аретино никогда не упускал своей выгоды: был изворотлив, хитёр и беспринципен. Разврат и разгул следовали с ним по жизни. Еще недавно его полностью отвергала история литературы, а образованные и культурные люди считали воплощением греха и грязи. Но, несмотря на это, Аретино был влиятельнейшим писателем своего времени. Им также были заложены все основные журналистские жанры. Но никакое исключительное положение не может застраховать от смерти. В 1556 году она настигла и Аретино. По некоторым данным он умер от смеха. Книги писателя были запрещены Римом сразу после его смерти. Вопрос 3. Рукописные газеты банкирского дома Фуггеров и их специфика Рукописные венецианские газеты имели достаточно широкое хождение по Италии и Европе и способствовали появлению аналогичных изданий в Германии, где итальянский опыт использовали представители аугсбургского банкирского дома Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров («Fuggerzeitungen») и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Рукописные газеты Фуггеров не продавались свободно, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских «газет» не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению. Однако сам феномен долгосрочности их существования, несомненно, заслуживает внимания. Финансовая империя Фуггеров, тесно связанная банкирами Венеции, имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая многих европейских монархов, обладала хорошо разветвленной сетью торговых агентов в промышленных центрах Европы. Торговые агенты служили корреспондентами, собирая для Фуггеров информацию делового, политического и общего характера. Эти сообщения, в определенном смысле разведывательные, специально скомпонованные и аккуратно переписанные, стали «газетами» банкирского дома Фуггеров («Fuggerzeitungen») и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 гг. Рукописные газеты Фуггеров не продавались свободно, а поставлялись только избранному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а также клиенты банкирского дома. Замкнутый характер распространения фуггеровских «газет» не позволяет считать их прямыми предшественниками первых европейских газет, так как одним из характерных признаков газеты является свободный доступ к ее получению. Однако сам феномен долгосрочности их существования, несомненно, заслуживает внимания, так как затем он был активно использован через двести лет Ротшильдами, при строительстве ими крупнейшей финансовой империи мира.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2929; Нарушение авторского права страницы