Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫСтр 1 из 4Следующая ⇒
Пассивный метод Рисунок 1.1 Пассивный метод
Пассивный метод (рис.1.1) – это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.
Активный метод
Рисунок 1.2 Активный метод
Активный метод (рис.1.2) – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный метод Рисунок 1.3 Интерактивный метод Интерактивный метод (рис.1.3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. Задачами интерактивных форм обучения являются:
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы: · Круглый стол (дискуссия, дебаты) · Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака) · Деловые и ролевые игры · Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ) · Мастер класс В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д.р.), которые можно использовать в процессе обучения студентов. Кроме того, преподаватель кафедры может применять не только ныне существующие интерактивные формы, а также разработать новые в зависимости от цели занятия, т.е. активно участвовать в процессе совершенствования, модернизации учебного процесса. Принципы работы на интерактивном занятии: · занятие – не лекция, а общая работа. · все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы. · каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу. · нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея). · все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению. Алгоритм проведения интерактивного занятия: 1. Подготовка занятия Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: 1) Участники занятия, выбор темы: · возраст участников, их интересы, будущая специальность. · временные рамки проведения занятия. · проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее. · заинтересованность группы в данном занятии. 2) Перечень необходимых условий: · должна быть четко определена цель занятия. · подготовлены раздаточные материалы. · обеспечено техническое оборудование. · обозначены участники. · определены основные вопросы, их последовательность. · подобраны практические примеры из жизни. 3) Что должно быть при подготовке каждого занятия: · уточнение проблем, которые предстоит решить. · обозначение перспективы реализации полученных знаний. · определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии). 4) Раздаточные материалы: · программа занятия. · раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории! »). · материал должен быть структурирован. · использование графиков, иллюстраций, схем, символов. 2. Вступление: Сообщение темы и цели занятия. – участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь; – педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии; – при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное); – добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой. Примерные правила работы в группе: · быть активным. · уважать мнение участников. · быть доброжелательным. · быть пунктуальным, ответственным. · не перебивать. · быть открытым для взаимодействия. · быть заинтересованным. · стремится найти истину. · придерживаться регламента. · креативность. · уважать правила работы в группе. 3. Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя: 3.1. Выяснение позиций участников; 3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации); 3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла) 4. Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог. Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: · что произвело на вас наибольшее впечатление? · что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? · есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия? · чем вы руководствовались в процессе принятия решения? · учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы? · как вы оцениваете свои действия и действия группы? · если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения? Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Преподавателю кафедры необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в рабочей программе дисциплины и в методических рекомендациях по подготовке к занятию в интерактивной (конкретной) форме.
Основная часть. Форма дебатов У1 — первый спикер команды утверждения; О1 — первый спикер команды отрицания и т. д. Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0, 5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам. Таблица 2.1 Регламент «Дебатов»
Выводы (рефлексия). После завершения «круглого стола» в форме дебатов происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументов и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности. «Круглый стол» помогает вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учиться выделить главное в учебном материале, развить речь и многое другое. Как показывает практика, использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.
Деловые и ролевые игры Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения состоит в следующем: · процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений. · метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. Виды деловых игр На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. Например, классификация деловых игр: 1. По типу человеческой практики, воссоздаваемой в игре и каковы целям: учебная, исследовательская, управленческие, аттестационная; 2. По времени проведения: · без ограничения времени; · с ограничением времени; · игры, проходящие в реальное время; · игры, где время сжато; 3. По оценке деятельности: · балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; · оценка того, кто как работал, отсутствует; 4. По конечному результату: · жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; · свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи; 5. По конечной цели: · обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; · констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; · поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения; 6. По методологии проведения: · луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; · ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; · групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение») (см. подробнее об организации дискуссии п. 2.1); · имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Сбыт» - для обучения менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и т.д.); · организационно-деятельностные игры – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность; · инновационные игры – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации; · ансамблевые игры – формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб. 1. Подготовка занятия. Проведению деловых игр предшествует разработка единых требований к отдельным этапам: · целевая установка проведения игры; · сценарий всех этапов деловой игры; · структура конкретных ситуаций, отражающих моделируемый процесс или явление; · критерии оценки, полученных в ходе игры результатов; · рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональных умений и навыков. Условия проведения деловых игр: · проигрывать реальные события; · приводимые факты должны быть интересными, «живыми»; · ситуации должны быть проблемными; · обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников; · проверка пригодности аудитории для занятия; · использование адекватных характеру игры способов фиксации ее процесса поведения игроков; · определение способов анализа игрового процесса, оценка действий игроков с помощью системы критериев; · оптимизация требований к участникам; · структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры; · формирование игровой группы; · руководство игрой, контроль за ее процессом; · подведение итогов и оценка результатов. 2. Вступление. Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки. При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов: 1) Для чего проводится данная деловая игра? 2) Для какой категории обучаемых? 3) Чему именно следует их обучать? 4) Какие результаты должны быть достигнуты (Примеры учебных целей: «показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.»). При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой преподаватель, руководитель игры) и цели действий её участников (студентов), которые ставятся ими, исходя из игровых ролей. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему. Задачи преподавателя в подготовке деловой игры: · отобрать необходимые ситуации; · подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности); · подобрать подгруппы студентов; · поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою точку зрения; · продумать предполагаемые ответы и реплики; · проявлять к студентам интерес, постоянное внимание и т.п. Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры. Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста. Таким образом, преподаватель при подготовке деловой игры должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. При конструировании деловой игры необходимо опираться на структурное описание последней. Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально. Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Как правило, в сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги. Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии. Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий. Деловую игру можно проводить перед изложением лекционного материала для обнаружения пробелов в знаниях, когда их основой является только личный опыт, либо после лекционного курса для закрепления и актуализации знаний в опыт. Можно также осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры. В последнем случае динамика интереса обусловливается динамикой смены традиционных и деловых форм проведения занятий, которые целостно воспроизводят процесс будущей профессиональной деятельности. Деловая игра в зависимости от содержания может длиться от одного до 2-3 академических часов, т.е. это могут быть небольшие фрагменты или полноценная деловая игра. Учитывая большую эмоциональную нагрузку на участников игры, целесообразно деловыми играми заканчивать учебный день. Деловую игру можно использовать и как форму проведения зачета. В этом случае преподаватель определяет, какие проблемы выносятся в ее содержание, по каким критериям будет оцениваться уровень знаний. Содержание, ход игры и участие в ней обговариваются в студенческой аудитории заранее. Можно выбрать группу экспертов (3-4 человека), которая, внимательно наблюдая за ходом игры, выносит решение о получении зачета каждым ее участником. Преподаватель как бы снимает с себя ответственность за принятие или непринятие зачета, но в действительности он создает для обучающихся условие, в котором требуются проявление ответственности за знания, как собственные, так и других слушателей, аргументированность решения, умение критически оценить происходящее, высказать замечание, видеть позитивные начала в действиях и поступках окружающих. Успех игр как метода обучения в гораздо большей степени, чем традиционных, зависит от материально-технического обеспечения, в состав которого входят аудитории (классы), специально оборудованные для игр, средства отображения информации, средства управления, тренажеры, вычислительная техника и т.п. Разумеется, состав материально-технического обеспечения и размещение в решающей степени зависят от формы игрового занятия, числа участников и многих других факторов. Оценка деятельности участников игры всякий раз складывается из оценки анализа обстановки, выработанного и принятого решения, а также его реализации в установленное нормативами время. 3. Основная часть. Рассмотрим этапы проведения деловой игры (таб. 2.3.1). Таблица 2.3.1. Мастер класс Мастер–класс – это главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Преподаватель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, занятий, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п. Форма работы мастер-класса зависит от наработанного мастером стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интереснейшего мероприятия.Мастер-классы способствуют личностной ориентации студента, формированию его художественных вкусов и культурных интересов, вводят молодого человека в мир гуманитарной культуры. Мастер-класс характеризируется следующим: · метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; · создание условий для включения всех в активную деятельность; · постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; · приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса; · формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; · представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; · процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; · форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Целью проведения мастер-класса является: -профессиональное, интеллектуальное и эстетическое воспитание студента. В это понятие вкладывается, прежде всего, развитие в ходе мастер-класса способности студента самостоятельно и нестандартно мыслить. В контексте мастер-класса профессиональное мастерство означает прежде всего умение быстро и качественно решать образовательную задачу в практическом поле выбранного предмета
Задачами являются: · преподавание студенту основ профессионального отношения к избранной специальности. · обучение профессиональному языку той или иной науки (экономической, юридической, искусствоведческой и т.д.). · передача продуктивных способов работы - прием, метод, методика или технология. · адекватные формы и способы представления своего опыта. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых норм. В большинстве своем, она основывается как на педагогической интуиции преподавателя (" учителя" ), так и на художественной восприимчивости студента (" ученика" ). Мастер-класс - это двусторонний процесс, и отношения " учитель-ученик" являются совершенно оправданными. Поэтому мастер-класс нередко называют школой 1. Подготовка занятия. Определение алгоритма проведения мастер-класса: · идея; · подготовка, постановка цели, задач; · план; · найти личность мастера (подбор команды); · подбор информации; · реализация проекта; · показ своей презентации (методов, приемов работы); · привлечение параллельно участников к активной деятельности; · рефлексия (последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы) Для проведения мастер-класса необходимо: · сочетание имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой как способности мастера смотреть «внутрь своего опыта», принципы и механизмы осуществляемой системы обучающих действий. · гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал: наличие у преподавателя письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. (иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, видеозарисовки) · участники конкретного мастер-класса должны быть готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта. Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса: · презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования. · эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. · прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. · мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта · оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). · эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. · технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). · артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта · общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. 2. Вступление. Презентация педагогического опыта учителем-мастером: · дается краткая характеристика студентов, обосновываются результаты предварительной диагностики, прогнозируется развитие студентов; · кратко характеризуются основные идеи технологии: · описываются достижения в работе; · доказывается результативность деятельности студентов, свидетельствующая об эффективности технологии; · определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера. Представление системы учебных занятий: · описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; · определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям. 3. Основная часть. Проведение имитационной игры: · учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы со студентами; · слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. Моделирование: · учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера; · мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; · мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия Выводы (рефлексия): · проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание короткой теоретической части и индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.
ДРУГИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: · творческие задания; · работа в малых группах; · интерактивная экскурсия; · видеоконференция; · социально-психологический тренинг; · фокус группа; · метод портфолио; · метод проектов; · сократический диалог; · метод «Займи позицию»; · групповое обсуждение; · метод «Дерево решений»; · метод «Попс-формула» и д.р.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1228; Нарушение авторского права страницы