Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дворец-крепость Потала в Лхасе



XVII вв. Дворец-крепость, резиденция Далай-ламы. Возведенный на вершине горы и словно сросшийся с ней, дворец напоминает город.

Это гигантское здание, начавшее строиться с 7 в. и возведенное в его современном виде в 10—17 вв. Огромный массив зданий занимает в длину около 430 м и представляет собой целый город. Окружающие дворец стены и широкие разветвленные лестницы создают к нему подход и как бы соединяют архитектурный ансамбль с окружающей природой, увеличивая и делая еще более грандиозными его размеры.

Комплекс состоит из двух дворцов: Белого и Красного. Здание имеет ступенчатую структуру: в горе вырубали террасу и на этом месте возводили «этаж», затем выше вырубали вторую террасу и строили следующий «этаж». Таким образом дворец поднимается от подножия горы до самой её вершины.

Белый дворец состоит из двух павильонов: Восточного и Солнечного. Красный дворец также состоит из нескольких павильонов, здесь проводили молитвы и ритуалы. Белое здание, растянувшееся по всей скале, окружает красный дворец Побран Марпо, вырастающий из него и высящийся над ним, венчая все сооружение. Это здание перекрыто вызолоченными крышами китайского типа.

Внутри дворца — бесчисленное количество помещений, тронных залов и галерей, украшенных стенными росписями. Самое большое святилище занимает в высоту все пространство здания. Интерьер помещения оформлен с поразительной роскошью.

Дворец Потала стал вершиной в творчестве тибетских архитекторов. Здание потрясающе удачно вписано в окружающий ландшафт. Здесь человеческая фантазия, инженерный расчёт и строительное мастерство достигли своего апогея.

Жилище

Городские богатые дома возводились из крупного тесаного камня и имеют крепостной облик. Стены зданий чрезвычайно прочны, так как книзу они значительно утолщаются, образуя крутой скат; крыши плоские.

Городские дома обычно двух- и трехэтажные, с большим количеством окон прямоугольной формы, расположенных высоко над землей. В центре здания помещается двор, невидимый снаружи и образующий сквозной колодец. Подобные здания, располагаясь в горной местности амфитеатром, производят эстетическое впечатление не только каждое в отдельности, но и определенным ритмом повторения одинаковых, восходящих ярусами простых и строгих геометрических форм.

Красочное и орнаментальное оформление зданий также очень просто. Дома белятся, а контуры окон подчас обводятся черной краской. Основное внимание сосредоточивается всегда на верхней части здания, где под самой крышей проходит типичный для Тибета расписной фриз, покрытый розовой, красной и коричневыми красками, по мягкости тона напоминающими бархат.

Огромную роль в декоративном оформлении архитектуры Тибета играют ткани, укрепленные на фасаде и предохраняющие помещение от солнца и непогоды. Эти пестрые ткани создают своеобразный декоративный эффект, внося большое разнообразие и динамику в общий облик ансамбля городских построек.

 

АРХИТЕКТУРА МОНГОЛИИ

 

Монгольское феодальное государство сформировалось в 12 - нач. 13 в. Это государство образовалось из различных племен, занимавших в 11 в. почти всю территорию современной Монголии и ассимилировавших населявшие ее ранее народности. Основное объединение страны произошло Чингисхане, который подчинил себе все скотоводческие племена и сломил сопротивление их вождей. В 12—13 вв. Монголия занимала уже весьма обширное пространство — от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, а также от Великой китайской стены на юге до границ южной Сибири на севере.

Основной религией монголов в 13 в. оставался шаманизм с верой в духов и культом предков, однако уже в это время начинают проникать христианство и буддизм, ставший впоследствии ведущим религиозным учением в Монголии. Высокоразвитые культуры Тибета и Китая, захваченного в 13 в. монголами, оказали значительное влияние на сложение и формирование архитектуры и искусства самой Монголии.

Культовая архитектура

Со второй половины XVI века распространяется буддизм.

Первые здания храмов ставились на дощатой площадке, на которой укреплялись характерные для строительства юрт деревянные решетки, а крыша составлялась из жердей, крытых войлоком. Для увеличения размеров храма несколько подобных юрт составлялись вместе, и к ним пристраивалось вытянутое вперед крытое крыльцо с дверью. Но разборная юрта вскоре стала оседлым жилищем; жерди и войлок сменились досками, решетки — стенами, появился фундамент, а увеличение внутреннего пространства вызвало сооружение многочисленных опорных колонн. Круглая юрта постепенно превращается в квадратное многоугольное здание, а конусообразная крыша приобретает характер купола или шатра.

Часто мотивы собственно монгольские сплетаются, особенно в формах крыш, с тибетскими и китайскими, образуя новый стиль. Выделяются три стиля в традиционной монгольской архитектуре: монгольский, тибетский и китайский.

Окраска здания обычно единообразна. Стены и крыши белятся, двери окрашиваются ярко-красной краской, а рамы окон в темно-красный цвет. Большая простота, ясность членений и тяготение к круглому плану характеризуют этот оригинальный вид монгольской архитектуры.

В XVI-XVII веках по всей стране было построено большое количество монастырей.

Строительство великолепных храмов продолжалось в XVIII и XIX веках. В разных описаниях XVIII—XIX веков были расписаны пропорции зданий в отношении с пропорциями человеческого тела, разные правила по строительству, ремонту и обслуживанию храмов.

В этот период были построены монастыри Зуун-хурэ (1711), Амарбаясгалант (1727), Манджушри-хийд (1733) и другие. В 1734 году началось строительство стены из субурганов вокруг монастыря Эрдэни-Дзу.

 

Субурган – монгольский вариант ступы, представляющий собой сочетание башни ступы и могильного кургана кочевых племен. Субурганы устанавливались на пьедестал и имели форму колокола. Верхняя часть состояла из нескольких колец, расположенных ступенями и завершающихся Колесом Закона. В субурганах хранили религиозные реликвии и останки усопших буддийских монахов.

 

Жилище

Жилища Хунну, правивших на территории Монголии с III-го века до н. э. по I-й век н. э., были небольшими круглыми палатками на телегах и круглыми юртами. Аристократия жила в маленьких дворцах, и их деревни были защищены огромными стенами. Также есть сведения о капитальном строительстве из брёвен.

В целом, характерными чертами были простота и прочность конструкции, целесообразность каждой детали и их взаимозаменяемость, удобство транспортировки.

Юрта – традиционное жилище монгольских кочевников. Юрты были основой для развития традиционной монгольской архитектуры.

Юрта имеет круглую форму, складной деревянный каркас, и сверху покрывается войлоком. Каркас состоит из складных деревянных решеток, состоящих из плоских реек и скрепленных между собой при помощи сыромятных кожаных ремней, от их размера зависит размер жилища. Крышу юрты делают из длинных жердей, скрепляемых специальным обручем. В ней имеется отверстие дымник, служащее для освещения помещения и выхода дыма. После того как каркас был собран, его покрывали несколькими слоями войлочной кошмы, которая в свою очередь была еще обмотана несколькими слоями ткани.

В XII и XIII веках для ханов и вождей строились специальные юрты на телегах. Расстояние между колёсами такой телеги составляет более 6 метров.

Первоначально скат крыши был круче, а наверху был специальный обод вокруг открытого центра, чтобы дым легче выходил из юрты. Введение закрытых печей с трубами (зуух) в XVIII и XIX веках позволило упростить конструкцию и использовать крышу с более пологим скатом. Обычно юрты были чёрными (хар) или бурыми (бор), а белый войлок для юрт первоначально было только на юртах знати; однако, со временем это стало обычным явлением.

Внутренней обстановке уделялось особое значение для каждого из основных направлений. Так, двери всегда выходили на юг. Оленеводы (цаатаны) ориентировались во времени по нахождению в юрте солнечного света, проходящего через верхнее отверстие. Северо-восточная часть юрты отводилась женщинам. Посторонним был традиционно запрещён вход в эту часть юрты, когда женщина находится здесь. Во время семейных ссор женщине было разрешено с этого места бросать предметы в мужа.

Общее расположение юрт в юрточном становище средневековой Монголии называлось хурээ (курень, круг). В круге юрта командующего располагалась в центре, а юрты других членов племени — вокруг неё, образуя временное укрепление. Эта организация носила защитную функцию в условиях частых военных столкновений. На смену кругу вскоре пришёл аил, применявшийся в XIII и XIV веках во время единого монгольского государства, когда внутренние столкновения прекратились. Хурэ вернулись после распада монгольского государства в XV веке. В XVI и XVII веках, когда в Монголии утвердился буддизм, данный вид организации пространства стал основой для планировки монастырей, которые изначально были кочевыми юрточными комплексами (другой тип монастырей, хийд, строился по канону, заимствованному из Тибета). На основе хурэ выросли многие города.

Палатки сыграли роль в формировании и развитии уникальной монгольской архитектуры. Хотя они и были временными, но довольно часто они использовались пастухами.

- Джодгор — маленькая палатка для размещения одного или двух человек.

- Майхан — большая палатка для группы людей.

- Цатсар — ткань, положенная на вертикальные опоры без вертикальных стен.

- Цатхир — большая прямоугольная палатка с вертикальными ткаными стенками.

- Асар — для большого количества людей. Общее название для Цатсар и Цатхир.

Во время церемонии интронизации Хана Гуюка в 1246 году, был поставлен колоссальный шатёр-цатхир, способный принять 2000 человек. Шатёр поддерживался столбами украшенными золотыми листьями, и с внутренней стороны стены были покрыты подобно куполам. Позже проекты многих храмов были основаны на цатхире.

 

Градостроительство

Каракорум

Был основан в бассейне реки Орхон Чингисханом в 1220 году как главный военный центр. Однако через 15 лет после основания он стал административным и культурным центром империи. Здания в городе строились из сырцового кирпича, а крыши делали из цветной черепицы, покрытой глазурью. Сам город окружала массивная глинобитная стена.

В центре города расположен Дворец Великого Хана — дворец Ваньняньгун (Тү мэн амгалант). Стены дворца были покрыты настенными росписями. Перед дворцом находился фонтан «Серебряное древо». У подножия фонтана было 4 серебряных скульптуры львов. 4 золотые змеи обвились вокруг дерева. В верхней части дерева был коронованный ангел, дующий в горн. Ветви, листья и плоды дерева были сделаны из серебра.

Здания дворцового комплекса были с подогревом от дыма труб, установленных под полом. Дворец хана был возведён на искусственной платформе площадью в 2475 м².

У каждых ворот на четыре стороны городской стены ставили скульптуры черепах. Стелы на спинах черепах увенчивались маяками для степных путешественников.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь