Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ КИТАЯ
1. Династический период (III тыс. — 221 г. до н. э.) а) Иньская эпоха. В это время происходило формирование классового рабовладельческого общества в Китае и возникло первое государство. Появились первые укрепленные поселения. б) Чжоуская эпоха. Происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Формируются общие принципы планировки и застройки поселений.
2. Императорский период древнего мира (221 г. до н. э. — 220 г. н. э.) а) Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.). Осуществление грандиозных строительных проектов - ведётся строительство единой сети дорог, Великой китайской стены, Великого китайского канала, гробницы императора Цинь Шихуанди. б) Эпоха Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) . Становление Великого Шелкового Пути
3. Период раннего средневековья (220 — 581 гг.) а) Эпоха шести Династий (традиционный Китай, 3-6 вв.). С проникновением в Китай буддизма, начинают строиться пагоды. В V в. был создан единый стиль архитектуры, ее основные конструктивные формы, которые с небольшими изменениями сохранились до конца XIX в.
4. Имперский период средневековья (581 — 1912 гг.) а) Эпоха Тан (618-907 гг.) и эпоха Сун (960-1127 гг.) (классический период). В VI-VIII вв., в эпоху Тан, сложились основные типы построек. В эпоху Сун (X-XIII вв.) в архитектуре намечается тенденция к утончению форм. Развивается декоративность и даже начинает преобладать над конструктивностью, прежде определявшей облик зданий. Усилились и завязались связи между различными областями Китая, вызвавшие сооружение новых путей, а также строительство великого канала протяжением свыше 1000 км, соединившего долины рек Хуанхэ и Янцзы с заливом Ханчжоувань. б) Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.). Отстраиваются и растут города — центры ремесленного производства и торговли. Перестраиваются обширные городские ансамбли, возникшие в предшествующие эпохи. в) Эпоха Мин (1368 – 1644). Расцвет ландшафтной архитектуры. Зодчество характеризуют грандиозный и могучий размах, цельность и единство стиля при разнообразии и богатстве замыслов. г) Эпоха Цин (1644 – 1911). Архитектура сохраняет свой средневековый облик не только в отдельных и крупных дворцовых сооружениях, но и в типе жилищ, в планировке городов. Устойчивые традиции объясняются не только консервирующим воздействием феодальной системы. Сами строительные и художественные принципы, выработанные в пору подъема средневекового зодчества и впитавшие в себя древние народные традиции, были столь рациональны и жизненны, что сохранились вплоть до сер. 19 в. Но стремление к орнаментации, все большее значение узорных деталей, слияние декоративно-прикладных и монументальных форм подготовили в зодчестве отход от монументального характера сооружений и постепенно привели к утрате органической цельности архитектурного образа.
Иероглифическое мышление, натурфилософские взгляды и другие отличия привели к формированию другого типа общества и иной архитектуры. Принципиальная разница в основах письменности во многом способствовала появлению серьезных отличий в менталитете наций. Буква, означающая звук, привела на Западе к главенству слова над линией и формой. Одинаковый набор букв в разных сочетаниях мог давать совершенно разные слова, которые и стали главным переносчиком смысла. Иероглиф, означающий понятие, привел к приоритету линии и создаваемого ей визуального знака. Это иероглифическое мышление привело к тому, что в передаче информации важную роль играла линия и формируемый ей визуальный знак. Зрительный образ на Востоке стал играть большую роль, чем на Западе. Это привело не только к появлению особого вида восточного искусства – каллиграфии, но и к другому пути развития планировки и застройки населенных мест, к более широкому и массовому развитию тех сфер человеческой деятельности, которые были связаны с визуальными образами: живописи, поэзии, садово-паркового искусства, архитектуры и др. Еще одной причиной своеобразного развития стран Юго-восточной Азии было обособленное расположение территории, на которой возникли восточные цивилизации. Оно во многом способствовало тому, что культура Востока долго не соприкасалась с другими культурами.
Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, китайская архитектура отличается от европейской и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая выражается ещё и в том, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Строительные материалы Недра Китая богаты многочисленными породами мраморов, гранитов, известняков. Богат Китай и строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и пр. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук. В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся камень (в основном для фундаментов). Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых служила солома.
Градостроительство Первые сооружения на территории Китая известны с V тыс. до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые общины, строившие свои круглые или квадратные в плане, заглубленные в землю хижины на защищенных валом и рвом городищах. В центральной части поселения располагалось обширное прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка располагалось кладбище. Уже тогда начали формироваться представления о мире и месте жилища в нем, которые определили впоследствии облик китайского города и дома. Круг и квадрат в архитектуре приобрели символическое значение и связывались первый с землей, второй - с небом.
Первые города появились в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром - таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии. Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе.
К III веку до н.э. относится первый трактат об архитектуре " Чжоу ли", где закреплялась иерархическая структура города и указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен. Позднее появился целый ряд трактатов по разбивке городов: «Чжоуцзи каогунзи цзянжэнь инго», «Цзо-чжуань», «Мэнцзи» и др. В этих трактатах описывались конкретные требования к модульной разбивке города того или иного иерархического уровня. В трактатах канонизировались правила закладки городов, планировки кварталов, размещения и величины тех или иных зданий. Они описывали процесс закладки города с двойными рядами стен. Внутренние стены опоясывали собственно город, внешние стены – пригород. Пространство между стенами использовалась для разведения плодов и овощей во время осады городов, в это время в центре города помимо горожан селились жители окрестных деревень, которые одновременно становились воинами. В основном китайские города в этот период строились на регулярной планировочной основе, костяк которой составляли: перекресток главных улиц перед главным дворцовым комплексом города, разбивка всей территории на кварталы и оборонительные стены, которые окружали кварталы. Основные улицы обычно были достаточно широкими, для того чтобы можно было беспрепятственно вводить в город войска и проводить церемониальные процессии. Звонницы и барабанные башни регулировали утреннюю и вечернюю жизнь города, оповещали об опасности и т.д.
В период Западного Чжоу сформировались общие принципы планировки и застройки: - соответствие поселений и других ансамблей требованиям фэншуй – требования фэншуй стали обязательными на всех уровнях строительной жизни. Чаще всего при закладке или реконструкции населенных мест сложнее всего было выполнить требования по правильному течению воды. Появилось развитое ирригационное строительство, которое обеспечивало не только потребности сельского хозяйства, но и правильный фэншуй в населенном месте и, как следствие, более комфортабельное городское развитие. - иерархия поселений – города подразделялись на столичные города и города – центры удельных царств, в которых была сосредоточена основная власть ванов. Оперативное управление шло из городов более низкого иерархического уровня – центров провинций, руководство которыми осуществляли прямые наследники вана. Но больше всего было уездных городов – центров сельскохозяйственной округи и городов – крепостей на окраинных территориях царств, где правили государственные чиновники и военные. Каждому типу городов соответствовали определенные регламенты по размеру общегородской территории, наличию тех или иных главных городских зданий, ширине дорог и т.д. - миграция столиц – в соответствии с мировоззрением древних китайцев, любое серьезное отрицательное событие, в том числе захват и разграбление города, а также смерть правителя, требовало обряда очищения и обязательной смены местожительства. Это приводило к тому, что каждый новый правитель, а уж тем более основатель новой династии, основывал новую столицу, иногда всего в нескольких километрах от старой столицы, иногда на значительном удалении до многих сотен километров. - появление брошенных городов – иногда брошенные города оставались существовать в качестве провинциальных или уездных центров, центров торговли или оборонительных крепостей, используя старые крепостные сооружения. Чаще всего они получали новое название в связи со своим новым статусом. Но очень значительная часть бывших столиц переходила в разряд брошенных городов, которые постепенно исчезали с лица земли. Они переходили в разряд мифических городов, о которых складывали легенды, которые упоминали в различных династийных хрониках. - одновременное существование нескольких столиц – это также было связано с особенностями мировоззрения. Для запутывания духовных и мирских злых сил и прочего создавалось несколько столиц. Помимо главной столицы, в которой находилась основная резиденция правителя, существовала одна или несколько запасных столиц. Таких столиц чаще всего было две или пять, что вытекало из фэншуя и религиозных представлений. - статусность городской застройки – была основана на строгой соподчиненности зданий. На городской территории регламентировались центральные и привилегированные районы, районы ремесленников того или иного направления, даже при строительстве жилого дома строго регламентировались все его элементы. Так, например, балки во дворце правителя царства полагалось делать тесаными, полированными и инкрустированными камнями. В доме правителя провинции – тесаными, полированными, в доме главы клана – только тесаными и т.д. Сословные различия касались и размеров и количества павильонов (комнат) – цзянь. Самым простым был четырехугольник с одним двором, насаженный на одну ось север – юг. Чем более высокий статус был у комплекса, тем более сложной становилась его структура: увеличивалось количество внутренних дворов, число павильонов и комнат в них, появлялись переходы, внутренние сады и другие элементы. Рост происходил кратно городской структуре, занимая один, два, три или больше участков в квартале, или несколько кварталов. Цзянь – пространство между четырьмя столбами, на которых держится крыша комнаты (павильона). Здесь имеется серьезное отличие между Востоком и Западом. Для исторической китайской архитектуры не так важно, какова площадь сооружения, его высота или ширина. Более важная единица измерений – количество цзянь. - китайский четырехугольник как основной элемент застройки – внутригородская планировочная единица. Основой этого четырехугольника являлся прямоугольный внутренний двор, ориентированный по сторонам света, который со всех сторон плотно окружало четыре здания, соединенные между собой крытыми галереями. На улицы выходили глухие стены. Такое городское образование хорошо отвечало «срединности», пяти элементам, и восьми диаграммам предсказания. Из этих структур «набирались» огороженные собственными стенами кварталы и весь город, который в результате получал прямоугольную конфигурацию. Такие города иногда называют китайскими квадратными городами. Основными принципами формирования и сочетания четырехугольников были осевая симметрия, продольное наращивание (в династию Тан появилось поперечное наращивание), иерархия и соподчинение. Эти формы стали основой для создания самых разных городских объектов: дворцовых комплексов и мавзолеев, монастырей, административных учреждений, жилых домов.
Погребальные сооружения Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных гробниц занимает площадь 340 кв. м, а объем ее достигал 1615 куб. м. Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу. Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупы людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах в гробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, что собаки должны охранять гробницу, лошади - везти колесницы в загробном мире. На поверхности не сооружалось ни могильных холмов, ни построек. Стены и потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью. Роспись исполнялась красной краской. Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображения животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 2856; Нарушение авторского права страницы