Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИМПЕРАТОРСКИЙ ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



Строительные материалы и техника

Главным строительным материалом было дерево. Иногда для строительства использовался камень и кирпич.

Крыщи имели изогнутую форму. Для крыш не делали стропил, а пользовались системой подкровельных кронштейнов – доу-гун. Такая крыша была очень высокой и массивной. При такой конструкции только изогнутая форма могла уменьшить массу крыши почти на треть и придать всему сооружению легкий и изящный силуэт. Сильно выдвинутый карниз, загибаясь вверх, позволял свету беспрепятственно проникать в дом. К тому же дождевая вода стекала с крыши на достаточном удалении от самого сооружения; при том, что подавляющее большинство зданий возводилось из дерева, форма карниза сыграла свою роль в сохранности многих построек. Кроме конструктивных соображений, изогнутая форма крыш продиктована тем, что в Китае считалось, что демоны и злые духи избегают изогнутых линий, так как могут двигаться только по прямой. Вдобавок. такая конструкция зрительно облегчала тяжелую массу крыши, которая как бы парила над легким деревянным зданием.

Для кровель и облицовки некоторых зданий использовалась керамика. Керамическая черепица цилиндрической формы укладывалась на поверхности крыши, скрепляясь на стыках при помощи специального профиля и фигурок волшебных животных, называемых цян-шоу, которые крепились на 13 длины от края крыши, по 5, 7, 9 или более фигурок, наибольшее число помещалось на крышах императорских покоев.

Архитектурные сооружения было принято всячески украшать, для этого использовались резьба по дереву и камню, керамика, орнаментальная окраска.

Градостроительство

Династия Тан

В династию Тан сформировался тип традиционного дальневосточного ансамбля. Можно выделить ряд таких основных черт средневекового танского города:

- общие способы организации пространства для всех типов застройки, основанные на концепции китайского четырехугольника;

- развитие городского пространства с помощью принципов продольного и поперечного расширения;

- появление в столичных и провинциальных городах особого центрального района – Запретного города – императорская/административная часть города располагалась в центре и окружалась стенами;

- развитие осевой симметрии города, района или улицы, основанное на концепции долгого пути, все важнейшие здания размещались вдоль главной магистрали, идущей от южных ворот к северным и выделялись по высоте;

- упорядочение осевой, трех- или пяти осевой композиции ансамбля с фиксированными помещениями и входами;

- появление некоторой сбивки входов по крайним осям;

- объединение в единый ансамбль конфуцианского дома и даосского сада;

- развитие парадного китайского ордера;

- усложнение и совершенствование ключевых, наиболее значимых элементов в архитектуре китайского здания – крыш и входов;

- второстепенная роль стен и окон;

- расположение и высота здания целиком определялись его функцией и социальным положением владельца. Высота жилых домов простых граждан не могла превышать одного этажа. По этим причинам возникала своеобразная объемно-пространственная композиция китайского города, весьма способствующая живописности пейзажа. Эта живописность многократно усиливалась цветовым решением крыш зданиий. У императорских зданий крыши красились в золотисто-желтый цвет, у городских храмов и у чиновничьих домов - в зеленый, иногда встречается синий цвет (храм Неба в Пекине), а крыши башен покрыты серой черепицей, иногда с зелеными краями.

- цвет (черепица, окраска стен и колонн), размеры (павильонов, стереобатов, крыш) и количество элементов (дворов, стереобатов, ярусов крыш, оберегов на крышах) остались основными признаками иерархии сооружений.

Цвета крыш: золотисто-желтые – дворец «солнцеликого» императора; ярко-голубые «небесная чистота» – культовые постройки; зеленые «древесная листва» – жилища вельмож, высших чинов­ников, отдельные храмы и паго­ды невысокого ранга;; серые «земной прах» – жилища рядовых горожан.

Общие принципы пространственного построения различных объектов городской среды окончательно стали едиными для всех уровней китайского города. Учитывая то, что ритуал подхода к главному объекту на Востоке всегда был значительно церемониальнее, чем на Западе, в пространственных композициях городских и загородных ансамблей (за городом это чаще всего были комплексы мавзолеев или летних дворцов) активно развивались приемы осевой симметрии.

Пекин

Первые стоянки человека на территории современного Пекина датируются XVIII - XI тыс. до н.э. Начиная со II тыс. до н.э. неоднократно в этой местности под разными названиями возникали и исчезали города. Общекитайское значение эта территория получила в 947 году, когда город Яньцзин стал второй столицей династии Ляо. В 1126 – 1215 город захватили чжурчжэни и переименовали его в Чжунду (Срединная столица), и сделали второй столицей северо-восточного царства Цзинь.

В 1215 он был завоеван монгольскими войсками Хубилая, полностью разрушен и объявлен в 1263 году местом новой столицы монгольской империи. Город получил новое имя – Даду (Великая столица) или Хан-балык (город Великого хана). Новое строительство велось монголами по китайским градостроительным принципам и с участием китайских строителей. Город был ориентирован строго по странам света, имел план, близкий к квадрату, в нем было трое главных ворот на юге и по двое ворот с остальных сторон. От ворот шли главные улицы города. В соответствии с традициями большое внимание уделялось ландшафтному строительству. Была начата реконструкция древнего императорского парка Цзиншань. Тогда же к западу от дворца был заложен новый императорский парк. В 1267 г. вырыли 2 пруда, на более крупном из них – Бэйхай (Северное море) насыпали остров, на котором построили изысканные павильоны, поставили сложные композиции из камней с озера Тай (Тайху) и посадили редкие породы деревьев. Позже к ним добавился еще один – южный пруд, Нанхай (Южное море). Этот комплекс стали называть «Три моря».

В 1368 город был освобожден от монголов, к власти пришла династия Мин, которая переименовала город в Бэйпин (Умиротворенный Север). Были разрушены все дворцы династии Юань, сохранена была только жилая застройка, располагавшаяся вдоль узких переулков и система водоемов. В нем опять началось новое строительство, которое шло в пределах прежней монгольской столицы. После окончания строительства в Запретном городе, в новогодний день 1421-го он был объявлен главным городом Минской династии, получил свое последнее название Бэйцзин.

Основой парадного строительства минского периода явилась закладка 6-километровой главной оси через Императорский город и возведения в нем нового грандиозного центрального ансамбля Запретного города. Строительство шло в полном соответствии классическим требованиям геомантии и ведущих религий, а в области градостроительства и архитектуры по древним традициям осевой симметрии и китайского четырехугольника.

К существующим с монгольского периода озерам и башне была добавлена башня Колокола, а за северной стеной Запретного города началась очередная реконструкция сада с искусственным холмом Прекрасного вида – Цзиншань, начатого еще во времена династии Ляо в Х веке. В первой трети XV века началось строительство парных храмовых ансамблей на севере Внутреннего или Императорского города (храм императорских Предков и храм божеств Земли и злаков) и за пределами города в его южной части, в будущем Китайском городе (храм Неба и храм Земледелия).

В XVI веке за пределами города были поставлены храм Луны (с востока), храм Солнца (с запада) и храм Земли (с севера), которые вместе с парными храмами у въезда в южную часть города (храмы Неба и Земледелия) стали полностью соответствовать схеме крепости Будды с его пятичастной композицией. Также эти храмы соответствовали пяти основным иерархическим системам китайской мифологии, геомантии и старым религиозно-этическим учениям.

К концу XVII века, Пекин превратился в огромный, быстро растущий город с населением, превышающим 1 миллион человек, ставший самым крупным городом на планете и бывший таковым до начала XIX века. В конце минской эпохи начался рост города с южной стороны. В 1564 году эта часть была огорожена крепостными стенами. Почти через сто лет с приходом к власти маньчжурской династии Цин сюда силой начнут переселять китайцев из центральных районов города, и эта территория получит название Китайского города в отличие от старого города, который с этого времени стал именоваться Внутренним или Татарским городом.

Здания и благоустройство центральной части города были воистину роскошными. В Пекине было использованы все достижения китайской архитектуры того времени. Каналы облицовывали искусно обработанным светло-серым камнем с ажурной резьбой парапетов. Крыши зданий покрывали разноцветной черепицей, чему способствовала улучшившаяся технология производства фарфора и керамики. Но наиболее парадное строительство велось в самом центре Пекина – в его наиболее закрытой и запретной части – в Запретном городе.

Запретный город

Запретный город (Гугун) стал традиционным в китайских столицах со времен династии Тан (618–907). Он состоял из комплекса сооружений, полностью обеспечивающих все стороны жизни и безопасности императора и его семьи. Часто эту часть столиц называли Императорским дворцом. Пекинский Запретный город на протяжении пяти столетий он был главной резиденцией 14 минских и 10 цинских императоров.

Комплекс имел прямоугольную форму (960х750 м) по оси север-юг и занимал площадь 72 га. Внутри Запретного города находились площади и дороги, дворцы, храмы, библиотеки, сады и жилые кварталы. До 1912 г. в нем жили не только китайские. Здесь проживали от восьми до десяти тысяч человек (императорская семья, высшая знать, наложницы и евнухи, а также их охрана и слуги).

Основной идеей Запретного города было создание комплекса, в котором максимально эффективно распределяется поток космической энергии для усиления жизненной энергии ци, которая должна была способствовать жизни императора и, как следствие, «благополучию всей империи».

Дворцовый комплекс начал возводиться в 1406 г, его основное строительство продолжалось 14 лет, после его завершения Пекин стал официально первой столицей Китая. Гугун был ограничен 10-метровой крепостной стеной с небольшими угловыми башнями и рвом с водой шириной 52 м и имел ворота с запада, востока и севера.

Основные дворцы и павильоны Гугуна посажены на центральную продольную ось север-юг, которая совпадает с осью города. Южная часть комплекса была доступна для министров и крупных чиновников, ее облик имел официальный характер, здесь преобладали строгость, симметрия и пышность.

С южной, главной стороны, располагались самые парадные ворота, которые выходили на главную площадь и главный проспект, соединяющий ворота с главным южным входом в город.

Главная площадь – площадь Небесного спокойствия (Тяньаньмэнь гуанчан) стала самой большой площадью всего мира, ее размер 350х800 м, она занимает 440 тысяч м2 и может вместить до 1 млн. человек одновременно.

Дворцовый комплекс был выстроен очень быстро. К 1424-му году были возведены три главных

деревянных дворца-павильона. В южной части расположился самый большой дворец Высшей гармонии (Тайхэдянь) – главное здание с главным императорским троном, троном Дракона. По центру встал самый малый дворец Совершенной гармонии (Чжунхэдянь) – место для официальных приемов и проведения заключительных экзаменов для высших государственных чиновников. Самым северным дворцом этой триады стал дворец Сохранения гармонии (Баохэдянь) – на границе с приватной территорией, место для повседневной работы императора.

Эти три дворца расположились на 7-метровой объединенной трехъярусной платформе, облицованной камнем и украшенной сложной резьбой. Во дворце Высшей гармонии находился главный Тронный зал империи, поэтому он являлся самым значимым зданием, и ничто не могло быть выше его, в том числе и озеленение в северной части комплекса. В Тронном зале стоял роскошный трон Дракона, восседать на котором мог только император Поднебесной. Парадный двор перед Тронным залом был запроектирован самым большим в Гугуне.

За первые 3 года также возвели южные Полуденные ворота (Умэнь) и внешние северные ворота – ворота Божественной доблести. До XVII века на северных воротах имелась надстройка для Колокола и Барабана, которые позже перенесли в специальные башни.

По всей территории дворцового комплекса проложили канал Золотой воды или Реку нефритовой ленты, длиной около 500 метров, глубиной около пяти метров. Канал идет с северо-запада на юг строго вдоль западной стороны до южной части ансамбля, где он, причудливо и изысканно извиваясь, течет с запада на восток и в юго-восточной зоне поворачивает на юг. В южной части во дворе перед воротами Высшей гармонии канал расширяется. В этом дворе через канал в его центральной части было переброшено 5 изящно изогнутых белых мраморных мостов, средний из которых – более широкий (длиной 23, шириной 8, 55 метра), он изначально предназначался только для императора. Эти мосты отражали 5 главных конфуцианских символов – человеколюбие, справедливость, благонравие, правдивость и мудрость. Канал Золотой воды на всем своем протяжении облицован двумя видами камня – мягким нефритом и твердым бело-зеленым артемидом, и украшен, как и платформы ведущих павильонов, ажурной резьбой.

На задней половине дворцового ансамбля Гугун размещались внутренние покои. По центральной оси выстроились дворцы Цяньцингун (Небесной Чистоты), Цзяотайдянь (Зал Соединения) и Куньнингун(Земной Безмятежности ), по обе стороны от них расположены шесть восточных и шесть западных дворцов. Здесь размещались покои императора, членов императорской семьи, его жен и наложниц.

По объему дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун значительно уступают трём большим павильонам внешнего двора. Во дворце Цяньцингун находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался повседневными государственными делами, просматривал документы, делал распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые император приглашал своих сановников. Во дворце Куньнингун размещались покои императрицы. Дворец Цзяотайдянь, находящийся между дворцами Цяньцингун и Куньнингун, служил залом для семейных торжественных мероприятий.

Северная половина комплекса отделена от южной половины внутренней стеной. Несмотря на жесткость и относительную продольную симметричность всей зоны, а также полную симметрию на уровне двора, она все-таки имеет достаточно дробную, своего рода «домашнюю» планировку. Она похожа на лабиринт двориков, садов, каналов, аллей и зданий, в которых члены императорской семьи и наложницы имели отдельные помещения. В отличие от южной половины, где достаточное озеленение имели только боковые парадные дворы и вспомогательные части на востоке и западе, северная часть Запретного города была в целом хорошо озеленена системой небольших садов. Самым крупным стал Императорский сад (размеры север-юг – 80 м, запад-восток – 130 м). Его центром является павильон Императорского покоя. Беседки Императорского сада, как и сам сад, отличаются большим разнообразием и относятся к самой красивой части северной зоны Нэйтин. Иногда они подняты на разнообразные каменные горки для создания эффектных мест панорамного, так называемого «полного» видения.

Для содержания такого парадного и крупного комплекса как Гугун в образцовом порядке были использованы все лучшие китайские технологии строительного производства своего времени.

Отопление. Главные здания Гугуна располагались открытой частью фасада на юг (для получения максимального тепла от низкого зимнего солнца), а капитальными закрытыми задними стенами – на север (для защиты от холодных зимних ветров). Это позволяло достаточно эффективно сохранять тепло. Основной системой отопления во дворцах были теплые полы и специально обогреваемые каны – лежанки из полых кирпичей, подогреваемые снизу. Трубы с теплым воздухом, проходящие под полами, имели выходы под террасы и веранды или к специальным нишам в цоколе, где разводили огонь. Для основных членов императорской семьи использовались дополнительно специальные переносные печи, которые топили самым качественным углем, который при горении почти не давал запаха и копоти.

Охлаждение. Основным конструктивным приемом, удерживающим ночную прохладу, было строительство массивных ярусных крыш. Но для самых жарких периодов в подземных погребах держали лед. При необходимости куски льда помещали в особые короба, в которых делали отверстия сверху и снизу для циркуляции холодного воздуха. В верхней части короба размещалась особая «сладкая чаша», в которой находились перемешанные с сахаром семена, корни и чашки лотосов.

Водоснабжение. Основным источником водоснабжения Гугуна до начала правления являлись 72 колодца, вырытые на его территории, и канал Золотой воды (река Нефритовой ленты), который питается от горных источников с северо-западных холмов города. Четвертый цинский император Цяньлун (1711-1799) выбрал источник на горе Юйцуань, расположенной на западе. С этого периода для нужд императорской семьи и дворцовой кухни стали использовать воду этого источника. Ее ежедневно привозили на специальной телеге.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь