Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Я оставил девушку на берегу реки
Как-то Тандзан и Экидо, неспешно беседуя, возвращались в храм. Они шли по грязной дороге, размытой после сильного ливня. Подойдя к берегу реки, они встретили девушку в шелковом кимоно с красным поясом. Девушка была очень красива и никак не решалась перейти разбушевавшуюся реку.
– Я оставил девушку там, на берегу, – ответил Тандзан, – а ты все еще несешь ее!
– Позвольте, я помогу вам! – сказал Тандзан, взял ее на руки и перенес через бурлящий поток. – Спасибо! – поблагодарила девушка и далее продолжила свой путь. Экидо не возобновлял беседы и молчал всю оставшуюся дорогу до самого храма. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал: – Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красивым. Почему ты так поступил? – спросил он Тадзана. – Я оставил девушку там, на берегу, – ответил Тандзан, – а ты все еще несешь ее!
Ошибка Хакуина Юноша по имени Тедо изучал дзен у наставника Когэцу. Он был очень прилежным и целеустремленным учеником, и вскоре ему удалось постичь «состояние ничто». В то время процветала школа дзенского наставника Хакуина, и ученики со всей страны рекой стекались к великому Учителю. Тедо тоже хотел пойти и устроить диспут с Хакуином, но Учитель Когэцу советовал ему повременить с этим. Но Тедо продолжал настаивать, и вскоре Когэцу сдался, написав ему напоследок рекомендательное письмо. С рекомендательным письмом Тедо прибыл в храм Хакуина. В этот момент Хакуин принимал ванну, но юноше не терпелось представить великому наставнику свое «понимание», и ему удалось прорваться к Учителю. – Ну что ж, – сказал Хакуин, выслушав Тедо, – если так, то тебе незачем было сюда приходить. Иди и отдохни с дороги, а я скоро буду. Тедо решил, что таким образом великий Учитель высказал свое подтверждение его «постижения», и, удалившись, с нетерпением стал ожидать Хакуина. Когда Хакуин наконец закончил принимать ванну, Тедо пришел к нему на официальную встречу и передал рекомендательное письмо от Когэцу. Распечатав письмо, Хакуин прочел лишь несколько строк: «Этот юнец не лишен некоторой проницательности, но человек он пока еще неглубокий. Прошу вас отнестись к нему соответствующим образом». Хакуин немедленно обрушился на Тедо со словами: – Способности твои невелики, а возможности незначительны. Что может быть хорошего в том, если считать это завершением Великого Пути? От таких неожиданных слов великого Хакуина разум юноши помутился, он тут же сошел с ума и более не оправился. Вернувшись в свой родной город, он построил маленький зал для медитации и практиковал дзен самостоятельно. Во время традиционных занятий «глубокой медитацией», проводимых в первую неделю последнего месяца года, Тедо приносил в свой маленький зал маленьких детей и кошек и рассаживал их. Когда кошки убегали, Тедо ловил их и бил, дабы впредь они не нарушали правила. Позже Хакуин часто с горечью говорил: – Я учил многих, но только в двух случаях я допустил ошибку: с Тедо и еще с одним учеником.
Монах в каменном одеянии Неподалеку от храма Хакуина жил старый отшельник, который время от времени приходил к великому наставнику. Никто не знает настоящего имени этого отшельника, но все его называли «монахом в каменном одеянии». Этот человек был настолько беден, что почти ничего не имел, кроме старой хижины и кое-какой утвари. У него даже не было теплого одеяния. Когда ночи становились совсем холодными, он взваливал на плечи камень и ходил с ним вокруг своей хижины и так согревался. Вот почему местные жители звали его «монахом в каменном одеянии». Потом он исчез. Никто не знает, где он умер, но камень, который он носил на плечах, по-прежнему лежит у развалин его хижины. [24]
Карта больше не нужна Однажды дзенский наставник Банкэй демонстративно сжег буддийское Священное Писание. Когда он это делал, ученики спросили его:
– Потому что я пришел домой, – сказал Мастер. – Карта мне больше не нужна.
– Мастер, что вы делаете? Вы всегда учили нас по этим писаниям, комментировали их и размышляли над ними. Зачем же вы их сжигаете? – Потому что я пришел домой, – сказал Мастер. – Карта мне больше не нужна.
Я следовал своему Учителю Один человек пришел к Бокудзю и спросил: – Вы действительно следовали своему Учителю? – Да, я следовал ему, – ответил Бокудзю.
– Я следовал своему Учителю, потому что мой Учитель никогда никому не следовал, даже своему Учителю. Этому я научился у него!
Но всем было известно, что Бокудзю вовсе не следовал своему Учителю и имел свой Путь. Поэтому человек недоверчиво спросил: – Вы хотите обмануть меня? Все знают, что вы не следовали своему Учителю, и все же вы утверждаете, что следовали ему. Что вы имеете в виду? Бокудзю ответил: – Я следовал своему Учителю, потому что мой Учитель никогда никому не следовал, даже своему Учителю. Этому я научился у него!
Бесполезное страдание и неверие Однажды Банкэй сказал собравшимся: «Когда я только начал искать пробуждения, мне не удалось повстречать просветленного наставника, и я практиковал все виды аскетизма, понапрасну растрачивая силы. Иногда я обрывал все нити, связывавшие меня с другими людьми, и жил в уединении. Иногда я воздвигал бумажную конуру и замыкался в ней, а иногда – ставил ширмы и сидел сутками в темной комнате, скрестив ноги, от чего на бедрах моих навсегда остались шрамы. Когда я слышал, что в такой-то провинции в таком-то храме появился Учитель, я сразу отправлялся туда, чтобы встретиться с ним. Так минуло несколько лет, и в Японии осталось немного мест, где бы не ступали мои ноги. И все это происходило из-за того, что я не встретил просветленного наставника. После того как в один из дней сознание мое открылось, я впервые понял, насколько бесполезны были годы моих усилий и страданий, и обрел спокойствие. Теперь я говорю всем вам, как без усилий спастись уже в этой жизни, но и вы не до конца верите мне. И все потому, что на самом деле вы лишены твердости. А возможно, вы хотите пройти свой Путь сами».
Последние слова Тэнкэя Когда дзенский наставник Тэнкэй лежал на смертном одре в окружении множества учеников, то все они стенали и проливали слезы. Тэнкэй оглядел их и сказал: – Когда Будда находился на пороге вступления в нирвану, его окружали последователи и просто миряне, и все они плакали от печали и отчаяния. Но Будда укорил их: «Если бы вы действительно понимали четыре благородные истины, зачем бы вам тогда было плакать? » Я не осуждаю вас за то, что вы роняете слезы и причитаете, ибо вы еще не освободились от привязанности к учению. Вы хотите знать, почему я это говорю? Всю свою жизнь я следовал учению дзен и всецело отдавал себя служению людям, но люди высокомерны, воздействие образования недостаточно, и лишь единицы обладают верой. Когда я представляю себе, что в будущем вовсе не будет учителей, способных показать путь к истинному учению, слезы текут из моих глаз. Если в будущем ко мне придут люди, которых сейчас здесь нет, передайте им, что я сказал это на смертном одре и что пока я говорил, из глаз моих катились слезы.
Уход наставника Прославленный дзенский наставник Банкэй скончался в деревенском храме в последнее десятилетие XVII века. В соответствии с древней дзенской традицией собравшиеся вокруг него ученики попросили его составить прощальное стихотворение. Наставник сказал: «Я прожил в этом мире семьдесят три года, из которых сорок четыре я занимался тем, что проповедовал дзен, чтобы спасти людей. Все то, на что я вам указывал большую часть своей жизни, и есть мое прощальное стихотворение. Добавить к этому мне нечего. К чему заниматься подражательством и каяться в чем-то на смертном одре? » Сказав это, великий дзенский наставник Банкэй, продолжая сидеть прямо, скончался. [24]
Не ум Лин-чи сидел на берегу реки, когда к нему подошел философ, поклонился и задал вопрос: – Какова суть вашего учения? Лин-чи посмотрел на него и не произнес ни единого слова. Философ подумал про себя: «Он очень стар и, наверное, уже плохо слышит». Тогда он крикнул: – Похоже, вы не слышите меня! Я спрашиваю, какова суть вашего послания? Лин-чи засмеялся. «Что-то странное, – подумал философ. – С начала он не ответил, теперь смеется! Может быть, он только притворяется, что услышал меня? Н о поскольку он не ответил на мой вопрос, значит, он ничего не услышал».
– Почему же вы сразу об этом не сказали! – воскликнул Лин-чи и написал: «НЕ УМ».
И тогда ученый закричал еще громче: – Я спрашиваю, какова суть вашего учения? Лин-чи спокойно сказал: – Сначала я ответил – безмолвие. Но вы не смогли этого понять, и мне пришлось спуститься немного ниже. Я сказал – смех и радость. Но вы не смогли понять даже этого. Поэтому мне приходится спуститься еще ниже. И он написал пальцем на песке слово «медитация», сказав: «Это мое учение». Ученый попросил: – Не могли бы вы уточнить свою мысль, сделать ее более четкой. Тогда Лин-чи написал на песке более крупными буквами: «МЕДИТАЦИЯ». Философ становился все более раздраженным и спросил: – Вы что, шутите? Я прошу уточнить, детализировать свою мысль, а вы пишете то же самое, только более крупными буквами. Я профессор философии! – Почему же вы сразу об этом не сказали! – воскликнул Лин-чи и написал: «НЕ УМ». Профессор стукнул себя по голове и ушел, даже не попрощавшись. [30]
Полная чаша Нан-Ин, японский мастер дзен, живший в эру Мэйдзи (1868–1912), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзен. Нан-Ин разливал чай, но, налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не выдержав, воскликнул: – Погодите, куда же вы льете, вы что, не видите, что моя чаша полна! – Действительно, ваша чаша полна, – подтвердил Нан-Ин. – Вы наполнены своими мнениями и суждениями. Я не могу дать большего и показать вам дзен, пока вы не опорожните свою «чашу». [55]
Хасидские притчи
Хасидизм (от ивр. хасидут, «праведность», буквально – «учение благочестия») – широко распространенное религиозно-мистическое течение в иудаизме, которое возникло в XVIII в. Первоначально учение хасидизма охватило еврейское население Украины и Польши, а в начале XIX века хасидизм проникает в Белоруссию, Румынию и Венгрию, а также Прибалтику. Хасид – последователь хасидизма; женской формы слово не имеет, иногда в качестве множественного числа используют древнееврейское «хасидим». В основе хасидизма лежит представление, что все сущее есть форма существования Всевышнего, поэтому к каждому человеку следует относиться как к потенциальному праведнику. Однако единственной реальной сущностью признается лишь само духовное Божественное начало, одухотворяющее иллюзорный материальный мир. Особенностью хасидизма является представление о том, что в мире существуют особые праведники, цадики, обладающие врожденным даром достижения слияния и единства с Богом и служащие посредниками между людьми и Богом. Это представление привело к возникновению династий цадиков в хасидизме и их культу, напоминающему культ святых. Целью человеческого существования в хасидизме, как и в прочих мистических учениях, считается единение души с Богом, осуществляемое посредством экстатической молитвы и изучения Торы; служения Богу всеми материальными и повседневными жизненными проявлениями. Одна из сторон хасидизма – это довольно благодушное отношение ко всяким «чудесам» и проявлениям «парапсихологии». Считается, что цадик обязательно должен излечивать болезни, бесплодие и доказывать свою Божественную сущность различными чудесными методами. Поскольку звание цадика передавалось только по мужской линии не только сыновьям, но и племянникам, зятьям, а то и верным ученикам, то это, очевидно, часто приводило к расколам. Современные приверженцы хасидизма выделяются специфическим мужским костюмом, состоящим из черного длиннополого кафтана или пальто, черной фетровой или велюровой шляпы, сменяемой в праздничные дни черной бархатной ермолкой с меховой оторочкой, штраймл. Замужние женщины бреют наголо голову и носят парик. Хасиды почти везде живут в особых кварталах или даже отдельных населенных пунктах (например, Кфар-Хабад в Израиле), в быту многие из них сохраняют идиш, в то время как иврит используется только в религиозной сфере. Хасидские притчи наполнены оптимизмом и глубокой сердечной привязанностью к Богу. Большинство из представленных в этой главе притч получили широкую известность в изложении Мартина Бубера (Десять ступеней: Хасидские притчи. – М.: Гешарим, 1998); Шапиро Рами (Хасидские притчи. – М.: София, 2005), а также В. В. Лавского (Хасидская мудрость. – М.: Издательский центр «МарТ», 2006).
Друзья осла Старый монах ехал на осле с горных пастбищ в село и увидел группу молодых людей, которые пировали у родника. Один из них, заметив его, крикнул: – Святой отец, идите сюда, выпейте с нами бокал вина. Монах подъехал, слез с осла и сел рядом с пирующими. – Наполняйте бокалы, – сказал один из них. – Этот бокал мы выпьем за здоровье ослика, что у нас в гостях, за его терпеливый характер. За твой терпеливый характер, ослик! За твои большие глаза и длинные уши, за твои короткие ноги! Желаем тебе сил и выносливости! Ну, выпьем. Все смеются и с криком «ура» опорожняют бокалы. – Святой отец, а теперь ты скажи тост, – с усмешкой предложил старику один из пирующих. – А стоит ли? Вы, молодые люди, начали хорошо. – Нет, нет, очередь за тобой! – смеясь, воскликнули они хором. – Что мне сказать? – поднимаясь с места, сказал монах. – Но раз вы просите, не откажусь. Эх, осел, за твое здоровье, ты хороший осел. Ты каждый день возишь меня, но я на тебя в обиде. Оказывается, у тебя такие славные, милые друзья, а ты и не сказал мне об этом. Я-то думал, что эти молодые люди из дальних краев.
Цена вопроса Некоего раввина с утра до вечера осаждали люди, так что у него совсем не оставалось времени ни для чтения, ни для созерцания, ни для медитации. Он не знал, что делать, пока ему в голову не пришла великолепная идея. Раввин повесил на дверь записку: «За два вопроса – сто долларов». С этого дня у него стало гораздо больше свободного времени. Но однажды к нему пришел богач и спросил: – Рабби, вот сто долларов, но не кажется ли тебе, что это слишком большая сумма за два вопроса? – Кажется. А какой ваш второй вопрос? – ответил раввин.
– Рабби, вот сто долларов, но не кажется ли тебе, что это слишком большая сумма за два вопроса? – Кажется. А какой ваш второй вопрос? – ответил раввин.
Дохлый осел Мойша купил за сто долларов осла у старого крестьянина. Крестьянин должен был привести ему осла на следующий день, но в назначенное время он пришел без осла. – Простите, но осел сдох, – с горечью сказал крестьянин. – Ну, тогда верните мои сто долларов! – Не могу – я уже их потратил. – Хорошо, тогда просто оставьте мне осла. – Но что вы будете с ним делать? – спросил старик. – Я разыграю его в лотерею. – Но как вы можете разыграть в лотерею умершего осла? – с удивлением спросил крестьянин. – А я никому и не скажу, что он уже покинул этот мир, – ответил Мойша. Месяцем позже крестьянин встретил Мойшу. – Что случилось с тем ослом? – спросил он. – Я разыграл его, как и говорил. Я продал пятьсот лотерейных билетов по два доллара за штуку и в результате получил 998 долларов прибыли. – И что, никто не протестовал? – Только один парень. Тот, который выиграл осла. Он очень рассердился. – И как вы поступили? – с любопытством спросил крестьянин. – Я просто вернул ему его два доллара!
Скромность старого раввина Старый больной раввин лежал в постели. А рядом тихо разговаривали ученики, восхваляя несравненные достоинства Учителя. – Со времен Соломона не было человека мудрее его, – говорил один.
– Чем же ты так раздражен? – Моя скромность, – пожаловался раввин. – Никто не упомянул о моей скромности!
– А его вера! Мало кто так искренне верит в Бога! – добавил другой. – А его терпение! Оно может быть сравнимо лишь с терпением Иова, – сказал третий. – Только Моисей мог так напрямую общаться с Богом, – шептал четвертый. Раввин, казалось, был обеспокоен. Когда ученики ушли, жена спросила его: – Ты слышал, как они восхваляли тебя? – Конечно, слышал. – Чем же ты так раздражен? – Моя скромность, – пожаловался раввин. – Никто не упомянул о моей скромности!
Помехи йецер ха-ра Однажды ребе Нафтали поймал своего сына на какой-то шалости. – Я не виноват, – заявил мальчишка. – Виноват Бог. Он дал мне йецер ха-ра[6](олицетворение природной силы – склонности ко злу), который только и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а Бога! Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну: – Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника. – Наставника? – удивился ребенок. – И чему же я могу научиться у этого злодея? – Стойкости и упорству, – сказал ребе Нафтали. – Посмотри, как прилежно делает свое дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости, он исполняет миссию, возложенную на него Богом, – соблазнять людей на эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего тебя создал Бог, – преодолевать йецер ха-ра. Мальчик внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, добавил: – Но тогда ты должен меня простить, папа, потому что участь человека гораздо труднее! – Это еще почему? – спросил отец. – Иецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у людей все совсем иначе, ибо всякий раз, когда мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждет йецер ха-ра и подбивает на сомнительные проделки. [64]
Лошади одной масти Однажды император ехал в своей роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла всего пара лошадок, и с легкостью проехал через самую трясину. Император изумился и спросил крестьянина: «В чем сила твоих лошадей? » – Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но все они разной породы, и нет между ними никакой связи, – сказал крестьянин и продолжил: – Каждая считает себя породистее другой и клонит в свою сторону: стегнешь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти – кобыла со своим жеребенком. Чуть пригрозишь кнутом одной из них, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом. [32]
Дерево на топорище Деревья впервые увидели железо и затрепетали в страхе за свою жизнь. «Вот придет человек, – подумали они, – наделает железных топоров и погубит нас всех». Но железо сказало: «Чего вы испугались? Живите в мире, не изменяйте друг другу – и вам не будет страшен топор. Ибо где тогда возьмется дерево на топорище? » [32]
Два способа согреться Однажды весьма уважаемый раввин навестил младшего коллегу, известного своей исключительной набожностью. На старого человека произвела сильное впечатление погруженность молодого раввина в молитвы, в изучение древних книг, и его заинтересовала причина такого непоколебимого благочестия. Как объяснил радушный хозяин, полностью сосредоточившись на своих занятиях, он отгородил себя от внешних факторов, которые могли бы отвлечь его внимание. Действительно, гость заметил, что многие соседи молодого раввина пытались занять его делами, весьма далекими от благочестия. Его комментарий к услышанному и увиденному прозвучал так: «Когда на улице холодно, можно согреться двумя способами. Первый – надеть меховую шубу, второй – разжечь огонь. Но теплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится».
Теплая шуба будет греть только одного человека, а огонь согреет любого, кто к нему приблизится.
Не истинная дружба У одного богатого человека был единственный сын. Наследник жил весело и без хлопот. У него было настолько много друзей, что дом всегда был полон людьми. Каждый вечер звучала музыка, а стол ломился от обилия яств. Отца настораживала такая беззаботная жизнь сына, а в особенности – такое большое количество друзей. Он неоднократно пытался заговорить с сыном об этом, но тот лишь отвечал, что друзей много не бывает. Вскоре юноша встретил прекрасную девушку и решил жениться. Отец предложил сыну свою помощь в подготовке к свадьбе и вызвался разослать приглашения друзьям. Сын, конечно же, согласился. Настал торжественный день, но друзей не было. Ничего не понимая, сын подошел к отцу и спросил, разослал ли он приглашения. – Да, я разослал приглашения всем твоим друзьям, – ответил отец. – Правда, вместо сообщения о свадьбе я попросил каждого из них помочь тебе. И ты видишь, что из этого получилось.
Чудо Несколько путников, гревшихся у огня придорожной гостиницы, хвалили каждый своего раввина. Один из них рассказал, что в течение пятнадцати лет у него с женой не было детей и только благодаря благословению раввина у них родилась дочь. Другой поведал о том, что только благословение раввина смогло вернуть домой их непокорного сына. Третий сообщил, что раввин благословил его рискованную сделку, он вложил в нее большую сумму денег, но потерял абсолютно все. – А в чем же заключается чудо? – спросили его слушатели. – Чудо в том, – ответил тот, – что, несмотря ни на что, я сохранил веру в Бога и в раввина.
– А в чем же заключается чудо? – спросили его слушатели. – Чудо в том, – ответил тот, – что, несмотря ни на что, я сохранил веру в Бога и в раввина.
Спасение от наводнения Один старый раввин очень гордился своей верой в Бога. То и дело он повторял: «Я верую в Господа». Однажды в год больших дождей случилось наводнение. Вода постоянно прибывала, и люди стали эвакуироваться. К дому раввина пришли люди: – Мы покидаем это место. Пошли с нами, – предложили они. – Нет, я остаюсь, – ответил раввин. – Я верую в Господа и знаю, что он поможет мне. Вода продолжала прибывать. К дому подплыла лодка, и люди, сидящие в ней, сказали: – Здесь есть еще одно место. Поплыли с нами, ведь вода все прибывает. – Нет, я верую в Господа и знаю, что он не оставит меня в беде, – ответил им раввин. Лодка уплыла. А вода все прибывала и прибывала. Когда она затопила весь дом, старому раввину ничего не оставалось, кроме как забраться на крышу и молиться Богу о спасении. Вскоре прилетел вертолет, и оттуда крикнули: – Старик, мы заберем тебя, взбирайся по лестнице! Больше тебе помощи ждать неоткуда. – Нет. Я молюсь Господу и знаю, что он спасет меня, – ответил им старик.
Бог ответил: – Я трижды пытался спасти тебя: я отправлял к тебе людей, направлял к твоему дому лодку, а потом я даже посылал вертолет…
Вода продолжала прибывать, и старый раввин утонул. Встретив на небесах Бога, раввин спросил его: – Я так верил в Тебя, Господи, как же Ты позволил мне утонуть? На что Бог ответил: – Я трижды пытался спасти тебя: я отправлял к тебе людей, направлял к твоему дому лодку, а потом я даже посылал вертолет…
Пустяк для мастера Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодочник заметил дырку в днище, заделал ее, закончил покраску, получил деньги и ушел. А на другой день к нему примчался хозяин лодки. – Вот вам деньги за починку, – сказал он и протянул кошелек с золотом. – За что, – удивился мастер, – я получил сполна! – Да, – подтвердил хозяин. – Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ее ремонт. – За такой пустяк? – изумился лодочник. – Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить у вас деньги за такую мелочь… – Этот пустяк, как вы его называете, спас жизнь моим детям, – сказал хозяин лодки. – Я забыл о дыре, расплатился с вами и ушел по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Когда я вспомнил о дыре, то пришел в отчаяние, я думал, что они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам. [32]
Судьба Ученики спросили Фарида: – Что есть судьба? – Судьба – это бесконечная последовательность взаимосвязанных событий, причем каждое из которых влияет на другие. – А я верю не в судьбу, а в причину и следствие, – сказал один из молодых учеников. – Очень хорошо, – сказал Фарид. – Вчера на площади повесили человека, совершившего убийство. В том ли причина, что кто-то дал ему серебряную монету, на которую он купил нож, которым совершил преступление; или в том, что кто-то увидел, как он совершал его; или в том, что никто не остановил его? Или в том, что у него плохое детство или плохая наследственность?
Лошадиная логика Однажды к ребе Меиру пришел за советом мужчина. Он с горечью пожаловался, что в городе у него появился конкурент, который может разорить его. – Обращал ли ты когда-нибудь внимание на то, что конь, подходя к водопою, бьет копытом по берегу? Знаешь, почему он так делает? – спросил ребе. – Нет, – ответил мужчина, изумленный, зачем его об этом спрашивает ребе. – Я тебе объясню, – продолжал ребе Меир. – Когда конь склоняет голову к воде, чтобы пить, он видит собственное отражение. Ему кажется, будто это другой конь, и он начинает стучать копытом, чтобы отпугнуть соперника и сохранить воду для себя. Нам с тобой такое поведение кажется глупым. Мы знаем, что страхи коня необоснованны и воды в реке хватит на всех.
Все, что к тебе приходит, дается свыше. Все твои конкуренты – это лишь отражения тебя самого, которое ты видишь в реке.
– Но какое отношение это имеет к моему ремеслу и моему конкуренту? – спросил с нетерпением мужчина. – Друг мой, ты и есть этот конь! – ответил ребе. – Ты вообразил, будто реки Божьей щедрости может не хватить, если из нее будешь пить не только ты, но и еще кто-нибудь, и топаешь копытами по берегу, чтобы отпугнуть воображаемого конкурента. – Воображаемого? – переспросил мужчина. – Да, воображаемого! Бог дает богатство каждому из нас, и никто, кроме Него, не может отнять то, что тебе предназначено. Старайся вести свое дело мудро и помни: все, что к тебе приходит, дается свыше. Все твои конкуренты – это лишь отражения тебя самого, которое ты видишь в реке. [64]
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы