Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чаньский наставник Хуэй-цзан из Шигуна
Прежде Хуэй-цзан был профессиональным охотником и, рассказывают, не выносил даже вида буддистских монахов. Однажды, охотясь на оленей, он вышел к храму, в котором в ту пору пребывал Ма-цзу. Когда последний, стоя у дверей, поприветствовал охотника, тот спросил Ма-цзу: «Вы не видели здесь оленей? » В свою очередь, Ма-цзу спросил: «Кто ты? » Будущий наставник ответил: – Я – охотник. – Ты умеешь стрелять? – спросил Ма-цзу. – Умею. Тогда учитель спросил: – Сколько же оленей ты можешь подстрелить одной стрелой? Охотник пожал плечами: – Одной стрелой я могу подстрелить только одно животное. Ма-цзу усмехнулся: – Тогда ты не знаешь, как нужно стрелять. – А почтенный господин знает, как лучше стрелять? – Да, знаю. – Сколько животных можете вы подстрелить одной стрелой? Ма-цзу ответил: – Всего одной стрелой я могу подстрелить целое стадо. Тогда охотник призадумался: – Но они же, олени, – живые существа. Зачем вам стрелять целое стадо? Ма-цзу тут же спросил: – Если ты это понимаешь, так почему не застрелишь себя самого? Будущий наставник снова задумался: – Если вам нужно, чтобы я себя застрелил, то я действительно не знаю, как это сделать. Ма-цзу улыбнулся: – Целый эон пороков (клеш) этого человека, вызванных неведением, теперь рассеивается. Вслед за чем охотник выбросил свой лук и стрелы и, последовав за Ма-цзу, стал монахом. Однажды, когда Хуэй-цзан трудился на кухне, Мацзу спросил его: – Что ты делаешь? – Я стерегу быка, – отвечал бывший охотник. – А как же ты его стережешь? – Как только он возвращается на траву, я тащу его обратно, хватая за ноздри.
– Вы тянете за мой нос так, будто собираетесь его оторвать! – Чтобы что-то понять, пустоту следует хватать именно таким образом, – пояснил наставник.
– Ты действительно стережешь быка, – подтвердил Ма-цзу, после чего прекратил разговор и удалился. Уже позже, будучи настоятелем, Хуэй-цзан, принимая учеников с различными способностями, обычно держал в руках лук и стрелы. Однажды он спросил посетившего его монаха: – Ты знаешь, как схватить пустоту? Самоуверенный монах ответил: – Знаю. Наставник спросил: – Как же ты ее схватишь? Тогда монах попытался ухватить рукой воздух. Наставник взревел: – Ты все-таки не знаешь, как схватить пустоту! Монах спросил наставника: – Как же почтенный брат по Дхарме схватит ее? Вслед за чем наставник ухватил монаха за нос и сильно потянул за него. Гость закричал от боли: – Вы тянете за мой нос так, будто собираетесь его оторвать! – Чтобы что-то понять, пустоту следует хватать именно таким образом, – пояснил наставник.
Из бесед наставника Линь-цзи из области Чжэнь
Управитель округа Ван чанши и другие должностные лица пригласили наставника произнести проповедь. Наставник поднялся в Зал Дхармы и произнес: – Сегодня мне, одинокому монаху, ничего не остается, кроме как последовать принятому этикету, – поэтому-то я и пришел сюда. Если же следовать традиции патриархов нашей школы, строго придерживающейся принципа передачи великой Дхармы, то я не должен был раскрывать рта, а вы не должны были и шага сделать. Но я, одинокий монах, уступил настоятельным просьбам чанши. К чему мне скрывать сущность нашей школы? А найдется ли здесь искусный военачальник, который прямо на поле боя расставит свои войска и развернет знамена? Пусть приведет свои доводы при всех – посмотрим! Какой-то монах спросил: – В чем состоит основной смысл Дхармы Будды? Наставник произнес: «Кхэ». Монах низко поклонился. Наставник заметил: – Этот почтенный монах очень хорош как собеседник. Кто-то спросил наставника Линь-цзи: – Чью мелодию вы поете? Последователем какой школы чань вы являетесь? Наставник отвечал: – Когда я был у Хуан-бо (известный чаньский наставник (ум. ок. 850), непосредственный учитель Линь-цзи), я трижды обращался к нему с вопросами и трижды бывал бит. Монах колебался. Тогда наставник произнес свое «кхэ», ударил вопрошавшего и сказал: – В пустоту не вобьешь гвоздя. Некий проповедник, принадлежащий к другой школе буддизма, спросил: – Разве не проясняют природу Будды Три Колесницы и двенадцать разделов Учения? Наставник ответил: – Сорняки еще никогда не выкорчевывались. Проповедник настаивал: – Уж Будда-то не мог обманывать людей! – А где, собственно, Будда? – спросил наставник. Проповедник промолчал. Наставник продолжил: – Ты хотел меня, старого монаха, изобразить дураком в глазах чанши! Быстрей уходи! Немедленно убирайся! Не мешай тем, другим, задавать вопросы! Далее наставник сказал: – Сегодняшнее собрание посвящено великому делу. Есть ли еще желающие задать вопрос? Поскорее выходите и спрашивайте. Но еще прежде, чем вы открываете рот, вы уже вне общения. Почему это так? Не известно ли вам, что говорил почтенный Шакья: «Дхарма отделена от письменных знаков, ее не касаются причины, она вне следствий». Из-за того, что у вас недостаточно веры, мы сегодня путаемся в ползучих лианах слов. Боюсь, что этим я ввожу в заблуждение чанши и других должностных лиц, затемняя их природу Будды. Лучше, пожалуй, удалиться. Он воскликнул свое «кхэ» и сказал: – Для мало верящих в себя людей никогда не наступит последний день. Вы остаетесь здесь надолго. Берегите себя (обычная формула прощания наставника с аудиторией)!
Однажды Линь-цзи сказал во время наставлений: – Среди вас здесь есть, конечно, такие, которые во имя закона не откажутся пожертвовать собой и лишиться жизни. Когда мне было двадцать, я трижды спрашивал у моего первого учителя Хуан-бо, каков точно великий смысл Дхармы Будды, и трижды удостаивался того, что он угощал меня своим посохом. Но это было похоже на то, как если б меня погладили мухогонкой из веток полыни. Вот и сейчас я хотел бы снова удостоиться, чтобы меня угостили порцией палки. Кто бы мог сделать это для меня? Тут из числа собравшихся вышел какой-то монах и сказал: – Я могу сделать это. Наставник протянул ему свою палку. Но монах этот заколебался. А наставник крепко ударил его самого.
Однажды наставник сказал во время проповеди: – Кто бы ко мне ни пришел, я не пренебрегаю им и всегда знаю, откуда он пришел. Если он пришел таким-то образом, похоже, что он потерял самого себя. Если он пришел иным образом, он как бы без веревки связал себя. И в том и в другом случае не надо суетиться, размышляя и взвешивая. И понимающие, и непонимающие – все ошибаются. Вот так прямо я об этом и говорю. И пусть порицает меня любой человек в Поднебесной. Вы уже долго находитесь здесь, монахи. Берегите себя!
Песнь просветления чаньского наставника Юн-цзя
Добирайтесь до корня. Не беспокойтесь о ветках. Будьте как чистый хрусталь вокруг драгоценной луны. Увы! В это время упадка и в этом мире зла Живые существа с несчастной судьбой обучить очень трудно. Священный период – далеко позади, а извращенные взгляды проникли глубоко. Когда Демон силен, а Дхарма слаба, царят ненависть и беда. Услышав все о мгновенном вхождении в дверь Дхармы, Человек сожалеет, что еще не сокрушил это зло. В то время как сознание действует, тело все еще молчит.
Добирайтесь до корня. Не беспокойтесь о ветках.
Никогда не упрекайте и никогда не обвиняйте своих ближних. Если вы хотите избежать непрерывающейся кармы, Не поносите колесо Закона Будды (дхарма-чакра, санскр.). В молодости я старался накопить как можно больше знаний, Обращался к сутрам, шастрам и комментариям к ним, Бесконечно разграничивая наименование и форму, Как тот, кто понапрасну пересчитывает песчинки в океане. Я получил суровый выговор от Будды, Который спросил, какой толк в подсчете чужих драгоценностей.
Комментарий наставника Сюй-юня: «Просветление – это корень, а все остальное (в том числе паранормальные способности и чудотворство) – это ветки. Вот почему просветленные наставники никогда не говорили о чудесах. Все это подобно хрусталю, который, если за него цепляться, помешает достижению просветления, символизируемого луной. Юн-цзя пришел к шестому патриарху за наставлением и полностью просветлел. Патриарх назвал его «Просветленным за Одну Ночь». Поэтому-то древние и говорили: «Искать истину в сутрах и шастрах – все равно что выйти в море, чтобы сосчитать, сколько в нем песчинок».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы