Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Последнее наставление патриарха
Накануне своего ухода из жизни Хуэй-нэн созвал всех монахов, сообщил им о том, что намерен покинуть мир, и сказал, что напоследок даст им одну гатху, гатху об истинной реальности и иллюзии, движении и покое. – Если вы все будете повторять ее и прозревать ее смысл, то станете одним целым со мной. Практикуйте самоусовершенствование в соответствии с ней, и вы не потеряете суть учения нашей школы. Вся монашеская братия склонилась перед своим наставником и просила патриарха оставить им эту гатху, обещая с благоговением в сердце принять и хранить ее. Гатха гласит:
Все вещи не имеют реальности, А потому следует освободиться от идеи реальности вещей. Тот, кто верит в реальность вещей, Живет в совершенно нереальном мире.
Тот, кто верит в реальность вещей, Живет в совершенно нереальном мире.
Тот, кто может обрести истинную реальность в самом себе, Освобождается от иллюзорности феноменального мира, обретая истинное сознание. Но если в собственном сознании не освободиться от иллюзий, То где найдешь реальность, когда все ирреально?!
Живые существа, обладающие чувствами, вовлечены в движение; Бесчувственные объекты недвижны. Если культивировать абсолютную недвижность, То можно уподобиться мертвой неподвижности бесчувственных вещей.
Если же вы хотите обрести истинный покой, То нужно сохранять покой в движении. В полной и абсолютной неподвижности нет ничего, кроме неподвижности, Как в вещах мертвых и бесчувственных нет семян буддовости.
В полной и абсолютной неподвижности нет ничего, кроме неподвижности, как в вещах мертвых и бесчувственных нет семян буддовости.
Умея хорошо различать внешние признаки вещей, Неуклонно держитесь абсолютного принципа; Если вы прозреете и осознаете это, То, значит, будете действовать в соответствии с истинной реальностью. Призываю всех, изучающих Путь: Необходимо приложить все усердие, Чтобы освободиться во вратах махаяны От привязанности к рождениям-и-смертям.
Если в будущем вы встретите человека, с которым вам суждено встретиться, То обсудите вместе с ним слова Будды. Если же окажется, что в действительности между вами нет кармической связи, То нужно лишь молитвенно соединить свои ладони и воодушевить его к добру. Но не нужно спорить с ним, так как в нашем Учении издревле не принято оспаривать друг друга, Ибо споры означают утрату истинного смысла Пути. И тот, кто оспаривает врата Дхармы, Погружается во мрак неведения, Вовлекая свою собственную природу В круговорот смертей-и-рождений.
Внимательно выслушав гатху, монашеская братия постигла смысл поучений великого наставника. Все монахи как один поклонились ему и выразили свое почтение, осознав, что великий наставник не останется больше в этом мире.
Честный ответ Как известно, Дхарму от шестого патриарха унаследовал Син-сы; его, кстати, поэтому часто называли «седьмым предком». В дальнейшем два преемника Синсы, Дун-шань и Цао-шань, основали секту Цаодун, ставшую одной из пяти главных чаньских сект Китая. Итак, Син-сы из монастыря Цинн-юань задал шестому патриарху вопрос: «Что нужно делать, чтобы избежать прохождения последовательных ступеней в развитии? » (Имеются в виду ступени метода постепенного просветления.) Патриарх спросил у своего ученика: «Что практиковал ты сам в последнее время? » Син-сы честно ответил: «Я не практиковал даже Благородных Истин (Четыре Благородные Истины о страдании и пути к избавлению от них, сформулированные самим Буддой)». Патриарх спросил: «В таком случае каких же последовательных ступеней ты хочешь избежать? » Син-сы ответил: «Я не практикую даже Благородных Истин, так где же тогда последовательные ступени? » Хуэй-нэн высоко оценил ответ Син-сы.
Другие великие наставники чань
Бодхисатва Фу Бодхисатва Фу (Фу Да Ши) появился на свет в четвертый год правления Цзянь У (497 г.) из династии Нань Чи. Он был уроженцем области Дун Ян; в миру его звали Фу. Женившись в шестнадцать лет, он имел двух сыновей. Когда ему было двадцать четыре года, он повстречал одного индийского аскета, который сказал ему: «Мы с тобой приняли один и тот же обет у будды Вапашьина (первого из семи будд древности), и твое платье и чаша все еще находятся во дворце на небе Тушита. Когда ты туда возвратишься? » Аскет указал на вершину и предложил Фу остаться на ней и заняться медитацией. Однажды у наставника было видение трех будд: Шакьямуни, Вималакирти (которого также называют «Татхагатой Золотое Зерно») и Дипанкары, испускавших лучи света, которые освещали его тело. После реализации им Шурангама-самадхи, в котором все вещи воспринимаются в их окончательной невозмутимости, он понял, что достиг девятой ступени Бодхисатвы; отсюда и его второе имя – Шань Хуэй. Фу Да Ши был современником Бодхидхармы, но ему, как и индийскому патриарху, не удалось пробудить императора Лян У Ди.
Наставления императору Однажды император Лян У Ди пригласил наставника Шань Хуэя дать толкование «Алмазной сутры». Заняв место перед императором, наставник тут же ударил линейкой по столу и сошел обратно. Император заметно испугался, а наставник спросил его: «Ваше величество не понимает? » Император ответил: «Нет! » Святой наставник сказал: «Бодхисатва закончил толкование сутры».
Человек переходит через мост — Течет мост, а не вода.
В другой раз, надев на себя поношенное платье, шляпу и туфли, Бодхисатва пришел во дворец императора, который спросил его: «Ты – монах? » В ответ Бодхисатва показал пальцем на свои туфли. «Ты – праздный человек? » – спросил император. В ответ Бодхисатва показал пальцем на свое монашеское платье. Его гатха звучит так:
Безрукие держат мотыгу. Пеший шагает, верхом на водяном буйволе. Человек переходит через мост — Течет мост, а не вода.
Комментарий действий Бодхисатвы Фу из « Рассказов о знаменитых упасака » Восхождение наставника на место перед императором, удар по столу и сошествие его обратно должны были продемонстрировать Высшую реальность, раскрытую в «Алмазной сутре». Это был наилучший способ показать свое чистое и ясное сознание, присущее каждому человеку, которое и отвечает за все привычные действия, совершаемые в повседневной жизни. Он явился во дворец во второй раз, чтобы просветлить императора. В стародавние времена, как и в наш современный век, люди придавали огромное значение наружности человека, его званиям и социальному положению. Поскольку все это не имеет никакого значения применительно к Дхарме Будды, Фу надел на себя шляпу, монашеское платье и туфли, чтобы устранить все представления о форме, внешних проявлениях, наружности и свойствах, как тому учит «Алмазная сутра». Обычно монах не носит шляпу, даос – туфли, а мирянин – монашеское платье. Теперь толкование гатхи. Первая ее строчка означает: «безрукое» сознание использует феноменальную человеческую форму, которая одарена двумя руками, чтобы держать мотыгу. Вторая строчка означает: у феноменального человека есть сознание, ему изначально присущее, которое и направляет обе его ноги во время ходьбы. Переход человеком моста раскрывает то, что входит в его тело при рождении и покидает его в момент смерти. В четвертой строчке подразумевается то, что мост, или человеческое тело, подвержен постоянным изменениям, тогда как вода, или сущностная природа, непреложна и никогда не меняется.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы