Последствия грехов могут быть страшнее самого греха
В «Хилье» Абу Ну‘ейма приводится рассказ о том, что Хузейфу спросили: «Сыны Исраила отказались от своей религии в течение одного дня? » Он ответил: «Нет. Когда им велели совершать что-либо, они не делали этого, а когда им запрещали совершать что-либо, совершали это, [и так продолжалось], пока они не отказались от своей религии подобно тому, как мужчина сбрасывает свою рубаху».
Поэтому один из наших предшественников сказал: «Грехи — это предвестник неверия, равно как поцелуй — предвестник соития, пение — предвестник прелюбодеяния, взгляд — предвестник влюбленности, а болезнь — предвестник смерти».
В «Хилье» приводятся слова Ибн ‘Аббаса: «О совершающий грехи, не чувствуй себя в безопасности от их дурного конца, ведь совершение греха приводит к тому, что хуже самого греха. Если ты грешишь, не испытывая великого стыда перед теми, кто справа и слева от тебя, то это хуже самого греха. Если ты смеешься, не ведая о том, как Аллах поступит с тобой, то это хуже самого греха. Если ты гордишься грехом, который принес тебе успех, то это хуже самого греха. Если ты печалишься из-за греха, который ты не сумел совершить, то это хуже самого греха. Если ты грешишь, опасаясь того, что дуновение ветра раздвинет занавес на твоей двери, но не страшишься того, что Аллах смотрит на тебя, то это хуже самого греха. Горе тебе! Знаешь ли ты, за какой грех Аллах испытал Айюба болезнью и потерей имущества? Один бедняк попросил у него защиты от тирана, но он не помог ему и не удержал тирана от несправедливости, и за это Аллах подверг его испытанию».
Имам Ахмад сказал: аль-Валид рассказал нам, что слышал от аль-Ауза‘и, что тот слышал, как Билал бин Са‘д сказал: «Не смотри на незначительность греха, а смотри на Того, Кого ты ослушался».
Аль-Фудейл бин ‘Ийад сказал: «Чем меньше тебе кажется грех, тем больше он перед Аллахом, и чем больше тебе кажется грех, тем меньше он перед Аллахом».
Говорят, что Аллах внушил Мусе: «О Муса, первым из Моих творений погиб Иблис, потому что он ослушался Меня, а тот, кто ослушается Меня, считается погибшим».
В «Муснаде» и «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис Абу Салиха о том, что Абу Хурейра рассказывал со слов Посланника Аллаха: «Когда верующий совершает грех, у него на сердце появляется черное пятнышко. Если он покается, прекратит [грешить] и попросит прощения, то [вернет] блеск своему сердцу, но если он продолжит [грешить], то пятнышко увеличится и в конце концов покроет все сердце. Это и есть то покрывало, которое Могучий и Великий [Аллах] упомянул в словах: «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели» (Аль-Мутаффифин, 14)». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.
Имам Ахмад сказал: Йа‘куб рассказал нам, что его отец рассказал ему, что Салих передал со слов Ибн Шихаба, что ‘Убейдуллах бин ‘Абдуллах бин ‘Утба рассказывал со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, что Посланник Аллаха r сказал: «А затем: о курейшиты, вы будете достойны этого дела, пока не станете ослушаться Аллаха, а если вы станете ослушаться Его, то Он нашлет на вас тех, которые обдерут вас подобно тому, как одной веточкой сдирают кору с другой». Потом он содрал кору с веточки, и под ней показалась белая твердая [древесина ].
Имам Ахмад передал со слов Вахба: «Могучий и Великий Господь сказал сынам Исраила: “Когда Мне повинуются, Я доволен, и когда Я доволен, Я благословляю, и Моему благословению нет предела. Когда Меня ослушаются, Я гневаюсь, и когда Я гневаюсь, Я проклинаю, и Мое проклятие достигает седьмого колена”».
Он же передал со слов Ваки‘, что Закарийя рассказал ему со слов ‘Амира, что ‘Аиша написала письмо Му‘авийе: «А затем: поистине, если раб ослушается Аллаха, люди, которые прежде восхваляли его, начинают порицать его».
Абу Ну‘ейм передал со слов Салима бин Абу аль-Джа‘да, что Абу ад-Дарда сказал: «Пусть человек остерегается того, что верующие начнут проклинать его в сердцах, а он даже не будет ведать об этом». Потом он спросил: «Знаешь ли ты, отчего так происходит? » Он сказал: «Нет». Абу ад-Дарда сказал: «Поистине, раб остается наедине с ослушанием Аллаха, и Он вселяет неприязнь к нему в сердца верующих так, что он даже не осознает этого».
Грехи не всегда вредят сразу
Многие люди ошибаются в отношении грехов, когда не видят их последствий сразу. Иногда последствия грехов проявляются поздно, и раб забывает о них. Он полагает, что они больше не повлияют на его судьбу.
Пречист Аллах! Сколько людей погибло из-за этой ошибки! Скольких благ она лишила их! Какие только наказания она не навлекла на них! Как много ученых и достойных мужей, не говоря уже о невеждах, обольстились из-за нее! Обольщенный человек не понимает, что грехи лягут на него тяжким бременем даже спустя много времени подобно тому, как действует яд и как раскрывается нагноившаяся рана.
Имам Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды: «Поклоняйтесь Аллаху, как будто вы видите Его, и считайте себя умершими, и знайте, что лучше иметь немного того, чего вам достаточно, чем много того, что отвлечет вас [от поклонения Аллаху]. И знайте, что благочестие не ветшает, а грех не забывается».
Однажды человек, предававшийся поклонению Аллаху, взглянул на юношу и подумал о его красоте, а потом он увидел сон, и ему было сказано: «Ты непременно вкусишь последствия этого через сорок лет».
А наряду с этим грехи влекут за собой и скорое наказание, которое не откладывается. Сулейман ат-Тейми сказал: «Поистине, человек совершает грех втайне, а утром на нем можно увидеть следы этого унижения».
Йахья бин Му‘аз ар-Рази сказал: «Я удивляюсь разумному человеку, который взывает со словами: “О Аллах, не позволяй врагам радоваться моему несчастью”, а потом самолично дает всем своим врагам повод злорадствовать». Его спросили: «Как это? » Он сказал: «Он ослушается Аллаха и дает всем своим врагам повод возрадоваться его несчастью в [день] воскресения».
Зу-н-Нун сказал: «Кто предает Аллаха втайне, того Он разоблачает всенародно».
Главные последствия грехов
Грехи имеют скверные, достойные порицания последствия, вредящие душе и телу как в этом мире, так и в будущей жизни, и доподлинно о них известно одному Аллаху.
· Грешник лишается знаний. Поистине, знания — это свет, который Аллах помещает в сердце, и грехи тушат этот свет. Когда имам аш-Шафи‘и обучался у Малика, тот был поражен его сообразительностью, его ярким умом и совершенным схватыванием. Он сказал: «Поистине, я вижу, что Аллах озарил твою душу светом. Не позволяй же мраку грехов затушить его».
· Грешник лишается мирского удела. В «Муснаде» приводится хадис: «Поистине, раб лишается своего удела из-за совершенного им греха». Ранее мы уже упоминали этот хадис. Следовательно, богобоязненность увеличивает мирской удел, а отказ от богобоязненности обрекает на бедность и нищету, и поэтому избегание грехов — лучший способ приумножения удела.
· Грешник ощущает в сердце безмерную отчужденность от Аллаха, с которой не сопоставимо и даже невозможно никакое удовольствие. Если собрать воедино все удовольствия земного мира, их все равно не хватит для того, чтобы возместить эту отчужденность. Но ощутить это может только тот, чья душа полна жизни, потому что рана не причиняет страданий умершему. И если бы сторониться грехов следовало только для того, чтобы избежать этой отчужденности, то одного этого было бы достаточно для благоразумного человека. Поистине, ничто так не отравляет душу, как грехи, ложащиеся один поверх другого. И молить об избавлении от этого следует только Аллаха.
· Грешник также начинает сторониться людей, особенно праведников. Среди них он ощущает себя подавленным, и чем сильнее это чувство, тем больше он отдаляется от них, их собраний и лишается пользы общения с ними. И чем дальше он удаляется от партии Милостивого Аллаха, тем больше он сближается с партией шайтана. Такое отчуждение усиливается до тех пор, пока не закрепляется окончательно, и тогда оно отдаляет его от жены, детей и родственников. Он оказывается не в ладах даже с самим собой, и человек начинает чуждаться даже самого себя.
Один из наших предшественников сказал: «Поистине, когда я ослушаюсь Аллаха, это отражается на поведении моего скакуна и моей жены».
· Дела даются грешнику с большим трудом, и за какое бы дело он ни брался, оно оказывается непосильным для него или же он справляется с ним с большим трудом. Поистине, если человек богобоязнен, то Аллах облегчает ему начинания, но если он пренебрегает богобоязненностью, то Он создает ему трудности. Клянусь Аллахом, удивительно, как двери добра и пользы закрываются перед таким рабом и какие трудности ему приходится преодолевать, а он даже не понимает, почему так происходит!
· На сердце грешника опускается самый настоящий мрак, который он может ощутить так же, как беспросветный мрак ночи. Мрак ослушания опускается на его сердце так же, как слепота поражает глаза, потому что повиновение Аллаху — это свет, а ослушание Его — это мрак. И чем гуще этот мрак, тем сильнее смятение и замешательство раба. Вследствие этого он начинает совершать ересь, впадает в заблуждение и увязает в губительных деяниях, даже не ощущая этого. Он словно слепой, который в одиночку вышел из дома темной ночью. Этот мрак сгущается до тех пор, пока не окутывает его взор, пока не покрывает его лицо. В результате оно становится темным, и каждый может увидеть это.
‘Абдуллах бин ‘Аббас сказал: «Поистине, добрый поступок придает сияние лицу и озаряет светом душу, приумножает земной удел, укрепляет тело и вселяет любовь [к этому человеку] в сердца остальных творений, а дурной поступок делает лицо темным, покрывает душу мраком, лишает тело сил, уменьшает земной удел и вселяет ненависть [к этому человеку] в сердца остальных людей».
· Грехи лишают сил и душу, и тело. Что касается души, то здесь все очевидно, и она продолжает чахнуть из-за грехов до тех пор, пока в ней не затухает жизнь. Что же касается слабости, которая поражает тело, то она связана с тем, что сила верующего в его духе, и чем сильнее его дух, тем сильнее его тело. Грешник же, даже если он физически крепок, в критической ситуации оказывается вялым и слабым. Силы покидают его тогда, когда он больше всего нуждается в них. Задумайся над тем, как обессилели могучие тела персов и византийцев, когда они больше всего нуждались в силе. Верующие победили их благодаря тому, что их тела и души были сильными.
· Грешник упускает возможность совершать богоугодные дела, и будь это единственным наказанием за грехи, [этого было бы достаточно]. Грех лишает человека возможности совершить добрый поступок и перекрывает ему путь к другому благодеянию, и третьему, и четвертому, и так далее. Прегрешения отдаляют его от многих добрых деяний, каждое из которых может принести ему больше благ, чем этот мир со всеми его богатствами. Такого человека можно сравнить с тем, кто съел еду, которая вызвала длительное заболевание и лишила его возможности поесть много других более вкусных блюд. И молить об избавлении от этого следует только Аллаха.
Популярное: