Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
По Педагогической антропологииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Планы По Педагогической антропологии 2016/17 Вопросы для обсуждения Тема 1.Человек как предмет изучения и понимания
1. Понятие «человек» и его интерпретация. Свобода как сущностная характеристика человеческого бытия. Признаки оформленной человеческой психики. Противоречивость человека. Философские направления, раскрывающие сущность человека. 2. История становления антропологического принципа научного познания: a) Возникновение антропологического принципа научного познания в Античную эпоху. b) Вклад в познание человека в Средние века и эпоху Ренессанса. c) Антропологическое познание в период Реформации и в XVIII― XIX вв. d) Антропологизм в научном материализме. Новые направления в познании сущности человека с середины ХХ в. 3. Антропологический принцип в современном познании.
Практические задания Задания учебника: 1.Из приведенных ниже высказываний, определяющих человека, выберите одно-два, которые, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывают сущность человека и обоснуйте свой выбор: 1) «Человеческая натура — это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами» (Э. Фромм); 2) «Важно помнить, что человек — это животное; но еще важнее уяснить, что сущность его уникальной природы следует искать в тех признаках, которые не встречаются у других животных. Его место в природе и его выдающаяся роль определяются не тем, что его роднит с животными, а тем, что его делает человеком» (Дж. Симпсон); 3) «Мы — источник веселья и скорби родник; Мы — вместители скверны и чистый родник; Человек, словно в зеркале мир, многолик; Он ничтожен, и он же безмерно велик» (О. Хаям); 4) «Человек — это уникальное, постоянно меняющееся сочетание биологического (физического) и психического, которое в своем высшем единстве образует сознание, способное мыслить себя, свои возможности и (возможно) божественные деяния» (В. С. Соловьев); 5) «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность» (И. Кант). 2. Прочитайте трактовку свободы Дж. Локком. Выскажите свои аргументы за или против такого понимания свободы. Предложите свое понимание.
«Что такое свобода? Так как все действия, идеи которых есть у нас, сводятся... к следующим двум: мышлению и движению, то, поскольку человек имеет силу мыслить или не мыслить, двигаться или не двигаться, согласно предпочтению или распоряжению своего собственного ума, постольку он свободен. А где действие или воздержание от действия в одинаковой степени не находится во власти человека, где выполнение или невыполнение действия в одинаковой степени не подчиняется предпочтению его ума, распоряжающегося этим, там человек не свободен, хотя действие может быть произвольным. Так что идея свободы есть идея способности (power) в каком-нибудь действующем лице совершить какое-нибудь отдельное действие или воздержаться от него, согласно определению или мысли ума, благодаря чему одно действие предпочитают другому. А где ни одно из двух действий не находится во власти действующего лица, не может быть совершено им согласно его хотению, там это действующее лицо не свободно и подчинено необходимости. Так что не может быть свободы там, где нет мысли, нет хотения, нет воли; но мысль может быть, может быть воля, может быть хотение там, где нет свободы. <...> Из рассмотрения степени влияния на человеческие действия этой силы ума, которую каждый сознает в себе, возникают идеи свободы и необходимости»[1]. 3.Проанализируйте понимание Э. Фроммом идеала Нового Человека. Проведите в академической группе диспут по этому идеалу и выработайте свое мнение о том, какого человека требует современное общество. Э. Фромм Новый Человек
«Функция нового общества — способствовать возникновению нового Человека, структура характера которого будет включать следующие качества. Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть. Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности. Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему. Ощущение себя на своем месте. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации. Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что мертво. Стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий. Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны. Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению. Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые внутренне присущи человеческому существованию. Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни. Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность. Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и “порядком” как атрибутом безжизненности, смерти. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям. Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть простодушным, но не наивным. Все более глубокое и всестороннее самопознание. Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой — развитие или разрушение, жизнь или смерть. Понимание того, что зло и разрушение — неизбежные следствия неправильного развития. Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного стремления “достичь цели”, поскольку известно, что подобные амбиции — всего лишь иное выражение алчности и ориентации на обладание. Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог бы или не мог бы еще достичь»[2]. Задания по теме: 1.Подобрать не менее 10 высказываний о человеке и сделайте таблицу: автор, даты жизни, источник, свой комментарий 2. Подобрать не менее 10 высказываний о свободе и сделайте таблицу: автор, даты жизни, источник, свой комментарий 3. Презентация по одному из вопросов(но не по учебнику) 4.Прочитать две из перечисленных книг и сделать аннотированный развёрнутый тезисный план с рецензией. (Не списывать из Интернета! ): С. И. Гессен. Педагогика как прикладная философия, Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, Тейяр де Шарден Феномен человека, Франкл В. Человек в поисках смысла, Н.А.Бердяев О назначении человека.
Тема 2.Педагогическая антропология и история ее Становления
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая антропология как методология педагогики. Сущность педагогической антропологии. Ведущие идеи и специфические особенности педагогической антропологии. Принципы педагогической антропологии. Источники и методы исследования.
2. История развития педагогической антропологии: a) Развитие педагогической антропологии за рубежом: Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др.; Августин, Фома Аквинский и др.). b) Дж. Локк. Я. А. Коменский. Ж.-Ж. Руссо. Г. Гегель. И. Г. Песталоцци. c) И. Кант. К. Шмидт. Г. Ноль. Х. Плеснер. О. Ф. Больнов. d) М. Монтессори. Я. Корчак как педагоги гуманисты e) Предтечи возникновения антрополого-педагогических идей в России (Н. Г. Чернышевский, Н. И. Пирогов, П. Г. Редкин и др.). f) Антропологическая философия воспитания К. Д. Ушинского и его первые последователи. g) Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России ХХ в.: Ю. И. Айхенвальд, Е. И. Лозинский, Н. А. Бердяев. h) Направления отечественной гуманной антрополого-ориентированной педагогики: образовательно-гуманистическое направление; социально-гуманистическое; свободно-гуманистическое; духовно-гуманистическое; идеи русского космизма. i) С. И. Гессен о гуманизации педагогического знания. j) А. С. Макаренко в системе антропологического подхода к педагогическому процессу k) В. А. Сухомлинский в гуманизации советской педагогики l) Отечественная педология в истории педагогической антропологии. А. П. Нечаев. В. П. Кащенко. А. Ф. Лазурский. П. П. Блонский. Л. С. Выготский. А. П. Пинкевич.
Практические задания Задания из учебника: Задания по теме 1. Сделать презентации по двум вопросам темы 2. Напишите эссе о своём детстве (или детстве знакомого человека) и проанализируйте, что и кто, на ваш взгляд, больше всего повлияло на ваше (или описываемого человека) становление.
Вопросы для обсуждения 1. Культура — среда, созданная человеком и формирующая человека. Парадокс этнического возрождения. Маргинализация. Вопрос о природе культуры. 2. Культура и образование. Образование в пространстве культуры. Культурология образования. Культура образования. Бинарность образовательной практики. Сущностные признаки культурно-образовательного пространства. Модели образования. Синергетический подход в трактовке образования в культуре. Свобода в образовании. 3. Культура — образование — человек. Образование как вхождение человека в контекст современной культуры. Свойства современного образования. Культурная идентичность личности.
Практические задания 1.Сделайте презентацию по одному из вопросов 2. Приведите (не менее 5 ) примеры как изменяющаяся культура влияет на образование и как появление новых идей в образовании меняет культуру.(выполнить письменно)
Вопросы для обсуждения 1. Теории развития личности: a) психодинамическая теория личности (психоанализ) (З. Фрейд); b) индивидуальная теория личности (А. Адлер); c) аналитическая теория личности (К. Юнг), d) эго-теория личности (Э. Эриксон), e) гуманистическая теория личности (Э. Фромм, А. Маслоу); f) феноменологическое направление в теории личности (К. Роджерс); g) социально-когнитивное направление в теории личности (А. Бандура, Д. Роттер); h) когнитивное направление в теории личности (Д. Келли, Ж. Пиаже); диспозиционное направление в теории личности (Г. Олпорт, Р. Ке(э)ттел, Г. Айзенк); i) научающе-бихевиоральное направление в теории личности (теория оперантного научения) (Б. Скиннер); j) культурно-историческая теория (Л. С. Выготский); k) деятельностная теория (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
2.Личность и развитие человеческой индивидуальности: a) Сущность понятия личность. Самоуправление как характеристика личностного развития. b) Социальное мыщление. Социальный интеллект. c) Индивид, индивидуальность, личность. 3. Я-концепция в структуре личности. Самосознание. Сущность Я- концепции личности. Социальные установки. Признаки образа «Я». Проблема морального выбора.
Практические задания Задания из учебника: 1. Разработайте программу изучения личности школьника, используя различные личностные тесты, и протестируйте 2― 3-х детей разного возраста. Сопоставьте полученные результаты. Сделайте педагогические выводы по организации взаимодействия с этими детьми.
2.По словарям и другим источникам найдите определения понятия «личность». Какое из них для вас звучит наиболее убедительно и содержательно? Почему? Как вы понимаете соотношение понятий «личность» и «индивидуальность»? Проиллюстрируйте это на примерах из жизни, из художественной литературы, кино и театральных постановок. 3.В тексте параграфа приведены высказывания известных педагогов об отношении к индивидуальности в процессе воспитания. Ниже приводится точка зрения по этому поводу А. С. Макаренко. Сравните все эти высказывания. Сделайте общий вывод. Каково ваше личное мнение по этому вопросу? Приведите аргументы и контраргументы.
А. С. Макаренко
«Теперь перейдем к самому главному вопросу, к вопросу об установке целей воспитания. Кем, как и когда могут быть установлены цели воспитания и что такое цели воспитания? Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться. В своей практической работе я не мог без такой программы обойтись. Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне дали в той же коммуне им. Дзержинского несколько сотен человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах. Воспитать хорошего советского гражданина — это мне не указывало пути. Я должен был прийти к более развернутой программе человеческой личности. И, подходя к программе личности, я встретился с таким вопросом: что — эта программа личности должна быть одинакова для всех? Что же, я должен вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт и этого стандарта добиваться? Тогда я должен пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красотой личности, а если не пожертвовать, то какая же у меня может быть программа! И я не мог этого вопроса так просто, отвлеченно разрешить, но он у меня был разрешен практически в течение десяти лет. Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, “стандартная”, и индивидуальный корректив к ней. Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса? Тут я допускал “стандарт”, что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом. Но как поступать, когда подходишь к таким нежным отделам личности, как талант? Вот иногда по отношению к таланту, когда стоишь перед ним, приходится переживать чрезвычайные сомнения. У меня был такой случай, когда мальчик окончил десятилетку. Его фамилия Терентюк. Он очень хорошо учился — на пятерках (у нас и школе была пятибалльная система), потом пожелал пойти в технологический вуз. Я в нем открыл большой артистический талант раньше этого, причем талант очень редкой наполненности комика, чрезвычайно тонкого, остроумного, обладающего прекрасными голосовыми связками, богатейшей мимикой, умного такого комика. Я видел, что именно в области актерской работы он может дать большой результат, а в технологическом училище он будет средним студентом. Но тогда было такое увлечение, что все мои “пацаны” хотели быть инженерами. А уж если заведешь речь о том, чтобы идти в педагоги, так прямо в глаза смеялись: “Как это, сознательно, нарочно идти в педагоги? ” ― “Ну, иди в актеры”. — “Да что вы, какая это работа у актера? ” И вот он ушел в технологический институт при моем глубочайшем убеждении, что мы теряем прекрасного актера. Я сдался, я не имею нрава, в конце концов, совершать такую ломку... Но здесь я не удержался. Он проучился полгода, участвовал в нашем драматическом кружке. Я подумал-подумал и решился — вызвал его на собрание коммунаров, говорю, что вношу жалобу на Терентюка: он не подчинился дисциплине и ушел в технологический вуз. На общем собрании говорят: “Как тебе не стыдно, тебе говорят, а ты не подчиняешься”. Постановили: “Отчислить его из технологического института и определить в театральный техникум”. Он ходил очень грустный, но не подчиниться коллективу не мог — он получал стипендию, общежитие в коллективе. И сейчас он прекрасный актер, уже играет в одном из лучших дальневосточных театров, в два года он проделал путь, который люди делают в 10 лет. И сейчас он мне очень благодарен. Но все-таки, если бы теперь передо мной стояла такая задача, я бы боялся ее решить, — кто его знает, какое я имею право произвести насилие? Вот право производить такую ломку — вопрос для меня не решенный. Но я глубоко убежден, что перед каждым педагогом такой вопрос будет вставать — имеет ли право педагог вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо, или он должен пассивно следовать за этим характером? Я считаю, что вопрос должен быть решен так: имеет право. Но как это сделать? В каждом отдельном случае это надо решать индивидуально, потому что одно дело иметь право, а другое дело — уметь это сделать (курсив автора ― Г. К.). Это две различные проблемы. И очень возможно, что в дальнейшем подготовка наших кадров будет заключаться в том, чтобы учить людей, как производить такую ломку. Ведь учат врача, как производить трепанацию черепа. В наших условиях, может быть, будут учить педагога, как такую “трепанацию” производить, — может быть, более тактично, более успешно, чем я это сделал, но как, следуя за качествами личности, за ее наклонностями и способностями, направить эту личность в наиболее нужную для нее сторону»[5]. *** «Не вышло и из Карабанова агронома. Кончил он агрономический рабфак, но в институт не перешел, а сказал мне решительно: ― Хай ему с тем хлеборобством! Не можу без пацанов буты. Сколько еще хороших хлопцев дурака валяет на свете, ого! Раз вы, Антон Семенович, в этом деле потрудились, так и мне можно. Так и пошел Семен Карабанов по пути соцвосовского подвига и не изменил ему до сегодняшнего дня, хотя и выпал Семену жребий труднее, чем всякому другому подвижнику. Женился Семен на черниговке, и вырос у них трехлетний сынок, такой же, как мать, черноглазый, такой же, как батько, жаркий. И этого сына среди бела дня зарезал один из воспитанников Семена, присланный в его дом «для трудных», психопат, уже совершивший не одно подобное дело. И после этого не дрогнул Семен и не бросил нашего фронта, не скулил и не проклинал никого, только написал мне короткое письмо, в котором было не столько даже горя, сколько удивления. Не дошел до вуза и Белухин Матвей. Вдруг получил я от него письмо: “Я нарочно это так сделал, Антон Семенович, не сказал вам ничего, уж вы простите меня за это, а только какой из меня инженер выйдет, когда я по душе моей есть военный. А теперь я в военной кавалерийской школе. Конечно, это я, можно сказать, как свинья поступил: рабфак бросил. Нехорошо как-то получилось. А только вы напишите мне письмо, а то, знаете, на душе как-то скребет”. Когда скребет на душе таких, как Белухин, жить еще можно...»[6]. 4. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность: старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Объясните свой ответ. 5. Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека: 1) десятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, малоэмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении неутомим, но интересы его односторонни; 2) Таня А., ученица 4 класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо; 3) в семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в армии учился в г. Москве. Теперь он видный художник. Дайте обоснование, какой образец характеризует: интерес; направленность личности; особенности темперамента. Решите задачу. Из жизни и литературы известно, насколько неожиданными иной раз становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди, которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, у тех, кого мы считали как будто бы посредственностью, в определенных условиях проявляются незаурядные качества, о которых мы не подозревали. Чем можно объяснить подобное проявление личности? Какова роль конкретной ситуации для проявления личности? Задания по теме: 1 Сделайте презентацию по одной из теорий личности 2. Сделайте презентацию по 2 или 3 вопросу
Антропологии Вопросы для обсуждения
1. История осознания детства как общественного феномена. Эволюция культуры в концепции Л. Демоза через модели детства. Типология культуры в соответствии с особенностями детства М. Мид. Понятие детства с позиций социально-исторического и культурологического подходов на протяжении веков. Историческое обоснование удлинения детства и осознания его общественной значимости. Появление научного понимания своеобразия детской природы со второй половины XIX в. Автобиографические описания как источник истории детства. 2. Понятие детства. Сущность понимания детства. Отраженность проблем детства в различных научных областях. Социальные проблемы, отчуждающие в настоящее время взрослых от мира детства. Посредническая роль взрослого. Признание самоценности детства. Развитие ребенка как социокультурный процесс. Права ребенка. Детская субкультура. 3. Современное детство. Универсальность видения мира. Глубинные изменения современного детства. Факторы интенсивного изменения детства. Проблемы нравственного воспитания современных детей. 4. Игра в развитии, воспитании и обучении детей. Игра как универсальное и неотъемлемое право ребенка. Определение игры. Функции детской игры. Классификация игр. Игра и другие виды деятельности. 5. Типизация детей Я. А. Коменского. Типы детей П. Ф. Лесгафта. 6. Характеристики детей и типы воспитывающей среды Я. Корчака.
Практические задания Задания из учебника: 1. Прочитайте произведения Я. Корчака «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение» и Декларацию прав ребёнка К.Н.Вентцеля. Сравните понимание прав ребенка Я. Корчаком и К. Н. Вентцелем. Определите свое отношение. 2.Я. Корчак сформулировал требования ребенка к взрослым. Как вы думаете, они соответствуют современным детям? Обоснуйте свое мнение.
«Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо зною, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших “побед”. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: “Я вас ненавижу”. Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, — я окажусь с прибылью. Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте. Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все с глазу на глаз. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы. Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике. Мне важно знать от вас, что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет».
Перечислены не все требования, названные Я. Корчаком. Какие еще требования может предъявить современный ребенок к взрослым?
3.Вы полностью согласны с автором и считаете приемлемым для современной трактовки детской игры, или это уже устарело и имеет лишь историко-педагогический интерес? Обоснуйте свое мнение.
И. А. Сикорский Задания по теме
Сделайте 2 презентации по вопросам темы
Вопросы для обсуждения 1. Возрастная периодизация. Возраст и возрастная периодизация. Критерии возрастной периодизации в разных подходах. Характеристика каждой возрастной стадии в зависимости от подхода к периодизации. Возрастная классификация Д. Б. Бромлей. Критические периоды детства и отношение к ним исследователей. Характеристика кризовых периодов. Сензитивные периоды детства. 2. Психология и педагогика ребенка от рождения до школы. Социальная ситуация развития младенца. Кризис 1 года. Раннее детство. Дошкольное детство. Кризис 3 лет. Становление Я-концепции. Центральные новообразования. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Педагогика возрастного периода. Подготовка к школьному обучению. Готовность ребѐ нка к школе. Вхождение дошкольника в культуру. 3. Психология и педагогика младшего школьника. Кризис 7 лет. Развитие познавательных психических процессов младших школьников. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. Формирование учебной деятельности. Социальная позиция школьника и ее формирование. Центральное новообразование младшего школьного возраста. Проявления Я-концепции. Педагогика младшего школьного возраста. Педагогическая запущенность у младшего школьника. Вхождение младшего школьника в культуру. 4. Психология и педагогика подросткового возраста. Характеристика подросткового периода развития личности. Общение как ведущая деятельность подросткового периода. Факторы возникновения подростковой дезадаптации. Центральное новообразование возраста. Я-концепция подростка. Пубертатный период развития. Педагогика подросткового возраста. Трудные подростки. Проблемы перехода из начальной в среднюю школу. Вхождение подростка в культуру. 5. Психология и педагогика ранней юности. Характеристика периода ранней юности. Центральное новообразование ранней юности. Уровень сформированности Я-концепции в ранней юности. Педагогика ранней юности. Вхождение старших школьников в культуру. 6. Психология и педагогика поздней юности и взрослости. Характеристика периода поздней юности. Студенчество как специфическая социальная группа. Педагогика поздней юности. Становление зрелости личности. Молодость. Расцвет человека. Период зрелости. Последующие периоды жизни и их педагогика.
Практические задания Задания по учебнику
1. Составьте таблицу, в левой колонке выпишите поэтапное формирование психических и личностных образований внутри каждого возрастного периода, в правом столбике — сформулированные в одно—два предложения основные педагогические позиции, соотносящиеся с этими образованиями. 2. Прочитайте книги Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» и Л. С. Славиной «Трудные дети». И напишите развёрнутые рецензии. 3. Подберите в отечественной и зарубежной художественной литературе описание подросткового возраста героя (3—4) и сравните, как описывают разные писатели этот возраст. Сопоставьте художественное видение подростковых проблем с научным. Проанализируйте и сделайте выводы. Задания по теме Сделайте 2 презентации по вопросам темы
Тема 7. Антропологические модели и технологии образования
Вопросы для обсуждения
1. Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия: a) Формы прямого насилия на воспитанника в педагогическом процессе. b) Неадекватное родительское отношение к ребенку. Неправильное воспитание. c) Дидактогении. Школьная тревожность. d) Система оценивания как средство воздействия на ученика. Традиционная (авторитарная) педагогика. Педагогика авторитета.
2. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса: a) Свобода как категория гуманной педагогики. Философское обоснование свободы в понимании личности в педагогическом взаимодействии. b) Сущность понимания личности воспитуемого. Гуманистические установки педагогики. c) Принципы и задачи гуманной педагогики. Толерантность и эмпатия в педагогическом взаимодействии. Диалог как основа гуманной педагогики. Педагог-фасилитатор. Качества педагога, способного к диалогу. d) Антропологическая экспертиза образовательного процесса.
3. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии: a) Предметно-пространственная среда образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса. b) Зарубежные модели антропоориентированных образовательных систем. Технология полного усвоения знаний. Технология разноуровневого обучения. c) Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России. d)Педагогическая поддержка в трактовке О. С. Газмана. e) Технология коллективного взаимообучения. f) Технология модульного обучения. g) Технология проектной деятельности. h) Антропоориентированные образовательные учреждения. i) Тьюторство как вариант антропоориентированной педагогической практики. j) Антропологические и андрагогические основы обучения взрослых. Практические задания Задания по учебнику Найдите в классических и современных художественных произведениях, в которых описываются истории воспитания в семье, в образовательных учреждениях, примеры жестокого обращения с детьми и проанализируйте к каким последствиям это привело (книги Ч. Диккенса, «Очерки бурсы» Помяловского, «Детство» М. Горького и др.). Задания по теме 1.Найдите примеры современных антропоцелесообразных образовательных учреждений и дайте им оценку (2-3) 2. Сделайте 3 презентации по вопросам темы [1] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. С. 43. [2] Фромм Э. Иметь или быть? // Фромм. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. С. 221—222. [3] Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 17—26. [4] Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 55—56. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы