Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Определите свое отношение к высказываниям К. Д. Ушинского и аргументируйте их.
«К обширному кругу антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания... Но неужели мы хотим, спросят нас, чтобы педагог изучал такое множество обширных наук, прежде чем приступить к изучению педагогики? Мы ответим на этот вопрос положительным утверждением. Все, что способствует приобретению педагогами точных сведений по всем тем антропологическим наукам, на которых основываются правила педагогической теории, содействует и выработке ее. Но нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил. Можно же и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой он берется»[3]. «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе. Но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить... Едва ли найдется хотя одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких»[4] ценностям необходимо оформить ссылку на работу автора, место и год издания, стр.. 2.Один из методов педагогической антропологии — биографический метод. Прочитайте автобиографические воспоминания о своем детстве А. И. Герцена. Познакомьтесь со всей биографией А. И. Герцена. Проанализируйте, как проявилось детство и воспоминания о нем в становлении и развитии личности А. И. Герцена. 3.Прочитайте современные издания книг по педологии П. П. Блонского и Л. С. Выготского. На основании первоисточников сравните и проанализируйте их взгляды на природу ребенка, его развитие и становление, а также на методы его изучения. Определитесь в своем отношении к педологии.
Задания по теме 1. Сделать презентации по двум вопросам темы 2. Напишите эссе о своём детстве (или детстве знакомого человека) и проанализируйте, что и кто, на ваш взгляд, больше всего повлияло на ваше (или описываемого человека) становление.
Тема 3.Антропологическое понимание культуры Вопросы для обсуждения 1. Культура — среда, созданная человеком и формирующая человека. Парадокс этнического возрождения. Маргинализация. Вопрос о природе культуры. 2. Культура и образование. Образование в пространстве культуры. Культурология образования. Культура образования. Бинарность образовательной практики. Сущностные признаки культурно-образовательного пространства. Модели образования. Синергетический подход в трактовке образования в культуре. Свобода в образовании. 3. Культура — образование — человек. Образование как вхождение человека в контекст современной культуры. Свойства современного образования. Культурная идентичность личности.
Практические задания 1.Сделайте презентацию по одному из вопросов 2. Приведите (не менее 5 ) примеры как изменяющаяся культура влияет на образование и как появление новых идей в образовании меняет культуру.(выполнить письменно)
Тема 4.Индивид, индивидуальность, личность
Вопросы для обсуждения 1. Теории развития личности: a) психодинамическая теория личности (психоанализ) (З. Фрейд); b) индивидуальная теория личности (А. Адлер); c) аналитическая теория личности (К. Юнг), d) эго-теория личности (Э. Эриксон), e) гуманистическая теория личности (Э. Фромм, А. Маслоу); f) феноменологическое направление в теории личности (К. Роджерс); g) социально-когнитивное направление в теории личности (А. Бандура, Д. Роттер); h) когнитивное направление в теории личности (Д. Келли, Ж. Пиаже); диспозиционное направление в теории личности (Г. Олпорт, Р. Ке(э)ттел, Г. Айзенк); i) научающе-бихевиоральное направление в теории личности (теория оперантного научения) (Б. Скиннер); j) культурно-историческая теория (Л. С. Выготский); k) деятельностная теория (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
2.Личность и развитие человеческой индивидуальности: a) Сущность понятия личность. Самоуправление как характеристика личностного развития. b) Социальное мыщление. Социальный интеллект. c) Индивид, индивидуальность, личность. 3. Я-концепция в структуре личности. Самосознание. Сущность Я- концепции личности. Социальные установки. Признаки образа «Я». Проблема морального выбора.
Практические задания Задания из учебника: 1. Разработайте программу изучения личности школьника, используя различные личностные тесты, и протестируйте 2― 3-х детей разного возраста. Сопоставьте полученные результаты. Сделайте педагогические выводы по организации взаимодействия с этими детьми.
2.По словарям и другим источникам найдите определения понятия «личность». Какое из них для вас звучит наиболее убедительно и содержательно? Почему? Как вы понимаете соотношение понятий «личность» и «индивидуальность»? Проиллюстрируйте это на примерах из жизни, из художественной литературы, кино и театральных постановок. 3.В тексте параграфа приведены высказывания известных педагогов об отношении к индивидуальности в процессе воспитания. Ниже приводится точка зрения по этому поводу А. С. Макаренко. Сравните все эти высказывания. Сделайте общий вывод. Каково ваше личное мнение по этому вопросу? Приведите аргументы и контраргументы.
А. С. Макаренко
«Теперь перейдем к самому главному вопросу, к вопросу об установке целей воспитания. Кем, как и когда могут быть установлены цели воспитания и что такое цели воспитания? Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться. В своей практической работе я не мог без такой программы обойтись. Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне дали в той же коммуне им. Дзержинского несколько сотен человек, и в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина? И когда я задумался, то увидел, что на этот вопрос нельзя ответить в двух словах. Воспитать хорошего советского гражданина — это мне не указывало пути. Я должен был прийти к более развернутой программе человеческой личности. И, подходя к программе личности, я встретился с таким вопросом: что — эта программа личности должна быть одинакова для всех? Что же, я должен вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт и этого стандарта добиваться? Тогда я должен пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красотой личности, а если не пожертвовать, то какая же у меня может быть программа! И я не мог этого вопроса так просто, отвлеченно разрешить, но он у меня был разрешен практически в течение десяти лет. Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, “стандартная”, и индивидуальный корректив к ней. Для меня не возникал вопрос: должен ли мой воспитанник выйти смелым человеком, или я должен воспитать труса? Тут я допускал “стандарт”, что каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом. Но как поступать, когда подходишь к таким нежным отделам личности, как талант? Вот иногда по отношению к таланту, когда стоишь перед ним, приходится переживать чрезвычайные сомнения. У меня был такой случай, когда мальчик окончил десятилетку. Его фамилия Терентюк. Он очень хорошо учился — на пятерках (у нас и школе была пятибалльная система), потом пожелал пойти в технологический вуз. Я в нем открыл большой артистический талант раньше этого, причем талант очень редкой наполненности комика, чрезвычайно тонкого, остроумного, обладающего прекрасными голосовыми связками, богатейшей мимикой, умного такого комика. Я видел, что именно в области актерской работы он может дать большой результат, а в технологическом училище он будет средним студентом. Но тогда было такое увлечение, что все мои “пацаны” хотели быть инженерами. А уж если заведешь речь о том, чтобы идти в педагоги, так прямо в глаза смеялись: “Как это, сознательно, нарочно идти в педагоги? ” ― “Ну, иди в актеры”. — “Да что вы, какая это работа у актера? ” И вот он ушел в технологический институт при моем глубочайшем убеждении, что мы теряем прекрасного актера. Я сдался, я не имею нрава, в конце концов, совершать такую ломку... Но здесь я не удержался. Он проучился полгода, участвовал в нашем драматическом кружке. Я подумал-подумал и решился — вызвал его на собрание коммунаров, говорю, что вношу жалобу на Терентюка: он не подчинился дисциплине и ушел в технологический вуз. На общем собрании говорят: “Как тебе не стыдно, тебе говорят, а ты не подчиняешься”. Постановили: “Отчислить его из технологического института и определить в театральный техникум”. Он ходил очень грустный, но не подчиниться коллективу не мог — он получал стипендию, общежитие в коллективе. И сейчас он прекрасный актер, уже играет в одном из лучших дальневосточных театров, в два года он проделал путь, который люди делают в 10 лет. И сейчас он мне очень благодарен. Но все-таки, если бы теперь передо мной стояла такая задача, я бы боялся ее решить, — кто его знает, какое я имею право произвести насилие? Вот право производить такую ломку — вопрос для меня не решенный. Но я глубоко убежден, что перед каждым педагогом такой вопрос будет вставать — имеет ли право педагог вмешиваться в движение характера и направлять туда, куда надо, или он должен пассивно следовать за этим характером? Я считаю, что вопрос должен быть решен так: имеет право. Но как это сделать? В каждом отдельном случае это надо решать индивидуально, потому что одно дело иметь право, а другое дело — уметь это сделать (курсив автора ― Г. К.). Это две различные проблемы. И очень возможно, что в дальнейшем подготовка наших кадров будет заключаться в том, чтобы учить людей, как производить такую ломку. Ведь учат врача, как производить трепанацию черепа. В наших условиях, может быть, будут учить педагога, как такую “трепанацию” производить, — может быть, более тактично, более успешно, чем я это сделал, но как, следуя за качествами личности, за ее наклонностями и способностями, направить эту личность в наиболее нужную для нее сторону»[5]. *** «Не вышло и из Карабанова агронома. Кончил он агрономический рабфак, но в институт не перешел, а сказал мне решительно: ― Хай ему с тем хлеборобством! Не можу без пацанов буты. Сколько еще хороших хлопцев дурака валяет на свете, ого! Раз вы, Антон Семенович, в этом деле потрудились, так и мне можно. Так и пошел Семен Карабанов по пути соцвосовского подвига и не изменил ему до сегодняшнего дня, хотя и выпал Семену жребий труднее, чем всякому другому подвижнику. Женился Семен на черниговке, и вырос у них трехлетний сынок, такой же, как мать, черноглазый, такой же, как батько, жаркий. И этого сына среди бела дня зарезал один из воспитанников Семена, присланный в его дом «для трудных», психопат, уже совершивший не одно подобное дело. И после этого не дрогнул Семен и не бросил нашего фронта, не скулил и не проклинал никого, только написал мне короткое письмо, в котором было не столько даже горя, сколько удивления. Не дошел до вуза и Белухин Матвей. Вдруг получил я от него письмо: “Я нарочно это так сделал, Антон Семенович, не сказал вам ничего, уж вы простите меня за это, а только какой из меня инженер выйдет, когда я по душе моей есть военный. А теперь я в военной кавалерийской школе. Конечно, это я, можно сказать, как свинья поступил: рабфак бросил. Нехорошо как-то получилось. А только вы напишите мне письмо, а то, знаете, на душе как-то скребет”. Когда скребет на душе таких, как Белухин, жить еще можно...»[6]. 4. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность: старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности. Объясните свой ответ. 5. Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека: 1) десятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, малоэмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении неутомим, но интересы его односторонни; 2) Таня А., ученица 4 класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо; 3) в семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в армии учился в г. Москве. Теперь он видный художник. Дайте обоснование, какой образец характеризует: интерес; направленность личности; особенности темперамента. Решите задачу. Из жизни и литературы известно, насколько неожиданными иной раз становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди, которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, у тех, кого мы считали как будто бы посредственностью, в определенных условиях проявляются незаурядные качества, о которых мы не подозревали. Чем можно объяснить подобное проявление личности? Какова роль конкретной ситуации для проявления личности? Задания по теме: 1 Сделайте презентацию по одной из теорий личности 2. Сделайте презентацию по 2 или 3 вопросу
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы