![]() |
Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внутреннее смысловое единство
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора. Открытость Эссе при этом остается принципиально незавершенным – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.
Задание 2. Прочтите речь И. Бродского перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года «Похвала скуке». Какую тему и проблему поднимает автор? Какие тезисы и аргументы приводит И. Бродский? В чем заключается авторская позиция? Претендует ли автор на исчерпывающее раскрытие темы? Считаете ли вы речь перед выпускниками Дармутского колледжа парадоксальной? Аргументируйте свой ответ. Проанализируйте композиционный строй произведения «Похвала скуке». К какому литературному жанру вы отнесете данную речь? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3. Основываясь на характерных признаках литературного жанра эссе, предложите свой пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения. Презентуйте свой ответ. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ПОДВЕДЕМ ИТОГ Итак, эссе – это сочинение-рассуждение. В литературоведении принято выделять разновидности эссе согласно литературным жанрам. Так, с точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др. Согласно литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др. С точки зрения композиционного строения различают эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. Наконец, предложена классификация эссе, в основу которого положен субъективизм автора. Отличительной особенностью личностного (субъективного) эссе является раскрытие той или иной стороны авторской личности. Для объективного эссе характерно личностное начало, подчиненное предмету описания или какой-то идее. Справедливости ради отметим, что экзаменационное эссе по географии, бесспорно, принадлежит к объективному эссе, так как представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из географических наук (физической или экономической и социальной географии). Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим географическим, экономическим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта Вопросы для повторения. 1. Дайте определение понятию «эссе». 2. Какие особенности характерны для литературного жанра эссе? 3. К какой группе можно отнести эссе по географии? 4. Перечислите особенности эссе по географии. РЕКОМЕНДАЦИИ ИЛИ НАСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ О ТОМ, КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ
Структура эссе определяется предъявленными к нему требованиями: 1. Позиция автора эссе по предложенной проблеме излагается в форме краткого тезиса. 2. Авторская точка зрения должна быть подкреплена доказательствами. Иными словами, за тезисом следуют аргументы (факты, явления, события, жизненные ситуации и опыт, научные доказательства и т.д.) Лучше приводить максимальное количество аргументов в пользу тезиса, так как каждый правильный аргумент оценивается 1 баллом. Эссе имеет кольцевую композицию и отвечает правилам построения текста-рассуждения: рассуждение (вступление) ↔ тезис (положение, требующее доказательства) ↔ 2-n аргумента(ов), соответствующие обозначенной в задании проблеме и отражающие точку зрения автора на проблему (доказательство, доводы, подтверждающие ту или иную точку зрения) ↔ вывод (общий итог)). РАЗБЕРЕМСЯ С ПОНЯТИЯМИ Аргументация (от лат. argumentatio – приведение аргументов) – приведение доводов с намерением изменить убеждения другой стороны (аудитории). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д. (Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004). Аргумент (от лат. argumentum) – 1) логический довод; положения, факты, используемые в процессе доказательства; 2) материальная независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины (функции). (Словарь иностранных слов.– Комлев Н.Г., 2006) Вывод (от англ. conclusion/deduction; нем. Schlussfolgerung) – умозаключение, в ходе которого из каких-либо исходных суждений (предпосылок) получается логически вытекающее суждение (следствие). (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009) Демонстрация (от лат. demonstratio – показывание) в логике, форма рассуждения в доказательстве (состав умозаключении и их связь друг с другом), посредством которой доказываемое положение – тезис выводится из его оснований. (Философский энциклопедический словарь.– М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. 1983). Рассуждение – доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности называется суждением. В противоположность строго индуктивным или математическим наукам, рассуждение не основывается на одном определенном методе, пользуясь, как и обычными для всякого мышления и доказательства средствами логики, так и способами мышления художественного. Оно может основываться на единичном примере или описании, подкреплять свою доказательность аналогией, образом, эмоциональными доводами, наконец, чисто стилистическими приемами. (Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т.– М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Л.Ф. Ильечев, П.Н. Федосеев, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925). Тезис (греч. thesis – положение, утверждение) 1) в логике Т. называется утверждение, подлежащее доказательству; 2) в теории аргументации Т. положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений; 3) одно из центральных положений некоторой концепции или теории; 4) в диалектике Г.В.Ф. Гегеля – исходный пункт в процессе диалектического движения, ведущего далее к антитезису и, наконец, к синтезу, составляющим вместе триаду – универсальную, единственно возможную схему всякого развития. (Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1120; Нарушение авторского права страницы