Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единство внешнего и внутреннего в знаке



Рассматривая единство внешего и внутреннего в знаке мы обращаем внимание на сложность его строения . Первичные знаки являются начальными смысловыми составляющими любого узора, его наименьшей смысловой единицей, что хорошо видно из практики их использования в узорах в качестве самостоятельных знаков (рис. 7).

Возможно, что повторение начертаний первичных знаков различными способами симметрии, происходящее при образовании производных знаков, отражает представления о воплощении или умножении понятия означаемого первичным знаком в ходе обрядового действия: двух - четырёх кратного повторения, распространения блага на четыре стороны, известного как заклинания «четырёх сторон» [73, с. 463, 524]. Так в народной культуре на четыре стороны кланяются, провожая душу, участники поминального обряда [49, с. 63— - 64].

В народной культуре означаемое первичного знака и его производного знака обычно связывалось между собой. Наиболее очевидные примеры такой связи можно наблюдать в народной интерпретации семеричных знаков и образованных из них знаков. Например, знак «Огниво» (рис. 8-1) в северорусской традиции рассматривался как изображение огня домашнего очага и использовался в качестве женского знака огня [10, с. 96 - 97]. Последующее зеркальное отражение знака «Огниво» по осям симметрии производит два знака: «Лягушку» (Роженицу, Богиню плодородия) (рис. 8-3) или косой крест (рис. 8-2) — известный как знак огня. Знак «Чайка» (рис. 8-4), как следует из его названия, на русском севере обозначал птицу. Между тем птица в народных погребальных и поминальных плачах выступает образом души вне тела. С этой точки зрения становится понятно использование знака «чайка» в узорах свадебного текстиля [49, А. 261] (очевидно в значении души проходящей между мирами? ), равно как и её представление в германской магической традиции в значении оборотня («Волчьий крюк» - Wolfsangel) [94], чья душа так же осуществляет аналогичные переходы и принадлежит сразу двум мирам (cеверорусские причитания повествуют о душе, меняющий свой вид в ходе

 

Рисунок 7. Примеры использования первичных знаков в качестве самостоятельных знаков в народных узорах Условные обозначения: А — женский пояс Смоленской губернии [46, с. 61], Б — пояс Пермской губернии [87, с. 47, рис. 46], В — свадебный подзор Архангельской губернии из собрания " Музей традиционного костюма" [102], Г — подольник женской северо-русской рубахи [102], Д — фрагмент закладного ткачества из Касимовского района Рязанской области. Экспозиция Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника [102].  

 

 


Рисунок 8. Связь значений первичных знаков и производных знаков. Удвоение семеричного знака при образовании нового знака выделено серым цветом  

 


путешествия в потусторонний мир, от облика животного к птице [14, c. 5]). Знак производный из «чайки» близок в белорусской культуре к изображению в части знака «Волота» [35, c. 197, pис. 516], (рис. 8-5 а, б) т.е. связывается с крыльями. Связь между значением первичного знака и осмыслением образованного из него знака отразилась и в языке. Исследователю Г. Климовой удалось проследить языковые параллели в местных названиях северных узоров, образованных методом удвоения исходной формы: " пол - ошейника" — " ошейник", " бараньи рога" — " встречные бараньи рога" [39, с. 56 - 63] и т.д. Подобные параллели присутствуют и на среднерусской территории: так П. И. Кутенковым зафиксированы народные названия " Репей" и " Полрепья", применительно к узору женских праздничных и печальных женских рубах [48, c. 46 - 52]. Таким образом, смысл, вкладываемый в начальное изображение первичного знака, сохраняется или развивается во всех его производных знаках.

Порядок первичного знака, отражающий число изменений - переносов при его образовании, связан с его означаемым. Обратившись к модели «Паука», обнаруживаем математическую связь квадрата числа и номера порядка симметрии первичного знака: каждому порядку линейного переноса отрезка (звена матричной сетки) соответствует своё сечение «Паука» с тем же числом звеньев, выражающее квадрат натурального числа номера порядка первичного знака. То-есть первичным знакам каждого порядка соответствует своё сечение октаэдра (рис. 9). Таким образом, порядок первичного знака отражает математическую идею натурального числа, а, следовательно, согласно древним взглядам Пифагора, отдельную божественную природу числа и связанного с ним знака.

 

Рисунок 9. Связь номера порядка знака с квадратом числа Условные обозначения: 1, 2, 3, 4, 5 – число звеньев знака, оно же – номер порядка первичного знака – вид сечения октаэдра с тем же числом составляющих звеньев

 


Полагая, как мы пришли выше, что строение «Паука» связано с образами Вселенной и человеческой культурой, на взаимосвязь которых обращает внимание В.П. Казначеев [32, с. 36, 37 - 43], становится очевидным, что первичные знаки разных порядков способны передавать некую очередность космогонических процессов.

Три своеобразных первичного знака третьего порядка (табл. II - 5, 6, 7) образуют 9 семеричных производных знаков (табл. V - 1-9) (при исключении симметрии простого переноса как используемой на более раннем этапе модели матрицы) и один знак (табл. V -10; рис. 10-2) из первичного знака «зигзаг» (рис. 10-1), который в дальнейшем представляет образование ромбовидных форм (рис. 10-3-7).

Рисунок 10. Производные узоры первичного знака «зигзаг». Умножение первичного знака (серый цвет) при образовании нового знака выделено чёрным цветом  

 

 


Сакрализация числа 3 в качестве некоего изначального порядка хорошо известна в народной культуре. А число 9 в различных исторических традициях устойчиво связывается с понятием года и целостности. Мифология балтов знает 9 ипостасей — сил или сыновей Перкунаса - Перуна — частей одного целого [30, с. 30]. В латышских мифологических песнях временной цикл года обозначается через образ дерева «девятью ветвями», «девять листьями», «девятью ягодами» [75, с. 168]. В русских апокрифических сказаниях и стихах Голубиной книги говорится об образовании «света белого» в результате расчленения единого начала на 8 частей [21, с. 36 - 37], — т. е. в сумме имеем ту же девятку. В ведической мифологии ариев так же известны 9 созидающих сил в образе матери — Адити и её 8 сыновей — васов, олицетворяющих воду, полярную звезду, луну, землю, ветер, огонь, утреннюю зорю и свет [26, с. 187]. В древнеиндийской традиции известны 9 сыновей Грома от Сканды, олицетворяющие девять месяцев года [30, с. 51]. В Скандинавской мифологии Бог Один создал руны бросив на землю девять палочек [85, с. 14]. В индуизме существует 9 сверхъестественных сущностей «граха»: пять планет, Солнце, Луна и точки восхода и захода Луны (т.н. лунные узлы). Более того, в религиозных церемониях их обычно представляют в виде 9 квадратов, расположенных тремя рядами по три в каждом, где каждый квадрат символизирует отдельное Божество (в упрощённом виде они заменяются 9 точками) с солнцем в середине [8, с. 42]. Эта форма полностью соответствует третьему сечению нашего «Паука» — октаэдра. Таким образом, указанные 9 семеричных символов могут являться олицетворением этих самых девяти месяцев — первоначал мироздания, этапов творения мира, Перуновых сил.

Таким образом, знаки, полученные на начальном этапе формообразования в матрице «Паука» связываются с представлениями о первоначалах — то - есть, об истоках мироздания. Тогда первичные знаки и производные из них знаки последующих четвёртого (табл. II - 9-20; табл. II - 64-77; табл. II - 78-85) и остальных порядков (табл. VI - 1-77) увязываются с представлениями о дальнейшем пространственным расширением мироздания и формированием его различных направлений, олицетворяемыми различными мифологическими образами. Десятый знак (рис. 10-2), отличающийся однообразием начертаний образуемых из него знаков, в таком случае может представлять понятие единого начала, объединяющего эти составляющие.

Образованные из первичных знаков 3 - 4 порядка производные знаки увязываются в народной культуре с представлениями об окружающем мире, физическом пространстве и его элементах, процессах творения, продолжения рода человека, его физического и материального благополучия. Это показывается народным осмыслением знаков. Например, знак «Орепей» (табл. III -43) осмысляется как предок [35, с. 201, рис. 527]. Знак «Лягушка» (табл. III - 42) сопоставляется с роженицей. Знак «Засеянное поле» (табл. III -45) известен как знак плодородия; «Огниво» (табл. III -36) — женский знак огня [10, с. 50]. Знаки «Ужики» (табл. II - 1) [75, табл. 12—5, лист 2] и «Водяной» (табл. III - 27) [35, с. 77, рис. 210] расцениваются как образы плодоносящей силы воды, защитными знаками считаются изображения громовержца Перуна (табл. III - 44) [35, с. 125 - 127, рис. 325, 326, 328, 330 - 332] и др.

Поскольку матрица Паука отражает структуру пространства - времени, а производные семеричные знаки из первичных знаков третьего порядка способны обозначать первоначала и месяцы года, можем провести их соотнесение с тем или иным временем года, представленным в виде части круга [9, с. 34-42] или его геометрического изображения — квадрата в сечении «Паука». Данное сопоставление легко провести, используя соответствие осмысления знака в этом значении, в зависимости от способа его образования с использованием того или иного вида симметрии.

Способом образования производных семеричных знаков выступают зеркальная или циклическая симметрии. Расположим все семеричные знаки так, чтобы знаки, образованные с помощью циклической симметрии (всего пять знаков), заняли угловые квадраты третьего сечения октаэдра (в годовом календаре это будут точки равноденствий и солнцестояний — солнцеворотов) и центральный квадрат. Знаки, образованные с помощью зеркальной симметрии (их четыре), поместим в квадраты в середине сторон октаэдра (рис. 15). Выбор расположения в угловых квадратах сечения «Паука» знаков, в форме которых наблюдается вращение (циклическая симметрия), продиктован аналогией с поворотом солнечного пути, присутствующим в народных представлениях о времени солнцеворотов [33, c. 68, 130, 202, 213]. При этом, в целях максимальной упорядоченности системы, будем придерживаться принципа, что знаки, образованные из первичных знаков «скобки» и «трирожки» должны тяготеть к определенным осям симметрии квадрата (центральным и угловым квадратам) сечения «Паука». Мы получим ограниченное число разных вариантов взаимного расположения знаков, из которых нам придётся выбрать единственно верный порядок, с точки зрения наличия этнографических соответствий. Среди Тарногских полотенец (рис. 11-А) широко распространено сочетание знака «огниво» (рис. 11-1) с характерным изображением Весны — Радоницы (рис. 11-В, Г, Д), в виде женской фигуры со свечами в поднятых руках (рис. 11-5) [35, c. 199, рис. 522; с. 88, рис. 239; с. 143, рис. 309] (рис. 11-3). А знак «ужики» (рис. 11-2) на полотенцах Архангельского края сопровождает вышивки Богини с опущенными вниз руками [31, c. 87, Рис. 64] (рис. 11-6), т.е. относится к послекупальскому [74, c. 503–526] и осеннему времени (рис. 14),

Рисунок 11. Связь знаков «огниво» и «ужики» с временами года в народном текстиле Условные обозначения: А – полотенце г. Тарнога, Вологодский краеведческий музей [100], Б – полотенце г. Каргополь. Музей народного искусства г. Москвы [31, c.87, Рис. 64]; В, Г, Д – изображения Весны в Белорусской вышивке (В – Веснянка [35, c. 88, рис. 239], Г – Радоница [35, c. 199, рис. 522], Д – Лада [35, c. 143, рис.309]) – совпадающие детали узора, а так же знак «ужик»

 

 


что, согласно ведическим представлениям, символизирует обеспечение пропитания [64, c. 50].

Данные соответствия исключают соседнее или близкое расположение этих знаков в решётке сечения, тем самым из нашего рассмотрения отпадает половина имеющихся вариантов. Знак «полрепья» (табл. II - 5) при последующем зеркальном отражении производит знак «Орепей» — предок (табл. III - 43) в белорусской культуре [35, с. 201, рис. 527], поэтому естественно связать его расположение в течение года с важнейшим периодом «Дедов» — поминальных обрядов в честь предков в конце октября — начале ноября, т.е. серединой осени. Знак (табл. II-6) при зеркальном отражении производит фигурку Перуна (в Белорусской культуре [35, c. 127, pис. 331]) (табл. III - 44) и символ «всходы» (табл. III - 45) , что позволяет соотнести его со временем конца июля — началом августа — периодом гроз (классическим временем Перуна) и началом уборки урожая. Последовательное сочетание знаков (табл. II - 6), (табл. II - 1), (табл. II - 5) по вертикали (в полосах – «дорогах») известно и в этнографии [65, c. 96]. Знак «чайка» (птица) (табл.II - 2) естественно связывается со временем весеннего равноденствия — весеннего перелёта птиц. Получается пространственная модель, в которой образ «скобки» связывается с осью равноденствий, а образ «трирожки» — с осью солнцестояний.

Таким образом, по нашему мнению мы получаем наиболее достоверный вариант взаиморасположения рассматриваемых знаков, удовлетворяющий их связи с определённым временем в течение года в народной культуре. Этот вариант изображён на рисунке 12. К центральному квадрату так же относим единственный семеричный знак (рис. 12-10), образуемый из (табл. III-7) первичного знака третьего порядка. Получившаяся схема распределения девяти стихий в течение года легко сопоставляется с общечеловеческой схемой распределения периодов инь и ян стихий, известной по традиционной Восточной рефлексотерапии [17, c. 15 - 29]. Знаки (рис. 12-4), (рис. 12-6), (рис. 12-5), (рис. 12-7) оказываются связанны со стихией земли, обозначая в этом случае, четыре стороны её горизонта. Знак (рис. 12-1) передаёт стихию металла (эфира), знак (рис. 12-8) — огня, знак (рис. 12-9) — воды, знак (рис. 12-2) — дерева (воздуха).

 

Рисунок 12. Основы распределения семеричных производных узоров в годовом круге Условные обозначения: – знаки, образованные с помощью зеркальной симметрии – знаки, образованные с помощью циклической симметрии Умножение первичного знака (серый цвет) при образовании нового знака выделено чёрным цветом  

 

Далее, руководствуясь теми же принципами образования формы, производим привязку к углам квадрата четырёх первичных знаков четвёртого порядка. Возможность образования первичных знаков четвёртого порядка из определённых первичных знаков третьего порядка выглядит как результат объединения трёх пространств (рис. 13), что задаёт жесткую схему пространственного расположения этих первичных знаков относительно друг друга.

 

Рисунок 13. Образования первичных знаков четвёртого порядка из первичных знаков третьего порядка в пространстве относительно друг друга. Серый цвет в составе первичного знака выделяет варианты присоединения нового звена Условные обозначения: А – расположение первичных знаков третьего порядка в пространстве относительно друг друга в виде трёх зон Б – образование первичных знаков четвёртого порядка от первичных знаков третьего порядка 1, 2, 3, 4 – первичные знаки четвёртого порядка а, б, в – способы образования первичных знаков четвёртого порядка

 


 

Первичный знак (Рис. 13 - 1) образуется только из первичного знака «трирожки» (рис. 13 - 1а) или из первичного знака «зигзаг» (рис. 13 - 1б), а первичный знак (рис. 13 - 2) образуется из «скобочки» (рис. 13 - 2б) или из первичного знака «зигзаг» (рис. 13 - 2а), при этом он по своей форме близок к знаку , т.е. должен быть связан в данной системе с осенним равноденствием (см. рис. 12-1). Первичные знаки (рис. 13 - 4) и «Свиночка»[59, c. 59, pис. 11] (рис. 13 - 3) могут образовываться как из «скобки» (рис. 13 - 4а, 13 - 3б), так и из «трирожки» (рис. 13 - 4в, 13 - 3а), но первый так же может быть образован из первичного знака «зигзаг» (рис. 13 - 4б) и имеет частичное совпадение формы с символом «чайка» , т.е. временем весны (рис. 12-2), а последний точно воспроизводит символы «Солнечной колесницы» (в Белорусской культуре) [35, c. 38, pис. 99], т. е. на наш взгляд должен соотноситься с максимумом солнечной силы — временем летнего солнцестояния.

Первичные знаки четвёртого порядка в нашей модели, как показано выше, математически соответствуют сечению квадрата числа 4 из 16 секций (рис. 9-4). «Магический квадрат» 4 х 4 широко известен в разных эзотерических системах. Для нас представляет интерес существующая традиция связывать 16 букв санскрита с органами чувств человека [83, c. 95], т. е. его эмоционально - чувственной сферой. Не на эту ли сферу будут оказывать влияние первичные знаки четвёртого порядка и производные из них узоры на одежде человека?

Следующий этап — привязка к нашей схеме из рисунков 12 и 13 расположения первичных знаков пятого порядка (табл. IV). Осуществляем её тем же способом в зависимости от их образования из первичных знаков четвёртого порядка. Для этого составляем таблицу, в каждую строку которой вписываем все возможные первичные знаки пятого порядка, образуемые из каждого первичного знака четвёртого порядка (табл. IV, V). Из таблиц видно, что ряд первичных знаков пятого порядка можно образовать из нескольких первичных знаков четвёртого порядка (от двух до пяти раз: табл. IV-2 а, б; 3 а, б; 4 а, б, в; 8 а, б; 11 а, б; 12 а, б; 13 а, б, в; 14 а, б, в; 15 а, б, в; 16 а, б, в, г, д; 17 а, б; 18 а, б; 19 а, б; 20 а, б; 21 а, б; 22 а, б; 23 а, б; 24 а, б, в; 25 а, б; 26 а, б), но некоторые из первичных знаков пятого порядка являются особенными — они образуются только однажды, из одного первичного знака (табл. IV, первичный знак 1, 5, 6, 7, 9, 10, 27, 28). Тринадцать первичных знаков, с незначительным искажением повторяющих начертание первичных знаков третьего и четвёртого порядка, а так же их производных знаков (все они собраны нами в отдельную таблицу V, где они выделены серым фоном), не учитываем, что бы ни возникало смешения форм (табл. V – I-XIII). В конечном итоге мы имеем 28 не сходных по формам первичных знаков, из которых с помощью только зеркальной симметрии образуется 108 репейных производных узоров (рис. 14).[7]

Рисунок 14. Представлено 28 первичных знаков пятого порядка с их 108 производными репейными знаками Условные обозначения: – в кольце помещены первичные знаки пятого порядка 88 – номера производных знаков  

 

Определим для каждого первичного знака пятого порядка (рис. 14, табл. IV), в зависимости от его образования от того или иного первичного знака четвёртого порядка,

 

Рисунок 15. Пример связи первичных знаков пятого порядка, в зависимости от их образования от первичных знаков четвёртого порядка, с временами года Условные обозначения: А – на примере первичного знака № 13 из табл. IV Б – на примере первичного знака № 14 из табл. IV – период времени связанный с указанным первичным знаком

 


———

связь с тем или иным временем. Как мы условились, первичные знаки четвёртого порядка отмечают точки равноденствий и солнцеворотов (рис. 15-II, III, V, VI) поэтому образование от них первичных знаков пятого порядка выступает проявлением их связи с указанным временем. Возможность образования первичного знака пятого порядка от нескольких первичных знаков четвёртого порядка означает его связь с длительным временным промежутком, который будет включать в себя все точки образования первичного знака пятого порядка от первичных знаков четвёртого порядка. Например, первичный знак пятого порядка №13 (табл. IV-13 а, б, в; рис. 15-А-а, б, в) может быть образован из трёх первичных знаков четвёртого порядка (рис. 15-А-II, III, V; табл. IV-II, III, V), связанных со временами весеннего и осеннего равноденствий и летнего солнцестояния. Промежуток времени, между этими датами весеннее - летнего полугодия является, временем этого первичного знака (рис. 15-А). Другой первичный знак пятого порядка № 14 (табл. IV - 14 а, б, в; рис. 14-Б-а, б, в) может быть образован из трёх первичных знаков четвёртого порядка (рис. 15-Б-II, III, VI; табл. IV-II, III, VI), связанных со временами весеннего и осеннего равноденствий и зимнего солнцестояния. Временем этого первичного знака будет промежуток между их датами, охватывающий осенне -зимнее полугодие.

Построим круговую диаграмму связи первичных знаков пятого порядка с тем или другим временем года (рис. 16-I, II, V, VI). Мы обнаружим, что десять первичных знаков пятого порядка (рис. 16-3, 4, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 22, 26) проявляет себя по полугодиям и четвертям годового круга, а 16 первичных знаков (рис. 16-1, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 28), связанны только с точками равноденствий и солнцестояний. Возможно, что некоторые из последних, образованные от несвоеобразных (повторяющих ранее выполненные формы) первичных знаков четвёртого порядка связаны и с вертикальной осью «Паука» — октаэдра, и так же проявляют себя в течение длительного срока. Два первичных знака пятого порядка, образуемые только от первичных знаков четвёртого порядка несвоеобразных форм (табл. IV - 6, 11) так же представляют вертикальную ось «Паука». По показанному выше принципу, связи значений первичного знака и его производного знака, будут связаны с определённым временем все производные знаки, образованные из первичных знаков пятого порядка.

Рисунок 16. Распределение первичных знаков пятого порядка по временам года по принципу их образования из первичных знаков четвёртого порядка. Серым цветом выделены первичные знаки, образующие производные знаки Условные обозначения: – первичный знак четвёртого порядка помещён в круг  

 


 

 

Следовательно, один из самых распространённых знаков — «ярга» (рис. 15-Аг), производный от - первичного знака (табл. IV-13) будет связан с летним полугодием от весеннего до осеннего равноденствия (рис. 15-А). Это хорошо объясняет его применение на одежде женщин и мужчин детородного возраста (обрядовое соответствие по принципу год = жизнь человека). А связью яргического знака (рис. 15-Бг) из первичного знака (табл. IV - 14) со временем зимнего полугодия, от осеннего до весеннего равноденствия (рис. 15-Б), хорошо объясняется его использование в свадебной одежде, с/х орудиях, и амбарах для хранения зерна. Можно сказать, что он изображает скрытые, спящие зимой, «потусторонние» силы плодородия.

Суточное движение Солнца рассматривалось человеком как его путешествие между мирами живых и умерших. Такое же толкование в пределах северного полярного круга связывалось с периодами полярных дня и ночи. Солнце приходило в мир живых во время весеннего равноденствия, что соотносилось с рождением человека на земле, временем его детства и юности и началом нового года, достигало максимальной силы к летнему солнцестоянию (в человеческой жизни — время начала зрелости), старело с осенним равноденствием (в жизни человека наступал период прекращения детородных способностей и открывалась связь с миром духов; в женском календаре начинался период возрастной «печали»), умирало и переходило в мир предков с началом полярной ночи (что знаменовало физическую смерть человека, конец его земной жизни). Далее в цикле движения Солнца следовал период его пребывания в потустороннем мире до времени весеннего равноденствия (конца полярной ночи). В цикле жизни человека — это время пребывания его души в мире мёртвых до следующего рождения. Следовательно, первичные знаки, соотносимые с определённым временем солнечного круга, могут нести смысловые образы, связанные с состояния природы и силы человека, а также временем пребывания его души в физическом или потустороннем мире в этот период. То же самое будет относиться и к производным из них знакам. В смене узоров женской свадебной одежды в течение свадебного времени наблюдается связь между узорами от начала свадьбы до её завершения и знаками, связанными по образованию с секторами осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов соответственно. Так производный знак (рис. 16-б) получаемый от первичного знака пятого порядка (табл. IV - 3, рис. 16-3) по нашим наблюдениям используется на «печальных» одеждах начала свадебного обряда. А знак, аналогичный производному знаку (рис. 16-а), получаемый от первичного знака пятого порядка (табл. IV - 4, рис. 16-4) входит в узоры женских русальских одежд [49, А041, А042].

Производные знаки из первичных знаков 5 порядка (табл. VI-2, 6, 8, 11, 12, 20-245, 27, 28, 38-52), а так же создаваемые с их участием составные знаки (табл. VI-53-66) являются наиболее распространёнными в народном узоре, используемом в свадебных вещах. В сечении октаэдра эта группа первичных знаков связана с квадратом числа 5 — двадцатипятисекционным «магическим квадратом». Между тем, в тибетской традиции дзогчен существует учение о " 25 пространствах Самантабхадры", то есть, изначального Будды. Это — " пространства просветления", обители просветленных существ, иначе говоря, святых [89] Может быть данный магический квадрат (а значит и влияние, воздействие данной группы первичных знаков) связывается с мыслью, знанием как таковым, т.е. с ментальным энергетическим уровнем?

Знаки, производные из первичных знаков 6 порядка (табл. VI - 67-69) и создаваемые с их участием составные знаки (табл. VI-70) в текстиле встречаются редко. Проследить их связь с отдельными периодами годового цикла в зависимости от формообразования, как мы делали выше, весьма затруднительно — в годовом круге большинство из них связано с очень значительными временными промежутками — от ½, ¾ года до года, что наводит на мысль об их связи с объёмными образами пространства — сферой и т.д.

Первичные знаки 7-12 порядков (табл. VI-31-37) в народном текстиле мало используются, за исключением форм ромба, креста, гребёнки и ряда семи и семи - девяти - порядковых первичных знаков, формы которых не выходят за пределы квадрата. Первичные знаки этого вида и (рис.17-8) часто встречаются в Смоленской области (особенно в районе реки Каспли (рис. 17-1-7)), они известны на Русском Севере, а так же среди русского населения Западной Сибири. В узорах они обычно помещаются либо в центр ромба или ромбовидного знака, либо расположены симметрично по сторонам от него или связываются с антропоморфными композициями, но не встречаются в качестве чередующегося элемента линейного узора. В связке с антропоморфными изображениями они иногда заменяются символом простой ярги. Создаётся впечатление, что данные первичные знаки передают идею энергетической сущности, заключённой в каком - то явлении или процессе. Первичные знаки порядком более 12 (рис. 18-1, 2) практически не образуют новых своеобразных форм (исключение составляют те же крест, ромб и гребёнка – рис. 18-1-4), и поэтому не могут выполнять какую - либо значимую роль в текстильном узоре.

Образование первичных знаков по универсальной математической модели должно было привести к сближению их осмысления в архетипическом плане в разных исторических культурах. Это хорошо подтверждается единством формы и смысла знаков традиционных культур у разных народов [72, с. 127 - 134]. Так, знак засеянного поля в текстиле — ромб с четырьмя квадратами, производный знак первичного знака «трирожка»

 

Рисунок 17. Первичные знаки 8 порядка и их применение в народных узорах Смоленского края [101]. Начертания первичных знаков выделены прямоугольником.

 


— был и остаётся одинаково понятным в качестве знака плодородия и благополучия как славянским, угорским, финским, балтским народам, так и китайцам, мексиканцам и

  Рисунок 18. Пример возможного узора из знаков, образлванных первичными знаками больших порядков. Серым цветом выделены первичные знаки образующие производные знаки

 

многим другим [41, с. 3 - 25]. Количественные соотношения первичных знаков как отражение существующих математических проявлений геометрической структуры самовоспроизводящейся сетчатой матрицы, возможно, породило представления о сакральном характере тех или других чисел, повсеместно распространённое в разных культурах.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. O единство экономического пространства.
  4. Анализ внешнего ПР в коммерческой организации
  5. Анализ внутреннего ПР в коммерческой организации
  6. Б. Теория внутреннего насилия.
  7. В задачах 881–890 составить электронные формулы атомов элементов в стабильном и возбужденном состояниях и изобразить орбитали внешнего энергетического уровня
  8. Взаимодействие рабочих поверхностей деталей. Оценка процессов внешнего и внутреннего трения.
  9. Внутреннее смысловое единство
  10. Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда
  11. Вопросник для проверки состояния внутреннего контроля и системы учета материально-производственных запасов
  12. Вопросник для проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с денежными средствами


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь