Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внутреннее положение в стране ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Налоговая политика правительства.Во внутренней политике русского правительства в течение всего XVII в. центральное место занимали финансовые проблемы. После Смуты пустую казну нужно было пополнить прежде всего для того, чтобы вывести страну из тяжелейшего кризиса. Затем огромные средства понадобились на многочисленные и тяжелые войны, в которых Россия принимала участие. Важнейшим источником пополнения казны были налоги. Кроме прямого поземельного налога власти чаще, чем когда-либо раньше, собирали чрезвычайные налоги. Так, в течение 1613 – 1644 гг. семь раз объявлялся сбор «пятинных денег». Кроме того, правительство повышает размеры старых налогов и вводит новые прямые налоги. Важнейшим среди них стал сбор хлебных запасов на жалованье стрельцам – стрелецкий хлеб. Среди косвенных налогов главными были таможенные пошлины и кабацкие доходы, или питейная прибыль. В середине XVII в. боярин Б.И. Морозов (в первые годы царствования Алексея Михайловича он фактически управлял страной) решил укрепить государственный бюджет за счет повышения косвенных налогов. В начале 1646 г. была введена новая высокая пошлина на соль с одновременной отменой стрелецких и ямских денег. Но прибыли от этого не вышло, так как цены на соль резко подскочили (в 2 – 3 раза) и основные слои населения просто не могли ее покупать. В бюджете сразу образовался большой дефицит. Чтобы его ликвидировать, правительство в конце 1647 г. восстановило прежние налоги, но при этом стало собирать их и за прошедшие годы. В результате в 1648 г. прямые налоги взимались в тройном размере, что вызвало протест со стороны основного налогоплательщика – посадских людей городов.
«Соляной бунт» в Москве и принятие Соборного уложения.Летом 1648 г. по стране прокатилась целая волна городских восстаний; самым значительным и первым по времени было восстание в Москве. Оно началось 1 июня 1648 г. после того, как толпа возмущенных людей попыталась передать царю челобитную с жалобой на городскую администрацию. Челобитчиков разогнали стрельцы. Тогда горожане начали громить дворы самых ненавистных для них боярина Морозова, начальника Земского приказа Плещеева, думного дьяка Чистого (его считали инициатором соляного налога, поэтому, обнаружив в доме, растерзали). К восставшим присоединились даже стрельцы. Вместе они потребовали от царя выдачи Плещеева, Морозова и Траханиотова. В течение нескольких дней Москва была в руках восставших. Царю пришлось пойти на уступки. Выданных Плещеева и Траханиотова, которого также считали виновником соляного налога, повстанцы казнили, а Морозову удалось откупиться и отделаться ссылкой в монастырь. Выдачей жалованья правительству удалось привлечь на свою сторону стрельцов, и власть в Москве вскоре была восстановлена. Однако в других городах волнения продолжались в течение целого месяца. Восстанием в Москве, получившим название «Соляной бунт», сумели воспользоваться в своих интересах дворяне. Вместе с московскими посадскими людьми они потребовали от правительства Алексея Михайловича провести реформу в области законодательства. Для решения этого вопроса царь созвал в сентябре 1648 г. Земский собор. На нем обсуждалось и было принято в январе 1649 г. Соборное уложение. В этом кодексе законов были учтены наиболее важные требования дворян: устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян; помещичьи крестьяне полностью теряли личную свободу, и даже их имущество переходило в собственность феодалов; дворяне получили право передавать по наследству свою службу, а вместе с ней и поместье; в пользу дворян ограничивалось церковное землевладение. «Соляной бунт» заставил правительство учесть в Соборном уложении и требования посадского населения. В частности, были ликвидированы привилегии частновладельческих, или «белых», слобод. Отныне их население должно было платить налоги так же, как и все другие посадские люди. Кроме того, посадские люди получили право монопольной торговли в городах. Соборное уложение не разрешило, однако, основные социальные противоречия в городах. Свидетельством этого стали сильные волнения горожан Пскова и Новгорода, случившиеся в 1650 г., на подавление которых правительству пришлось направить большое войско. Денежная реформа и «медный бунт» в Москве. Начавшаяся в 1654 г. война с Польшей потребовала огромных средств. По предложению возвращенного из ссылки Морозова Алексей Михайлович решил провести денежную реформу, рассчитывая с ее помощью пополнить казну. В мае 1654 г. был опубликован указ, по которому выпускались в обращение крупные серебряные монеты достоинством в рубль, а вместо прежней серебряной копейки выпускали разменные монеты из меди, шедшие по курсу серебряных денег. Поначалу казна стала быстро пополняться серебром. Однако неумеренный выпуск медных денег, среди которых к тому же появилось немало фальшивых, привел к их обесцениванию по сравнению с серебряными. В результате стремительно стали расти цены, серебряные деньги исчезли из обращения, в то время как налоги собирали только ими. Быстро росли недоимки, и доведенные до отчаяния горожане Москвы в июле 1662 г. взбунтовались. Сценарий этого «Медного бунта» напоминал «Соляной бунт» 1648 г., только на этот раз правительство смогло быстро и жестоко расправиться с восставшими. Однако эти события заставили царя прекратить выпуск медных денег и вернуться в 1663 г. к прежним серебряным деньгам. Церковная реформа и Раскол.Одним из важнейших событий в XVII в., повлиявшим на дальнейшую историю России, была церковная реформа. Ее начал проводить в 1653 г. патриарх Никон, один из самых ярких людей своей эпохи, прошедший путь от нижегородской крестьянской семьи до патриаршего престола благодаря своим выдающимся способностям. Он стремился укрепить церковную организацию. Для устранения различий в местной церковно-обрядовой практике была проведена большая работа по унификации обрядов и исправлению религиозных книг, канонов иконописания. Авторитетные церковные деятели поддерживали саму идею реформы, но некоторые из них (протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов) выступили резко против никоновских способов ее осуществления. Никон считал, что унификацию в церкви надо проводить на основе греческих образцов. Это открывало дорогу для распространения влияния русской церкви на украинскую и южнославянские православные церкви. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович. Нововведения (в том числе и обряды: троеперстие вместо двоеперстия во время крещения, произнесение трижды, а не дважды «аллилуйя» во время церковной службы и т. д.) были одобрены церковными соборами в 1654 – 1655 гг. Реформа меняла только внешнюю, обрядовую сторону, не затрагивая основ церкви и православия. Тем не менее перемены в церкви стали для русского православного общества событием большого значения. Противники Никона считали, что реформа возможна только на основе древних русских богослужебных книг. Круг защитников «старой веры» расширялся по мере того, как Никон стал насильственно насаждать нововведения, публично сжигая, к примеру, иконы старого письма, решительно расправляясь с недовольными. Протест «староверов», идеологами которых были протопопы Аввакум и Даниил, получил широкую поддержку различных слоев общества, которое впервые за всю историю перестало быть монолитным в церковном смысле и раскололось. Так возникло движение, получившее название «раскол». Раскольники защищали старину, с ненавистью относились ко всему новому, массами уходили за учителями раскола в далекие леса Севера, за Волгу и там основывали раскольничьи общины – скиты. Наиболее радикальные раскольники ради спасения души и во имя «старой веры» решались даже на самосожжение. В сущности, это было консервативное движение, но с самого начала оно стало приобретать форму социального протеста, а преследования раскольников со стороны церковных и светских властей еще более усиливали этот протест. Конечно, царь и правительство были на стороне официальной церкви. Но при этом сам инициатор реформы вскоре оказался не у дел. Пока Никон был в дружеских отношениях с царем, его главенствующее положение в церкви было прочным. Но как только этот необыкновенный властолюбец попытался приравнять свою патриаршую власть к монаршей, сразу все изменилось, и в конце концов в 1658 г. в отношениях между царем и патриархом произошел разрыв. Демонстративные попытки Никона отстоять свою независимость закончились тем, что собор вселенских патриархов, созванный в 1666 г. в Москве, осудил поведение Никона и снял с него патриарший сан. Крестьянская война под предводительством С. Разина.Движение раскольников расширялось в обстановке заметно ухудшившегося положения основной массы крестьян и горожан. Это было следствием усилившейся эксплуатации крестьян и ужесточения налогового гнета. Широко распространились массовые бегства крестьян и холопов на окраины, особенно на Дон, который был переполнен беглыми. Правительство несколько раз в 1660-х годах организовывало специальный сыск беглых крестьян. Это вызывало с их стороны сопротивление, перераставшее порой в вооруженные выступления. Летом 1666 г. казачий атаман Василий Ус с отрядом в 500 человек предпринял поход с Дона в центральные районы России и дошел до Тулы. К казакам присоединились крестьяне. Правительству пришлось бросить на их разгром дворянское ополчение. Поход Уса стал предвестием массового выступления, которое уже давно назревало на Дону среди обедневших казаков. Несколько сот этой «голытьбы» объединил и возглавил «домовитый» казак Степан Тимофеевич Разин. Он был отважный человек лет 40, побывавший в своей жизни во многих местах России и многое повидавший. В 1667 – 1669 г. отряд Разина, в котором помимо казаков были пришлые холопы и крестьяне, совершил поход на Каспийское море, в Персию «за зипунами», как тогда говорили, т. е. за наживой. Разинцы грабили русские купеческие и царские караваны судов, убивали «начальных людей», разгромили несколько персидских городов. Ни царское войско воеводы И.С. Прозоровского, ни персидский флот не смогли справиться с бунтарями. На Дон Разин вернулся с большой добычей, в зените славы и стал готовиться к новому походу. Весной 1670 г. большое войско Разина, ставшего атаманом, выступило на этот раз против бояр, дворян и купцов – «за всех кабальных и опальных». Захватив Царицын и Астрахань, повстанцы распространили свое влияние на все Нижнее Поволжье. Здесь они вводили управление по казацкому образцу, рассылали «прелестные письма» с призывами истреблять «мирских кровопивцев». К движению присоединялись местные крестьяне и холопы, отряды чувашей, мари, мордвы, татар. Началась крестьянская война против феодалов. Территория военных действий повстанцев быстро увеличивалась. Отряды Разина взяли Саранск и Пензу, движение перебросилось на Слободскую Украину, куда был послан отряд брата Разина – Фрола. Разинцы были поддержаны даже в Соловецком монастыре, где волнение монахов продолжалось до 1676 г. С большим трудом правительственным войскам удалось разгромить осенью 1670 г. армию повстанцев под Симбирском, а к весне 1671 г. подавить крестьянское движение в Поволжье. В апреле Степан и Фрол Разины были схвачены на Дону казачьей верхушкой и выданы царским воеводам. Шестого июля 1671 г. Разин был казнен в Москве. Но движение еще некоторое время продолжалось в отдельных местах (Астрахань удалось освободить от повстанцев только в ноябре 1671 г.). Крестьянская война была стихийным взрывом народного гнева и поэтому жестокой и кровавой. Она оказалась обреченной на поражение, так как повстанцы не имели четкой программы действий, были слабо вооружены и плохо организованы.
Внешняя политика
Смоленская война 1632 – 1634 гг.Международное положение России после Смуты было очень тяжелым. Она не имела союзников в Европе, потеряла смоленские земли на западе и часть новгородских земель на северо-западе. Новая династия Романовых не имела полного международного признания. Государство находилось в полуразрушенном состоянии. Сохранялась постоянная угроза вторжения на западе со стороны Польши и на юге со стороны крымских татар. Особенно напряженными были отношения с Польшей. Оба государства не могли удовлетворbnmcz результатами Деулинского перемирия 1618 г. Польский король по-прежнему рассчитывал посадить на московский престол своего сына Владислава, а правительство молодого русского царя поставило перед собой задачу возвратить Смоленск. Предпринимались меры к укреплению вооруженных сил России: русских ратных людей стали обучать «иноземному строю» на основе иностранного опыта, в некоторых европейских странах закупали оружие и нанимали военных специалистов. Во время этих приготовлений в апреле 1632 г. умер польский король Сигизмунд III, и в Польше началась обычная в таких случаях борьба различных шляхетских группировок за избрание короля. Заканчивался срок Деулинского перемирия. В Москве решили воспользоваться этой благоприятной обстановкой для начала войны с Польшей с целью возвращения Смоленска с уездами. Был проведен сбор дополнительного налога, «пятой деньги», собрана тридцатитысячная армия при 158 орудиях, которую возглавил герой обороны Смоленска в 1609 – 1611 гг. воевода М.Б. Шеин. Война началась в августе 1632 г. успешно для русского войска. Осенью были взяты многие западнорусские и белорусские города, в том числе Дорогобуж и Полоцк, и осажден Смоленск. Осада, однако, сильно затянулась, а летом 1633 г. в Польше закончилось «бескоролевье», и ситуация на войне резко изменилась. Новый польский король Владислав IV с большим войском выступил к Смоленску. По договоренности с ним крымский хан напал на русские земли с юга. Некоторые русские дворяне бросили войско под Смоленском и отправились защищать свои поместья. А когда в августе Владислав подошел к Смоленску, то иностранные наемники перешли на его сторону. Отступившая русская армия вскоре была зажата со всех сторон противником и в январе 1634 г. Шеин согласился на переговоры, которые закончились в феврале соглашением о прекращении военных действий. В проигрыше войны обвинили воевод Шеина и Измайлова. По ложному обвинению в «измене» их казнили. В марте начались переговоры о мире, закончившиеся в мае 1634 г. подписанием Поляновского мирного договора (на р. Поляновке). Польша сохраняла за собой смоленскую землю, но в одном вопросе король уступил русским дипломатам: он официально отказался от своих прав на московский престол. И это, несмотря на поражение в войне, было определенным внешнеполитическим успехом московского правительства. Однако мир не устранял основных спорных вопросов между двумя государствами, касавшихся принадлежности древних русских земель. Проблема южных границ.Крымская опасность, грозно напомнившая о себе во время Смоленской войны, была одной из давних и сложнейших проблем русской внешней политики. Борьба с татарами на юге многие десятилетия отвлекала значительные государственные средства, требовала большого напряжения народных сил, оказывала заметное влияние на русскую историю. Еще в ХVI в. правительство уделяло много внимания организации пограничной службы, и укреплению южных границ. После Смуты начала XVII в. быстро была восстановлена южная полковая служба и до начала Смоленской войны татарам не удавалась пересечь линию укреплений. Нападение крымцев в 1633 г. заставило правительство принять новые меры защиты. Втрое были увеличили гарнизоны на старой укрепленной линии, в 1636 г. построили новые города-укрепления – Козлов, Тамбов, Верхний и Нижний Ломов, Ефремов и др. А затем до 1646 г. была сооружена новая линия укреплений – Белгородская засечная черта, выдвинутая далеко на юг от Ахтырки через Белгород до Тамбова. Старая засечная черта от Рязани через Тулу до Перемышля была укреплена и стала второй, внутренней, линией обороны. В борьбе с турецко-татарской агрессией важную роль играли донские казаки. Они не только отражали нападения врагов, но, бывало, и сами переходили в наступление. В устье Дона находилась турецкая крепость Азов – опорный пункт турецкой агрессии на юге России, из которого крымские татары, подвластные Турции, совершали свои набеги, уводя десятки тысяч русских пленных в рабство. Казаки неоднократно пытались взять Азов. В 1637 г., воспользовавшись тем, что Турция вела войну с Персией, а крымский хан воевал с Молдавией, донские казаки совместно с запорожскими осадили крепость и в июне овладели ею. Это событие изменило расстановку сил в районе Азовского и Черного морей в пользу России. Московское правительство оказалось перед сложной проблемой: хотелось сохранить за собой Азов, но к войне с сильной Турцией Россия была не готова. Казаки долго удерживали Азов, Москва долго колебалась, пока на специально созванном Земском соборе в 1642 г. не было принято окончательное решение отказаться от Азова и вернуть Турции. После этого защитники крепости разрушили и покинули ее. Национально-освободительная война на Украине.К середине ХVII в. сложились благоприятные возможности для воссоединения с Россией части белорусских и украинских земель, которые когда-то все вместе составляли единое государство Киевскую Русь. С ХIV в. Украина и Белоруссия входили в состав Великого княжества Литовского, которое по Люблинской унии 1569 г. объединилось с королевством Польским в одно государство – Речь Посполитую. С этого времени украинские земли и крестьяне стали постепенно переходить в руки польских дворян – шляхты и крупных феодалов-магнатов. Местная феодальная верхушка постепенно ополячивалась, перенимая от шляхты язык, обычаи и даже веру. Спасаясь от закрепощения и национального гнета, многие крестьяне уходили на юг, за днепровские пороги, где в ХVI в. сформировалось вольное казачество – Запорожская Сечь. Опасаясь этой организованной военной силы, польское правительство старалось привлечь казаков на государственную службу за хорошее жалованье, записывая добровольцев в специальный список – «реестр» («реестровые» казаки). Запорожцы стали главной движущей силой национально-освободительного движения на Украине. Оно было заметным с конца ХVI в., особенно после заключения Брестской унии 1596 г., подчинявшей польской католической украинскую православную церковь. Новый подъем освободительного движения начался в 1620-х годах и закончился в конце 30-х годов тем, что польский сейм сильно ограничил права вольного казачества. Во второй половине 40-х годов освободительная война украинского народа разгорелась с еще большей силой. Ее возглавил выдающийся государственный деятель и полководец, чигиринский сотник, а затем гетман Богдан Хмельницкий. К решительным действиям против поляков этого горячего патриота своей страны подтолкнуло трагическое событие – разорение шляхтичем Чаплинским хутора Хмельницкого, избиение до полусмерти сына и пленение жены. Не найдя защиты у короля, Хмельницкий отправился в Запорожье и поднял казаков на восстание. Собрав большую армию и заручившись поддержкой крымского хана, весной 1648 г. Хмельницкий начал войну за освобождение Украины от польского владычества. На первом этапе войны были одержаны крупные победы над польскими войсками у р. Жолтые Воды и под Корсунем. Большая часть Украины оказалась под властью Хмельницкого. Новый польский король Ян-Казимир вынужден был заключить с казаками Зборовский договор в 1649 г., по которому казацкое самоуправление распространялось на территорию трех больших воеводств. Такое решение, хотя и было большим достижением украинцев, однако не удовлетворяло обе стороны. Весной 1650 г. война возобновилась. Решающее сражение между основными силами противников произошло в июне 1651 г. под Берестечком. Оно закончилось поражением армии Хмельницкого из-за предательства крымского хана. Новый договор, заключенный в сентябре 1651 г. под Белой Церковью, ограничивал казацкое самоуправление территорией одного Киевского воеводства и восстанавливал почти все привилегии польских феодалов. Воссоединение Украины с Россией и русско-польская война 1654 – 1667 гг.В этой трудной обстановке, когда стало мало надежды победить своими силами или с помощью неверных татар, Хмельницкий решился просить царя Алексея Михайловича принять Украину под свое покровительство. Это соответствовало давнему желанию значительной части украинцев, видевших в Москве опору православия и защитницу от польского насилия. Россия и раньше оказывала Украине дипломатическую поддержку, помогала продовольствием в голодные годы, принимала беженцев. Однако московское правительство долго не могло решиться на предложение Богдана Хмельницкого из-за неготовности России к войне с Польшей. Мощное наступление польских войск на Украине в начале 1653 г. подтолкнуло русского царя к окончательному решению украинской проблемы. Был созван Земский собор, который 1 октября 1653 г. принял решение о включении Украины в состав Российского государства. На Украину был отправлен посол боярин В.В. Бутурлин для принятия присяги на верность русскому царю. Восьмого января 1654 г. в г. Переяславе под Киевом общая Рада (народное собрание) единогласно утвердила исторический акт присоединения Украины к России. По договору с Москвой она сохраняла свое внутреннее самоуправление и украинский гетман имел даже право внешних сношений, за исключением отношений с польским королем и турецким султаном. Вслед за Переяславской радой в 1654 г. последовала война России с Речью Посполитой. Она велась с переменным успехом, оказалась затяжной, очень тяжелой и обременительной для обеих сторон. Тем не менее для России эта война завершилась успешно. В 1667 г. было подписано русско-польское Андрусовское перемирие, подтвержденное «Вечным миром» 1686 г. По условиям перемирия Россия вернула себе Смоленск и северские земли, потерянные во время Смуты. Польша согласилась на передачу России Левобережной Украины (левый берег Днепра) и Киева, а также на совместное управление Запорожской Сечью. Так Россия сделала решительный шаг вперед в решении исторической задачи воссоединения древних русских земель в составе единого государства. Во время русско-польской войны Россия попыталась пробиться к Балтийскому морю и с этой целью в 1656 – 1658 гг. воевала со Швецией. Несмотря на некоторые военные успехи, оказалось, что Москва еще не готова к решению такой сложной задачи. По условиям Кардисского мира со Швецией воевавшие страны остались при прежних владениях.
Борьба с крымско-турецкой опасностью во второй половине XVII в.Борьба за Украину обострила отношения России с Турцией. С начала 70-х годов турецкая опасность в Европе вообще заметно возросла. В 1672 г. турецкие войска захватили Подолию в Польше. Нависла угроза отторжения российской части Украины. Московское правительство попыталось организовать антитурецкую коалицию из европейских держав, но из этого ничего не получилось. Тем временем султан уладил отношения с польским королем, после чего двинул огромную армию на Левобережную Украину. Дважды, в 1677 и 1678 гг., турки пытались взять Чигирин на подступах к Днепру. С большим трудом им это удалось, но отступившее в укрепленный лагерь на Днепре русско-украинское войско сумело отбить все атаки измотанной крымско-турецкой армии. После 1678 г. турки уже не решались на новую большую кампанию и ограничивались лишь отдельными набегами. Россия же спешно укрепила южную границу, безуспешно вновь пыталась создать антитурецкую коалицию, после чего согласилась на мирные переговоры, завершившиеся подписанием в январе 1681 г. русско-турецкого договора в Бахчисарае. Российская граница по Днепру сохранялась без изменений. Весной 1683 г. турецкая армия потерпела крупное поражение под Веной от войска польского короля Яна III Собеского. Польша восстановила свою власть над Правобережной Украиной. А через три года по условиям «Вечного мира» Польша и Россия впервые в своей истории согласились объединить усилия в борьбе против Турции и Крыма. Так на исходе XVII в. начинает меняться место России в международной политике и на первый план выходят задачи, которые ей пришлось решать в следующем столетии.
Глоссарий:
Барщина – форма феодальной земельной ренты (дохода, не связанного с предпринимательской деятельностью); бесплатный принудительный труд крепостного, работающего своим инвентарем в хозяйстве феодала. Баскак – представитель ордынского хана в подчиненных русских княжествах для контроля над местными князьями и сбора дани. Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Боярин — высший служебный чин в Русском государстве в XIV—XVII вв. Это звание давало право его обладателю участвовать в заседаниях Боярской думы. Боярская Дума– в Древнерусском государстве – совет при князе в составе старшей дружины и приближенных лиц. В период раздробленности – совет знатных вассалов при князе. В конце XV – начале XVIII века – постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при князе (царе). Думные чины: думные бояре, окольничие (возглавляли приказы, полки), думные дворяне, думные дьяки. «Бунташный век» - так называли современники XVII в. в истории России - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И.И. Болотникова и С.Т. Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, восстания 1682 г. в Москве. Варяги – в древнерусских источниках собирательное название скандинавов, которых в Европе знали как норманнов или викингов. Великий князь– глава великого княжества на Руси в X-XV вв. и Русского государства XV – середины XVI века. В Российской империи – член императорской фамилии, к которому обращались «ваше императорское высочество». Великое переселение народовусловное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию Вече - народное собрание на Руси X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в городах XI-XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове, Вятке сохранилось до второй половины XVI века. Исполнительными органами вече были 2 выборных сановника - посадский и тысяцкий. Воевода — в допетровской Руси глава города с уездом. Полковые воеводы возглавляли каждый из полков или отрядов русского войска. Военная демократия – форма государственности на стадии разложения первобытнообщинного строя, когда складывается наследственная власть князя, ограниченная вече и имеющая заметные пережитки родовых отношений. Волостели - должностное лицо XI-XVI вв. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, «кормился» за счет тяглого населения волости. Волхвы – языческие проповедники, знахари. Считались чародеями. В X-XI вв. выступали против христианства. Вотчина - древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. В начале XVIII века (1714 г.) слилась с поместьем. С этого времени вотчина, поместье, имение – фактически синонимы. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Государство – высшая ступень политического развития, основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, контроль, взаимоотношения граждан, осуществляющая внутреннюю и внешнюю политику в интересах властвующих структур. Имеет аппарат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества. Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон. Гривна - денежная и весовая единица Древней Руси; слиток серебра в 1/2 фунта (XII век). В XV веке была вытеснена рублем. Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси дань известна с IX в. В XIII-XV вв. дань (выход) собиралась с русских земель в пользу Золотой Орды. Дворцовые земли - земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю по праву феодальной собственности. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьем царский дворец и дворцовое хозяйство. Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XIII-XV вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). Петровская Табель о рангах расширила возможности получения дворянства, при Екатерине II происходит рост привилегий дворянства, завершается юридическое оформление их прав. Дети боярские — дворяне, основная масса служилого сословия, составлявшая ядро армии — поместную конницу. За свою службу получали поместья. Думные чины - в Русском государстве XV-XVII вв. члены Боярской думы: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. ( Духовенство – социальная группа, представители которой исполняют религиозные обряды и службы. Делится на черное (монашество) и белое (священники и дьяконы). Дьяк — чиновник XV – начала XVIII века, ведавший делопроизводством государственных учреждений. Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России середины XVI – второй половины XVII века. В состав Земских соборов входили: высшее духовенство, Боярская Дума, представители провинциального дворянства и горожан. На Земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Золотая Орда – государство, основанное в 40-х годах XIII века Бату-ханом, или Батыем (внуком Чингисхана, сыном Джучи) в низовьях Волги, на территории Северного Кавказа, части Средней Азии. Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Княжества — независимые или вассальные государства во главе с князьями, возникли у восточных славян в VIII-IX вв., входили в состав Киевской Руси, дробились на уделы. В период раздробленности крупные княжества назывались великими. Князь - 1. Военный вождь племени, глава дружины; 2. С развитием феодального общества - правитель, глава княжества. На Руси старший из князей назывался великим, остальные – удельными; 3. — Почетный наследственный дворянский титул, который с XVIII века жаловался царем за особые заслуги. Крепостное право (крепостничество) - форма феодальной зависимости крестьян, состоявшая в прикреплении к земле и личном подчинении феодалу. Ледовое побоище –битва новгородцев с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера Летописи - исторические, литературные памятники Русского государства XI —XVII вв., погодные записи, хроники событий. Первоначальным центром летописания был Киев («Повесть временных лет»), в период раздробленности появились региональные центры летописания. Сохранились, в основном, в поздних списках. Мануфактура - капиталистическое предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. В России существовала со второй половины XVII столетия. Менталитет – совокупность особенностей, свойств, качеств образа мыслей, которые присущи данному народу, классу, социальной группе. Митрополит – 1) Глава Русской православной церкви (988 - 1598), подчинялся византийскому патриарху. Первым митрополитом был Михаил (988-992). 2) Один из высших санов в православной церкви. Монархия – форма правления, предполагающая сосредоточение верховной власти в руках одного человека по праву наследования. Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную, парламентарную) монархии. Монголо-татарское иго – термин, принятый в отечественной науке для обозначения зависимости Руси (прежде всего – Северо-Восточной) от Золотой Орды (1243-1480). «Москва – третий Рим»- политическая теория XV-ХVI вв., обосновывала значение Москвы как всемирного центра православия. Теория сформулирована монахом псковского Елиазарова монастыря Филофеем в посланиях к Василию III. Надел— земельный участок, предоставленный в пользование крестьянину феодалом или государством за выполнение определенных повинностей (надельное землепользование). Натуральное хозяйство– тип хозяйства, при котором продукты труда производятся непосредственно для удовлетворения потребностей самих производителей. Нестор –монах Киево-Печорского монастыря, автор Повести временных лет Нестяжатели - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начале XVI века. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Норманнская теория – система взглядов и представлений о происхождении Древнерусского государства, сформулированная во второй четверти XVIII века Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером, А. Шлецером. Сторонники теории подчеркивали решающую роль норманнов (варягов) в создании Киевской Руси. Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Община - традиционная форма организации труда в русской деревне, характеризующаяся коллективным соглашением о распределении среди ее членов земли и налогов. Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве XV - начала XVIII века. Опричнина– Особый политический режим, установленный Иваном IV Грозным (1565 - 1572) с целью подавления боярской оппозиции и укрепления единоличной власти. Орда – 1) У тюркских и монгольских народов военно-административная организация; 2) Позже - становище кочевников, ставка правителя государства. Осифляне (иосифляне) - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - начале XVI века. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. Патриарх - высший титул главы самостоятельной православной христианской церкви. В России впервые избран собором русских церковных иерархов в 1589 году. Полюдье – в Древней Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Поместье - земельное владение, даваемое за военную и государственную службу с конца XV до начала XVIII века. Его запрещалось продавать, обменивать, наследовать. Посад - община торговцев и ремесленников. Посадские люди - в Русском государстве торговое и ремесленное население города, которое несло государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). Приказы - Центральные органы государственного управления и контроля в Российском централизованном государстве. Раскол - отделение от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Никона (1653-1656 гг. Регентство – временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха. Рента - доход, регулярно получаемый с капитала, земли, имущества, не связанный с предпринимательской деятельностью.
Республика– форма правления государством, в котором власть принадлежит народу или части его (народовластие), а от его имени действуют выборные органы, избранные должностные лица.
Реформа – изменение существенных сторон жизни общества, не затрагивающее основ действующей социальной структуры. Рюриковичи – династия русских князей и царей (IX-ХVI вв.). Считались потомками Рюрика, варяжского князя, приглашенного править в Новгород в 862 году. Сепаратизм – 1) Стремление к отделению, обособлению, что проявляется в желании создать свое самостоятельное государство или автономию национальными меньшинствами в много Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-07; Просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы