Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наличие конкретной темы или вопроса.



Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определе­нию не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, неко­торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М. Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, слу­жащих благой цели», «Против безде­лья», «О большом пальце руки» и др.

2. Личностный характер воспри­ятия проблемы и ее осмысления.

Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви­деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно­шения к миру.

Небольшой объем

Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

Глава XVI. О славе Существует название вещи и сама вещь; название – это слово, которое указывает на вещь и обозначает ее. Название не есть ни часть вещи, ни часть ее сущности. Это нечто присоединенное к вещи и пребывающее вне ее. Бог, который в себе самом есть полная завершенность и верх совершенства, не может возвеличиваться и возрастать внутри себя самого, но имя его может возвеличиваться и возрастать через благословления и хвалы, воздаваемые нами явленным им делам. И поскольку мы не в состоянии вложить в него эти хвалы, ибо он не может расти во благе, мы обращаем их к его имени, которое есть нечто, хоть и пребывающее вне его сущности, но наиболее близкое к ней. Так обстоит дело лишь с одним богом, и ему одному принадлежат вся слава и весь почет. И нет ничего более бессмысленного, чем домогаться того же для нас, ибо, нищие и убогие духом, обладая несовершенной сущностью и постоянно нуждаясь в ее улучшении, мы должны прилагать все наши усилия только к этому и ни к чему больше. < …> Хрисипп и Диоген [1] были первыми авторами – и притом наиболее последовательными и непреклонными, – выразившими презрение к славе. Среди всех наслаждений, говорили они, нет более гибельного, чем одобрение со стороны, нет никакого другого, от которого нужно было бы так бежать. И действительно, как показывает нам опыт, вред, проистекающий от подобного одобрения, необъятен: нет ничего, что в такой мере отравляло бы государей, как лесть, ничего, что позволяло бы дурным людям с такой легкостью добиваться доверия окружающих… < …> Эти философы говорили, что слава целого мира не заслуживает того, чтобы мыслящий человек протянул к ней хотя бы один палец: Gloria quantalibet quid erit, si gloria tantum est? [2] Я говорю лишь о славе самой по себе, ибо нередко она приносит с собой кое‑ какие жизненные удобства, благодаря которым может стать желанной для нас: она снискивает нам всеобщее благоволение и ограждает хоть в некоторой мере от несправедливости и нападок со стороны других людей и так далее. Такое отношение к славе было одним из главнейших положений учения Эпикура. Ведь предписание его школы: «Живи незаметно», воспрещающее людям брать на себя исполнение общественных должностей и обязанностей, необходимо предполагает презрение к славе, которая есть не что иное, как одобрение окружающими наших поступков, совершаемых у них на глазах. Кто велит нам таиться и не заботиться ни о чем, кроме как о себе, кто не хочет, чтобы мы были известны другим, тот еще меньше хочет, чтобы нас окружали почет и слава. И он советует Идоменею [3] не руководствоваться в своих поступках общепринятыми мнениями и взглядами, отступая от этого правила только затем, чтобы не навлекать на себя неприятностей, которые может доставить ему при случае людское презрение. Эти рассуждения, на мой взгляд, поразительно правильны и разумны, но нам – я и сам не знаю почему – свойственна двойственность, и отсюда проистекает, что мы верим тому, чему вовсе не верим, и не в силах отделаться от того, что всячески осуждаем. (По М. Монтеню) _______________ [1]Хрисипп – см. прим. 10, т. I, гл. VI. – Диоген – см. прим. 11, т. II, гл. III. – Приводимое в тексте см. Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 17. Хрисипп – см. прим. 10, т. I, гл. VI. – Диоген – см. прим. 11, т. II, гл. III. – Приводимое в тексте см. Цицерон. О высшем благе и высшем зле, III, 17. [2] Что им в какой бы то ни было славе, если она только слава? (лат.). – Ювенал, VII, 81. [3] Идоменей Лампсакский (325–270 гг. до н. э.) – писатель и политический деятель, друг Эпикура.

Задание 1.

Прочтите отрывок Главы XVI «О славе» М. Монтеня. Определите тему и проблему данного эссе. Как вы считаете, носит ли частный характер рассматриваемая тема автором? Почему? Аргументируйте свой ответ.

 

Свободная композиция

Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под­чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все – на­оборот! ».

Под композицией произведения принято

5. Непринужденность повествова­ния

Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на­писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер­пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

Парадоксальность

Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

Историческая справка

Ио́ сиф Алекса́ ндрович Бро́ дский (24 мая 1940 года Ленинград, СССР – 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США; похоронен в Венеции) – русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991-1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику – на английском.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Холодный двигатель не запускается или запускается плохо
  2. Agrale — бразильская фирма из Кашиас-ду-Сул, производящая небольшие грузовые автомобили, автобусы и сельскохозяйственную технику. Образована в 1962 году.
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  5. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  6. Exercise 2: Are these statements true or false? – Истинны или ложны данные высказывания?
  7. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  8. I. ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНОГО ДОКЛАДА
  9. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  10. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  11. I.5. Киностилистика и монтаж
  12. II. Книги (по алфавиту авторов или названий)


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь