Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 25 января / 7 февраля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 23 апреля / 6 мая 1910 года в селе Копыри Ростовского уезда Ярославской губернии (ныне Ивановская область) в семье священника Сергия Заварина. Окончил семилетнюю школу. Продолжил обучение в сельскохозяйственном техникуме в г.Любиме. Женился. Супруга – Мария Павловна. Был определен на должность псаломщика в храм с. Копыри. В 1937 году поселился на Расловском-Воскресенском погосте (Грязовецкий район Вологодской области) и служил псаломщиком в Воскресенской церкви. 16 января 1938 года был арестован. В тот же день были допрошены дежурные свидетели: почтальон и учитель школы. Они показали, будто Борис Заварин «агитировал, что нам терпеть насилие со стороны безбожной власти нельзя, надо действовать, при этом высказывал террористическое настроение по адресу партии ВКП(б)... агитировал колхозников, чтобы они не подчинялись установленной трудовой дисциплине и чтобы не выходили на работу, говоря им, что хотя вы и работаете, но ничего не получаете, сидите голодные, разутые, раздетые, нужно уходить из колхозов. Заварин ходил с попом со славой по деревням колхоза, где также агитировал против колхозов, говоря, что они не рентабельны и скоро развалятся». 17 января Борис Сергеевич вместе с тремя священниками, служившими в соседних селах и тоже арестованными, был доставлен в тюрьму в городе Вологде и в тот же день допрошен. Священники оговорили себя, признав себя виновными. – Вы обвиняетесь в контрреволюционной деятельности. Дайте исчерпывающие показания следствию по данному вопросу, – потребовал следователь от Бориса Сергеевича. – Контрреволюционной деятельности я не проводил и виновным в этом себя не считаю, – ответил псаломщик. 18 января следствие по делу арестованных священников и псаломщика было завершено; в материалах, приготовленных для заседания тройки, начальник Грязовецкого отделения НКВД рекомендовал осудить псаломщика «по 1-й категории» (т.е. к расстрелу). 21 января тройкой УНКВД по Вологодской области был осужден как «активный участник к-р подпольной организации духовенства» и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 7 февраля 1938 года в Вологодской тюрьме. Погребен в общей безвестной могиле. Реабилитирован 14 апреля 1989 года прокуратурой Вологодской области. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 12 марта 2002 года для общецерковного почитания. Литература и архивные материалы
Использованные материалы
События дня. Вечерня и утреня. Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, совершалась обычная вседневная вечерня с добавлением входа и утреня с полиелеем в честь святителя Григория Богослова (праздник его – полиелейный, но служить полиелей в его честь стали только сейчас). Служил о.Сергий Лукин. Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам. 3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Себя Господь сравнивает с пастухом, а верующих в Него и Ему – с овцами. Если перевести эти слова, то истинный пастырь – лишь тот, кто приходит к пастве через дверь, то есть, через Христа. Но как же определить более точно? Сегодня многие приходят под именем Христовым, однако Господь оставил нам Церковь свою и только пришедший через двери Святой Соборной и Апостольской православной Церкви – есть истинный пастырь. Овцы же Христовы – есть те, кто следуют за Господом, идя путем заповедей Его, не уклоняясь ни вправо, ни влево. многие ли могут сказать так о себе7 Увы, нет. Говорить о том, что он соблюдает ВСЕ заповеди, может только ослепленный гордостью человек, не видящий своих грехов. Оттого мы, считаясь православными и верными, иной раз бываем похищаемыми волками, прельщаясь на ложь, часто выступающую под видом правды. Истинно же верные сами становятся храмами Божиими и почивающая в них Благодать ведет их путем истинным и их уже никто и ничто не похитит из рук Божиих. Нам с вами до этого далеко, но именно поэтому этот текст для нас с вами и читается…. Литургия. В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов. Пел верхний хор. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из второго Соборного послания первоверховного апостола Петра: 1Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. 2И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. 3И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. 4Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; 6и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, 7а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил 8(ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) - 9то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, 10а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, 11тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. 12Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. 13Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. 14Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. 15Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 17Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. 18Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. 19Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. 20Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. Против лжеучителей…… Евангелие (от Марка): 1И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! 2Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. 3И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: 4скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? 5Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 6ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. 7Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец. 8Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней. 9Но вы смотри́ те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. 10И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. 11Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. 12Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. 13И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 14Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 15а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; 16и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. 17Горе беременным и питающим сосцами в те дни. 18Моли́ тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. 19Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. 20И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. 21Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. 22Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 23Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. 24Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. 26Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. 28От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. 29Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. 30Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. 31Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 32О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. 33Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. 34Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. 35Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. 37А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. И снова приводятся слова Христа о разрушении Иерусалима и обо всем, что будет ждать верных Божиих, вплоть до конца мира. На сей раз приводятся слова частично относящиеся ко времени разрушения Иерусалима римлянами, но многие из слов однозначно относят как раз к последним временам мира. Слова о «мерзости запустения на святом месте» можно отнести к указанию на грядущее разорение Иерусалимского храма, но часто толкователи относят их к последним временам, когда. как считается, храм будет возрожден и антихрист сядет в нем, выдавая себя за божество. Также слова о том, что «сократятся те дни» тоже принято относить ко временам антихриста. Увы, смешение этих слов приводило к тому, что стоило наступить тем или иным нестроениям, как у людей возникали апокалиптические настроения и вместо заботы о спасении души, люди начинали «бежать от грядущего антихриста». Что говорить, фантазировать и рассуждать о внешних чертах последних дней мира проще, чем повседневно готовить душу для встречи со Христом. Да и часто внимание акцентируется не на пришествии Христа и Суде Божием, а на приходе антихриста, кратком миге, поле которого тиран будет низвергнут в бездну, так что можно подумать, что люди веруют именно в него, а не в Бога…. А вот, слова о лжеучителях, увы, актуальны во все времена. Смущали они умы в первые века христианства, о чем писали уже сами апостолы, появляются они и сегодня, так что призыв остерегаться таковых будет актуален до тех пор, пока Господь придя, не ниспровергнет сей бренный мир…. И чтения праздника святителя Григория. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. 2Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. 3Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 4Дары различны, но Дух один и тот же; 5и служения различны, а Господь один и тот же; 6и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7Но каждому дается проявление Духа на пользу. 8Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10иному чудотворения, иному пророчество, иному Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы