Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МУЧЕНИК ИОАНН ПОПОВ, МОСКОВСКИЙ
Память 26 января / 8 февраля и в Соборах новомучеников и исповедников Радонежских, Соловецких и всей Церкви Русской
Родился 17 / 30 января 1867 года в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы. Окончил Смоленскую духовную семинарию. 1-й магистрант XLVII курса (1888-1892), оставлен профессорским стипендиантом. С 1893 года исполнял должность доцента по кафедре Патристики. В 1897 году удостоен степени магистра богословия за работу «Естественный нравственный закон» (Сергиев Посад, 1897). Утвержден в звании доцента. С 1898 года - профессор, а с 1917 года - ординарный профессор по первой кафедре Патрологии. В 1901-1902 находился в научной командировке в Германии, стажировался в Берлинском и Мюнхенском университетах. Отличался своими либеральными взглядами. В 1903-1906 редактировал журнал «Богословский вестник». Одновременно с педагогической деятельностью в МДА преподавал в Московском университете, где с 1907 года был приват-доцентом. Первоначально читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания», а в 1909-1915 годах - курс «Философия средних веков». В 1917 году стал доктором церковной истории, защитив в Петроградской духовной академии диссертацию: «Личность и учение блаженного Августина»[74]. По данным протопресвитера М. Польского, И. В. Попов написал второй том своего труда о блаженном Августине, оставшийся в рукописи. В 1917-1918 годах - член Поместного Собора Российской Православной Церкви от МДА. В 1917 был профессором Высших женских богословско-педагогических курсов. После прекращения деятельности Московской духовной академии в 1919 году, читал лекции на неофициальных богословских академических курсах в Москве. В 1918-1923 годах продолжал читать лекции в Московском университете на кафедре философии (средних веков). Архиепископ Иларион (Троицкий), уже находясь в Соловецком лагере, в присутствии других заключенных - архиереев и клириков - говорил о нем так: " Если бы, отцы и братия, все наши с вами знания сложить вместе, то это будет ничто пред знаниями Ивана Васильевича". В декабре 1924 И. В. Попов был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1925-1927 находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, где работал учителем в школе грамотности для заключенных-уголовников. Был одним из авторов " Соловецкого послания" (1926). С 1928 года жил в ссылке в деревне Ситомино Сургутского района на реке Обь, где продолжал работать над исследованием о Григории Нисском. В 1931 году был арестован в Сургуте, осенью того же года приговорен к ссылке еще на три года в село Самарово (ныне вошло в состав города Ханты-Мансийска). В 1932 году ему было разрешено вернуться в Центральную Россию - видимо, в связи с болезнью (сердечной слабостью, опухолью ног) и преклонным возрастом. Жил в Подмосковье, в 1935 году вновь был арестован и приговорен к пяти годам ссылки. Выслан в село Игнатово Пировского района Красноярского края. В 1937 году был арестован в ссылке по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 8 февраля 1938 года. Причислен к лику святых Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года. Сочинения
Использованные материалы
О дне сем. Чтения литургии. Отрывок из второго Соборного послания первоверховного апостола Петра: 1Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. 3Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям 4и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. 5Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. 7А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 8Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. 9Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 11Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? 13Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 14Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 15и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 16как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. 17Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, 18но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь. Наверно, именно таким должно быть поучение на тему конца света. Иные пишут целые книги, посвящая свой труд не назиданием на тему встречи Господа и того, какими предстать пред судом Его, а… страшилкам о грядущем пришествии антихриста. Что говорить, заниматься сочинением фантастических историй, достойных голливудских фильмов, выдавая это за христианское поучение и назидание, куда легче, чем думать о том, как предстать пред Судом Божиим готовыми. Но если первое лишь разжигает панические настроения среди паствы (по большей части, необразованной в плане вероучения, а значит, податливой к действию разного рода проповедников), толкая на неадекватные действия, то второе напоминает человеку о его грехах. Напоминание о Суде Божием, есть слово, как бы говорящее: «Ты согрешил? Беги в церковь и у ног отца твоего духовного найдешь спасение…» Так сказал некто из Отцов, но конечно, каждый из христиан знает, когда исповедь проходит в ближайшем к его дому храме. Покаяние и искоренение греховных навыков с воспитанием в себе добрых, и есть путь спасения. Впрочем, человек не сильнее диавола, а потому лишь с помощью божией он сможет одолеть этот путь, а одолевший и удостоится доброго ответа на Суде…. И Евангелие (от Марка): 1И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! 2Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. 3И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: 4скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? 5Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 6ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. 7Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец. 8Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней. 9Но вы смотри́ те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. 10И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. 11Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. 12Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. 13И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 14Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 15а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; 16и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. 17Горе беременным и питающим сосцами в те дни. 18Моли́ тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. 19Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. 20И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. 21Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. 22Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 23Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. 24Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. 26Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. 28От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. 29Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. 30Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. 31Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 32О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. 33Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. 34Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. 35Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. 37А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. И снова то же слово Христа о последующей жизни Церкви, о нестроениях и гонениях, которые предстоит пережить верующим во Христа и наконец, о последних днях мира. Для кого-то пришествие Господне станет обличением и обрнется судом над всеми его делами, а для кого-то – избавлением из среды грешников. Впрочем, участь человека, по преимуществу, решится уже по смерти, хоть ни совершенного страдания и не полного блаженства до конца мира человек не будет ощущать. Но и смерть для кого-то будет страшным мигом, когда окончится вся жизнь и все самое интресное, чем человек жил, а для кого-то, по слову апостола Павла – приобретением, приобретением Христа, избавлением же от гнета греховной плоти…. Каждый чего хочет, то и выбирает… Четверг 9 февраля. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы