Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Священномученик Петр, архиепископ Воронежский
Дни памяти: 25 Января / 7 Февраля, 4 / 17 Июня (Обретение мощей), Собор Новомучеников и исповедников Российских
Священномученик Петр, архиепископ Воронежский (в миру Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля / 3 марта 1878 года в Москве в семье протоиерея. После обучения на Историко-Филологическом факультете Московского Императорского Университета, Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, где за два года до окончания курса (в 1900-м году) принял монашеский постриг с именем Петр и рукоположен во иеромонаха. По окончании Академии иеромонах Петр преподавал в Орловской Духовной Семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме. С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалёку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Петр, часто служа в их сёлах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она и подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей Армии. После февральского переворота отец Петр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту. 2 (15) февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, 6ратия была малочисленна, древний Успенский собор пришёл в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввёл строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда Владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы. Сокращений он не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях. Порой, Владыка с грустью говорил: «Кто отслужит по мне такую панихиду? ». А келейнику так говорил: «Во всём твой Петр грешен, только устава никогда не нарушал». В Печерском монастыре он завёл преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нём настоящего духовного наставника. Эта слава не понравилась правящему архиепископу Нижегородскому Евдокиму (впоследствии отпавшему в обновленческий раскол). И вскоре Владыка был переведён в Канавино, за Оку. Там в мае 1921 года его арестовали во второй раз. Рабочие местных заводов по поводу ареста любимого архипастыря устроили трёхдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву. С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращённого. «Я хотел бы открыть им и показать своё сердце, как страдания очищают душу». С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую. С плачем прощались с ним заключённые, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели. В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и Святители прямо в камере совершали соборную службу. Там Владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобождён и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре Святитель вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признаёт Патриарха Тихона главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета ВЦУ не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в посёлок Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. Летом 1923 года был освобождён из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву. 30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя. В июле 1925 года Владыку направили в Воронеж для помощи престарелому митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины Владыка Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шёл к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными. При Владыке началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или Г.П.У. то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV-й партконференции. Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих Г.П.У. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы. Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа и постановлением О.Г.П.У. от 27 марта 1927 года осудили на 10 лет лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Поздней осенью священномученик после тюрьмы, этапов и Кемского пересыльного лагеря оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) Владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавляет тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у Владыки. Нравственная высота Святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключёнными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. После того, как властям стало известно, что он отпел умершую на Соловках «белую» уборщицу Императрицы Александры Феодоровны Валентину Карловну (по другим сведениям, это случилось после того, как он крестил в Святом озере заключённую эстонку) Святитель с зимы 1928 года был отослан на остров Анзер «в уединённое и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому. В конце 1928 года Святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». 25 января (7 февраля н. ст.) 1929 года священномученик Петр скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключённые тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали чёрные, а Владыка лежит... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря церкви в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего. 17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и сейчас пребывают в соборе Соловецкого монастыря. Канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999-м году. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ (ЗЕЛЕНЦОВ), ЕПИСКОП ПРИЛУЦКИЙ Память 25 января / 7 февраля, 22 марта / 4 апреля (Укр. [66] ), в Соборах новомучеников и исповедников Российских, новомучеников и исповедников Соловецких, а также Воронежских, Рязанских, Санкт-Петербургских и Полтавских (Укр.) святых
В миру Зеленцов Василий Иванович, родился 4 / 17 апреля 1870 года в селе Зимарово Раненбургского уезда Рязанской губернии, сын протоиерея Боголюбской церкви в Зимарове. В 1896 году окончил Рязанскую духовную семинарию по I разряду[67], в 1900 году - Московскую духовную академию действительным студентом, с правом на получение степени кандидата богословия. 19 сентября / 2 октября того же года был утверждён в этой научной степени[68] По другим данным, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия[69]. В 1900 году назначен помощником инспектора в Красноярскую духовную семинарию, где с 1901 года на четвертом и пятом курсах преподавал практическое руководство для пастырей и литургику. Затем до 1917 года, преподавал в разных духовных училищах, русский язык - в Мариупольском духовном училище, в Екатеринославской духовной семинарии - латинский язык и историю, исполнял должность епархиального миссионера[70]. Был избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. от мирян Рязанской епархии, активно участвовал в работе Собора. В полемике, развернувшейся вокруг вопроса о взаимоотношениях Церкви и государства, отстаивал необходимость независимости Церкви; критиковал позицию некоторых членов Собора, желавших добиться от государства содержания взамен на церковную свободу. В 1918 году по окончании работы Собора был послан миссионером в Полтавскую епархию. В 1919 году рукоположен во священника Полтавским архиепископом Феофаном (Быстровым), определен к Троицкой церкви Полтавы. В Полтаве активно занимался миссионерской деятельностью, обходил окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков, евреев. Помогал неимущим, содержал на своем иждивении четырёх детей-сирот, у которых умер отец-священник. Стремился привлечь к участию в богослужении всех молящихся, для деятельного противодействия насаждавшемуся государством безбожию организовал при Троицком храме молодежное Покровское христианское общество. Священник часто проповедовал в разных храмах Полтавы. После того как в июле 1919 года город заняли войска генерала А. И. Деникина, свящ. Василий в Троицком храме и, по благословению архиепископа, в городском соборе, на площадях города после совершения молебнов часто произносил проповеди в поддержку белого движения. Когда деникинская армия и с ней часть духовенства уходили из Полтавы, священник решил остаться, по его просьбе губернатор предоставил для эвакуирующегося духовенства отдельный вагон. Ушедший с белыми настоятель храма Кадетского корпуса протоиерей Сергий Четвериков поручил часть церковного имущества священнику Василию, с тем чтобы последний передал его по назначению. Священник Василий исполнил это поручение, при передаче ценностей ему была дана соответствующая расписка, которая была изъята у него при обыске во время кампании по изъятию церковных ценностей и явилась " доказательством" его вины. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 году священник Василий обратился к верующим с призывом жертвовать голодающим хлеб, но не передавать властям богослужебные предметы, т.к. был уверен, что они не будут использованы для помощи голодающим. Священник обратился к властям с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба для передачи голодающим, но не получил ответа, в городе началось массовое изъятие церковного имущества. В это время священнику Василию стало известно содержание телеграммы начальника Полтавского ОГПУ вышестоящему начальству в Харьков, в которой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей и сообщал о намерении приступить к арестам духовенства. Священник немедленно сообщил о телеграмме духовенству. 30 мая 1922 года был арестован, заключен в тюрьму в Полтаве. Сначала находился в общей камере, все продукты, которые ему передавали, распределял среди заключенных, затем был переведен в одиночную камеру.
Показательный судебный процесс по делу священника Василия проходил в здании Полтавского музыкального училища 9-12 августа 1922 года. 12 августа был зачитан приговор, священника обвинили в том, что он " призывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителей, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и православной Церкви, предлагая населению поддерживать, кто чем может Добровольческую армию" , в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, " характер государственной тайны", в сокрытии церковных ценностей храма Кадетского корпуса. Суд пришел к выводу, что " вся деятельность Зеленцова, на протяжении 4 лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявление гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, заставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного нераскаявшегося контрреволюционера и врага трудящихся масс" , и приговорил священника к расстрелу. Сразу же после вынесения приговора делегаты от полтавских заводов поехали в Москву ходатайствовать перед властями об изменении приговора, адвокат подал кассационную жалобу в Верховный трибунал. 20 августа 1922 года Верховный трибунал принял решение о замене смертной казни 5 годами тюремного заключения. Отец Василий отбывал срок в общей камере городской тюрьмы. Почти каждый день верующие передавали ему продукты, среди заключенных священник пользовался уважением и любовью, его избавляли от исполнения тюремных нарядов. Обеспокоенная тем, что священник Василий пользовался среди заключенных авторитетом, тюремная администрация перевела его в харьковскую тюрьму. В это время полтавская пресса вела пропагандистскую кампанию против священника, в частности, в газете " Большевик Полтавщины" некий Капельгородский опубликовал сатирический " акафист" священнику Василию, в котором высмеивал священника и " предрекал" будущее его прославление Церковью. В 1925 году священник Василий подал прошение о досрочном освобождении. В июне 1925 года при обозрении харьковской тюрьмы контрольной комиссией он заявил представителям комиссии: " Убедившись, что советская власть стала народной властью и, уважая право народа самому по своему желанию выбирать и организовывать себе верховное правительство, я теперь ищу мира с сов. властью, обещаюсь по выходе из заключения отдать все свои силы исключительно на служение Церкви" . 12 июня 1925 года был освобожден, вернулся в Полтаву. Будучи в заключении, священник помогал нищей с маленьким сыном, просившей подаяние у стен тюрьмы. Женщина умерла, священник стал заботиться о мальчике, впоследствии поселившемся вместе с другими воспитанниками у священника Василия. В это время в Полтавской епархии возник раскол, который возглавил епископ Феофил (Булдовский). Свящ. Василий выступал с обличениями нового движения, приглашал в Троицкий храм, настоятелем которой являлся, сторонников епископа Феофила разъяснять свои позиции прихожанам. У тех, кто слушал проповеди священника Василия и других православных священников, а также выступления сторонников епископа Феофила, не оставалось сомнений в беззаконности нового раскола. 13 августа 1925 года священник был вызван на допрос в ОГПУ. Его обвинили в том, что он устраивает в храме религиозные диспуты и тем самым производит возмущение среди населения города. После допросов священник Василий был освобожден. В августе 1925 года пострижен в мантию и возведен в сан архимандрита архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским). 25 августа 1925 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Хиротонию в Троицком храме совершали архиепископ Григорий (Лисовский) и тайно прибывший в Полтаву Глуховский епископ Дамаскин (Цедрик). Епископ Василий остался настоятелем Троицкого храма, по приглашению духовенства служил и в других храмах Полтавы. В храмах, где он служил, всегда было много молящихся, которые стремились услышать его проповедь, привлекавшую не красноречием, но верой, бесстрашием, искренностью. Принимал участие в решении общецерковных вопросов, предпринял усилия для умаления влияния григорианского раскола (письмо архиепископу Григорию (Яцковскому) 1 марта 1926 года), выступил против попыток Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского) встать во главе церковного управления (письмо митр. Агафангелу 6 мая 1926 года). 27 августа 1926 года был вызван в Харьков и там арестован, затем препровожден в Бутырскую тюрьму в Москве. 30 августа Полтавское ОГПУ составило обвинительное заключение, таким образом характеризовав епископа: " Желая создать себе авторитет и, кроме того, усилить тихоновщину как таковую, гражданин Зеленцов созывает нелегальный диспут с булдовцами, во время которого старается доказать, что единственная правая церковь это тихоновская. Почувствовав под собой твердую почву в лице своего авторитета среди верующих, Зеленцов переходит к будированию всей массы, подстрекая последнюю активно выступить и потребовать тихоновскому течению привилегий" .
Полтавское ОГПУ рекомендовало выслать епископа Василия из Украины на три года. 24 сентября 1926 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку к трём годам ИТЛ по обвинению в " дискредитации советской власти", епископ отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. Летом следующего года епископ Василий отправил два письма митрополиту Сергию (Страгородскому), в которых выразил несогласие с отдельными положениями " Декларации" 1927 года. Во втором послании, озаглавленном " Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 (29) июля 1927 г.", еп. Василий развивал свою главную идею о независимости церкви от государства и утверждал, что советская власть не может быть " от Бога, тогда как она уничтожает все, что есть Божьего на земле". 22 октября 1928 года в порядке разгрузки мест заключения был досрочно освобожден из лагеря и выслан на три года в Сибирь, поселился в деревне Пьяново Братского района Иркутского округа (ныне в черте села Большеокинского Братского района Иркутской области). В материалах следственного дела 1930 года содержатся сведения о том, что в ссылке епископ Василий " начал ряд богословских работ на тему: перевод литургии на русский язык с богословскими примечаниями... пояснения к кн. Апокалипсис... каноническое положение неправославных христиан и др." . Продолжая полемику с митрополитом Сергием, епископ Василий передал своим единомышленникам объемное сочинение " В чем состоит верность Христу в церковной жизни", в котором, по свидетельству того же следственного дела, " писал о неканоничности действий митр. Сергия и его Синода". Рукопись была размножена верующими и получила широкое распространение. 1 декабря 1929 года вышло распоряжение ОГПУ об аресте епископа Василия, 9 декабря сотрудники ОГПУ добрались до деревни, где жил епископ, произвели обыск и арестовали его. В январе 1930 года был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В начале февраля было составлено обвинительное заключение, в котором ему ставилась в вину вся его предшествующая деятельность, его требование бескомпромиссности в отношениях Церкви к враждебному ей государству. Расстрелян 7 февраля 1930 года по постановлению Коллегии ОГПУ от 3 февраля 1930 года, погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве[71]. В 1997 году был причтен к лику местночтимых святых на заседании Синода УПЦ. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года. Молитвословия Тропарь, глас 1: Свято́ е житие́ твое́ украси́ в венце́ м муче́ ния, / возше́ л еси́, ра́ дуяся, к небе́ сным оби́ телем./ И ны́ не, предстоя́ Святе́ й Тро́ ице, / священному́ чениче Васи́ лие, / моли́ за гра́ д тво́ й// и вся́ лю́ ди, соверша́ ющия па́ мять твою. Кондак, глас 4: Еле́ ем ми́ лости Христо́ вой вся́ ку ду́ шу уврачева́ в, / и растерза́ в я́ ко паучи́ ну ко́ зни велиа́ ровы, / копие́ м Сло́ ва Бо́ жия диа́ вола умертви́ л еси́, свя́ те, / и просла́ вился еси́ в Ца́ рствии Небе́ снем, // о́ тче свяще́ ннейший. Сочинения
Документы, литература
Использованные материалы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы