Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Своеобразие литературы античной эпохи.
Своеобразие литературы античной эпохи. Слово «античный» произошло от латинского слова «antikqus» – древний, и используется до сих пор. Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Своеобразие литературы античной эпохи заключалось в том, что система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер – для эпоса, Эсхил, Софокл и Еврипид – для трагедии и т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или поэта измерялась степенью его приближения к этим образцам. Античное литературное мышление было жанровым. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, формируемый искусственно. Также стоит упомянуть - литература античной эпохи обращается к истокам человеческого сознания, изображает человека вне классов и поэтому искусство Древней Греции дает чувство свободы. Место античного периода в развитии европейской культуры. Античный период непосредственно предшествовал европейской культуре, культуре западного мира. Именно античная культура создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Термин «античность» (от лат. Antiguus – древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции (Эллады), ее фундаментальное значение в развитии человечества. И литература и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии мировой и, в частности европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Мифология Древней Греции. Миф (от греч. muthos) – слово, сказание. Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. Миром же правили бессмертные боги, обитающие на вершине громадной горы Олимп. Они представлялись как прекрасные и совершенные существа, по внешнему облику подобные людям. Боги - единая семья, главой которой являлся Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ являлось характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Таким образом, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными и более объяснимыми для воображения обычного человека. Мифы о происхождении мира, о богах и героях. Миф о происхождении мира из первобытного хаоса, рассказанный Гесиодом, относят к космогоническим мифам, согласно которым мир постепенно развился из первоначального бесформенного состояния, но в нем также присутствует и сотворение мира божественными началами. Боги Древней Греции были олицетворениями загадочных для человека, но очевидно владычествующих над его судьбою сил, которые были первыми предметами боготворения у всех народов. Большинство богов были связаны с конкретными аспектами жизни. Например, Афродита была богиней любви и красоты, Арес был богом войны, Аид - бог мертвых, и Афина - богиня мудрости и мужества. Греки сделали своих богов в мифах подобными людям, потому чувствовали себя обязанными уподобляться богам; забота о том, чтобы совершенствоваться, была для них религиозною обязанностью. Древнегреческие герои и их потомки считались посредниками между народом и его богами Обычно это были сыновья богов, рожденные смертными женщинами и наделенные сверхчеловеческим ростом и неисчерпаемой силой. В соответствии со своим божественным происхождением герои мифов Древней Греции обладали силой, мужеством, красотой, мудростью. Но в отличие от богов герои были смертными, за исключением немногих, возвысившихся до уровня божеств (например - Геракл). Они вершили подвиги, брали на себя тяжелый труд ради всего человечества или ради любимой страны или города. Эпос Гомера (" Илиада", " Одиссея" ) Гомер в своих произведениях «Одиссея» и «Иллиада» показал богов, как конкретных личностей, имеющих ясные осмысленные образы, свою зону ответственности, а также определенные особенности. До этого вера древних греков отличалась размытостью и неопределенностью. Значение гомеровских поэм заложено в нравственных ценностях. Эстетический идеал гомеровского героя предполагает огромный рост и физическую силу, позволяющую отличиться в бою, получить более выгодную добычу. И боги, и герои гомеровского эпоса являются носителями и хранителями родовой морали - это сохранение закона гостеприимства, наказание за оскорбление молящего о защите, почтение к богам, воспитанность в отношениях с людьми, самообладание, мудрость в советах и искусство в речах. «Илиада» - военно-героическая эпопея, повествующая о коротком эпизоде в ходе Троянской войны, она живописует кровавые битвы, доблестные поединки и воинское мужество. В основе — великий " гнев Ахилла". Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. В " Одиссее" рассказывается о возвращении домой после падения Трои одного из греческих царей — Одиссея, благодаря хитрости которого с деревянным конем греки в конце концов взяли Трою. Это возвращение растянулось на долгих десять лет, и повествование о них ведется не в хронологической последовательности, а, что характерно для эпоса, с многочисленными отступлениями и замедлениями действия. По сравнению с " Илиадой" в " Одиссее" больше описаний бытовой жизни, больше представлен приключенческий элемент в сюжет Вопрос 4. Зарубежная литература эпохи средних веков. Периодизация. Особенности возникновения средневековой литературы. Особенности западноевропейского героического эпоса («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»). Зарубежная литература эпохи средних веков. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством. В раннем средневековье письменная литература существовала только на латинском языке и носила религиозный характер. Но народ не знал латыни и начал складывать свои песни, сказки, предания. Только после того, как у народов Европы стала появляться своя письменность, эти произведения были записаны. Главный жанр этих произведений — народно-героический эпос. В период зрелого средневековья стала складывается литература авторская. Возникла поэзия французских трубадуров и труверов, лирика немецких миннезингеров (певцов любви) и др. В эпоху высокого средневековья самым популярным из эпических жанров становится рыцарский роман, отразивший этнос привилегированной верхушки общества, рыцарского сословия. Еще позже в Италии, где раньше всего в Европе зародились капиталистические отношения, возникает еще один малый эпический (уже в узком смысле " повествовательный" ) жанр — новелла, свидетельствующий о том, что литературы на новых национальных языках открывают для себя новую сферу, жизнь частного человека. Периодизация. Эпоха средних веков в Западной Европе делится на: - раннее средневековье (VI–X века) — период разложения античности, победы христианства, формирования феодальных государств; - зрелое средневековье (XI–XIII века) — период развитого феодализма; - позднее средневековье (XIV–рубеж XVI–XVII веков) или Возрождение, — когда идет разложение феодализма, зарождаются капиталистические отношения, складывается светская гуманистическая идеология, но еще при господстве религиозного сознания. Поэтики. «Слово о полку Игореве». Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений средневекового эпоса. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем HYPERLINK " https: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87" Святославичем в 1185 году. Главная идея Слова о полку Игореве состоит в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. «Слово» открывается небольшим вступлением. Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета, поражение — его кульминацию. Действие переносится в Киев, столицу Русской земли. Автор вводит символический сон Святослава, который заканчивается публицистическим призывом, обращенным к князьям, " постоять за землю русскую", отомстить за " раны Игоревы". Затем следует лирический плач Ярославны, жены Игоря. Он предваряет развязку — бегство Игоря из плена и его возвращение. Высокая идейность " Слова", связь с насущными запросами народной жизни, великолепное мастерство, проявляющееся в отделке мельчайших деталей текста, — все это обеспечило памятнику одно из первых мест в ряду великих произведений мировой литературы. Время создания и авторство. «Сло́ во о полку́ И́ гореве» было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список " Слова" был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. Принято считать, что время его создания – конец ХII века. Со времени находки и опубликования до наших дней авторство «Слова» остается загадкой, как среди ученых, так и среди любителей старины. Однако об этом существует множество гипотез. Некоторые называют автором " Слова" переяславльского священника Митуса, другие – очевидца, участника событий (например, Игорь, Всеволод, Владимир, половец Лавр, тысячник Рагуил), также есть версия, что им является Петр Бориславич, летописец Рюрика. Но кто бы он ни был, его произведение отмечено печатью яркой авторской индивидуальности, нарушающей каноны и традиции того времени, т.к. в эпоху господства христианства он воскрешал полузабытые образы языческих богов, населял мир фантастическими существами, неведомыми священному писанию. «Слово» написано столь свободно, раскованно, что литературоведы до сих пор затрудняются причислить его к какому-либо из известных древнерусских литературных жанров. Особенности поэтики. Поэтика (от греч. poietike – поэтическое искусство) – раздел теории литературы, изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. В основе поэтики «Слова» лежит прием контраста. Он прослеживается на всех уровнях этого произведения. Контрастные эпитеты, метафоры, другие художественные средства используются здесь для противопоставления персонажей, их внешних и внутренних характеристик, действий, для выражения патриотической идеи песни. Например, образы русских князей и половцев. Если Игорь, в любом случае, как представитель русских, - «свет-светлый», то половец Гзак – «черный ворон», «поганый половец» и т.д. Характерная черта поэтики «Слова…» — перечисления, которыми усиливается экспрессия, сила воздействия текста: «Тогда врани не граахуть, галицы помлъкоша, сорокы не троскоташа, по лозію (полозие) ползоша только». Многие художественные приемы и образы «Слова…» связаны с особым поэтическим представлением о мире. Мир «Слова…» — весь живой, единство природы и человека, культ земли, воды, солнца, одушевленные и неодушевленные явления в природе связаны.
Вопрос 8. Зарубежная литература ХVII века. Истоки и становление классицизма. Комедия и трагедия классицизма. Ж.-Б. Мольер «Тартюф». Зарубежная литература XVII века. Искусство XVII века в целом пронизано трагическим гуманизмом, оно исходит из идеи борьбы антагонизмов во внутреннем мире человека, из представления о социальной обусловленности личности. Поэтому зарубежная литература XVII века больше воспроизводит социальную действительность эпохи; это век роста публицистических жанров, формирования профессиональной литературной среды, периодической печати. Литературный процесс XVII века впервые четко выделяет литературные течения, каждое со своей программой и организационными центрами. Два художественных направления определяют литературу XVII века: классицизм и барокко, возникшие как реакция на гуманизм Возрождения. Оба направления устремлены к умопостигаемой идеальной гармонии бытия, но при этом парадоксально воспринимают мир как дисгармонию, впервые расчленяют разум и страсть; обоим направлениям свойственны монументальность, высокий нравственный пафос, напряженное биение мысли. Своеобразие литературы античной эпохи. Слово «античный» произошло от латинского слова «antikqus» – древний, и используется до сих пор. Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Своеобразие литературы античной эпохи заключалось в том, что система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер – для эпоса, Эсхил, Софокл и Еврипид – для трагедии и т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или поэта измерялась степенью его приближения к этим образцам. Античное литературное мышление было жанровым. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, формируемый искусственно. Также стоит упомянуть - литература античной эпохи обращается к истокам человеческого сознания, изображает человека вне классов и поэтому искусство Древней Греции дает чувство свободы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы