Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Библиотерапия (Creative writing)



Наиболее часто употребляемое в литературе название -creative writing, основанное на литературе самовыражение через творческое «писание», сочинение. Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Термин появился в 20-х годах в США. Современная библиотерапия (в отличие от традиционных ее направлений) преимущественно основана не на чтении литературных источников, а на самостоятельном сочинении. При этом возможны как совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на так называемом законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения - это всегда автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое. Надо отметить, что библиотерапия имеет целый ряд противопоказаний (в отличие, например, от музыки, танца, рисования) и достаточно сложна для терапевта. Зато библиотерапия дает просто невероятное количество диагностического материала.

Этнотерапия

Данное направление было предложено чешским психотерапевтом М. Гауснером и чешской драматической актрисой З. Кочовой (Hausner M., Kocova Z., 1979, 1982). Существует много вариантов названий данного синтетического направления. С помощью различных механизмов и способов (этнологический танец, пантомима, драматизации и пр.) клиенту дается возможность возвратиться в древние культурные шаблоны и «найти свое место в жизни» через ощущение в себе исконного, природного начала. Обращение к таким архетипическим образам, как «карнавал», «рождество-рождение», «смерть-возрождение», «солнце», «дурак-шут» и др. имеет чрезвычайно мощный коррекционный и профилактический потенциал. Недаром сейчас во всем мире развивается интерес к народным, архаическим праздникам, ритуалам, церемониям, их целительная сила очевидна. В целом, можно сказать, что данное направление преимущественно обращается к коллективному бессознательному человечества, безусловно, содержащему ресурс для исцеления любого состояния (Stewart S., Turner V., Yausner M., Kocova Z., Гнездилов А. и др.)

Синтетическая терапия Кречмера

Направление разрабатывалось Вольфгангом Кречмером (сын Э. Кречмера) как принцип творческого выражения при переживании произведений искусства. При этом обязательно должно быть именно комплексное воздействие на пациента (свет, температура, запах, музыка, живопись, танец, драма и т.п.). Сам пациент практически ничего не создает, он переживает и осознает свои переживания. Основные подходы синтетической терапии: 1) суггестивная терапия и тренинг, 2) самопознание (когнитивный аспект, осознание своих смыслов, ценностей) и 3) саморазвитие (духовный аспект, принятие своей значимости, уникальности, своего смысла жизни). Базируется на основных положениях А.Адлера. Ключевые понятия: “культурно-общественное пространство”, “ведущие идеи пациента”, осознание собственной ценности.

Гештальтункстерапия (Gestaltungstherapy)

- терапия целостными образами. Базируется на аналитической психологии Юнга и психодраме Морено. Основной принцип - терапевтическое вмешательство через изобразительное поведение”. Основные модальности: 1. Свобода (в выборе тем и способов изображения, от самоконтроля и рефлексии). 2. Направленность (темы задаются терапевтом, музыкой и т.п.). 3. Групповой эффект (элементы психодраматической работы). Задачи терапии: 1.Восстановление адекватной Я-функции. 2. Помощь в осознавании (Прим. или осознании? ) собственных переживаний. 3. Актуализация спонтанности, креативности. Гештальтункстерапию можно отнести к психодинамическому направлению арттерапии.

Основные функции арттерапии

1. Диагностическая. Рисунок - особый документ и содержит очень много информации об авторе. Рисунок всегда символичен, всегда выражает наличное состояние автора, как бы тот ни старался его скрыть. Здесь очень важно понять один момент. Можно ли по рисунку ставить диагноз? Нет и еще раз нет. Может ли рисунок помочь поставить диагноз? Да, вне всякого сомнения. Попробуйте нарисовать в разное время несколько рисунков. Вы легко найдете у себя признаки большинства психических заболеваний. О чем это говорит? Только о том, что вы делали это в разных состояниях, и не более того. Не существует признаков рисунка, патогномоничных какому-нибудь диагнозу. Огромный по объему материал творческой продукции больных дает возможность пока только выделить некоторые общие особенности рисунка при шизофрении, маниакально-депрессивном психозе, депрессиях различной этиологии и т.п. Наиболее интересны в этом отношении исследования Вачнадзе (см. литературу). В очень сжатом виде можно описать характеристики рисунка при определенных заболеваниях.

Характерные особенности рисунка при шизофрении

1. Смесь рисунка с написанием.

2. Предпочтение графики как формы выражения (карандаш, тушь, перо). Линия тонкая, аккуратная, изящная.

3. Явное предпочтение формы, а не цвета.

4. “Набивка”, т.е. плохо переносится пустое пространство, оно должно быть все заполнено, из-за чего рисунок часто выглядит чрезвычайно усложненным, вычурным.

5. Стереотипии, т.е. постоянные повторы, вязкость (в теме, мотиве, фигуре и пр.).

6. Орнаментальность (частое и навязчивое использование сложных орнаментов, арабесок в рисунке).

7. Смешение в рисунках одушевленного и неодушевленного (стул с глазами, дерево с руками и т.п.).

8. Частое рисование неуместных по содержанию глаз.

9.Любимые темы - пейзаж (беден и безлюден), дом (закрыт и пуст), море (безжизненное, спокойное, пустое), животные (чаще всего - химеры, монстры, символические существа), солнце (схематическое, холодное). Подобные особенности можно увидеть в творчестве таких художников, как И.Босх,

Характеристика рисунка при эпилепсии

1. Явное предпочтение цвета, а не формы. Очень часто - просто цветовые пятна, при этом использование цвета смелое, неожиданное и очень тонкое).

2. Застревание, вязкость в цвете, деталях (если появился красный цвет, то все будет красным).

3. Линии резкие, хаотичные, рваные.

4. Пространство заполняется свободно, рисунок “дышит”, в нем есть воздух, простор.

5.Частое рисование “аур” (людей, предметов, животных).

Любимые темы - натюрморт, цветы (их всегда много) и букеты (большие, броские, неожиданные), поле, дорога (чаще - с кем-нибудь).

Подобных попыток создать схемы, позволяющие ставить (уточнять) диагноз психического заболевания в помощью рисунков или других произведений искусства, сотворенных руками пациента (клиента) существует множество. И все они не работают. То, что в арттерапии связано собственно с диагностикой, можно представить в виде следующего закона: никакой рисунок (и другие произведения) не может быть основой постановки диагноза, но любой рисунок (или другое произведение) содержит огромное количество диагностического материала. То есть, можно ли по рисунку (произведению) ставить диагноз? Нет. Может ли рисунок (произведение) быть материалом для постановки (уточнения) имеющегося диагноза? Да.

2. Терапевтическая – собственно исЦЕЛение личности с помощью искусства, возвращение личности к психологической ЦЕЛостности.

В арттерапии чаще всего не представляется возможным разделить диагностическую и терапевтическую цели, так как практически всегда обе функции выступают параллельно.

Данная обучающая программа ни в коей мере не претендует на целостное научение арттерапии. Основная цель – ознакомление с современной арттерапией, направлениями и базовыми техниками.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РИСУНКА

В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

1. Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой

2. Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией.

3. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3). Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами.

4. " Триптих" (Я - какой есть, Я - глазами других, Я - каким хочу быть, или другие варианты. Лист А4, пастель или цветные карандаши). Получение обратной связи от группы. Групповая динамика.

5. Портреты и автопортреты (пастель, лист А4). Знакомство, снятие напряжения, паттерны поведения, групповая динамика.

6. Общий портрет одного участника (пастель, большой лист).

7. Работа с масками (рисование, гипсовые, готовые и пр.).

8. Свободный рисунок на тему " Я в группе".

9. Свободный рисунок " Моя группа" (акварель, без музыки).

10. " Почта", диалог рисунками (Я хочу тебе сказать. Я боюсь. Я не хочу, чтобы ты знал. и т.п.). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе.

11. Работа с гримом.

12. Каракули (вариант ведомого рисования с приписыванием образов).

13. Рисование стихов, музыки (пастель, акварель, использование черной и цветной бумаги). Сплочение группы, работа с эмпатией, сензитивностью.

14. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель).

15. Групповой рисунок " Человека" (большой лист, пастель). Ценности группы как организма, уровень развития группы.

16. " Я тебя так вижу" (лист А4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация.

17. " Подарки".

18. " Убежище".

19. " Настроение"

20. Метафорический автопортрет (" Я… посуда, оружие, украшение и т.п. Гуашь, половина листа А4). Проблематизация группы, групповая динамика.

21. " Здравствуй, это я" (гуашь, белила).

22. Рисование снов, фантазий, страхов.

23. Портрет терапевта (сделанный всей группой или отдельными участниками).

24. Свободный рисунок " Я - зима, лето, весна, осень" (акварель).

25. Ассоциативное рисование.

26. Мое прошлое, настоящее, будущее.

27. Чего я опасаюсь в группе.

 

Библиотерапия – это направление арттерапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, т.е. самовыражение через творческое сочинение. Более традиционно библиотерапия понимается как использование художественных произведений (прозаических, поэтических), созданных писателями и поэтами. В настоящее время все большее число арттерапевтов используют самостоятельно написанные клиентами и пациентами сочинения. Диагностический и терапевтический эффекты в библиотерапии основаны на так называемом законе Геннекена, который гласит: главный герой произведения - это всегда автор. Все направления психотерапии используют эффект облегчения страданий после их проговаривания (человек рассказал про свои беды, и ему сразу, пусть ненадолго, стало легче). Кроме того, диагностический и терапевтический, саногенный потенциал библиотерапии просто огромен: от несложных жалоб до тяжелейших состояний и психических расстройств. Художественное сочинение дает возможность красиво и метафорично рассказать практически о чем угодно и «не про себя». В свете всего перечисленного любой человек может стать писателем и поэтом, сочинять саги, мифы, сказки, фэнтэзи, абсурд, лимерики, синквейны и частушки, страшилки и дразнилки, японские хайку, танки и рэнку и еще многое другое. Как показывает опыт, большая часть того, что сочиняют никогда ранее не писавшие люди, талантливо, красиво и, главное, помогает изменению состояния. Библиотерапия имеет только одно противопоказание: снижение интеллекта. Прекрасно работает с детьми, подростками, эндогенными и кризисными пациентами, в клинике психосоматических расстройств. И, как уже говорилось, дает огромный диагностический материал.

Возможно множество вариантов использования творческого сочинения. Например,

1.. Письма (Другу, Врагу, Терапевту, Болезни и т.п.).

2. Стихосложение (использование размера без рифм, синквейн, рондо, лимерик, баллады, частушки, японские хокку и пр.).

3. Написание любого жанра литературного произведения по четким законам (сага, драматургическое произведение, новелла, детектив и т.п.).

4. Рассказ на заданную (выбранную) тему.

5. Автобиография в виде литературного произведения.

6. Автобиография вымышленного персонажа.

7. Чтение литературных произведений.

8. " Переписка субличностей".

9. Сочинение " Архетипических легенд" (см. " амплуа" ).

10. Сочинение сказки (индивидуальное и групповое).

11. Сочинение " по кругу".

12. Драматургия.

Пример возможной работы с хайку (хокку).

Танка (изящная вещица) – древнейший жанр японской поэзии, берёт свое начало в 8 веке: нерифмованное пятистишие из 31 слога (5+7+5+7+7). Традиционные темы: любовь, природа, разлука, странствия, времена года. Расцвет в 10-13 в.в. Строки 1-3 (ками но ку), строки 4-5 (сами но ку) дополняли три первые новым смыслом. Хокку, или хайку (дословно – начальные стихи, так как происходит от первой полустрофы танки. Возник в 15 веке. Реформаторы: Басе (17 в.), Бусон, Исса. Сейчас существует несколько форм хайку. Первозданно – это стихотворение о природе, нерифмованное, состоящее из 17 слогов или звуковых единиц, японское «он» (5+7+5). Должно быть «сезонное слово» - кэйго, указывающее на время года.

Психологически хайку это

- способ остановить мгновение и почувствовать его красоту,

- воссоединение со всем живым и неживым на Земле,

- дверь в наше прошлое (возможность всегда вернуться в это мгновение),

- классическое «здесь и сейчас» в действии,

- способ вырваться из круга забот (мыслей, внутреннего диалога и пр.),

- чувства, ощущения, а не вера, знания, представления.

Следовательно, хайку всегда актуальны, конкретны и привязаны к настоящему моменту.

Что дают и изменяют в жизни человека хайку:

1. Умение жить здесь и сейчас, то есть быть осознанным и центрированным.

2. Когда заглушен постоянный внутренний голос, то возникает состояние равновесия – Сатори-состояние.

3. Умение не оценивать, а воспринимать все таким, какое оно есть.

4. Почтение к жизни во всех ее проявлениях.

5. Чувство своего единства со всем миром – Сатори-просветление.

6. Чувство простоты.

7. Чувство умиления (автор хайку не думает или чувствует, а наблюдает, т.е. внимание сосредоточивается не на внутреннем, а на внешнем мире).

Правила написания хайку:

1. Указание на время года ( все хайку расписаны по 4 сезонам).

2. Настоящее время.

3. Фрагмент (более короткая часть стиха) и фраза (более длинная).

4. Фрагмент может быть первой строкой (порывы дождя – свет то сильнее, то слабее) или последней (кладбищенский забор не в силах сдержать напора – белые лилии).

5. Хайку – интерактивная поэзия (требует участия читателя).

6. Обязательное присутствие природы в любом ее виде.

7. Обязательно называть вещи своими именами (ветер – а не «вздох зефира», ночное небо, а не звездный шатер и т.п.), т.е. запрещены тропы.

8. Запрещен прием олицетворения неодушевленных вещей (река не может смеяться, дерево страдать и т.п.).

9. Нет рифмы (а значит, нет и завершенности, это выхваченное мгновение).

10. Частичный отказ от пунктуации.

11. Отказ от заглавных букв.

12. Минимум личных местоимений.

Главные правила написания хайку непрофессионалами:

1. Пишите в три строки без подсчета слогов (короткая – длинная – короткая).

2. Пишите фрагмент и фразу.

3. Ставьте фрагмент в начало или в конец.

4. Обязательно вводите элемент природы.

5. Пишите в настоящем времени.

6. Избегайте знаков препинания.

7. Избегайте рифм.

8. Избегайте заглавных букв.

9. Ищите ассоциации и образы из простых реальных вещей (тишина – звездное небо, пустыня, пруд, зимний сад, жаркий полдень и т.п.).

В настоящее время существуют три основных направления библиотерапии:

- Библиоведческое (использование чтения как отвлекающего фактора, что помогает легче переносить страдания и т.п.). Наиболее распространено среди психиатров и врачей.

- Психотерапевтическое (прямое воздействие специально отобранных литературных произведений в терапии неврозов, психических заболеваний, психосоматических расстройств).

- Вспомогательное (в других психотерапевтических направлениях и методиках).

 

 

Основы цветотерапии

 

" Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни" (японская поговорка).

 

Цвет - явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Как свидетельствует анализ проблемы в исторической перспективе, цвет - источник многих парадоксов мышления. С истоков культуры человек стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние и использовал цвет в целях создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Наиболее ранние способы использования цвета связаны с его символической функцией - в ритуальной практике. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности. Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета. Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, они склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Для нас практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Несмотря на многочисленные психофизиологические исследования, наши знания о закономерностях формирования цветовых значений, особенностях воздействия цвета на психологическое состояние, многообразных связях цветов с эмоциями еще очень несовершенны. Их недостаточно даже для предсказания реакции субъекта на цветовой оттенок в конкретном контексте. Однако эта область пользуется неослабевающим интересом широкого круга специалистов. Знания о цветовой семантике и объективных закономерностях воздействия цвета на психологическое состояние субъекта востребованы во многих прикладных областях психологии, таких как психодиагностика, психология рекламы, психология искусства, инженерная психология, а также в медицине (психотерапия, цветотерапия). Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, но и столь же загадочен. Человек различает цвета не только на основании их оттенков. Цвета бывают яркими или темными, “плотными” или “блеклыми”. В зависимости от этих характеристик цвета могут нравиться либо не нравиться, что доказывает связь этих характеристик с эмоциональным значением цвета. Наличие у цветов собственных значений подразумевает, что не все в конкретном оттенке доступно зрительному ощущению. В цвете есть нечто, адресованное не только “глазу”, но целостному человеку, субъекту.

Воздействие определенного цвета на человека известно с глубокой древности, так как мир, в котором мы живем, - многокрасочен. Цветовая символика безгранична, описать ее можно только приблизительно. Здесь мы рассматриваем не физическую составляющую цвета (длина волны и т.п.), а только психологическое значение и смысл определенных цветов. Оперирование цветом лежит в основе многих духовных школ и практик. Так, цвет является одним из базовых компонентов в мандалах, в восточных медитативных техниках, цвет закреплен за чакрами, состояниями. Воздействия определенного цвета на человека изучалось и использовалось в таких древних культурах, как египетская, китайская, индийская, ведическая. В Древнем Китае, где с цветом обращались чрезвычайно осторожно и трепетно, считалось, что нормальный человек находится в гармонии со всеми цветами, отрицание или пристрастие к определенному цвету есть признак душевного нездоровья. Чем меньше развита у человека способность цветоощущения и цветоразличения, тем серее и бледнее мир вокруг него, а следовательно, - и его душевное состояние.

 

Таблица: Соотношения между сущностью цветов по Платону

 

Цвет Черный серый белый
Время Будущее настоящее прошлое
Пространство низ и/или левое середина верх и/или правое
Возраст Молодость (зрелость) старость
Эмоции Страдание (нейтральные) удовольствие
Душа «конь черный» «возничий» «конь белый»

 

Вместе с тем античные мыслители утверждали, что «начала - белое и черное, а прочие цвета возникают от их смешения». Для Аристотеля предмет зрения - видимое и невидимое (темнота). А «видимое - это прежде всего цвет». Цвет, следовательно, то, что воспринимаемо, и в отношении чего «чувство не может ошибаться». Это значит, что цвета есть качества предметов наравне с другими. Свет же - не «тело», и противоположен тьме, являясь условием видения цветов.

Каждый цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых чаще всего недоступен сознанию, тем более, что такие базовые цвета, как красный, синий, зеленый, желтый (хроматические) и белый, черный, серый (ахроматические) по сути своей являются архетипическими. Интересны исследования цветов Гете, Кандинским, Принцхорном.

Попытаемся рассмотреть цвета по следующим параметрам, собранным разными исследователями и по разным источникам (здесь могут быть расхождения, так как каждый цвет имеет сильную культуральную и временную нагрузку, как и все символы):

- Бессознательное стремление.

- Время.

- Хроматический архетип.

- Физиологическое воздействие.

- Психологическая потребность.

- Модель интеллекта.

- Медицинские показания.

- Чакра.

- Ассоциации (исторические и др.), символы.

Белый - Начать новую жизнь, принятие всего.

- Прошлое.

- Рационализм.

- Смягчает воздействие других цветов.

- Пустоты, одиночества, чистоты, ясности.

- Материальное сознание (общемировое).

- Освобождение от неприятных обстоятельств, покой.

- Сахасрара.

- Белые одежды святых, белое платье невесты (поздний символ), саван, белая аура, Беловодье, Белый Пьеро, белая птица, белый единорог, Белый рыцарь, белая роза.

 

Черный - Конфликтность, протест, агрессия.

- Будущее.

- Иррационализм.

- Снижает частоту пульса и дыхания.

- Четкое " нет", протест против существующего, судьбы, отрицание, отказ, уход.

- Женское бессознательное.

- Общеукрепляющее (т.к. поглощает все цвета).

- Траур (поздний символ), тьма и тайна, одежды монахов и магов, Черный человек, черная Кали, черная кошка, черные знамена, Ночь, Пропасть, уход.

Серый - Стабилизация, порядок.

- Настоящее.

- Хроматизм.

- Подавляет все реакции.

- Нежелание что-то делать, отгораживание от всего, необходимость защиты, отдыха.

- Подсознание (общемировое).

- Защита, повышение чувствительности.

- Серость, Серый кардинал, середина, неразгаданность, туман, расслабленность.

Красный - Возбуждение, преодоление.

- Данный момент, сейчас, линейное время (хронос).

- Тотемизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, повышает давление, увеличивает скорость реакции и мускульную силу (очень ).

- Потребность в уверенности, успехе, самовыражении.

- Мужское бессознательное

- Депрессии, заживление ран, экземы, нейродермиты, апатия, слабость, недостаточность иммунитета, анемии, боли в позвоночнике и мышцах, неврозы, психастения.

- Муладхара.

- Любовь, кровь, сердце, гнев, энергия, насилие, Красно солнышко, Красна девица, жертвенность, Красная роза, красный плащ Воина, страсть, опасность.

Розовый = красный + белый = духовная радость.

Оранжевый - Стремление к переживаниям.

- Вне линейного времени (кайрос).

- Буддизм, даосизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, скорость реакции, мускульную силу (меньше, чем красный), повышает давление.

- Принятие, спокойная уверенная радость, сила в себе, терпимость.

- Бессознательное.

- Депрессия, апатия, анемия, полнота, сексуальные расстройства.

- Свадхистана.

- Страсть, уверенность, Солнце, апельсин, теплый огонь, очаг

Желтый - Стремление преодолеть одиночество, независимость, расширение горизонтов.

- Вне времени (всегда).

- Иудаизм.

- Незначительно увеличивает частоту пульса и дыхания и повышает давление.

- Радость, нежное возбуждение, снятие напряжения, освобождение, надежда, желание раскрыться.

- Женское бессознательное в нормальных условиях и мужское бессознательное в экстремальных условиях.

- Напряженность, депрессии, жизненные кризисы, беременные и дети.

- Манипура.

- Аура Будды, нимб Христа, Радость, Солнце, Ребенок.

Зеленый - Возрождение, потенциальная энергия, статика.

- Всегда.

- Ислам.

- Незначительно снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции и мускульную силу.

- Самооценка, саморегуляция, самоуважение.

- Мужское сознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Гипертония, синдром хронической усталости, боль, нарушения сна, истерия.

- Анахата

- Природа, Покой, Крест Христов, Изумрудные скрижали, Грааль, Рождение, Весна.

Синий - Покой, безопасность, пассивность, сверхчувственность.

- Нет понятия времени.

- Протестантизм.

- Снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции, мускульную силу.

- Уравновешенность, гармония внешнего и внутреннего, покой, мудрость.

- Подсознание.

- Любые состояние, требующие успокоения и расслабления.

- Вишудха.

- Небо, Амон, Зевс, Яхве, Кришна, плащ Одина и Девы Марии, Синяя птица, ночь, медитация, интуиция.

Фиолетовый = красный + синий = мужской путь + женский путь = возбуждение + успокоение = движение + статика.

- Испытать влияние других на себе и самому влиять на других.

- Нет понятия времени.

- Католицизм.

- Очень сильно снижает скорость реакции, на остальное не влияет.

- Духовный рост, смирение, принятие, мудрость отстраненная.

- Мужское подсознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Боль (как болеутоляющее), острые психотические состояния, обезболивание родов.

- Аджна.

- Духовное начало, сакральная тайна, покаяние, перстень кардинала (аметист), высшее знание вне разума, трансперсональное состояние

Значения цветов ( по всем возможным направлениям)

Красный

Символизирует состояние " расходования энергии". Чувственное восприятие - аппетит, эмоциональное - желание, временная категория - настоящее. В мифологии красный цвет используется очень много: Бог войны в красном (аспект жестокости); в Африке - означал «я тебя люблю безмерно», в красное одевали в Африке царей и вождей (только они могли вынести смертный приговор), красный цвет связывали с жарким временем года и потерей самообладания. У крестоносцев в геральдике выражал любовь к Богу, ближним, но также ярость и жестокость. Красная девица – это не красивая девица, а девица на выданье в славянских культурах. Князей хоронили в красном. Т.е. у славян красный – цвет смерти, перехода в иной мир. Свадьба психологически – обряд похорон дочери и рождение замужней женщины, т.е. сепарация от родительского дома.

Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает).
Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Любопытно, что в народной медицине слабых младенцев было принято заворачивать в красные пеленки, чтобы они " подпитывались" живительной энергетикой цвета. Как говорил Василий Кандинский, «беспредельное красное можно толь­ко мыслить или духовно видеть». Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. В могильниках древних обществ красной ох­рой посыпали тела умерших в знак воскрешения из мертвых; перед обычной охотой мужчины красились в красный цвет для придания своему духу энер­гии, активности и бесстрашия.

В Древнем Египте красной или красно-коричневой краской всегда окра­шивались изображения богов и мужчин. В иудаизме красный цвет символизи­ровал не только мерзости и грехи всякие, а и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и одеяния воинов. Так, щит героев Израиля «красен, вои­ны его в одеждах багряных... в день приготовления к бою».

Красный посвящен в христианстве Святому Сыну, позволяет понять и ассоциации красного со Страстями Гос­подними, с кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. Дни святых пишутся красным цветом. В право­славии красный цвет вслед за белым продолжает пасхальное богослужение.

Как символ неизреченной любви Бога к роду человеческому, как цвет крови он используется также в красных или багряных облачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цвет символизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Цвет кардиналов как слуг Папы. Означает рвение в вере, силу и достоинство.

Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. Красного цвета первая чакра, Муладхара, «отвечающая» за жизненную энергию человека вообще.

Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью. В алхимии красный символизирует «мужской принцип», связанный и с Драко­ном, и с Солнцем, и со Львом различными стадиями «Великого опыта».

В ма­сонском обряде наиболее ярко это следует из алых «цветов борьбы» андре­евских лож. Близки к ним и красные тона «Королевской арки» или тевтонических крестов высшей ступени посвящения.

Обыкновенно красный цвет ассоциируется с мужским активным принци­пом, с кровью, с огнем. Практически все культуры исповедуют этот принцип. «Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в этом цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов».

Поговорка «Дурак любит красное» справедлива не только в России, ибо красное - это средоточие бессознательного, физического, физиологического. Красный фонарь, например. Или красный цвет бога войны Марса. Или крас­ные накидки самых воинственных воинов - лаконийцев и римлян. И, наконец, красный цвет крови. Если все это не убеждает, то вспомним имя нашего праро­дителя: Адам означает «красный человек».

И в России красное стало синонимом красивого. Красная площадь, крас­ный угол, красная строка. Красным характеризуется экстремальное состояние женского интеллекта при месячных и родах. Не зря же в древних и пережиточных обществах красным цветом на­деляли шаманок в их экстремальных службах племени. И красным же цветом экстремумов смущения или стыда наделяется женщина, но не мужчина, кото­рый, как мы только что видели, и так красный.

В Европе красный цвет одежды соответствовал действию, горению, стра­стности, желанию и воле к победе. При Бургундском дворе красные одежды означали пламенную и страстную любовь. Сочетание красного с черным - смерть любви, а красного с голубым - непоколебимую верность вечной стра­сти. Отсюда возникают ассоциации с любовью, с сексуальным возбуждени­ем, страстностью и т.п. Не зря Рембо полагал, что женщину в красном легко соблазнить, ибо красным цветом она уже «высказывает», что «была бы не прочь испытать некоторое возбуждение». Мужчины красный цвет считают любимым много чаще, чем женщины. Хотя он одинаково силь­но возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское - физическое, мус­кульное.

Красный фригийский колпак французских коммунаров являлся знаком борь­бы за свободу, которой добивались рабы Древнего Рима. Аллегорически он связан с социологическим значением «красный». То есть политически крайне левый - ярый приверженец потрясений и революций. Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение.

По данным Э. де Боно, красный является очень эмоциональным цветом, так как символизирует гнев, ярость и внутреннее на­пряжение. Повышая уровень активности, красный заставляет больше внима­ния уделять и окружающему миру.

В самом деле, хроматические свойства красного таковы, что днем он при­ближается к нам, выступает вперед и даже наступает на нас. А в сумерках слу­жит фоном и создает странное впечатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красно­го цвета имеет весьма навязчивый характер.

Принудительный сти­мул к активной экстраверсии, то есть к деятельности, направленной вовне лич­ности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащает­ся и усиливается. Увеличивается артериальное давление крови и внутриглаз­ное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном цвете пе­реоценивается. Может поэтому красные стены бистро и кафе располагают лю­дей к более быстрой еде. Заметим, что скорость движений всегда больше у мужчин. Женщины же время вечно недооценивают. Вечно опаздывают. Красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. За счет возбуждения нер­вной системы красный вызывает в начале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26 %, ибо увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется реакция «счет чисел»... Однако при адаптации к красному цвету, число пра­вильно решенных задач снижается на 20 %, а производительность труда - на 34 % (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводя­щее к дальнейшему понижению работоспособности.

Психологами отмечено, что но­шение красных очков спортсменом повышает его выносливость, выявляет бо­евую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам - несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цвето­вого ряда предпочтений. Красный цвет помогает активно преодолевать жиз­ненные препятствия. Улучшает динамичность жизни, и даже предприимчивость.

Поэтому в качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лече­нии депрессий, подавленности и меланхолии. Уже д-р Бэббитт заметил, что красные цвета освещения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. С. Пэнкост использовал красные световые ванны при лечении параличей, истощения и туберкулезов третьей степени. Некото­рых людей, по данным У. Бера, этот цвет возбуждает и опьяняет так, что у них резко понижается рациональный контроль за своими действиями.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.127 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь