Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обязывающий характер Желания
Так как Воля к Жизни является побудительной причиной движения вперед, стремления жизни к воплощению и присоединению к себе того, что необходимо для ее проявления и постоянства формы, то Желание, будучи Волей на низшем плане, будет проявлять сходные свойства, направленные на то, чтобы подбирать, присваивать, делать частью себя то, посредством чего может поддерживаться и укрепляться его жизнь в форме. Когда мы желаем некий объект, мы хотим сделать его частью самих себя, частью " Я", чтобы он мог являться частью воплощения " Я". Желание — это активация силы притяжения; оно приближает желаемый объект к себе. Что бы мы ни желали, мы связываем себя с этим. Желание обладать чем-то, образуя связь между объектом и тем, кто его желает. Мы привязываем к " Я" данную часть " Не-Я", и эта связь сохраняется все время, пока этот объект находится во владении " Я", или до тех пор, пока " Я" не разорвет связь и не отвергнет этот объект. Такие связи являются " узами сердца", * они соединяют " Я" с колесом рождения и смерти. Эти связи между желающим и объектами желания подобны канатам, притягивающим " Я" к тому месту, где находятся объекты желания, и таким образом определяют его рождение в том или ином мире. Относительно этого существует строфа: " И тот, кто привязан, всегда обретает с помощью действия то, что выбрал его ум. Приобретя объект действия, он там живет, затем снова приходит из того мира в этот, ради действия. Так обстоит дело с желающим умом".** Если человек желает объекты другого мира в большей мере, чем этого, то именно в том мире он и родится. До тех пор, пока " Я" и объект не будут объединены, связь с Желанием находится в постоянном напряжении. __________ Единая великая определяющая энергия, Воля к Жизни, которая удерживает планеты на своем пути вокруг солнца, которая не дает материи небесных тел рассеяться, которая удерживает наши тела вместе — это и есть энергия желания. Она управляет всем, что есть в нас, как Желание и должна притягивать нас или притягивать к нам все то, на чем зафиксирован ее захват. Захват желания фиксируется на объекте, " Я" прикрепляется к этому объекту, присваивает его в своем Волеизъявлении, затем должно присвоить его в действии. Поэтому великий учитель говорил: " Если же твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя".* Желаемая вещь становиться частью тела " Я" и если она оказывается дурной, ее следует вырвать, каких бы мучений это ни стоило. Иначе она просто износится под медленным воздействием времени и усталости. " Только сильные могут уничтожить ее. Слабые должны ждать ее роста, созревания и смерти".** __________
Разрыв связей Для разрыва связей Желания необходимо обращение к уму. В нем заключена сила, которая вначале очищает а затем преобразует Желание. Ум фиксирует результаты, следующие за приобретением каждого объекта Желания и отмечает, что последовало за объединением объекта с воплощенным " Я" — счастье или боль. И когда после многих присвоений притягивающего объекта он обнаруживает, что в результате этого возникает боль, то отмечает данный объект как тот, которого следует избегать в будущем. " Восхищения, порождаемые соприкосновением, поистине являются логовом боли".* __________ И тогда возникает борьба. Когда снова появляется притягательный объект, Желание забрасывает свой гарпун, захватывает его и начинает приближать. Ум, помня о болезненных результатах предыдущих подобных захватов, пытается остановить Желание, обрубить мечом знания установившуюся связь. В человеке бушует яростный конфликт. Желание тянет его вперед, а Мысль удерживает. Множество и множество раз Желание будет побеждать, и объект будет присвоен, но боль, возникающая в результате этого, будет постоянно повторяться, и с каждой победой Желания новый его противник будет присоединяться к силам ума неизменно, как бы медленно это ни происходило. Мысль оказывается сильнее, и наконец, перевес склоняется в ее сторону, наступает день, когда Желание оказывается слабее ума, и притягательный объект отпускается, соединительная нить обрезается. Для этого объекта связь разрывается. В этом конфликте мысль стремится использовать против Желания силу Желания. Она выбирает объекты Желания, которые дают относительно продолжительное удовольствие и старается использовать их против Желаний, которые быстро приводят к боли. Так чувственному удовольствию она противопоставляет художественное, использует славу и политическую или социальную власть против наслаждений плоти, она побуждает желания, приносящие пользу и желания, укрепляющие воздержание от порочных наслаждений; в конечном итоге она добивается того, что желание вечного покоя побеждает желание временных удовольствий. Одним великим притяжением все низшие влечения уничтожаются и перестают существовать как объекты желания " Даже вкус (к ним) пропадает у него после того, как он увидел высшее".* Сама энергия Желания может оторвать его от того, что приносит боль, и соединить с тем, что приносит Счастье. Та же сила, что связывает, превращается в инструмент освобождения. Освобождаясь от объектов, желание поворачивается вверх и внутрь, прикрепляя человека к Жизни, из которой он вышел, и в единении с которой заключается его высшее блаженство. __________ В этом заключается значение приверженности как освободителя. Любовь, обращенная к Всевышнему, видит его как в высшей степени желанного, как объект сильного желания и это снижает связи с другими объектами, которые держат сердце в рабстве. Только посредством " Я" в качестве Мысли может быть преодолено " Я" как Желание. " Я", осознавая себя как жизнь, побеждает " Я", воплощенное и считающее себя формой. Человек должен научиться отделять себя от оболочек, в которых он желает, мыслит и действует, распознать их как часть " Не-Я", как материал, являющийся внешним по отношению к жизни. Таким образом энергия, направлявшаяся к объектам в случае низших желаний, становится высшим желанием, руководимым умом, и готовится преобразоваться в Волю. Когда низший ум сливается с высшим, а высший — с тем, что является Мудростью, аспект чистой Воли проявляется, как Сила Души, независимая, Самоуправляемая, в совершенной гармонии с Высшей Волей и поэтому свободная. И лишь тогда все узы оказываются разорванными, а Душа становится независимой от всего, что вне ее. Тогда и только тогда можно сказать, что Воля свободна.
Глава III Инструмент желания Для того, чтобы добавить некоторые полезные детали к уже сказанному, нам необходимо вернуться к вопросу борьбы в природе Желания; но вначале необходимо изучить Инструмент Желания, Тело Желания или астральное тело, так как это позволит нам понять конкретный способ, с помощью которого мы можем подавить низшие желания и избавиться от них. Оболочка Желания состоит из того, что называется астральной материей, из материи плана, стоящего над физическим. Эта материя, как и физическая, существует в семи модификациях, которые по отношению друг к другу подобны твердому, жидкому, газообразному и т.п. видам состояния материи на физическом плане. Как физическое тело включает в себя различные состояния физической материи, так и астральное тело включает в себя различные состояния астральной материи. Каждое из этих состояний включает более грубые и более тонкие агрегации, и работа астрального, как и физического очищения состоит в замене более грубых на более тонкие. Более того, низшие состояния астральной материи служат, главным образом, для проявления низших желаний, в то время как высшие состояния колеблются в ответ на желания, которые при сочетании с умом превратились в эмоции. Низшие желания, стремящиеся к объектам удовольствия, находят, что низшие состояния материи служат в качестве среды, через которую передается действие их притягивающей силы, и чем грубее и низменнее желания, тем грубее и агрегации материи, которая соответствующим образом их отражает. Когда желание вызывает колебание соответствующего вещества астрального тела, то материя сильно активизируется и притягивает к себе извне новую подобную материю и таким образом увеличивает количество такой материи в составе астрального тела. Когда в желания входит умственный элемент и уменьшается их эгоизм, они постепенно начинаются совершенствоваться до эмоции, в астральном теле увеличивается содержание более тонкой материи, в то время как более грубая материя, оставшаяся не активированной, теряет свою энергию и уменьшается количественно. Эти факты, используемые на практике, помогут нам ослабить врага, властвующего в нас, ибо мы сможем лишить его своих орудий. Предатель в тылу более опасен, чем враг снаружи, и тело желания выступает в качестве такого предателя, пока оно состоит из элементов, которые отвечают на соблазны, идущие извне. Желание, организующееся в более грубой материи, должно быть остановлено умом. Мозг отказывается представлять себе преходящие удовольствия, которые следуют за обладанием объекта, а представляет более продолжительные страдания, которые тот вызывает. В то время, как мы избавляемся от более грубой материи, колеблющейся в ответ на низменные влечения, эти влечения теряют всю свою способность волновать нас. Следовательно, этот инструмент Желания необходимо взять в свои руки; влечения, затрагивающие нас извне, будут соответствовать его строению. Мы можем заняться работой над формой, поменять элементы, из которых она состоит, и таким образом обратить врага в защитника. Однако, когда характер человека развивается, он сталкивается с трудностью, которая зачастую тревожит и угнетает его. Он оказывается обуреваем желаниями, которых сторонится и стыдится, но, несмотря на все напряженные усилия избавиться от них, эти желания, тем не менее, остаются и продолжают мучить его. Они идут вразрез со стремлениями, надеждами и усилиями человека, и все же некоторым образом они оказываются его желаниями. Это болезненное переживание обусловлено тем фактом, что сознание развивается быстрее, чем может измениться форма, и при этом до некоторой степени они оказываются в конфликте друг с другом. В астральном теле все еще остается значительное количество более грубых агрегаций, но так как желания стали более возвышенными, они уже не оживляют эти материалы. Тем не менее некоторая доля былой активности все еще остается в этих агрегациях и хотя они разлагаются, но полностью еще не исчезли. Хотя сущность Желания человека уже больше не использует эти материалы для своего выражения, они все еще могут быть временно активированы под воздействием извне и таким образом обрести некое подобие жизнеспособности, сходной с таковым трупа, подвергающегося действию электрического тока. Желания других людей — элементалы желания злонамеренного типа — могут связываться с этими вышедшими из употребления элементами астрального тела человека, и таким образом эти элементы могут быть оживлены и активированы, что заставит воспринимать этого человека побуждения желаний, к которым он питает отвращение, как свои собственные. Когда подобное происходит, сбитый с толку человек должен набраться мужества, даже при внезапном вторжении таких желаний он не должен принимать их как свои собственные, а понимать, что используемые ими элементы относятся к прошлому, являются отмирающими, и что день их гибели и его свободы близок. Для того, чтобы продемонстрировать такое действие отмирающей материи в астральном теле, мы можем взять пример из сновидения. В прошлой жизни человек был горьким пьяницей, последовавшие после его смерти переживания выработали в нем глубокое отвращение к алкоголю; то есть после возрождения его " Я" выработало в новых физическом и астральном телах это отвращение, но тем не менее в астральном теле присутствовала некоторая часть материи, привлеченная колебаниями, вызванными в постоянном атоме предыдущим пьянством. Эта материя не активируется в его теперешней жизни ни потребностью выпить, ни потворством привычке принимать алкоголь, напротив, в бодрствующей жизни этот человек не пьющий. Но в сновидении эта материя астрального тела активируется к жизни извне; и так как контроль Эго над астральным телом* в это время ослаблен, то эта материя отвечает на достигающие ее колебания стремления выпить, и человеку сниться, что оно принимает алкоголь. Кроме того, если человеке все еще остается скрытое желание выпить, слишком слабое, чтобы утвердиться в бодрствующем сознании, оно может проявиться в состоянии сна. Так как физическая материя является сравнительно тяжелой и трудно приводимой в движение, то у слабого желания оказывается недостаточно энергии, чтобы вызвать в ней колебания, но это же самое желание может привести в движение намного более легкую астральную материю, и таким образом в сновидении человек может быть захвачен желанием, которое не имеет над ним никакой силы в его бодрствующем сознании. Такие сновидения вызывают много страданий, потому что они непонятны. Человек должен знать, что такое сновидение говорит о том, что искушение касательно его самого уже преодолено, и что его тревоги вызваны всего лишь призраком прошлых желаний, оживленным на астральном плане извне, или, если изнутри, то тогда умирающим желанием, которое слишком слабо, чтобы управлять им в его бодрствующем состоянии. Такое сновидение является свидетельством почти полной победы. В то же время оно является и предостережением, так как говорит человеку, что в его астральном теле все еще находится часть материи, готовая к активации колебаниями стремления выпить, и поэтому в бодрствующем состоянии он не должен оказываться в условиях, где такие колебания могут изобиловать. Пока такие сновидения не исчезнут полностью, астральное тело не будет свободным от материи, являющейся источником опасности. __________
Конфликт желания и мысли Теперь для того, чтобы добавить некоторые необходимые детали, мы должны вернуться к борьбе в сущности Желания, о которой мы уже упоминали ранее. Этот конфликт относится к периоду, который может быть назван средней стадией эволюции, к той продолжительной стадии, которая лежит между состоянием человека, полностью управляемого Желанием, хватающегося за все, что ему хочется, не останавливаемого сознанием и терзаемого раскаянием; и это состояние высокоразвитого Духовного Человека, в котором Воля, Мудрость и Активность функционируют в гармоничном взаимодействии. Конфликт возникает между Желанием и Мыслью — Мысль начинает понимать свое отношение к " Не-Я" и к другим обособленным " Я", а также начинает понимать Желание, находящееся под влиянием окружающих его объектов, движимое влечениями и отвращениями, склоняемое то в одну, то в другую сторону прельщающими его объектами. Мы должны изучить стадию эволюции, на которой накопившаяся и сохраняющаяся в уме память прошлого опыта выступает против удовлетворения желаний, приводивших ранее к боли, или, если говорить более точно, вывод, сделанный мышлением из этого накопившегося опыта, заявляет о себе перед лицом пробуждения сущности Желания к объекту, который был отмечен как опасный. Привычка хватать и наслаждаться устанавливалась в течение сотен жизней и поэтому является сильной, в то время как привычка отказа от удовольствия во избежание будущей боли находится в данный момент только на пути к своему развитию и поэтому очень слаба. Поэтому конфликт между Мышлением и сущностью Желания в течение длительного времени завершается серией поражений первого. Молодой ум, борющийся со зрелым телом Желания, оказывается постоянно побежденным. Но каждая победа сущности Желания, сопровождаемая коротким наслаждением и длительной болью, порождает новые враждебные по отношению к нему силы, которые укрепляют ряды его противника. Таким образом, каждое поражение Мышления сеет семена его будущей победы, а его сила растет с каждым днем, в то время как силы сущности Желания идут на убыль. В том случае, когда это ясно понимается, мы перестаем горевать по поводу падений своих собственных и тех, кого любим; ибо мы знаем, что эти падения обеспечивают прочную опору в будущем и что в утробе боли созревает будущий победитель. Ниши знания о хорошем и плохом приобретаются посредством опыта и развиваются только путем проб и ошибок. Чувство хорошего и плохого, являющееся сегодня врожденным у цивилизованного человека, было развито в ходе бесчисленных переживаний. В первые дни обособленного " Я" для его эволюции были полезны все переживания. Они давали ему уроки, необходимые для его роста. Постепенно оно познало, что уступчивость желаниям, которые в ходе их удовлетворения наносят вред другим, приносит ему боль, несоизмеримую с временным удовольствием, получаемым от удовлетворения. Оно начнет связывать слово " плохие" с желаниями, потворство которым принесло больше боли, этот процесс ускоряется тем фактом, что Учителя, направляющие раннее развитие " Я", отмечают объекты, притягивающие такие желания, знаком своего неодобрения. Когда оно ослушивается их, и за этим следует страдание, то воздействие, оказываемое на мышление, является более сильным вследствие предшествующего предостережения, и сознание — Воля к правильным поступкам и воздержание от неверных — пропорционально растет. В связи с этим мы легко можем видеть значение предостережения, упрека и хорошего совета. Они сохраняются в уме и являются дополнительной силой к накопившимся воспоминаниям, противостоящим удовлетворению ошибочных желаний. Если же предупрежденная таким образом личность снова уступит возникшему искушению, это будет означать только то, что равновесие сил все еще смещено в сторону порочного желания; и когда придет предсказанное страдание, ум вспомнит все предостережения и увещания и еще глубже запечатлеет в своей субстанции решение: " Это желание неверное". Свершение неверного поступка означает только то, что память о прошлой боли еще не достаточно сильна, чтобы перевесить привлекательность нетерпеливо предвкушаемого и немедленного удовольствия. Урок должен быть повторен еще несколько раз для того, чтобы усилить память прошлого, и когда это произойдет — победа обеспечена. Страдание является необходимым элементом в росте души и несет в себе перспективу этого роста. Если правильно посмотреть, то повсюду вокруг нас зреет добро, и ни в чем нет безнадежного зла. Эта борьба выражается в печальном возгласе: " Того, что хочу, я не делаю, а делаю то, чего не хочу. Когда я хочу сделать добро, у меня получается зло". Зло, которое мы свершаем вопреки своему желанию, делается по привычке прошлого. Слабая воля побеждается сильным Желанием. Теперь Мышление в своем конфликте с сущностью Желания призывает к себе на помощь саму эту Сущность и стремиться пробудить в ней желание, которое будет противостоять тому желанию, портив которого Мышление ведет войну. Так же как притяжение слабого магнита может быть преодолено полем более сильного, так и одно желание может быть усилено для преодоления другого, правильное желание может быть пробуждено для борьбы с неправильным. Отсюда и значение идеала.
Значение идеала Идеал — это устоявшееся мысленное представление вдохновляющего характера, составленное для руководства поведением; создание идеала является одним из самых эффективных способов воздействия на желание. Соответственно характеру человека, создающего себе идеал, этот идеал может иметь или не иметь воплощение в конкретной личности; к тому же всегда следует помнить, что значение идеала в основном зависит от его привлекательности, а также то, что является притягательным для одного темперамента, ни в коей мере не обязательно должно привлекать и другой. В общем одинаково хорошими являются как абстрактный идеал, так и личностный; и из них следует брать тот, что оказывает на выбирающего его человека наиболее привлекающее воздействие. Человек интеллектуального характера обычно находит более подходящим абстрактный идеал, тогда как человек эмоционального характера будет требовать конкретного воплощения своей мысли. Недостаток абстрактного идеала заключается в том, что он обычно оказывается недостаточным для побуждающего к действию вдохновения; недостатком конкретного олицетворения является то, что оно склонно опускаться ниже идеала. Идеал, конечно же, создается умом, он либо сохраняет его в виде абстракции, либо воплощает в личность. Время, выбираемое для создания идеала, должно быть временем, когда ум находится в спокойном, уравновешенном и ясном состоянии, когда сущность желания спит. Тогда мыслящее " Я" должно обдумать смысл своей Жизни, цель, к которой оно стремится и, руководствуясь этим в своем выборе, отобрать качества, необходимые для достижения своей цели. " Я" должно объединить эти качества в единую концепцию, как можно лучше представить себе эту интеграцию необходимых ему качеств. Этот интегрирующий процесс должен повторяться ежедневно, до тех пор, пока идеал не будет легко выделяться в уме, наделенный всей красотой высокой мысли и благородным характером, фигурой неотразимой привлекательности. Человек интеллектуальный сохранит этот идеал в виде отвлеченной концепции. Человек эмоционального характера воплотит его в личность, такую как Будда, Христос, Шри Кришна или какой-либо иной божественный Учитель. В последнем случае он изучит, если возможно, его жизнь, его учение, его поступки, и идеал будет все больше оживать, становиться все более реальным для Мыслящего " Я". Сильная любовь к этому олицетворенному идеалу вспыхнет в сердце, и Желание протянет свои жаждущие руки, чтобы объять его. И когда возникнет искушение, а низшие желания будут требовать своего удовлетворения, тогда притягательная сила идеала заявит о себе, возвышенное вступит в схватку и низменным, а мыслящее " Я" найдет себе поддержку для утверждения правильного желания в отрицающей силе памяти, которая говорит: " Воздержись от низменного" и в положительной силе идеала, который зовет: " Достигни героического". Человек, который постоянно живет с великим идеалом, вооружен против неверных желаний любовью к своему идеалу, стыдом оказаться низменным пред ним, стремлением быть похожим на того, кем он восторгается, а также общим строем своего ума и его направленностью по руслу благородного мышления. Неправильные желания будет становиться все более и более неуместными для него. Они погибнут естественным путем, не способные дышать этим чистым, свежим воздухом. Ввиду губительных последствий влияния исторического критицизма на многие умы, здесь также уместно будет отметить, что значение идеалов Христа, Будды и Кришны ни в коей мере не умаляется никаким недостатком исторических данных и никакой недостаточностью доказательств подлинности писаний. Многие из переданных нам повествований в историческом отношении могут быть неверными, но с этической и жизненной точки зрения они верны. Произошло ли данное событие в физической жизни данного учителя или нет, особого значения не имеет: воздействие такого идеального характера на свое окружение всегда оказывается глубоко правильным. Священные писания и представляют духовные факты, независимо от того, истинны ли исторически сами физические события или нет. Таким образом, мысль может формировать и направлять Желание и обращать его из врага в союзника. Изменив свое направление, желание вместо задерживающей силы становится ускоряющей и возвышающей. И там, где желания в отношении объектов прочно удерживало нас в земной грязи, желание в отношении идеала на крепких крыльях поднимает нас в небо.
Очищение Желания Мы уже видели, как много может быть сделано в отношении очищения Оболочки Желания; созерцание и почитание только что описанного идеала является наиболее действенными средствами для очищения Желания. Злонамеренные желания умирают просто из-за недостатка подкрепления, в то время как хорошие желания воспитываются и поддерживаются. Усилие отвергнуть все неверные желания сопровождается твердым отказом мысли от их воплощения в действие. Воля начинает сдерживать действие, даже если Желание требует удовлетворения. И этот отказ в отношении действия, провоцируемого неверным желанием, постепенно лишает притягательной силы те объекты, которые прежде имели ее. " Объекты чувств... отворачиваются от воздержанного обитателя тела".* Желания, страдающие от отсутствия удовлетворения, увядают. __________ Существует другой способ очищения, при котором используется отталкивающая сила Желания, как при созерцании идеала пробуждается притягивающая сила. Этот способ применяется в крайних случаях, когда восстают и беснуются самые низкие желания, приводящие к порокам обжорства, пьянства и распутства. Иногда человек оказывается не в состоянии избавиться от дурных желаний; несмотря на все усилия, его ум уступает их сильному побуждению, и порочное воображение начинает бесчинствовать в его мозге. Человек может победить кажущейся уступкой, доведением порочного воображения до его неизбежного результата. Он представляет, что уступил нахлынувшим на него искушениям, что все более и более погружается в объятия одолевшего его зла. Падая все ниже и ниже, он прослеживает, как становится беспомощным рабом своих страстей. С ярким воображением он прослеживает все стадии своего падения: видит как его тело становится грубее и грубее, а затем обрюзгшим и больным. Он созерцает расшатанные нервы, отвратительные язвы, ужасный упадок и руины когда-то сильного и здорового тела. Он сосредоточивает свой взор на позорной смерти, печальном наследии постыдной памяти, оставленной родственникам и друзьям; мысленно он переводит свой взгляд за черту смерти и видит грязь и извращение своих пороков, отображенные в страданиях астрального тела, и агонию стремлений тех желаний, которые уже не сможет удовлетворить. Он непоколебимо заставляет свои сжимающиеся от ужаса мысли сосредоточиваться на этом жалком зрелище триумфа неверного желания, до тех пор, пока в нем не зарождается сильное отвращение к нему, невыносимый страх и отвращение к результатам нынешнего потворства. Такой метод очищения подобен скальпелю хирурга, вырезающего раковую опухоль, которая угрожает жизни; и как любую хирургическую операцию его следует избегать, пока не останется иных способов лечения. Неверные желания лучше побеждать притягательной силой идеала, чем отталкивающей силой зрелища крушения. Но там, где терпит поражение привлекательность, возможно, сможет одержать победу отвращение. В последнем методе существует опасность, заключающаяся в том, что такое сосредоточение мысли на зле увеличивает содержание в Оболочке Желания более грубой материи, и вследствие этого борьба оказывается более продолжительной, чем в том случае, когда оказывается возможным влить жизнь в добрые желания и высокие стремления. Поэтому данный метод худший из двух, и его следует использовать только в том случае, когда другой недостижим. Более высоким притяжением, отвращением или посредством медленного обучения страданиям Желание должно быть очищено. " Должно" здесь является не столько необходимостью, налагаемой внешним Божеством, сколько настоятельным приказом Божества внутреннего, не терпящего отказа. С этой истинной волей Божества, которым является наше " Я", действуют все божественные силы в природе, и это божественное " Я", которое изъявляет волю к высочайшему, в конечном итоге должно неминуемо подчинить все вещи. С этой победой исчезает Желание. Ибо тогда внешние объекты уже не притягивают и отталкивают идущие во вне энергии Атмы, которые всецело направляются независимой Мудростью; то есть Воля занимает место Желания. Добро и зло рассматривается как божественные силы, которые работают на эволюцию, первое так же необходимо, как и второе, одно, дополняющее другое. Добро является силой, с которой надо быть заодно, зло является силой, которой следует противодействовать; при правильном использовании обоих сила " Я" проявляется. Когда " Я" развило аспект Мудрости, оно одинаково смотрит на праведное и безнравственное, на святого и грешника, и вследствие этого одинаково готово помочь обоим, протянув сильные руки как одному, так и другому. Желание, которое относилось к ним с влечением и отвращением, как к приносящим удовольствие и боль, исчезло, и Воля, которая является энергией, направляемой Мудростью, оказывает надлежащую помощь и тому, и другому. Таким образом, человек поднимается над тиранией пары противоположностей и живет в Вечном Спокойствии.
Глава IV Рождение Эмоции Эмоция — это не простое или первичное состояние сознания, а сложное, образуемое взаимодействием двух аспектов " Я" — Желания и Интеллекта. Воздействие Интеллекта на Желание порождает Эмоцию, она является их совместным детищем и проявляет некоторые характеристики как своего отца — Интеллекта, так и своей матери — Желания. В развитом состоянии Эмоция кажется настолько отличной от Желания, что их фундаментальная тождественность является несколько завуалированной; но мы можем видеть эту тождественность либо проследив развитие желания в эмоцию, либо изучив их, сопоставляя друг с другом и обнаруживая при этом одни и те же характеристики, присущие обоим, те же самые деления и то, что одно фактически является усовершенствованной формой другого, причем это усовершенствование обусловлено присутствием в последнем интеллектуальных элементов, отсутствующих или не так явно выраженных в первом. Давайте проследим развитие желания в эмоцию на одном из самых общих человеческих отношений — сексуальных. Здесь желание выступает в одной из самых своих простейших форм; желание пищи и желание полового слияния являются двумя фундаментальными желаниями всех живых организмов: желание пищи необходимо для поддержания жизни, а желание полового слияния — для продолжения жизни. В обоих случаях возникает чувство " прибавления" или, если выразится иначе, ощущается удовольствие. Желание пищи остается желанием; пища добывается усваивается, теряет свою обособленную сущность и становится частью Меня. Продолжающегося взаимоотношения между едоком и пищей, которое давало бы возможность для развития эмоции, не существует. В сексуальных взаимоотношениях дело обстоит иначе. С эволюцией индивидуальности они склонны становиться все более и более постоянными. Два дикаря сближаются привлекательностью секса; в каждом из них возникает страсть обладания другим; каждый желает другого. Это желание такое же простое, как и желание пищи, но оно не может быть удовлетворено в такой же мере, потому что никто из них не может полностью овладеть другим и ассимилировать его; каждый из них до некоторой степени сохраняет свою обособленную личность и лишь частично становится " Я" другого. Здесь действительно имеется расширение " Я", но оно происходит посредством включения, а не самоотождествления. Наличие такого устойчивого барьера является необходимым для трансформации желания в эмоцию, это делает возможным соотнесение памяти и предвосхищения к одному и тому же объекту, а не к иному объекту такого же рода — как в случае пищи. Устойчивое желание единения с одним и тем же объектом превращается в эмоцию, и таким образом мысли сливаются с первичным желанием обладать. Барьер, который сохраняет взаимно притягивающиеся объекты как два, а не один, который предотвращает их слияние и кажется разбивающим, на самом деле является увековечивающим; если бы он был сметен, то исчезло бы как желание, так и эмоция, а Два, превратившиеся в Одно, должны были бы искать иной внешний объект для дальнейшего расширения " Я", приносящего удовольствие. Давайте вернемся к нашим дикарям, объединенным желанием. Женщина заболевает и на некоторое время перестает быть объектом сексуального удовлетворения. Но мужчина помнит прошлое и предвидит будущее удовольствие, у него зарождается чувство сострадания к ее слабости, сочувствия ее мучениям. Сохраняющееся влечение к ней, обусловленное памятью и предчувствием, превращает желание в эмоцию, а страсть — в любовь, и первым проявлениями этого являются сострадание и сочувствие. Это, в свою очередь, ведет к самопожертвованию ради нее, к появлению побуждений заботиться о ней, когда ему хочется спать, прилагать усилия ради нее, когда ему хочется отдыхать. Эти спонтанные проявления эмоции любви в нем позднее утвердятся в добродетелях, то есть станут постоянными чертами его характера, проявляющимися в ответ на призыв к человеческой помощи со стороны всех людей, с которыми он контактирует, независимо от того, привлекают они его или нет. Позднее мы увидим, что добродетели — это просто постоянные проявления правильной эмоции. Однако, прежде чем перейти к отношению между этикой и эмоцией, мы должны подробнее рассмотреть фундаментальную тождественность Желания и Эмоции, отметив их характеристики и подразделения. Сделав это, мы обнаружим, что эмоции представляют собой не просто джунгли, а все они берут начало от одного корня и подразделяются на два основных ствола, которые опять-таки подразделяются на ряд ветвей с растущими на них листьями пороков и добродетелей. Такое образное представление, позволяющее превратить изучение эмоции в науку, а из нее вывести понятную и рациональную систему моральных принципов, принадлежит индийскому автору, Бхагаван Дасу, который впервые внес порядок в эту прежде запутанную область сознания. Изучающие психологию найдут в его работе " Наука эмоций" * ясный трактат, излагающий эту схему, который сводит хаос эмоций к космосу и формирует в нем упорядоченную мораль. Общие направления изложения, представленного здесь, взяты из этой работы, к которой читатели могут обратиться за более подробными деталями. __________ Мы видели, что желание имеет два основных выражения; желание притягивать — для того, чтобы овладеть или снова вступить в соприкосновение с любым объектом, который прежде доставил удовольствие; желание отталкивать — для того, чтобы отстранить подальше или избежать соприкосновения с любым объектом, который прежде причинил боль. Мы видели, что Влечение и Отвращение являются двумя формами желания, раскачивающими " Я". Эмоция, будучи Желанием, проникнутым Интеллектом, неизбежно имеет такие же два подразделения. Эмоция, имеющая характер Влечения, привлекающая объекты друг к другу посредством удовольствия, объединяющая энергии вселенной, называется Любовь. Эмоция, имеющая характер Отвращения, отталкивающая объекты друг от друга посредством боли, разрушающая энергии вселенной, называется Ненависть. Это два ствола, идущие от корня Желания, и все ответвления эмоции могут быть прослежены к одному из них. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы