Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством



ИНТЕРНЕТ-КУРС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

http: //www.e-biblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/filosofiya/sg.html

http: //my.megacampus.ru/user/restricted

VSinkevich
7774

 

Кафедра Философии и истории

Матюхин А.В., Борисова Е.М.

«Философия» © Матюхин А.В., Борисова Е.М., 2013

© Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013

________________________________________

Содержание

Аннотация

 

Тема 1. Предмет философии

Вопрос 1. Рождение философии.

Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии.

Вопрос 3. Специфика философского знания.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

Вопрос 1. Философия и наука.

Вопрос 2. Философия, религия и искусство.

Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Тема 3. Мировоззрение и проблемы познания

Вопрос 1. Философия и мировоззрение.

Вопрос 2. «Материальное» и «идеальное» в философии.

Вопрос 3. Познаваем ли мир.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Тема 4. Диалектика: понятие и основные исторические формы

Вопрос 1. Диалектика и ее исторические формы.

Вопрос 2. Законы диалектики.

Вопрос 3. Категории материалистической диалектики.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Тема 5. Основные этапы и направления развития философии

Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.

Вопрос 2. Философия 18-20 вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Тема 6. Общество: основы философского анализа

Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания.

Вопрос 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Тема 7. Общество как саморазвивающаяся система

Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.

Вопрос 2. Политическая сфера общества, ее основные элементы. Духовная сфера и ее структура, роль в обществе.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Тема 8. Движущие силы и субъекты социального развития. Человек и исторический процесс

Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества.

Вопрос 2. Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей.

Вопросы для самопроверки:

Литература по теме:

Практические задания:

 

Глоссарий

 

I. Аннотация к дисциплине

Дисциплина «Философия» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Данная дисциплина посвящена изучению базовых философских категорий, истории и структуре философского мышления и познания, способствует формированию мировоззрения и ценностных установок личности, является исходной теоретической и методологической основой для получения и осмысления знаний по другим социальным, гуманитарным, экономическим и специализированным дисциплинам. Философия имеет универсальный и интегральный характер обобщающего и систематизирующего знания о явлениях природы, общества, культуры, человеческой жизни и деятельности. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулирует активное участие в решении судеб своей страны и современного мира.

 

 

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Философия» является формирование у студентов базовой системы философских знаний, выработка философского способа мышления в отношении общей картины мира, сложных взаимосвязей жизненной реальности, ценностей человеческого существования, профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

- изучение философского наследия;

- раскрытие сущности и содержания основных философских категорий,

- формирование философского мышления и мировоззрения;

- формирование нравственных ценностных установок личности;

- обучение использованию источников философской и научной мысли;

- формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по философской тематике и проблематике;

- обучение универсальному и критически-осмысляющему философскому подходу в восприятии и анализе явлений природы, общества, культуры, человеческой жизни и профессиональной деятельности;

- овладение основами логики и методологии научного познания;

- повышение общего уровня философской культуры.

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

иметь представление:

- о месте и роли философии в жизни человека и общества;

- о специфике философского знания;

- о соотношение философии, религии и науки;

- о концепциях и подходах крупнейших философов;

- об основных категориях различных этапов развития философии;

- об особенностях отечественной философии;

- о «вечных вопросах» философии;

- о проблематике современной философии;

- о постановке фундаментальной проблемы назначения и смысла жизни человека;

- о многообразие форм человеческого знания;

- о соотношении знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

- о духовных ценностях;

- о роли социально-философских образов «будущего», «настоящего» и «прошлого» в общественных процессах;

- о философском осмыслении глобальных проблем современности и путей их решения;

- о роли философии в процессах устойчивого развития современного мира.

знать:

- предмет и функции философии;

- исторические этапы и особенности развития философии;

- основные направления философской мысли;

- сущность и проблематику основных философских категорий;

- основные проблемы современной философии;

- роль научной рациональности в развитии общества;

- специфику и значение этических и эстетических ценностей в человеческой жизни;

- формационную и цивилизационную концепции общественного развития;

- характерные черты и особенности научно-технической революции и информационного общества;

- роль философии в осмыслении и решении актуальных проблем современной цивилизации.

уметь:

- грамотно владеть философско-методологическим лексиконом;

- предметно воспроизвести информацию по определенной философской тематике;

- аналитически представить и обобщить конкретные явления по заданной преподавателем философской проблематике;

- соотнести философский, религиозный, научный и повседневно-бытовой подходы к тождественным предметам рассмотрения, анализа и обобщения;

- оценить роль и значение выдающихся философов, значимых философских направлений и концепций;

- реконструировать содержание основных философских теорий;

- грамотно и корректно прокомментировать ключевые положения основных философских доктрин;

- аргументировано защищать свои взгляды и позиции;

- самостоятельно осуществлять поиск ответов по проблемным вопросам философского знания.

 

Тема 1. Предмет философии.

Вопросы темы:

Вопрос 1. Рождение философии.

Вопрос 2. Основные подходы к определению предмета философии.

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

 

Вопросы темы.

Вопрос 1. Философия и наука

Вопрос 2. Философия, религия и искусство

Вопрос 3. Многообразие философских направлений и школ.

 

 

Цель изучения темы: Формирование базовых представлений об особенностях философии в контексте сравнительного анализа с наукой, религией и искусством.

 

Задачи изучения темы:

Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем отличия философии и науки?

2. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства?

3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ?

4. Какие новые области исследования открываются и разрабатываются в новейшей философии?

Практические задания.

1. На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

2. Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия... распространяется на все доступное для человеческого познания».

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

 

3. Русский философ В. Соловьев писал: ««Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

 

4. Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

 

Тестовые задания для самопроверки

1. По мнению Аристотеля, софистика - это…

а) высший этап развития философии

б) ненаучное, полное непроверенных предпосылок мнение

в) научное мнение

г) обобщающее знание

 

2. Иррационализм подлинным источником освоения мира считает…

а) науку

б) образование

в) художественную литературу

г) миф

 

3. Представители экзистенциализма полагают, что отождествление философии и науки…

а) повышает возможности философских знаний

б) снижает возможности философских знаний

в) приводит к появлению научной философии

г) произойдет в будущем

 

4. …. познает законы изучаемых явлений, и на их основе их создает теории, подтверждаемые практикой

а) мифология

б) философия

в) наука

г) религия

д) художественная культура

 

5. В конце XX – начале XIX вв. возникает ряд новых наук, у истоков которых стоит философия. Среди них необходимо назвать …

а) социологию

б) биосферную концепцию культуры

в) математику

г) экологию

д) глобальное моделирование

е) химию

 

6. Высказывание: «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит…

а) И. Канту

б) Д. Дидро

в) А. Шопенгауэру

г) Н. Бердяеву

 

7. Согласно Г. Гегелю, тремя важнейшими формами общественного мировоззрения являются…

а) философия, религия и наука

б) философия, политика и искусство

в) философия, наука и техника

г) философия, религия и искусство

 

8. В основе …лежит вера в высшие, абсолютные ценности

а) науки

б) философии

в) футурологии

г) религии

д) права

 

9. «Вся история философии – это история человеческих заблуждений». Данное мнение выражают представители…

а) античной философии

б) китайской философии

в) догматизма

г) скептицизма

д) марксизма

 

10. Можно утверждать, что любая философская доктрина, объявившая себя «истиной в последней инстанции», ведет к…

а) появлению новых философских направлений

б) появлению новых научных направлений

в) догматизму

г) классицизму

в) эмпиризму

Вопросы темы.

Вопрос 3. Познаваем ли мир.

Цели и задачи изучения темы:

Цель изучения темы: Формирование исходных представлений о философских аспектах мировоззрения и познавательной деятельности

 

Задачи изучения темы:

1. Раскрытие сущности и содержания основных философских категорий по данной теме.

2. Выявление специфики критически-осмысляющего философского подхода.

3. Анализ сущности проблематики соотношении материи и сознания

4. Выявление особенностей философской проблемы познаваемости мира.

 

Атараксия - нравственный закон жизни философа, мудреца - невозмутимость, спокойствие.

Функция - предназначение. В функциях выражается роль философии в жизни общества и человека.

Вопрос 3. Познаваем ли мир.

 

Во второй – гносеологической - стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована проблема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окружающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность вещей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.

· Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.

· Скептицизм (от. греч. Skepsis - сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возможность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности
человека к познанию истины. В основе позиции скептиков лежит принцип «изостении» - равнозначности всех суждений: «любое суждение равно сильно другому, поэтому нет верного знания, и следует вообще воздерживаться от каких-либо утверждений». Из этой позиции скептики выводят нравственный закон жизни философа, мудреца - атараксию (от греч. Ataraxia - невозмутимость): так как суждения инициируют определенный поступок, то отказ от них является непременным условием достижения покоя и безмятежности.

Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых современных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает принцип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».

Агностицизм (от греч. Agnostos - непознаваемый)- философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и
скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность
человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность
познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживаются и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку
в 1869 г. английский естествоиспытатель Т. Гексли, хотя сама концепция возникла гораздо раньше - во времена софистов. Классическую форму агностицизм приобрел в философии Юма и Канта.

Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии - о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмотренные выше его стороны?

Нет, философский вопрос о соотношении материи и сознания, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемости, имеет и другой существенный аспект - взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологической, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биологического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение материи и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их координация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует отметить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной выступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспериментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по отношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.

В любом философском исследовании, связанном с человеческим бытием - в том или ином виде - присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема характеризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия - это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеологический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идеологической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку познать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.

Вопросы для самопроверки.

1. Какую проблему поднимает К. Ясперс в своем высказывании: «Коперник знал, что Земля вращается вокруг Солнца, а Бруно был в этом убежден. Первый отказался от своих знаний, второй - нет, и принял мученическую смерть»?

2. В чем смысл мировоззренческой функции философии?

3. По каким основаниям можно классифицировать многообразие мировоззренческих взглядов?

4. Какие исторических факты свидетельствуют о значительном влиянии философии на мировоззрение общества и человека?

5. Назовите основателя субъективного идеализма в философии.

6. Что понимается под философским термином «атараксия»?

7. В каких философских концепциях агностицизм приобрел классическую форму?

 

 

Практические задания.

1 Немецкий философ М. Хайдеггер замечал: «Философия ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Справедливо ли это суждение? Выскажите свое отношение к взаимосвязи философии и мировоззрения.

 

2 Греческий философ Аристотель писал: «Большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то из чего состоят все вещи... Фалес - основатель такого рода философии - утверждал, что начало вода (поэтому он заявлял, что земля находится на воде)». О какой философской школе
ведет речь Аристотель? Выскажите свое понимание проблемы о соотношении материи и сознания.

 

3. Немецкий философ А. Шопенгауэр замечал: «Истинно философское воззрение на мир... то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность...». О какой функции философии идет речь в этом высказывании? Выскажите свои представления об основных функциях философии.

 

4. Современный английский философ А. Уайтхэд пишет: «Когда цивилизация достигает своей кульминации, общество, избавленное от
общефилософского понимания жизни, обречено на упадок... Те исторические
эпохи, развитие которых было связано с распространением философского мировоззрения, никогда не исчезнут из памяти человечества
». Существуют ли основания для такой мысли философа? Выскажите свою
точку зрения на роль философии в современном мире.

 

5. Установите соответствия

Соотнесите понятия и определения.

 

А)агностицизм - невозможность истинного познания мира

 

Б) мировоззрение - система взглядов, убеждений и отношение человека к миру и различным аспектам бытия

 

В) дуализм - независимость материи и сознания

 

Г)убеждение - глубоко усвоенное знание, ставшее частью собственного «Я»

 

Д)гуманизм - свобода личности, уважение досто­инств и прав человека

6. Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

 

Идеалисты, напротив, считают первичным СОЗНАНИЕ (1), которое порождает МАТЕРИАЛЬНЫЙ (2) мир. Первые идеалистические школы также возникли в Древности, но сам термин «идеализм» получил распространение только в 17 в., после опубликования немецким философом Г. Лейбницем трактата о «гипотезах Эпикура и Платона, крупнейших материалистов и крупнейших идеалистов». Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм исходит из того, что мир сотворен высшей духовной, сверхъестественной силой - Богом, мировым разумом, абсолютной идеей, миром идей и т.п. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, КОНФУЦИАНСТВО (3)), но классическую форму это направление идеализма приобретает в философии Платона. Субъективный идеализм полагает, что мир существует только в нашем сознании: мир - это мое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (4) о нем (Шопенгауэр), вещь - это комплекс моих ощущений (Беркли). В этом смысле СУБЪЕКТ (5) создает свой мир, и является как бы его основой, субстанцией: другого мира для него нет. Субъективный ИДЕАЛИЗМ (6) появился значительно позднее объективного на основе эмпирической философии английского ученого Дж. Локка, который пришел к вы­воду о том, что в опыте мы имеем дело не с предметом, а с чувственными впечатлениями. Основываясь на этом выводе, соотечественник Локка епископ Дж. Беркли сформулировал основную идею субъективного идеализма - материальный МИР (7), есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании. Особенно интенсивно субъективный идеализм развивался в 19 и 20 веках в философии Ницше, экзистенциализме, неопозитивизме и других школах.

 

 

А) представление 4 Е) материальный 2
Б) идеализм 6 Ж) субъект 5
В) сознание 1  
Г) мир 7  
Д) конфуцианство 3  


В Е Д А Ж Б Г

 

 

Тестовые задания для самопроверки

 

1. Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это

а) мировоззрение

б) убеждение

в) наука

г) религия

д) образование

 

2. Мировоззрение различных этапов развития обществ и цивилизаций классифицируется по следующему основанию:

а) по глубине отражения действительности

б) по социальному характеру

в) по историческому типу

г) по национальным особенностям

 

3. По утверждению Г. Гегеля, «Философия - это эпоха, … ».

а) которая закончилась

б) которая грядет

в) где все будут счастливы

в) отраженная в источниках

г) схваченная в мысли

 

4. Понятие «Осевое время истории» было введено в философию…:

а) Гераклитом

б) Д. Беркли

в) К. Марксом

г) К. Ясперсом

д) Л. Фейербахом

е) В. Соловьевым

 

5. Кто был первым философом, обозначившим вопрос о соотношении материи и сознания?

а) Анаксимен

б) Фалес

в) Конфуций

г) Платон

д) Аристотель

 

6. …. – это учение о путях, методах и формах познания окружающего нас мира

а) онтология

б) гносеология

в) интерпретация

г) дуализм

д) детерминизм

 

7. Представители … уверены, что мир существует только в нашем сознании

а) субъективного идеализма

б) объективного идеализма

в) гуманизма

г) натурализма

д) прагматизма

 

8. В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…

а) отрицания веры в сверхъестественное

б) отождествления материи и пространства

в) равнозначности всех суждений

г) однозначности всех суждений

 

9. Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях

а) Демокрита и Платона

б) Аквинского и Абеляра

в) Юма и Канта

г) Маркса и Энгельса

 

10. В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…

а) сознание

б) идея

в) методология

г) нигилизм

д) силлогизм

Единичное и общее.

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков.

Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них, в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей.

 

Диалектика единичного общего.

Во-первых, единичное и общее являются противоположностями. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах.

Во-вторых, общее устойчиво, а единичное - изменчиво.

В-третьих, единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки.

Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

В-четвертых, несмотря на то, что единичное и общее противоположности, они существуют в единстве. Общее существует лишь в отдельном и через отдельное. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.

Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.

Так, к примеру, отдельно взятая личность представляет единичное. Но личность не может существовать вне общества, которое является целым по отношению к личности. Вместе с этим общество состоит из классов, а классы из личностей. То есть общее и единичное две стороны единого предмета.

Понимание диалектики единичного и общего важно как в познавательной деятельности, так и в решении практических вопросов жизни, особенно связанных с политическим устройством общества.

 

Содержание и форма.

Содержание это совокупность элементов и процессов образующих предмет.

Форма это структура и организация содержания. Форма бывает внешняя и внутренняя. Внешняя форма отражает внешние признаки содержания, внутренняя форма выражает структурную организованность содержания.

Так, к примеру, содержанием права являются общеобязательные, закрепленные в нормативных актах предписания. Формой же права является, с одной стороны его внутренняя система (нормы, отрасли, подотрасли, институты и пр.) (если речь идет о внутренней форме), с другой стороны источники права, то есть те документы, в которых содержатся правовые нормы.

 

Взаимодействие формы и содержания.

1. Форма определяется содержанием, но раз возникнув, форма приобретает относительную самостоятельность.

2. Содержание, с одной стороны определяет форму, задает параметры и пределы для развития формы. Вместе с тем и форма может оказывать обратное воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его.

3. Содержание - изменчиво, форма – устойчива. Форма и содержание противоположности. В процессе борьбы, содержание отбрасывает старую форму, но в тоже время новая форма способствует развитию новых элементов у содержания.

 

Сущность и явление.

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая совокупность сторон предмета. Сущность определяет природу предмета и из нее вытекают все его основные стороны и признаки. Сущность не лежит на поверхности и для того, что бы ее познать, требуется проникнуть вглубь предмета, исследовать его с помощью теоретического мышления. Сущность отвечает на вопрос «для чего», раскрывает основной смысл и назначение предмета.

Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности. Так, к примеру, если сущность государства заключается в том, что это аппарат управления в руках экономически господствующего класса, а сущность права в том, что это возведенная в закон государственная воля, то проявляется эта сущность по-разному. Может проявляться в текстах законов, может в определенных политических действиях и пр.

Сущность человека заключается в общественных отношениях, которые формируют его личность. Проявляется это в поведении индивидов в повседневной жизни (недаром, есть такое выражение «показал свою сущность»).

Диалектика сущности и явления. Диалектика сущности и явления строиться на двух основных особенностях: с одной стороны сущность и явления едины, с другой противоположны.

Сущность является, явление существенно – писал Ленин. Явление это сущность, взятая со стороны ее функционирования в непосредственной действительности. Внешняя сторона действительности, отдельные свойства предмета, составляют явление. Сущность же это те же явления, взятые со стороны в их наиболее глубоких, общих, важных и устойчивых черт.

Что бы познать сущность явления, не достаточно эмпирического познания, необходимо глубокое осмысление целой цепи событий, связанных с развитием этого явления. В то же самое время, сама по себе сущность не бывает абстрактной, она всегда находит свое выражение в конкретных событиях, поступках, действиях, что в совокупности является явлением. Не может быть сущности абстрактного права или государства, всегда за сущностью государства и права стоят конкретные явления, подтверждающие сущность.

 

Причина и следствие.

Причина – это явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его. Явление же, которое возникает и развивается под воздействием причины, называют следствием.

Причина всегда предшествует следствию и определяет ход его развития, однако следование во времени не является достаточным основанием для определения причины. Зима следует за осенью, но из этого не следует, что осень причина зимы. Причинная зависимость между явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из явлений не просто следует раньше по времени, но и порождает другое.

Причину не следует путать с поводом – непосредственно предшествующим следствию событием, которое не является причиной, но дает толчок к его развитию. Так, если поводом к началу Первой Мировой войны является убийство австрийского эрцгерцога Фердинанда в сербском городе Сараево, то основная причина лежит в империалистической стадии капитализма, которая неизбежно порождает передел сфер влияния в мире между крупнейшими монополистами, что неизбежно приводит к войнам.

В исследовании общественных процессов очень важно выявить подлинную причину того или иного события. Зачастую это оказывается не так просто, и мы видим на примере знаковых исторических событий (как например, Великая Октябрьская революция) разночтения в толковании их причин. Что бы правильно выявить их, необходимо всесторонне изучить противоречия общества в данную эпоху.

 

Задание 1.

Закон отрицания гласит: «развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших».

Что вкладывается в понятие «диалектическое отрицание? Является ли примером закона отрицания смена дня ночью? Ответ обоснуйте.

Задание 2.

Современный российский философ Гобозов И.А. сказал «Настоящий политик руководствуется не моральными нормами, а интересами государства и народа … Потеряв часть, сохраняется целое, но потеряв целое, погибает и часть ». Согласны ли Вы с данной точкой зрения? При ответе на вопрос руководствуйтесь применением диалектических категорий «целое» и «единичное».

Задание 3.

Перед вами два столбика, в которых приводятся категории диалектики.

Задача соединить между собой парные категории.

 

сущность и явление

содержание и форма

необходимость и случайность

возможность и действительность

Следствие и причина

целое и единичное

 

Сущность Действительность
Содержание Форма
Необходимость Явление
Возможности Причина
Целое Единичное
Следствие Случайность

 

 

Тестовые задания для самопроверки.

1. Учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей – это….

А). Метафизика

Б). Материализм

В). Диалектика

Г). Скептицизм.

 

2. Как метод познания диалектика противостоит…

А). Метафизике

Б). Материализму

В). Идеализму

Г) Религии.

 

3. Одним из основоположников античной диалектики был…

А). Гегель

Б) Маркс

В). Фихте

Г). Гераклит.

 

4. Основная работа Гегеля, в которой он излагает свое учение о диалектике называется…

А.) Философия права

Б). Философия религии

В). Наука логики

Г). Феноменология духа

 

5. Основоположниками материалистической диалектики были…

А) Маркс и Энгельс.

Б). Гегель

В). Каутский

Г). Дидро.

 

6. Существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий это…

а). Количество

б). Категория

в). Закон

г). Необходимость

 

7. Борьба противоположностей - это…

А). Противоречие

Б). Единство

В). Закон

Г). Свойство.

 

8. Выделяют… парных категорий диалектики

А). 4

Б) 7

В). 5

Г). 6

 

9. Явление или группа явлений, предшествующие другому явлению и вызывающие его – это…

А). Причина

Б). Следствие

В). Возможность

Г) Сущность.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 2669; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (1.152 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь