Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С точки зрения материалистического понимания общества, поступки людей определяются



а) традициями;

б) религиозными взглядами;

в) природными условиями;

г) божественным предопределением;

д) интересами.

 

5. Из допущения, что общественное развитие целиком определяется сознанием и волей великих людей, следует, что …

а) исторический процесс совершается закономерно

б) общественная жизнь не имеет объективных законов

в) развитие общества невозможно

г) ход истории заранее предопределен и неизбежен

 

6. Сущность человека состоит в том, что:

а) его поведение определяется биологическими законами;

б) это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывает инстинкт;

г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

д) его поведение полностью предопределено его генотипом.

 

7. Суждение, наиболее полно раскрывающее содержание понятия «личность»:

а) человек и личность – это тождественные понятия;

б) человек – это антропологическое понятие, а личность – социальное;

в) человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью;

г) главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание;

д) личность – это общественно развитый человек.

 

Субъективно-сознательный признак, характеризующий народ как объективно складывающуюся социальную общность, - это

а) содействие общественному прогрессу

б) создание материальных ценностей

в) общая идея и судьба, цементирующая народ в целостность

г) признание общих авторитетов.

 

9. Возможности народа в социальной деятельности:

а) безграничны;

б) ограничены.

 

10. Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе:

а) служения Богу;

б) социализации;

в) адаптации;

г) иррациональности поведения.

 

 

Литература

 

Основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Борисова В., Джохадзе Н. Социальная философия. - Учебное пособие. - М., 2000.

3. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. М., 2004.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2003.

5. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. – М., Московская финансово-промышленная академия, 2009.

 

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.

2. Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.

3. Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1993.

4. Васильев Б.В. Идея общественного прогресса в философии русского неолиберализма // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 2.

5. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

6. Владимиров В.В. Смысл русской жизни. – М., 2006.

7. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

8. Галактионов Л.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. - Л., 1990.

9. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов на Дону, 2004.

10. Дугин А.Г. Философия политики. - М., 2004.

11. Дугин А.Г. Философия традиционализма. - М., 2002.

12. Замалеев А. Курс истории русской философии. - М, 1996.

13. Западная философия XX века. - М., 1994.

14. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

15. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х тт. - Л., 1991.

16. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. - М., 2000.

17. История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-4. - М., 1995.

18. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М,. 1989.

19. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М., 2005.

20. Крапивенский С. Общий курс философии. - Волгоград, 2004.

21. Кропоткин П.А. Этика. Избранные труды. - М., 1990.

22. Леонтьев К.Н. Избранные письма. - СПб., 1993.

23. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.

24. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.

25. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.

26. Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX – начала XX века // Социально-гуманитарные знания. - 2009. – № 2, 3.

27. Мир философии: В 2-х томах. - М., 1991.

28. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

29. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.

30. Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Русская философия истории. - М., 1999.

31. О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990.

32. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX - начала XX века. - М., 1994.

33. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002.

34. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. - М., 1998.

35. Радугин А. Философия. Курс лекций. - М., 2004.

36. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. – СПб., 1997.

37. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М., 1995.

38. Современная западная философия. Словарь. - М., 1998.

39. Соколов С.В. Социальная философия - Учебное пособие для вузов. – М, 2003.

40. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

41. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993.

42. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

43. Уткина Н.Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. - М., 1975.

44. Философия истории. Антология. - М., 1995.

45. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

46. Философия. - Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М, 2005.

47. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

48. Чичерин Б.Н. Философия права. - СПб., 1998.

1. http: //citforum.creator.dr.ua/cfin/articles/inf theory.shtml.

2. http: //www.chat.ru/astat/ahil.htm.

3. http: //webcenter.ru/korn/index.htm.

4. http: //www.list.ru/catalog/10203.htm.

 

ГЛОССАРИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

 

Абстракция - отвлечение от ряда свойств в изучаемом явлении и актуализация внимания на рассматриваемом признаке. Данный термин введен римским философом Боэцием в процессе перевода сочинений Аристотеля с греческого на латинский язык.

Абсолют- духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.

Августин Аврелий (Блаженный, 354-430) - христианский богослов и философ. Его мировоззрение подчиняется принципу «Без веры нет знания, нет истины». Августин противопоставлял «Земному граду» (т. е. греховному светскому государству) «град Божий» (всемирное господство Церкви).

Агностицизм - невозможность познания сущности явлений и закономерностей их развития. Данный термин введен английским естествоиспытателем Гексли в 1869 году.

Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение определенной задачи.

Альтернатива - одно из двух, как правило, противоположных решений; один из многих вариантов.

Анахронизм - пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.

Антиномия - логическое противоречие между утверждениями, каждое из которых имеет свое основание. Смысл этого термина встречается впервые у древнегреческих философов, которые учили об апориях - трудностях и безысходности познания вещей.

Антропоцентризм- воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, и конечная цель всех совершающихся в мире событий.

Апологетика - восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.

Архетип- глубинная порождающая структура, предельное основание.

Аристотель, Стагирит (384-322 до н. э.) – великий философ Древней Греции, основатель собственно научной философии. Сочинения Аристотеля охватывали все области знаний того времени. Он рассматривал природу в виде последовательных переходов от «материи» (пассивное начало) к «форме» (активное начало) и наоборот.

Аскеза - воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.

Атеизм - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное, веру в Бога.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, писавший о приоритете свободы над бытием; об откровении бытия через (богоподобного) человека, о разумном ходе истории.

Биологизм - мировоззрение, согласно которому первопричины материальной действительности и духовного бытия нужно искать в органической жизни. Биологизм выводит нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.

Благо - добро как благополучие.

БруноДжордано (1548-1600) - итальянский философ, отождествлявший Бога с природой, утверждая тем самым бесконечность самой природы (теория бесчисленности населенных миров). Бруно допускал существование Мировой души, которая находится во всех 6ез исключения вещах, являясь их движущим началом.

Бытие - философская категория, обозначающая все, что существует. Различают бытие природы, общества, человека, его духовного мира. Быть - значит существовать - материально и идеально. Первые рассуждения о сущности бытия и значении этого понятия присутствуют в древнеиндийском философском гимне о творении «Ригведе», где при осмыслении возникновения мира использовались понятия «асат» (небытие) и «сат» (бытие). В древнегреческой философии понятие «бытие» введено Парменидом.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, считавший важнейшими задачами науки покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания природы. Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является опыт.

Верификация - подтверждение истинности какого-либо высказывания логическим или опытным путем. В философии появление этого термина связано с позитивизмом, применившим метод верификации для определения научной состоятельности тех или иных теорий.

«Веды» -философское учение Древней Индии, изложенное во II тыс. до н. э. в древних ритуальных книгах, и воссозданное во II веке до н. э. в «Законах Ману».

Вольтер(1694-1778) - французский писатель и философ эпохи Просвещения, говоривший об отождествлении Бога и природы. В основе его философии истории лежит идея прогрессивного развития общества, независимо от воли абстрактного «божества». Высоко оценивал роль культуры в человеческом обществе.

Волюнтаризм - одно из направлений философии, которое рассматривает волю в качестве основного принципа Мироздания. Яркими представителями волюнтаризма являются А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ. Создал систематическую теорию диалектики, где центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности Абсолюта (Мирового духа). Реальный мир, по Гегелю, - это проявление идеи, понятия, духа.

Генезис - происхождение, возникновение.

Геоцентризм - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр Вселенной (например, средневековое христианское мировоззрение).

Гераклит Эфесский (ок. 544-483 до н. э.) - древнегреческий философ. Учил, что мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Этот «первоогонь» является чистым разумом, логосом, из которого произошло все существующее.

Герменевтика - традиция и способы истолкования текстов.

Глобальный - имеющий дело с миром как целым.

Гилозоизм - философское учение, выдвигающее главным принципом всеобщую одушевлённость материи.

Гносеология - учение о познании (о путях, методах и формах познания окружающего нас мира). Данный термин введен немецким философом Баумгартеном (1714 -1762), однако интерес к проблемам познания возник с древними истоками развития философии. Наряду с этим термином, употребляется равнозначный по смыслу термин «эпистемология» (от греч. epistemеe- знание, наука).

Гностицизм - философское течение, признающее непознаваемое духовное начало (Мировую душу, Софию), противостоящее материи - «источнику зла».

Гуманизм - философская концепция, возникшая в эпоху Возрождения, провозгласившая человека высшей ценностью; совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека.

Даосизм - религиозно-философская школа, возникшая в Китае в VI - V вв. до н.э. Ее основоположником считается Лао-Цзы. Основной целью последователей «дао» («путь») является достижение единства с природой и, в конечном итоге, обретение бессмертия.

Деизм - религиозно-философское учение, которое возникло в эпоху Просвещения. Оно утверждает, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение Мироздания совершается без Его участия.

Декаданс - кризисные, упадочные явления в обществе и культуре (чаще говорят об упадке искусства в конце 19 - начале 20 вв.).

ДекартРене (1596-1650) - французский философ и математик. Основатель современного рационализма. В основе его философии - дуализм души и тела, отождествление материи и пространства.

Демокрит (ок. 460 - ок. 371 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель атомизма. Утверждал, что все происходящее представляет собой движение атомов, благодаря которому оно и возникает.

Детерминизм - учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.

Диалектика- теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Дидро Дени (1713-1784) - французский писатель и философ. Наметил материалистическую теорию психических функций, в соответствии с которой и люди, и животные - инструменты, наделенные способностью ощущать, и обладающие памятью.

Диссидент – инакомыслящий человек, не разделяющий господствующую идеологию.

Дискурс - логически и методически последовательное рассуждение.

Дихотомия - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.

Догматизм– метод мышления, опирающийся на догмы - непреложные истины, не подлежащие критике, без учета конкретных условий.

Дуализм - философское учение, считающее в противовес монизму, материальную и духовную субстациии равноправными началами.

Закон - устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. В древнегреческой философии впервые идея закона (Логоса) встречается у Гераклита.

Западничество - направление русской социально-философской мысли, объединяющее приверженцев европейского пути развития России. Западники отстаивали необходимость активного использования в России выработанных западной историей политических, экономических и культурных формы жизни. Являлись оппонентами славянофилов.

Идеализм - философское направление, исходящее из первичности сознания (духовного) и вторичности материального. Выделяются две формы идеализма: объективный (основа действительности - некое сверхиндивидуальное сознание) и субъективный (знания о мире сводятся к содержанию индивидуального сознания).

Идеология - логически стройный и внутренне законченный комплекс философских, социальных, политических и экономических идей, ориентированный на построение определенного типа общества.

Идея - философский термин, с помощью которого обозначают, смысл, значение, сущность предметов и явлений. Первое учение об идеях создано древнегреческим философом Платоном.

Инвариантный - независимый от преобразований, остающийся неизменным.

Индифферентность - равнодушие, безучастность.

Интерпретация- истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.

Интуиция - непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства.

Иррационализм - философское учение, утверждающее, что интуиция, чувство, инстинкт являются основным видом познания, т.к. познавательные возможности разума ограничены. Действительность считается хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая.

Историзм - принцип познания вещей и явлений в их развитии в связи с конкретными историческими условиями. Признается необратимый и преемственный характер изменения вещей.

Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник классического идеализма. Утверждал, что природа вещей, как они существуют сами по себе («вещь в себе»), принципиально недоступна человеческому познанию; оно возможно только относительно «явлений», т.е. способов, посредством которых вещи обнаруживаются в нашем опыте.

Картезианство - философия последователей Декарта. Исходным пунктом предполагается самодостоверность сознания («мыслю - следовательно существую»), а также дуализм тела и души. При доказательствах использовался рационалистический математический метод.

Категория - предельно общее понятие, отражаю­щее существенные стороны действительности.

Классический- идущий из прошлого (первоначально – из античности), традиционно-образцовый.

Контекст - законченное в содержательном отношении многообразие, определяющее значение входящих в него элементов.

Конфуций (552-479 до н.э.) - китайский философ, основатель конфуцианства, представляющего собой философию морали. В основе его учения пять добродетелей: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество.

Концепция - основная мысль, представленная системно.

Корректность - правильность, точность.

Космополитизм – теория «человека - гражданина мира», преодолевающего национальные и цивилизационные особенности своего социума.

Критерий- мерило оценки.

Критицизм - изначально название философии Канта, который считал основной ее целью критику познавательной способности человека. Также это понятие обозначает учения, ограничивающие человеческое познание и признающие его источником только опыт.

Кьеркегор Серен (1813-1855) - датский философ, предшественник экзистенциализма. По его мнению, подлинная философия должна носить глубоко личный, мистический характер, поэтому он отвергает научный способ философствования. Важнейшей категорией учения Кьеркегора является категория «парадокса». Отвергал любую попытку соединения мира божественного и мира человеческого.

Лао-Цзы (кит. - «старый учитель») (604 до н. э. -? ) - почетное имя китайского философа Ли Эра, основателя даосизма. Учил, что человек должен следовать естественности вещей, отказаться от «мудрствования». Основой учения Лао-Цзы было сверхземное «дао», первопричина всего бытия.

Логос- слово, закон, нечто, лежащее в основании.

Локк Джон (1632-1704) - английский философ, разработавший теорию эмпирического познания. Утверждал, что все человеческое познание проистекает из опыта, отвергал существование врожденных идей. Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Локк считал, что о возможности божественного откровения может судить только человеческий разум, а не церковная догма.

Маргинальность - положение вне структуры или системы, обочина общественной жизни.

Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, созданное немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения и формы собственности, обусловливающие все сферы общественной жизни. Движущей силой истории считается борьба господствующих и угнетенных классов, высшим проявлением которой является социальная революция.

Материализм- философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность сознания, духовного начала. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, доказывая тем самым познаваемость природы.

Ментальный- умственный, мысленный, психический, душевный.

Метафизика ( с греч. - «то что идет после физики») – термин, введенный издателем сочинений Аристотеля Андроником Родосским. Так он назвал группу аристотелевских трактатов, в которых рассматривается «бытие само по себе», «первая философия» (по терминологии Аристотеля). Первоначально под метафизикой понималось все философское знание о мире в целом, его первопричинах и первоосновах. В то же время еще от Платона идет традиция рассматривать метафизику как самостоятельный метод познания. В XIX веке под метафизикой стали понимать метод познания неких вечных и неизменных сущностей. Она была противопоставлена диалектике - методу познания мира в его бесконечном движении и развитии.

Методология - учение о методах познания.

Меценатство – покровительство какому-либо делу, науке, культуре, оказание материальной и иной помощи.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем.

Мистицизм - религиозно-идеалистический взгляд на вещи, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. Мистики считают высшей формой познания мистическую интуицию, «духовный опыт», в котором исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность Бога - духовной первоосновы мира.

Монархия– форма правления государством, при которой у власти находится один человек – монарх.

Монизм - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало (материя, дух и т. д.).

Монтень Мишель (1533-1592) - французский философ, утверждавший, что человек имеет право на сомнение. Отвергал религиозное учение о бессмертии души, понимая сознание как специфическое свойство материи.

Народники – представители российской радикальной социальной философии (А. Герцен, П. Лавров П. Ткачев и др.). Считали, что Россия придет к социализму через революцию и крестьянскую общину, минуя стадию капитализма.

Натурализм - философско-мировоззренческое направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причем в понятие «природа» включаются так же дух и духовные творения.

Натурфилософия - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из личного опыта познания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук).

Национальное самосознание – осознание представителями народа своего духовно-политического единства.

Неогегельянство - неоднородное философское течение, возникшее во второй половине XIX в. Для неогегельянцев характерны отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе философии жизни. Представители: Брэдли, Ильин и др.

Неокантианство - идеалистическое направление, возникшее во второй половине XIX в. в Германии. Неокантианство воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические элементы философии Канта.

Неоплатонизм - форма греческой философии, разновидности которой существовали в период с середины III в. - до середины VI в. Возник в результате попыток соединения учения Платона, Аристотеля, а так же стоического, пифагорейского и других учений (за исключением эпикуреизма) с восточной и христианской мистикой и религией.

Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей.

Нирвана - блаженное состояние отрешенности от жизни.

Ницше Фридрих (1844-1900) — немецкий философ. Универсальной движущей силой развития считал «борьбу за существование», перерастающую в «волю к власти». Стремился обосновать основные качества «сверхчеловека», призванного уничтожить все лживое и враждебное жизни. Боролся против христианства и буржуазной морали.

Номинализм - направление в средневековой философии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами.

Обскурантизм - враждебное отношение к просвещению и науке.

Онтология - учение о бытии, об основных началах всего сущест­вующего. Одна из наиболее древних частей философского знания, разви­ваемая с самых истоков развития философии.

Оппортунизм- соглашательство, приспособленчество.

Пантеизм — философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, не находящееся за пределами природы, а тождественное ей.

Парадигма - образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений.

Паритет – равенство, равноправие сторон в чем-либо.

Пацифизм – осуждение любых войн, требование соблюдения мира.

Перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся.

Персонализм - философское течение, появившееся в конце XIX в. Высшей духовной ценностью и первичной реальностью признает «личность», которая понимается как духовный первоэлемент бытия.

Пифагорейцы(Пифагор, Диоген Лаэртский, Алкмеон и др.) – древнегреческая философская школа, заложившая основы развития математики и геометрии. Используя теорию чисел и принципы арифметики, пифагорейцы применяли математический подход к объяснению природы, общества, политики, религии.

Платон (427-347 до н. э.) - великий древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, т. е. «идей», которые он отождествлял с бытием. В центре космологии Платона учение о «Мировой душе». Единственное верное познание - это воспоминания бессмертной души человека о мире «идей». О чувственных вещах и явлениях возможно только вероятное «мнение».

Платонизм– 1). Разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2). Включение платоновской философии, особенно теории идей, в другие философские системы.

Плюрализм - философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из множества самостоятельных сущностей, несводимых к единому началу. Термин употребляется часто также как «многообразие мнений и точек зрения».

Позитивизм - философское направление, считающее единственным источником истинного действительного знания конкретные науки, и отрицающее познавательную ценность философского исследования (О. Конт, Г. Спенсер и др.).

Понятие - способ обобщения предметов и явлений, направленный на вы­явление их общих признаков.

Постмодернизм- мировоззренческо-методологическая установка, резко рвущая с традицией (Разумом, Истиной, Целым).

Постулат- положение, принимаемое без доказательства.

Прагматизм - философское течение, определяющее значение истины ее практической полезностью.

Предикат - логическое сказуемое; то, что в суждении высказывается о предмете суждения, т. е. о субъекте.

Престиж - авторитет, влияние, уважение, которым пользуется кто-либо.

Прецедент - случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.

Проблема- вопрос, на который можно ответить, только прибавив что-то новое к уже имеющемуся, наличному знанию.

Психологизм - воззрение, согласно которому индивидуальная и коллективная психика являются основой философии.

Раскол – разделение русской православной церкви на сторонников и противников (старообрядцев) церковной реформы патриарха Никона.

Рационализм - философское направление, считающее, что научное (т.е. объективное, всеобщее) знание достижимо только посредством разума, который одновременно является и источником знания, и критерием его истинности. Родоначальники современного рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

Рациональное - разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.

Редукция - сведение сложного к простому.

Релятивизм - учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Релятивизм утверждает, что в любых знаниях нет абсолютно точного отражения объективного мира.

Республика – форма правления государством, при которой власть принадлежит выборному народом органу.

Ретроспектива - обращение к прошлому.

Рефлексия - самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.

Розанов Василий Васильевич (1856-1919) - русский религиозный философ и писатель. Критиковал христианство ради «живой» религии. Считал, что духовное возрождение России должно совершиться на почве правильно понимаемого нового христианства, в основе которого лежит понятие семьи.

Руссо Жан Жак (1712-1778) - французский писатель и философ. Наряду с существованием Бога, признавал и существование бессмертной души. Руссо рассматривал материю и дух как два вечно существующих начала. В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей.

Секта – религиозное течение (община), отделившееся от господствующей церкви и противостоящее ей.

Сенсуализм - философское направление, выводящее познание из чувственных ощущений, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений.

Сепаратизм– стремление к отделению, обособлению.

Силлогизм - умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Синергия - сотрудничество, содружества, эффект согласованных, солидарных действий.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Славянофильство - направление русской социально-философской мысли, отстаивающее идеи национальной самобытности, культурно-политических традиций и особого исторического пути развития России, принципиально отличного от западного. Являлись оппонентами западников.

Сократ (469-399 до н. э.) - древнегреческий философ, считавший, что строение мира и физическая природа вещей непознаваемы, познать мы можем только самих себя. Высшая задача знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Является основателем философской диалектики..

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский философ. Центральной в его учении является идея «всеединого сущего», которая рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает Мировая душа). Соловьев выводит единство теологии, философии и науки - «свободную теософию».

Софийное - мудрое, относящееся к мудрости.

Социальный статус - положение человека в системе общественных отношений, определяющее его права и обязанности.

Спецификация - детализация, перечисление специфических особенностей чего-либо.

СпинозаБенедикт (1632-1677) – голландский философ, считавший целью знания - завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он учил, что существует только природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Всю психическую жизнь сводил к разуму и к страстям.

Спонтанный - самопроизвольный, вызванный внутренними причинами.

Стратификация - разделение общества на отдельные слои или группы.

Стоицизм- философское учение, возникшее в конце IV в. до н.э. Главные представители - Зенон и Хрисипп. Основные постулаты: жить надо сообразно природе; счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа; чувства воспринимают действительность как нечто единичное; наука стремится познать общее, но в мире оно не существует.

Сублимация - трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.

Субординация - система подчинения низшего высшему, младших старшим.

Субстанция (с лат. - сущность) - нечто неизменное, то, из чего состоят все вещи (например, материя или сознание).

Сущность - внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета.

Схоластика- средневековая «школьная» (развивавшаяся в монастырях и университетах) философия, представители которой пытались дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению.

Сциентизм - абсолютизация роли науки в жизни общества, особенно характерное для современной постиндустриальной цивилизации.

Табу - запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово.

Теология - совокупность религиозных доктрин о сущности и деятельности Бога.

Теория - система идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества и мышления.

Теософия- философское течение, представители которого для понимания божественной сущности предпочитают авторитету официальных религиозных догм непосредственный внутренний опыт человека и мистическую интуицию.

Теоцентризм - характерная особенность средневековой философии: обращение к Богу, его сущности как первопричине и первоосновы мира.

Толерантность - терпимость к разного рода взглядам и нормам поведения, открытость для любых идейных течений.

Томизм - ведущее направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским.

Урбанизация – рост городов и городского населения, усиление экономической роли городов в жизни общества.

Утилитаризм - узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу.

Федоров Николай Федорович (1828-1903) - русский религиозный философ. Предложил оригинальную систему - космизм, которая подразумевала воссоздание всех живших человеческих поколений, их преображение и возвращение к Богу.

Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ, выдвигавший на первый план человека в качестве «единственного, универсального и высшего» предмета философии. Рассматривал религию как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.

Феноменология - основанное немецким философом Э. Гуссерлем и его учениками во второй половине XIX в. субъективно-идеалистическое направление. Его центральное понятие: «интенциональность» сознания, т. е. направленность на объект. Основной принцип: «нет объекта без субъекта». Основные методические требования: воздержание от любых суждений, выходящих за границы субъективного опыта; сам субъект познания рассматривается не как реальное существо, а как чистое сознание.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) - немецкий философ, считавший основным предметом философии деятельность безличного всеобщего «самосознания» («я»), которое противопоставляется объективному миру природы и материи («не-я»).

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) - русский религиозный философ, пытавшийся совместить научные истины с религиозной верой. Считал, что первичным способом «схватывания» истины может быть только откровение.

Фома Аквинский (1225/26-1274) - первый религиозный философ-схоластик. Связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Все Мироздание рассматривал как универсальный иерархический порядок внутри бытия, установленный Богом.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Его основатель - Зигмунд Фрейд - рассматривал психику как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (бессознательное). Все действия человека, все исторические события Фрейд истолковывает как проявление бессознательных, прежде всего сексуальных, влеч


Поделиться:



Популярное:

  1. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  2. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  3. II. Упадок механистического воззрения
  4. XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
  5. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  6. Алан: Точка зрения родителей.
  7. Анализ предложений, сложных для понимания
  8. Анализ предполагаемого технологического процесса с точки зрения охраны окружающей среды и условий труда
  9. Анатомо- функциональные и психофизические особенности лиц с нарушением зрения. Степени нарушения зрения
  10. Арабоязычная философия средних веков. Философские и медицинские воззрения Ибн-Сины.
  11. Афинский строй с олигархической точки зрения
  12. Бенжамин Констан. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей (1819).


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 2279; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.105 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь