Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема Философская мысль эпохи средневековья.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема Философская мысль эпохи средневековья.
Учебные цели – ознакомить учащихся с развитием философской мысли средневековья и ее основными религиозно-философскими направлениями. Цели модуля - выявлять сходство и различие философских концепций эпохи средневековья; знать специфику философских направлений. Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся знания философских процессов, а также знания истории философии. Вопросы учебного занятия 1. Философия средних веков: общая характеристика. 2. Апологетика и патристика. Схоластика. Номинализм и реализм. 3. Основные представители средневековой Европейской философии - Августин Блаженный - Пьер Абеляр - Фома Аквинский - Роджер Бэкон - Иоанн Дунс Скот - Уильям Оккам 4. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия периода средневековья. Литература Основная 1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2008. 2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. -М, 2007. 3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2009. Дополнительная 1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971. 2. Антология философской мысли. — М., 2008. 3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997. 4. Ильин В.История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003. 5. Каратини Р.Введение в философию. — М., 2003. 6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М., 2003. 7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998. 9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 1998. 10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998. 12. Современный философский словарь. — М., 2010. 13. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995. 14. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001. 15. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - CПб., 2003. 16. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М., 1984. 23. Майэрон Г. Г.Формирование средневековой философии. — М., r979. XVII века. — М., 1974. 24. Рассел Б. История западной философии. — М., 1959. — Кн. 2, 3. Вопрос 1. Философия Средних веков Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХV вв. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в 1-V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можно выделить следующие периоды: 1) период апологетики и патристики (III-V вв.); Схоластический период (V -Х V вв.). Особенности средневековой философии 1. союз философии и теологии - (или зависимость философии от религии) («Философия — служанка богословия»). 2. философская мысль средних веков – монотеизтична, т.е. уходит своими корнями в религию единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство). 3. выступает как синтез двух традиций: античной философии (главным образом наследия Платона и Аристотеля) и христианского откровения. 4. средневековое мышление – теоцентрично, т.е. источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии. 5. Главный принцип - принцип абсолютной личности, т.е. личности Бога (это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта) 6. Высшая цель в жизни - служение Богу (Бог есть первопричина и первооснова мира). 7. Идеализм – основное направление средневековья («Вначале было слово. И это слово было Бог»). 8. Исходный пункт философских размышлений - догматы Священного писания. 9. Предпочтение - вере, а не знанию; религии, а не науке. 10. Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком случае творение — прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли. Такое мировоззрение носит название креационизма. 11. провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения 12. иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение и т. п. выходящие за пределы рассудочного познания формы. 13. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке. 14. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.
15. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста. ВЫВОД: Креационизм — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии. У средневековых философов познание (гносеология) всякой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3.Какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? ПР: Согласно Боэцию, только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что касается сотворенных вещей, то они сложны: их бытие и сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна быть сотворена божественной волей. Сущность вещи выражается в ее определении, которое мы постигаем разумом. О существовании вещи мы узнаем из опыта. 16. Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями
17. мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика.
Вопрос 2. Апологетика и патристика (III—V вв.) Апологетика (от греч.— защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой (Юстин Мученик). Патристика (от лат. Патер — отец) — философское учение «отцов церкви». Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную (Августина Блаженного ) и восточную патристику (Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника). Особенность византийской (восточной) философии - использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад. Схоластика (V-ХV вв.) «Отцом схоластики» - считают Боэция трактат «Утешение философией», которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, платоников римской эпохи. Схоластика (от греч— школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Периодизация 1. VI – IX вв. представитель – Эриугена Основная идея: «Истинная философия - религия, а подлинная религия – философия» 2. IX—XII вв. представители - Ансельм д'Аоста («Свобода - способность реализовать благо, следуя истине») и Абеляр («Желание не грех, осознанное желание плохого - грех». «Нет нужды презирать земную жизнь»). 3. XIII в. «Золотой век схоластики». Фома Аквинский («Бог есть бытие») 4. ХIV-ХV вв. отмежевание разума и веры - представитель - Оккам. Отличительные черты средневековой схоластики. 1) Схоластика рассматривала себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная с XI в. в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. 2) Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное - необходимо понять Бога и человеческую душу. 3) Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное». 4) Интересное понимание проблемы души и тела. В его основе - христианские догматы «Боговоплощения» и «Воскресения во плоти». Ориген (III в.): дух даруется Богом и устремлен к добру, душа - начало индивидуальности, тело - подчинено душе, а душа - духу. Зло исходит от злоупотребления свободой, то есть тело еще не есть начало зла. 1. Задача схоластики - обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (с греч. догма — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. 2. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы. 3. Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. Вывод: на протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук. 4. представитель схоластики - Фома Аквинский (1225-1274) (работы - «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии» ), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит названние неотомизма. А) в учении Ф. Аквинского проводится грань между верой и знанием, теологией и наукой. Б) Религия обретает знания в откровениях. В) Наука способна логическим путем доказать истинность откровений- в этом заключается цель существования науки. Г) Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественно-научное) познание она считала греховным. Д) только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Е) пять положений космологического доказательства бытия Бога. Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».
XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Крупнейшей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называемый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. универсал— общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»? Реализм (от лат. реализм — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) —как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии , утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». - представители: Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский Номинализм (от лат. потеп — имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. - представители: Росцелин Разновидностью номинализма являлся концептуализм (Пьер Абеляр), или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.
Учение о бытии - все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. - зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. - благо - есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. - Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. - мир один. - в мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого. - бытие Бога можно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. (Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу). - душа — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. - в учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между: 1.- идеей передачи душ родителями вместе с телом; и 2.- идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом. Бог, мир и человек. - теоцентризм мировоззрения Августина - идея креационизма (творения) - Бог - внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением - Бог – сверхприроден - Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. - Бог - личность, сотворившая все сущее - Августин подчеркивал отличие Бога от Судьбы. Бог всецело владеет судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. - абсолютное всемогущество Бога («Исповедь») - принцип бестелесности Бога - принцип бесконечности божественного начала Вечность и время. - вопрос: что же - Бог пребывал в не деянии до того, как сотворил мир? - мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени - время и пространство существуют только в мире и с миром - начало творения мира – это и начало времени - время есть мера движения и изменении (в этом философском определении времени Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна) Это определение — верное и вполне научное и поныне. - стремился установить соотношение: настоящего - прошедшего – будущего; пришел к идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Т.е. нет никакого «пред тем» и никакого «потом». Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Характерная черта настоящего — стремительность его течения. - вечность - в мире мыслей-идей Бога все есть раз и навсегда — статичная вечность неотделима от Бога «…в самой вечности не различаю никаких промежутков времени. …вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. - длительность – это атрибут времени 4. Добро и зло — теодицея. (Термин «теодиция» ввел Лейбниц). - говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его все – благость - но в мире творится и зло - Почему всеблагой Бог допускает зло? Не на нем ли лежит ответственность за зло в тварном мире? -все сотворенное Богом в мире причастно к абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. - зло — отсутствие добра. Августин попытался снять с Бога ответственность за зло, творимое в мире, т.к. человек наделен свободой воли, поэтому сам, без участия Бога потянулся к злу. Об обществе и истории. - имущественное неравенство людей — неизбежное явление социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств: неравенство будет продолжаться во все века, пока будет существовать земная жизнь человечества. Августин утешал людей тем, что человек добродетельный, хоть и находится в рабстве и наг, в душе свободен и, напротив, злой человек, хоть он и царствует, — жалкий раб своих пороков («О граде Божием»). - идея принципиального равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от одного праотца), следовательно им надо жить в мире - осмысление реальных судеб человечества составляет - философию истории (работа Августина, изложенная в 22 книгах - «О граде Божием»). Здесь он сделал попытку охватить всемирно-исторический процесс, поставить историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Божества. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство — царство зла, греха, царство дьявола, а с другой — христианскую церковь — царство Божие на земле. Эти два града созданы, по Августину, двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное — любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Эти два града, параллельно развиваясь, переживают шесть главных эпох (или периодизация мировой истории): первая эпоха — от Адама до Потопа; вторая — от Ноя до Авраама; третья — от Авраама до Давида; четвертая — от Давида до вавилонского пленения — время иудейских царей и пророков; пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа; шестая эпоха началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом; тогда граждане «града Божия» получат блаженство, граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям. ПР: сочинение «О граде Божием» Августин начал писать под впечатлением разгрома в 410 г. Рима как столицы тогдашнего мира варварами-вестготами под началом Алариха. Августин оценил эту катастрофу как наказание Риму за его прежнюю борьбу против христианства и начало крушения «земного града» вообще. - главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу.
Пьер Абеляр (1079—1142) - выдающийся оратор, логик-диалектик; современники называли его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, странствующим рыцарем диалектики. Абеляр родился в рыцарской семье, получил блестящее образование. Его природный дар дал ему возможность глубже многих современников постичь дух античной философии. Интерес к знанию захватил его душу, и уже в раннем возрасте он «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». В 21 год он поступил в Парижскую Соборную школу, которую вел Гильом де Шампо. Вскоре Абеляр начал вступать в яростные споры с де Шампо, из которых всегда выходил победителем. Разъезжая по городам, вступая в жаркие споры, Абеляр привлек к себе множество слушателей. Наконец, старейшая парижская аудитория — школа — досталась Абеляру как руководителю и профессору (из нее вышел один пантифик, 19 кардиналов, более 50 епископов Франции, Германии и Италии). Блеск таланта вызывали взрыв восторга у учеников, зависть у соперников и тревогу церкви. Абеляр был осужден церковью как еретик (по решению суда он должен был бросить в огонь свои сочинания). Однако осудившая Абеляра церковь впоследствии положила многие его сочинения в основу своего учения. Абеляр привлекал тысячи учеников со всех концов Европы. Он славился и как поэт, как герой романа с Элоизой (был ее репетитором, которого нанял ее дядя Фульбер; Абеляр увез Элоизу в Бретань и там вступил с ней в брак, но дядя разгневался, после физического увечья Абеляр ушел в монастырь Сен-Дени). - работы: «Познай самого себя», «История моих бедствий», «Да и нет» - защита существенно смягченного номинализма, именуемого концептуализмом, суть которого в том, что реальны отдельные предметы, но общие идеи — соответствуют тому понятию (концепту), которое образует наша духовная реальность - Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его - недостаток большинства религий в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства - человек оказывается рабом религии и устами повторяет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом - права на личный разум - указывал на противоречия в Священном Писании, утверждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Господня, а очищение. Раскрыв противоречия, он с жаром разрешал их на лекциях. - принципу «Верую, чтобы понять» Абеляр противопоставил свой принцип «Понимаю, чтобы верить» - призывал к участию разума в восприятии религии, говоря, что всякое знание — благо и не может быть враждебно высшему Благу - вера, «не просветленная разумом, недостойна человека» - не механической привычкой, не доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру.
Фома Аквинский (1225 или 1226 —1274) философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. (Родился в семье графа Ландольфа; назван по месту рождения в Аквино близь Неаполя. Бежал от родительской опеки, но его нагнали и отец, желая отвлечь сына от мыслей о монастыре, запер в камеру и поместил туда обнаженную красавицу; но Ф. Аквинский выгнал ее, а сам сбежал. Он учился в Кельнском и Парижских университетах. Во время защиты на звание доктора богословия он должен был переспорить 14 самых эрудированных профессоров богословия.). - работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» ( иногда именуется «Сумма философии» ), «О правлении князей»; он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. 1. исходный принцип - божественное откровение - разграничивал области: 1. - философии (предметом первой являются «истины разума»); 2. - теологии (предметом второй является — «истина откровения»). - источник истины – Бог - не может быть противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией - но не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству - философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости - религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии О бытии - рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как чистую форму», «чистую актуальность» - сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи - они реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще - материя — восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида - форма выступает в роли целевой причины образования вещи - причина индивидуального своеобразия вещей (принцип индивидуации) - получившая «напечатление» материя того или иного индивида - канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся принципом материи («слабейшим видом бытия») - слияние первопринципа - формы и материи рождает мир индивидуальных явлений - христианство (и схоластика) были озабочены истолкованием отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества — Иисус Христос — был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу - сам факт этого объединения не давал возможность игнорировать материю как «ничто», поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью системы рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика - материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание» - сущее он делил на субстанции и акциденции - т.е. атрибуты, свойства субстанции: качество, количество, отношение, место, время и пр., - являются определениями субстанции. О человеке и его душе - индивидуальность человека — это личностное единство души и тела - душа обладает животворящей силой человеческого организма - душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом - телесность имеет сущностную значимость: через нее душа может образовывать то, что есть человек - душа носит уникально-личностный характер - телесное начало человека соучаствует в духовно-душевной деятельности личности - следовательно, думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в слиянном единстве - он высказал мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения - личность есть «самое благородное» во всей разумной природе - идеи бессмертия души О познании - о сновополагающий принцип познания — реальное существование всеобщего - в споре об универсалиях он отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: 1. - «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего); 2. - «в вещах», получив конкретное осуществление 3. - «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения - человеку присущи две способности познания — чувство и интеллект - познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов - но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту - при вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида» - т.е. вещь существует одновременно вне нас (во всем своем бытии) и внутри нас (в качестве образа) - образ - элемент бытия вещи, который в то же время подобен душе - предмет входит в душу (в духовное царство мыслей), при этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы» - истина – это «соответствие интеллекта и вещи» - понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога - отрицал врожденное знание, но считал что в человеке пред -существуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, познаваемые интеллектом посредством образов - принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать Об этике - принцип свободы воли человека - учение 1. - о сущем как благе 2. - о Боге как абсолютном благе 3. - о зле как лишенности благ - зло - менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства - блаженство - конечная цель устремлений человека, которое заключается в человеческой деятельности — теоретическом разуме, в познании истины ради самой истины, т.е. в познании абсолютной истины, т.е. Бога - основа добродетельного поведения людей - естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла - без божественной благодати вечное блаженство недостижимо Об обществе и государстве - синтез аристотелевских этических идей и христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви - человек — существо общественное - цель государственной власти — содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни - «за» монархическую форму правления, но считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить «против» тирана ВЫВОД: с XIV в. и поныне учение Ф. Аквинского признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых).
Роджер Бэкон (1214 - 1292) - развитие естествознания и философии позднего средневековья - работы: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии» - принцип философии - преодолеть преграды в сознании людей - четыре препятствия к постижению истины (достижению подлинной мудрости): 1.-пример жалкого и недостойного авторитета 2.- постоянство привычки 3. - мнение несведущей толпы 4. - прикрытие собственного невежества показной мудростью - препятствия к постижению истины опутан всякий человек, т.к. в жизни, науках и занятии для одного и того же вывода пользуются тремя наихудшими доводами: 1. - это передано нам от предков; 2. -это привычно; 3. -это общепринято, следовательно, этого должно придерживаться - от этого происходят все бедствия человечества, т.к. остаются непознанными величайшие свидетельства мудрости и тайны всех наук и искусств - но еще хуже то, что люди, слепые от мрака этих четырех препятствий, не ощущают собственного невежества - а погрузившись во мрак заблуждений, люди полагают, что находятся в свете истины - «за» опытное исследование природы — разработке оптики, механики и астрономии - цель наук - увеличение власти человека над природой - разработал метод познания, основанный на эксперименте и математике - опыт - основа познания 1. - внутренний опыт — мистическое «озарение», объект которого — Бог 2. - внешний опыт — чувственное знание, открывающее тайны природы - Р. Бэкон высказал немало опережающих свою эпоху научных и технических догадок, например, о телескопе и даже летательных аппаратах ВЫВОД: его учение было осуждено, а его самого отстранили от преподавания в Оксфордском университете, а затем заточили в монастырскую тюрьму, где он провел 14 лет, но и там умудрялся заниматься экспериментами. Он явился в какой-то мере предвестником своего однофамильца — Фрэнсиса Бэкона.
Иоанн Дунс Скот (ок. 1265—1308) - родился в Шотландии, в 16 лет вступил во францисканский монашеский орден; преподавал в Оксфордском и Парижском университетах; развивал учение, в котором подверг критике воззрения Ф. Аквинского, Р. Бэкона, сторонников Аверроэса и др. - работы: «Оксфордское сочинение», «О первом начале всех вещей», «Вопросы метафизики» - главный вопрос - об отношении богословия к философии, веры к знанию - предмет богословия — Бог, а предмет философии (или метафизики) — бытие - философия может постигать Бога не в качестве Бога, а в качестве бытия - но и в этом смысле философское познание Бога ограничено: 1. - человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях (например, Бог или ангелы) - (эти идеи направлены «против» рационального знания о Боге) - бытие наличное существование может принадлежать единичному бытию, которое мыслится как нечто запредельное и - «природа» ни всеобща, ни единична; ПР: «лошадность» есть только «лошадность» и ничего более - в телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью - благодаря соединению с различными формами материя способна принимать конкретные способы бытия, или модусы - душа - едина и ее отдельные способности различны по различию предметов, на которые они направлены: ПР: способности, направленные на чувственные предметы, называются чувственными, направленные на умозрительные предметы, — мыслительными - связь души с телом осуществляется посредством формы телесности - «за» активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность — оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета - познание Бога осуществляется в откровении
Уильям Оккам (ок. 1300—1349) - английский философ, преподавал в Оксфордском университете, был привлечен по обвинению в ереси к суду, провел 4 года в заточении - работы: «Сумма логики», комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского - «против» господства церкви над государством, «за» разграничение сфер их юрисдикции Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы