Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 3. Основные представители средневековой Европейской философии ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Августин Блаженный (354—430) Литературное наследие Августина: «Против академиков» (т.е. скептиков, 386 г.), «О жизни блаженной» (386), «О порядке» (386), «Монологи» (387), «О количестве души» (388—389), «Об учителе» (388—389), «О музыке» (388— 389), «О бессмертии души» (387), «Об истинной религии» (390), «О свободной воле» (388—395), «Исповедь» (400), «О граде (или государстве) Божием» (413—426). Учение о бытии - все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. - зло — не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. - благо - есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. - Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. - мир один. - в мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также имеет свое место в строе целого. - бытие Бога можно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта. (Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу). - душа — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. - в учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между: 1.- идеей передачи душ родителями вместе с телом; и 2.- идеей креационизма — творения душ новорожденных Богом. Бог, мир и человек. - теоцентризм мировоззрения Августина - идея креационизма (творения) - Бог - внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением - Бог – сверхприроден - Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. - Бог - личность, сотворившая все сущее - Августин подчеркивал отличие Бога от Судьбы. Бог всецело владеет судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. - абсолютное всемогущество Бога («Исповедь») - принцип бестелесности Бога - принцип бесконечности божественного начала Вечность и время. - вопрос: что же - Бог пребывал в не деянии до того, как сотворил мир? - мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени - время и пространство существуют только в мире и с миром - начало творения мира – это и начало времени - время есть мера движения и изменении (в этом философском определении времени Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна) Это определение — верное и вполне научное и поныне. - стремился установить соотношение: настоящего - прошедшего – будущего; пришел к идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Т.е. нет никакого «пред тем» и никакого «потом». Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Характерная черта настоящего — стремительность его течения. - вечность - в мире мыслей-идей Бога все есть раз и навсегда — статичная вечность неотделима от Бога «…в самой вечности не различаю никаких промежутков времени. …вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. - длительность – это атрибут времени 4. Добро и зло — теодицея. (Термин «теодиция» ввел Лейбниц). - говоря о деяниях Бога, мыслитель подчеркивал его все – благость - но в мире творится и зло - Почему всеблагой Бог допускает зло? Не на нем ли лежит ответственность за зло в тварном мире? -все сотворенное Богом в мире причастно к абсолютной доброте: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. - зло — отсутствие добра. Августин попытался снять с Бога ответственность за зло, творимое в мире, т.к. человек наделен свободой воли, поэтому сам, без участия Бога потянулся к злу. О свободе и божественном предопределении. - первые люди до грехопадения обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопадения потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Божество от века предопределило одних людей к добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. - Без предопределенной божественной благодати человек не может иметь доброй воли. Эту позицию Августин отстаивал в полемике с Пелагием, который утверждал, что спасение человека зависит от его собственных нравственных усилий. - учение Августина о предопределении – есть религиозный фатализм - критика скептицизма, выдвинул против него следующее возражение: без знания истины невозможно и «вероятное» знание, так как вероятное есть нечто правдоподобное, т.е. похожее на истину, а чтобы узнать, что похоже на истину, надо знать саму истину. Где же ее найти? - наиболее достоверное знание — это знание человека о своем собственном бытии и сознании «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину...» - познание - основано на внутреннем чувстве, ощущении и разуме. - норма познания - истина - неизменная, вечная истина - источник всех истин = Бог - новым в теории познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания, т.е. понимание познания как энергийно-волевого процесса Пр: «Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им». Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. - Августин о скептиках: «Им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно» - разум - это взор души, которым она созерцает истинное - истина - содержится в нашей душе, а душа наша бессмертна - человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни - человек должен подчинять свои знания мудрости - в спасении души — высшее назначение человека - разум - функция души - к изучению наук ведет двоякий путь — авторитет и разум - вера в авторитет сокращает дело и не требует никакого труда Об обществе и истории. - имущественное неравенство людей — неизбежное явление социальной жизни. Поэтому бессмысленно стремиться к уравнению богатств: неравенство будет продолжаться во все века, пока будет существовать земная жизнь человечества. Августин утешал людей тем, что человек добродетельный, хоть и находится в рабстве и наг, в душе свободен и, напротив, злой человек, хоть он и царствует, — жалкий раб своих пороков («О граде Божием»). - идея принципиального равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от одного праотца), следовательно им надо жить в мире - осмысление реальных судеб человечества составляет - философию истории (работа Августина, изложенная в 22 книгах - «О граде Божием»). Здесь он сделал попытку охватить всемирно-исторический процесс, поставить историю человечества в тесную связь с планами и намерениями Божества. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство — царство зла, греха, царство дьявола, а с другой — христианскую церковь — царство Божие на земле. Эти два града созданы, по Августину, двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное — любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Эти два града, параллельно развиваясь, переживают шесть главных эпох (или периодизация мировой истории): первая эпоха — от Адама до Потопа; вторая — от Ноя до Авраама; третья — от Авраама до Давида; четвертая — от Давида до вавилонского пленения — время иудейских царей и пророков; пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа; шестая эпоха началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом; тогда граждане «града Божия» получат блаженство, граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям. ПР: сочинение «О граде Божием» Августин начал писать под впечатлением разгрома в 410 г. Рима как столицы тогдашнего мира варварами-вестготами под началом Алариха. Августин оценил эту катастрофу как наказание Риму за его прежнюю борьбу против христианства и начало крушения «земного града» вообще. - главной идеей учения Августина является становление человека от «ветхого» к «новому», преодоление себялюбия в любви к Богу.
Пьер Абеляр (1079—1142) - выдающийся оратор, логик-диалектик; современники называли его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, странствующим рыцарем диалектики. Абеляр родился в рыцарской семье, получил блестящее образование. Его природный дар дал ему возможность глубже многих современников постичь дух античной философии. Интерес к знанию захватил его душу, и уже в раннем возрасте он «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». В 21 год он поступил в Парижскую Соборную школу, которую вел Гильом де Шампо. Вскоре Абеляр начал вступать в яростные споры с де Шампо, из которых всегда выходил победителем. Разъезжая по городам, вступая в жаркие споры, Абеляр привлек к себе множество слушателей. Наконец, старейшая парижская аудитория — школа — досталась Абеляру как руководителю и профессору (из нее вышел один пантифик, 19 кардиналов, более 50 епископов Франции, Германии и Италии). Блеск таланта вызывали взрыв восторга у учеников, зависть у соперников и тревогу церкви. Абеляр был осужден церковью как еретик (по решению суда он должен был бросить в огонь свои сочинания). Однако осудившая Абеляра церковь впоследствии положила многие его сочинения в основу своего учения. Абеляр привлекал тысячи учеников со всех концов Европы. Он славился и как поэт, как герой романа с Элоизой (был ее репетитором, которого нанял ее дядя Фульбер; Абеляр увез Элоизу в Бретань и там вступил с ней в брак, но дядя разгневался, после физического увечья Абеляр ушел в монастырь Сен-Дени). - работы: «Познай самого себя», «История моих бедствий», «Да и нет» - защита существенно смягченного номинализма, именуемого концептуализмом, суть которого в том, что реальны отдельные предметы, но общие идеи — соответствуют тому понятию (концепту), которое образует наша духовная реальность - Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его - недостаток большинства религий в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства - человек оказывается рабом религии и устами повторяет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом - права на личный разум - указывал на противоречия в Священном Писании, утверждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Господня, а очищение. Раскрыв противоречия, он с жаром разрешал их на лекциях. - принципу «Верую, чтобы понять» Абеляр противопоставил свой принцип «Понимаю, чтобы верить» - призывал к участию разума в восприятии религии, говоря, что всякое знание — благо и не может быть враждебно высшему Благу - вера, «не просветленная разумом, недостойна человека» - не механической привычкой, не доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру.
Фома Аквинский (1225 или 1226 —1274) философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма. (Родился в семье графа Ландольфа; назван по месту рождения в Аквино близь Неаполя. Бежал от родительской опеки, но его нагнали и отец, желая отвлечь сына от мыслей о монастыре, запер в камеру и поместил туда обнаженную красавицу; но Ф. Аквинский выгнал ее, а сам сбежал. Он учился в Кельнском и Парижских университетах. Во время защиты на звание доктора богословия он должен был переспорить 14 самых эрудированных профессоров богословия.). - работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» ( иногда именуется «Сумма философии» ), «О правлении князей»; он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля. В его работах, кроме богословия и философии, рассматриваются вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. 1. исходный принцип - божественное откровение - разграничивал области: 1. - философии (предметом первой являются «истины разума»); 2. - теологии (предметом второй является — «истина откровения»). - источник истины – Бог - не может быть противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией - но не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству - философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости - религиозная истина не может быть уязвима со стороны философии О бытии - рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как чистую форму», «чистую актуальность» - сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи - они реальные сверхчувственные внутренние принципы, образующие всякую реальную вещь, все телесное вообще - материя — восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида - форма выступает в роли целевой причины образования вещи - причина индивидуального своеобразия вещей (принцип индивидуации) - получившая «напечатление» материя того или иного индивида - канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся принципом материи («слабейшим видом бытия») - слияние первопринципа - формы и материи рождает мир индивидуальных явлений - христианство (и схоластика) были озабочены истолкованием отношения к материи, так как третья ипостась верховного абсолютного божества — Иисус Христос — был, по Библии, явлен в образе человека, т.е. объединил в себе и божественную (идеальную), и человеческую (материально-телесную) природу - сам факт этого объединения не давал возможность игнорировать материю как «ничто», поэтому квалификация материи Аквинатом с помощью системы рассуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из логического тупика - материя, таким образом, получила в схоластике частичное «оправдание» - сущее он делил на субстанции и акциденции - т.е. атрибуты, свойства субстанции: качество, количество, отношение, место, время и пр., - являются определениями субстанции. О человеке и его душе - индивидуальность человека — это личностное единство души и тела - душа обладает животворящей силой человеческого организма - душа нематериальна и самосуща: она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом - телесность имеет сущностную значимость: через нее душа может образовывать то, что есть человек - душа носит уникально-личностный характер - телесное начало человека соучаствует в духовно-душевной деятельности личности - следовательно, думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в слиянном единстве - он высказал мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения - личность есть «самое благородное» во всей разумной природе - идеи бессмертия души О познании - о сновополагающий принцип познания — реальное существование всеобщего - в споре об универсалиях он отстаивал позиции умеренного реализма, т.е. всеобщее существует трояко: 1. - «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего); 2. - «в вещах», получив конкретное осуществление 3. - «после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения - человеку присущи две способности познания — чувство и интеллект - познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов - но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту - при вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида» - т.е. вещь существует одновременно вне нас (во всем своем бытии) и внутри нас (в качестве образа) - образ - элемент бытия вещи, который в то же время подобен душе - предмет входит в душу (в духовное царство мыслей), при этом вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект абстрагирует «умопостигаемые образы» - истина – это «соответствие интеллекта и вещи» - понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога - отрицал врожденное знание, но считал что в человеке пред -существуют некоторые зародыши знаний, а именно: первые понятия, познаваемые интеллектом посредством образов - принцип: нельзя одновременно нечто утверждать и отрицать Об этике - принцип свободы воли человека - учение 1. - о сущем как благе 2. - о Боге как абсолютном благе 3. - о зле как лишенности благ - зло - менее совершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства - блаженство - конечная цель устремлений человека, которое заключается в человеческой деятельности — теоретическом разуме, в познании истины ради самой истины, т.е. в познании абсолютной истины, т.е. Бога - основа добродетельного поведения людей - естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла - без божественной благодати вечное блаженство недостижимо Об обществе и государстве - синтез аристотелевских этических идей и христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви - человек — существо общественное - цель государственной власти — содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни - «за» монархическую форму правления, но считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить «против» тирана ВЫВОД: с XIV в. и поныне учение Ф. Аквинского признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых).
Роджер Бэкон (1214 - 1292) - развитие естествознания и философии позднего средневековья - работы: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение», «Компендий философии» - принцип философии - преодолеть преграды в сознании людей - четыре препятствия к постижению истины (достижению подлинной мудрости): 1.-пример жалкого и недостойного авторитета 2.- постоянство привычки 3. - мнение несведущей толпы 4. - прикрытие собственного невежества показной мудростью - препятствия к постижению истины опутан всякий человек, т.к. в жизни, науках и занятии для одного и того же вывода пользуются тремя наихудшими доводами: 1. - это передано нам от предков; 2. -это привычно; 3. -это общепринято, следовательно, этого должно придерживаться - от этого происходят все бедствия человечества, т.к. остаются непознанными величайшие свидетельства мудрости и тайны всех наук и искусств - но еще хуже то, что люди, слепые от мрака этих четырех препятствий, не ощущают собственного невежества - а погрузившись во мрак заблуждений, люди полагают, что находятся в свете истины - «за» опытное исследование природы — разработке оптики, механики и астрономии - цель наук - увеличение власти человека над природой - разработал метод познания, основанный на эксперименте и математике - опыт - основа познания 1. - внутренний опыт — мистическое «озарение», объект которого — Бог 2. - внешний опыт — чувственное знание, открывающее тайны природы - Р. Бэкон высказал немало опережающих свою эпоху научных и технических догадок, например, о телескопе и даже летательных аппаратах ВЫВОД: его учение было осуждено, а его самого отстранили от преподавания в Оксфордском университете, а затем заточили в монастырскую тюрьму, где он провел 14 лет, но и там умудрялся заниматься экспериментами. Он явился в какой-то мере предвестником своего однофамильца — Фрэнсиса Бэкона.
Иоанн Дунс Скот (ок. 1265—1308) - родился в Шотландии, в 16 лет вступил во францисканский монашеский орден; преподавал в Оксфордском и Парижском университетах; развивал учение, в котором подверг критике воззрения Ф. Аквинского, Р. Бэкона, сторонников Аверроэса и др. - работы: «Оксфордское сочинение», «О первом начале всех вещей», «Вопросы метафизики» - главный вопрос - об отношении богословия к философии, веры к знанию - предмет богословия — Бог, а предмет философии (или метафизики) — бытие - философия может постигать Бога не в качестве Бога, а в качестве бытия - но и в этом смысле философское познание Бога ограничено: 1. - человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях (например, Бог или ангелы) - (эти идеи направлены «против» рационального знания о Боге) - бытие наличное существование может принадлежать единичному бытию, которое мыслится как нечто запредельное и - «природа» ни всеобща, ни единична; ПР: «лошадность» есть только «лошадность» и ничего более - в телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью - благодаря соединению с различными формами материя способна принимать конкретные способы бытия, или модусы - душа - едина и ее отдельные способности различны по различию предметов, на которые они направлены: ПР: способности, направленные на чувственные предметы, называются чувственными, направленные на умозрительные предметы, — мыслительными - связь души с телом осуществляется посредством формы телесности - «за» активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность — оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета - познание Бога осуществляется в откровении
Уильям Оккам (ок. 1300—1349) - английский философ, преподавал в Оксфордском университете, был привлечен по обвинению в ереси к суду, провел 4 года в заточении - работы: «Сумма логики», комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского - «против» господства церкви над государством, «за» разграничение сфер их юрисдикции - он фактически прокладывал дорогу Реформации - универсалии не могут существовать вне сознания; в таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе общих сущностей - критик схоластического реализма, которая получила название «бритвы Оккама», или «принципа бережливости» ПР: в словах: «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости», или «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего» - предмет всякого познания — только единичное, индивидуальное - различал познания интуитивное и абстрактное - внес вклад в разработку логики - разрабатывал концепцию 2 –х истин: сфера разума и область веры должны быть разграничены - источник теологических истин – СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, которое невозможно доказать с помощью философских аргументов - научные истины не зависят от богословия - существование Бога как недоказуемой реальности невозможно вне теологии - сфера человеческого познания всегда имеет дело с единичными вещами - недоказуемость религиозных догматов с точки зрения человеческого разума только укрепляет веру - 2-ве разновидности знания: 1. – интуитивное знание (основано на внешнем восприятии единичных вещей) 2. – абстрактное знание (которое можно постичь в уме)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1576; Нарушение авторского права страницы