Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Вопрос 1. Философия Средних веков
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия — это философия эпохи феодализма У-ХV вв. В средневековой философии можно выделить два периода: становления и развития. Поскольку философские учения этой эпохи стали складываться уже в 1-V вв., а их основу составили этические концепции стоиков, эпикурейцев и неоплатоников, то можно выделить следующие периоды: 1) период апологетики и патристики (III-V вв.); Схоластический период (V -Х V вв.). Особенности средневековой философии 1. союз философии и теологии - (или зависимость философии от религии) («Философия — служанка богословия»). 2. философская мысль средних веков – монотеизтична, т.е. уходит своими корнями в религию единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство). 3. выступает как синтез двух традиций: античной философии (главным образом наследия Платона и Аристотеля) и христианского откровения. 4. средневековое мышление – теоцентрично, т.е. источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии. 5. Главный принцип - принцип абсолютной личности, т.е. личности Бога (это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъекта) 6. Высшая цель в жизни - служение Богу (Бог есть первопричина и первооснова мира). 7. Идеализм – основное направление средневековья («Вначале было слово. И это слово было Бог»). 8. Исходный пункт философских размышлений - догматы Священного писания. 9. Предпочтение - вере, а не знанию; религии, а не науке. 10. Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком случае творение — прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли. Такое мировоззрение носит название креационизма. 11. провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения 12. иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение и т. п. выходящие за пределы рассудочного познания формы. 13. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о мире и человеке. 14. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична и консервативна, ей был чужд скептицизм.
15. Философский формализм, понимаемый как склонность к застывшим, «окаменелым» формулам, был основан на искусстве толкования, интерпретации текста. ВЫВОД: Креационизм — главный принцип онтологии, а откровение — главный принцип гносеологии. У средневековых философов познание (гносеология) всякой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3.Какова она? 4. Почему (или для чего) она есть? ПР: Согласно Боэцию, только в Боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что касается сотворенных вещей, то они сложны: их бытие и сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна быть сотворена божественной волей. Сущность вещи выражается в ее определении, которое мы постигаем разумом. О существовании вещи мы узнаем из опыта. 16. Развитие философской мысли Запада и Востока до XIV в. шло разными путями
17. мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Средневековая церковь также враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Однако по мере того как христианство приобретало более широкое влияние, а поэтому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, стали появляться попытки использовать для этой цели учения античных философов. При этом усвоение философского наследия античности происходило частями, пристрастно, зачастую им давалось новое толкование для подкрепления религиозных догматов. Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика.
Вопрос 2. Апологетика и патристика (III—V вв.) Апологетика (от греч.— защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой (Юстин Мученик). Патристика (от лат. Патер — отец) — философское учение «отцов церкви». Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем. Различают западную (Августина Блаженного ) и восточную патристику (Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника). Особенность византийской (восточной) философии - использует греческий язык и тем самым более органично связана с античной культурой, чем латинский Запад. Схоластика (V-ХV вв.) «Отцом схоластики» - считают Боэция трактат «Утешение философией», которого воспринимали не столько как первого схоластика, сколько как «последнего римлянина», последователя Цицерона, Сенеки, платоников римской эпохи. Схоластика (от греч— школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Периодизация 1. VI – IX вв. представитель – Эриугена Основная идея: «Истинная философия - религия, а подлинная религия – философия» 2. IX—XII вв. представители - Ансельм д'Аоста («Свобода - способность реализовать благо, следуя истине») и Абеляр («Желание не грех, осознанное желание плохого - грех». «Нет нужды презирать земную жизнь»). 3. XIII в. «Золотой век схоластики». Фома Аквинский («Бог есть бытие») 4. ХIV-ХV вв. отмежевание разума и веры - представитель - Оккам. Отличительные черты средневековой схоластики. 1) Схоластика рассматривала себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная с XI в. в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. 2) Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное - необходимо понять Бога и человеческую душу. 3) Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное». 4) Интересное понимание проблемы души и тела. В его основе - христианские догматы «Боговоплощения» и «Воскресения во плоти». Ориген (III в.): дух даруется Богом и устремлен к добру, душа - начало индивидуальности, тело - подчинено душе, а душа - духу. Зло исходит от злоупотребления свободой, то есть тело еще не есть начало зла. 1. Задача схоластики - обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (с греч. догма — мнение) — это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. 2. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы. 3. Схоластика не отрицала рационального познания вообще, хотя и сводила его к логическому познанию Бога. Вывод: на протяжении девяти веков схоластика господствовала в общественном сознании. Она сыграла положительную роль в развитии логики и других чисто теоретических дисциплин, однако существенно затормозила развитие естественных, опытных наук. 4. представитель схоластики - Фома Аквинский (1225-1274) (работы - «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии» ), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит названние неотомизма. А) в учении Ф. Аквинского проводится грань между верой и знанием, теологией и наукой. Б) Религия обретает знания в откровениях. В) Наука способна логическим путем доказать истинность откровений- в этом заключается цель существования науки. Г) Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественно-научное) познание она считала греховным. Д) только теология есть знание об общих причинах. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед разумом. Главный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Е) пять положений космологического доказательства бытия Бога. Ф. Аквинский много сделал для обоснования теоретически католического вероучения, за что был удостоен титула «ангельского доктора».
XI в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом как ученая дискуссия. Крупнейшей из них, длившейся в течение нескольких веков, был так называемый «спор об универсалиях». Универсалиями (от лат. универсал— общее) называют общие понятия (термины, названия, имена) в отличие от единичных, конкретных предметов. В основе дискуссии об универсалиях лежал следующий вопрос: «Объективно ли существуют общие понятия, или же объективно (реально) существуют только единичные предметы»? Реализм (от лат. реализм — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий — «универсалий» («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.) —как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии , утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей». - представители: Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский Номинализм (от лат. потеп — имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия — имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. - представители: Росцелин Разновидностью номинализма являлся концептуализм (Пьер Абеляр), или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1543; Нарушение авторского права страницы