Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика направленияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Общая характеристика направления На рубеже XIX—XX вв. в теоретической мысли России получило широкое распространение неокантианство. Идеи Г. Риккерта и В. Виндельбанда, наиболее ярких его представителей, относительно специфики социального познания и необходимости использования теории ценностей нашли благодатную почву среди российских социальных мыслителей — 1 историков, философов, правоведов, политэкономов, социологов, которые; привнесли немало своего в трактовку общества и различных сторон его жизни. Суть проблемы состояла в том, как осуществлять обобщающее социальное познание, когда в общественной жизни все имеет индивидуальный характер. В российской социологии неокантианство отличал ряд особенностей. Прежде всего, его появление было связано не только с общими причина ми научного интереса к нему, по и с положением дел в самой социологи» где господствовали позитивизм и натурализм. Некоторые социологи выступили против сближения социологии с естествознанием, против исследования общества с помощью естественно-научных методов, утверждая что у социальной науки должны быть свои особые подходы к изучению реальности, свои методы познания. Отсюда — неокантианская критика ситуации в социальной науке, признание ее кризиса в области методологии. Речь шла о том, что позитивистская и натуралистическая социология, опираясь лишь на факты, и| наблюдение, фиксацию, описание и объяснение, неспособна понять, что за ними скрывается. Этот кризис усугубляется тем, считали неокантианцы, что стремление социологов к целостному охвату общества приводил к забвению его отдельных сторон, в первую очередь человеческого поведения, игнорированию его культурно-ценностного аспекта. Цель исследования, утверждали они, состоит не в объяснении явлений, а в их оценке, осуществляемой с учетом прежде всего абсолютной ценности нравственного долженствования. Таким образом, на передний план выдвигалась ценность личности. Что же касается различных проектов социального переустройства общества, то их следует оценивать с точки зрение личностной» направленности, т.е. возможности использовать результаты общественных преобразований для совершенствования личности. Отсюда становится понятной еще одна особенность российской неокантианской социологии — ее психологизма, акцента па изучении социально-психологических взаимодействий, к которым зачастую сводилась вся социальная реальность. Неокантианство в социологии было связано с се психологическим направлением гораздо более тесно, чем с другими течениями социологической мысли России. Если общество, по словам одного из наиболее известных российских социологов неокантианского направления П.И. Новгородцева, существует только в лицах в качестве единственной социальной реальности, то отношения между ними, неизбежно приобретающие нормативный характер, должны соответствующим образом изучаться. Так возникает еще одна особенность российского социологического неокантианства — повышенное внимание, уделяемое ключевой категории — норме. Не случайно среди представителей этого направления оказалось много очень известных российских правоведов: Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, 15.М. Хвостов. Обратимся к характеристике их социологических взглядов. Неокантианская социология Литература Сочинения Б. А. Кистяковского 1. Gesellschaft und Einzelwesen. Eine methodologische Studie. — B„ 1899. — 205 S. 2. M. П. Драгоманов. Его политические взгляды, литературная деятельность и жизнь // Драгоманов М. П. Политические сочинения. — М.( 1908. — С. IX —LXXVII. 3. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи; Интеллигенция в России. Сб. статей. 1909—1910. — М., 1991. — С. 109-135. (1909) 4. К вопросу о самостоятельной украинской культуре // Русская мысль, — 1911. — № 5, — С. 131-146. 5. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. — М., 1916. — IV, 704 с. (Фрагменты работы опубликованы в книге: История русской правовой мысли: биографии, документы, публикации. — М., 1998. — С. 339-358). 6. Методология и ее значение для социальных наук и юриспруденции // Юридический вестник. — 1917. — Кн. XVIII. — С. 31-47. Сочинения Л. И. Петражицкого 7. Очерки философии права. — СПб., 1900. — 138 с. 8. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. — СПб., 1905. — XIII, 311 с. 9. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 т. Т. I. Изд. 2-е. — СПб., 1909. — V, 318 е.; Т. II. — СПб., 1907. — С. 307 — 656. (1907) (Фрагменты работы опубликованы в книге: История русской правовой мысли: биографии, документы, публикации. — М., 1998. — С. 243 — 287). 10. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права // Юридический вестник. — 1913. — Кн. II. — С. 5-9. 11. Алексеев В. А., Маслин М. А. Русская социальная философия конца XIX — начала XX века: психологическая школа. — М., 1992. — С. 123-151. 12. Алексеев Н. Н. Основные философские предпосылки психологической теории права проф. Л. И. Петражицкого // Юридический вестник. — 1913. — Кн. IV. — С. 5 — 23. 13. Берман Я. А. К вопросу о природе правовых явлений // Там же. — 1915. — Кн. X (И). — С. 5-33. 14. Василенко Н. П. Академик Богдан Александрович Кистяковский // Социологические исследования. — 1994. — № 2. — С. 139-154; № 4. — С. 129-139; № 5. — С. 135-140. 15. Гинцберг В. Учение Л. И. Петражицкого о праве и его предпосылки // Вопросы философии и психологии. — 1909. — Кн. 97 (II). — С. 204-260. 16. Иванов Г. И. Психологическая теория права в критической литературе. — СПб., 1913. — 157 с. 17. Казмер М. Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. — Рига, 1983. — 130 с. 18. Кондратьев Н. Д. Теория истории А. С. Лаппо-Данилевского // Историческое обозрение. — 1915. — Т. XX. — С. 105-124. 19. Лаппо-Данилевский А. С. Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. — М., 1902. — С. 392-490. 20. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. 1—2.— СПб., 1913. — 802 с. 21. Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права. — М., 1901. — III, 245 с. 22. Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права (К вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. — М., 1903. — С. 236-296. 23. Новгородцев П. И. Об общественном идеале // Новгородцев П. И. Об общественном идеале. — М.# 1991. — С. 11-522. 24. Новгородцев П. И. Психологическая теория права и " философия естественного права" // Юридический вестник. — 1913. — Кн. III. — С. 5-34. 25. Рейснер М. А. Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. — СПб., 1908. — 240 с. 26. Сапов В. В. Архив Б. А. Кистяковского. С приложением писем к Б. А. Кистяковскому М. Вебера, Э. Ласка и Г. Еллинека // Вопросы социологии. — 1992. — Т. 1. — № 1. — С. 157-164. 27. Трубецкой Е. Н. Философия права проф. Л. И. Петражицкого // Вопросы философии и психологии. — 1901. — Кн. — 57 (И). — С. 9-33. 28. Хвостов В. М. Нравственная личность и общество: Очерки по этике и социологии. — М., 1911. — VII, 230 с. 29. Хвостов В. М. Социология. Ч. I. Исторический очерк учений об обществе. — М., 1917. — XII, 341 с. 30. Хвостов В. М. Основы социологии: Учение о закономерностях общественных процессов. Элементарный очерк. — М., 1923. — VIII, 101 с.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Общая характеристика направления На рубеже XIX—XX вв. в теоретической мысли России получило широкое распространение неокантианство. Идеи Г. Риккерта и В. Виндельбанда, наиболее ярких его представителей, относительно специфики социального познания и необходимости использования теории ценностей нашли благодатную почву среди российских социальных мыслителей — 1 историков, философов, правоведов, политэкономов, социологов, которые; привнесли немало своего в трактовку общества и различных сторон его жизни. Суть проблемы состояла в том, как осуществлять обобщающее социальное познание, когда в общественной жизни все имеет индивидуальный характер. В российской социологии неокантианство отличал ряд особенностей. Прежде всего, его появление было связано не только с общими причина ми научного интереса к нему, по и с положением дел в самой социологи» где господствовали позитивизм и натурализм. Некоторые социологи выступили против сближения социологии с естествознанием, против исследования общества с помощью естественно-научных методов, утверждая что у социальной науки должны быть свои особые подходы к изучению реальности, свои методы познания. Отсюда — неокантианская критика ситуации в социальной науке, признание ее кризиса в области методологии. Речь шла о том, что позитивистская и натуралистическая социология, опираясь лишь на факты, и| наблюдение, фиксацию, описание и объяснение, неспособна понять, что за ними скрывается. Этот кризис усугубляется тем, считали неокантианцы, что стремление социологов к целостному охвату общества приводил к забвению его отдельных сторон, в первую очередь человеческого поведения, игнорированию его культурно-ценностного аспекта. Цель исследования, утверждали они, состоит не в объяснении явлений, а в их оценке, осуществляемой с учетом прежде всего абсолютной ценности нравственного долженствования. Таким образом, на передний план выдвигалась ценность личности. Что же касается различных проектов социального переустройства общества, то их следует оценивать с точки зрение личностной» направленности, т.е. возможности использовать результаты общественных преобразований для совершенствования личности. Отсюда становится понятной еще одна особенность российской неокантианской социологии — ее психологизма, акцента па изучении социально-психологических взаимодействий, к которым зачастую сводилась вся социальная реальность. Неокантианство в социологии было связано с се психологическим направлением гораздо более тесно, чем с другими течениями социологической мысли России. Если общество, по словам одного из наиболее известных российских социологов неокантианского направления П.И. Новгородцева, существует только в лицах в качестве единственной социальной реальности, то отношения между ними, неизбежно приобретающие нормативный характер, должны соответствующим образом изучаться. Так возникает еще одна особенность российского социологического неокантианства — повышенное внимание, уделяемое ключевой категории — норме. Не случайно среди представителей этого направления оказалось много очень известных российских правоведов: Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, 15.М. Хвостов. Обратимся к характеристике их социологических взглядов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы