Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и предмет курса «Римское право.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Понятие и предмет курса «Римское право. Римское частное право – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых). Римское частное право регулировало имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения (порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье); отношения собственности, права на чужие вещи; обязательственные правоотношения; наследование. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права, поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные. В Риме существовал рабовладельческий строй. Права были лишь у свободных людей. За рабовладельцами закреплялась неограниченная возможность эксплуатации рабов. Изначально в Древнем Риме не все свободные люди были наделены правами. Субъектами частного римского права были только римские граждане, люди же, не входившие в римскую общину, считались бесправными. Точность формулировок, ясность построения, жизненность, конкретность, практичность права, юридические выводы соответствовали интересам господствующего класса – это отличительные признаки римского частного права. Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов. В составе римского права различают отдельные системы – цивильное право, пре-торское право, право народов, справедливое право и естественное право. Древнейшее римское право называлось ви-ритским. Данная система права в дальнейшем получила название цивильного права и определила национальный характер права римских граждан, права города-государства. Право преторское – система права, которая сложилась наряду с цивильным правом; его появление связано с расширением земельной собственности, экономики, ростом рабовладения. Постепенно система цивильного права и права народов слились воедино. Это было вызвано интересом господствующего класса к развитию торговли. В эпоху принципата появилось jus aequum (справедливое право). Юристы говорили о равенстве всех в области права и перед законом. Считалось, что принцип справедливости и обман с извлечением из него выгоды несовместимы. В результате претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести. Этот принцип проник во многие положения эдикта и преторского права. Появилась новая теория – требование морали. Предмет римского права. Нормы римского частного права регулировали широкий круг общественных отношений между частными лицами. К ним относились: 1) комплекс личных прав, правовое положение субъектов в имущественных отношениях, возможность субъектов совершать сделки имущественного характера; 2) брачно-семейные отношения; 3) отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи; 4) круг вопросов, возникающих по поводу наследования имущества умерших и других лиц; 5) обязанности субъектов, возникающие из различных оснований – договоров, правонарушений, подобия договоров, подобия правонарушений; 6) вопросы защиты частных прав.
Основные периоды развития Римского государства. Царский период в истории Древнего Рима. Развитие Древнего Рима можно подразделить на три периода: Царский период (VIII-V вв. до н. э.), период Республики (V-1 вв. до н. э.), период Империи (конец I до н. э. - V в. н. а). По преданию Рим был основан в 754-753 гг. до н. э. как небольшое поселение в средней части Апеннинского полуострова на реке Тибр. Будущее экономическое могущество Рима закладывалось в результате многочисленных войн. В Царский период политическое устройство общества не носило монархического характера, а являлось строем военной демократии. Государство еще не существовало, а римские цари - рексы, были в первую очередь военными вождями. Римский народ состоял из родов и племен (триб) различного происхождения. Для родственной общины была характерна коллективная собственность на землю. Ранняя государственная организация Рима (прообраз будущего государства) формировалась на основе слияния нескольких триб. Складывалась и система государственного управления. Высшим органом власти становится сенат - совет старейшин патрицианских родов. В этот период патрициями (" имеющие отцов" ) считалось все коренное население, входившее в родовую общину и составлявшее собственно римский народ (ЭшгШит). Эта часть населения Рима противостояла плебеям - пришлому населению Древнего Рима. Плебеи, в отличие от патрициев, не имели никаких политических прав. Большое значение для формирования государственного строя Рима имели реформы Сервия Туллия, которые позволили порвать с традициями родовых отношений. Он провел цензовую реформу, в соответствии с которой родовые трибы были заменены на территориальные. Все население Рима было подразделено на пять разрядов по имущественному признаку, основу которого составлял земельный надел. Сельское хозяйство носило преимущественно натуральный характер. Древние римляне выращивали ячмень, пшеницу, горох, бобы, значительное развитие получили виноградарство и выращивание оливок, а также скотоводство. В Риме существовали практически все виды ремесленной деятельности по обработке металла, камня, кожи, шерсти и т. д. Широкое распространение получили гончарное ремесло, производство керамики и ткачество. Развитию ремесла способствовало наличие полезных ископаемых - железной руды, меди, строительного камня, глины. Широко применялись железо и бронза. В отличие от сельского хозяйства, где решающую роль имел труд рабов, ремеслами занимались в основном свободные мастера. Это было связано с тем, что богатые римляне вкладывали крупные средства преимущественно в земельную собственность, поскольку это было выгоднее и престижнее. Кроме того, в Риме владение землей считалось почетным и давало политическое влияние.
Законодательный процесс в Риме в период республики. Виды законов.
Римское право в средневековой Европе. Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической основе римских политических и правовых институтов, и значительная часть населения в них продолжала жить по традициям римского права и судопроизводства. Римское право обладало особыми внутренними качествами: высокой юридической техникой, разработанностью почти всех сторон правоотношений тогдашнего общества, развитым индивидуализмом, который выше прочих ценностей ставил охрану законности частных прав и личных интересов. Этим было предопределено, что в разных странах в разные века значительным будет интерес к использованию, применению римского права для регулирования новых общественных отношений. Особое отношение к древнему римскому праву было взаимосвязано с вообще почтительным отношением культуры Средневековья к древности, к праву великой Империи. Римское право стало представляться завершенным Разумом Права, своего рода всеобщей философией и практикой права. Такое историческое перенимание, рецепция (от receptio – усваиваю) – римского права стало важной частью формирования нового национального права в странах феодальной Европы. Рецепция римского права была общеевропейским явлением, но в разных государствах она протекала по-своему.
Правовое положение рабов.
Рим строился на основе существования двух больших групп населения – рабовладельцев и рабов. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Рабы были государственные и частновладельческие. Государственными рабами становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в период патриархального рабства они входили в состав семей римских граждан, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Только мелкие производители считались гражданами и имели права, а рабы не считались гражданами и прав не имели. Рабы носили в римском праве такое же наименование, как орудия труда и скот, – res mancipi, то есть за ними отрицались все три статуса, положенные римскому гражданину: – status libertatis – состояние свободы; – status civitatis – состояние гражданства; – status familiae – семейное состояние. Человек признавался рабом, если: – родился от матери-рабыни (статус отца значения не имел); – был взят в плен или захвачен из страны, не имеющей договора с Римом; – был продан в рабство (характерно для древнейшей эпохи, позднее продажа соотечественника в рабство законами была запрещена); – совершил преступление, за которое был приговорен к смертной казни или к работе на рудниках (своего рода помилование пожизненным рабством). Правовое положение рабов определялось тем, что раб – не субъект права; он – одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей. Власть рабовладельца над рабом беспредельна; господин может раба продать, женить, изувечить и даже убить. Раб не может вступать в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни – отношение чисто фактическое. Раб являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. Прекращение рабства было возможно только через отпущение на свободу.
Правовое положение латинов.
Латины (latini) — исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума — провинции Италии). Существовали еще две категории латинов: — лица, освобожденные из рабства господином-латином; — лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином. Правовое положение латинов приобреталось: — рождением; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери; — присвоением правового положения латина актом государственной власти; — добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний; — освобождением из рабства господином — латином или римлянином. Правовое положение латинов различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат. В сфере публичного права все латины пользовались правом участвовать и голосовать во время пребывания в Риме в римских народных собраниях. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им. В частноправовой сфере латины (жители Лациума) имели право вступать в римский брак и право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Остальные две категории латинов имели только право быть субъектами имущественных правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников. О них говорили: «Живут, как свободные, умирают, как рабы»; они не вправе были составлять завещания, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу латинов-вольноотпущенников, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан. Латины могли приобрести римское гражданство: — в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство; — в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, римское гражданство присваивалось латинам, жителям Лациума, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собой сокращение населения городов Лациума, то применение его впоследствии было ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Латины-вольноотпущенники наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т. д. Категория латинов, живших за пределами Лациума, утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав гражданства на все население империи. Категория латинов-вольноотпущенников была упразднена при Юстиниане
Формы брака в Древнем Риме.
Поначалу доминировала форма брака лат.cum manu- " с рукой", что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат.pater familias, и попадала во власть (лат.patria potestas) мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. К этой форме брака относились следующиеритуалы: конфарреация(лат.confarreatio) - торжественный ритуал, проводившийся в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец (лат.pontifex maximus) и фламин Юпитера (лат.flamen Dialis): зачитывались прошения к богам, в жертву приносился хлеб из полбяной муки (лат.far- " полба", отсюда название ритуала). Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Невеста передавалась из рук отца в руки жениха - это подчеркивало полную зависимость римской патрицианки. Этот обряд не допускал развода - на труднейшую процедуру расторжения подобного брака решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода. coemptio(" купля" ) - при этом ритуале для более простых граждан и плебеев времён начала республики, девушка в присутствии пяти свидетелей символически " выкупалась" женихом у её отца за один асс, при этом женщина становилась как бы собственностью мужа, причём " мужчина спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства; она отвечала, что хочет. Также и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства".При браке в формеusus(" по привычке, давности" ), женщина, прожившая безотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой, находившейся в егоmanus. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинатом. В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат.sine manu- " без руки", при которой жена не находилась под властью мужа (лат.sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда бракsine manuвытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна, продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод. 5.3 Другие виды брака Вфиктивный браквступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу. Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа. Конкубинат (лат.concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму " брака" можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц. Сенатор не мог сделать вольноотпущенницу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако, отношения в конкубинате не налагали на него никакого пятна. К конкубинату были такие же требования, как и к браку: жизнь с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и также исполнять свои обязанности. Конкубинат и распространённый " брак рабов" (лат.contubernium), часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.
Отцовская власть.
Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное (pater est quern nuptiae demonstrant, D.2.4.5, отец — тот на кого указывает факт брака). Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено: а) последующим браком родителей внебрачного ребенка; б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери — путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно и императорам приходилось вводить поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение). В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris) это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio. По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio — путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина — в виде исключения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет (так как, по выражению римских юристов, “усыновление подражает природе”, adoptio naturam imitatur, D.I.7.40.1). В отношении аррогации требуется еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого. В результате arrogatio самостоятельное лицо поступает под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.
Владение. Виды владения.
Владение (pasessio) — реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического отношения лица к предмету владения. Это состояние не могло быть временным, оно представляло собой прочное отношение лица к вещи. Только в этом случае владение получало защиту права. Элементы владения: 1) субъективный (или волевой) — воля лица владеть вещью для себя; 2) объективный (или материальный) — реальное господство над предметом владения, т. е. фактическое обладание вещью. Наличие первого элемента внешне не проявлялось, но предполагалось, если присутствовал второй элемент. Владение как право существовало лишь настолько, насколько оно защищено правовыми нормами. В этом смысле различались владение (pasessio), в котором фактическое господство связано с намерением владельца осуществлять это господство подобно собственнику, и держание (defentio) — простое обладание вещью при отсутствии воли или с сознанием высшей власти над вещью другого лица, фактическая ситуация индивидуальной принадлежности вещи, взятая независимо от ее официального признания и защиты. Виды владения: — титульное, которому предшествовало законное основание (цивильное владение). Наличие титула владения определяло правомерность приобретения владения в собственность, впоследствии это могло произойти либо по давности (usucapio), либо когда приобретение владения и собственности совпадали; — беститульное — владельческая ситуация, когда у владельца отсутствовало намерение приобрести вещь в собственность. Это владение кредитора вещью, данной в залог; владение лица, которому вещь была дана на хранение на время процесса о собственности по соглашению сторон, с тем чтобы она была выдана победителю процесса; владение наследственного арендатора, когда договор не мог быть прекращен арендодателем до тех пор, пока уплачивается рента; прекарное владение — владение лица, которое владело вещью до первого требования собственника. Данный вид владения иногда именуют посредственным, поскольку перечисленные лица владеют «для других». В вышеперечисленных случаях владение совпадает с держанием, и держателям предоставляется владельческая защита; — преторское. Претор мог до истечения срока давности предоставить владельцу защиту интердиктами. Такая защита предоставлялась всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью при наличии обоих элементов владения. Павел выделял виды владения: — законное — при наличии юридического основания; — незаконное — лишенное юридического основания, а также осуществляемое неправомерно, злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего владельца, когда владение отнималось у предшествующего владельца тайно или удерживалось, несмотря на требование возврата прекаристом; — недобросовестное, если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего владения, но вел себя так, как будто вещь ему принадлежала. Для этого случая не действовало приобретение права собственности по давности и предъявлялись более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи; — добросовестное, если он не знал и не должен был знать о неправомерности владения вещью.
Защита права собственности.
Была необходима при утрате владения собственником и при наличии незаконных препятствий в осуществлении права пользования вещью. Способы защиты права собственности: 1 ) виндикационный иск (rei vindicatio) (основное средство защиты права собственности) — вещный иск, применявшийся для возвращения вещи в законное обладание собственником из чужого незаконного владения. Предъявлялся невладеющим собственником владеющему несобственнику по месту обнаружения вещи. Истец заявлял о своем праве собственности на вещь; ответчик не обязывался к обоснованию своего права, он должен был себя заявить только как фактический владелец, и вне зависимости от способа получения вещи в свое фактическое владение ответчик пользовался правовой защитой, т. е. истец не мог самовольно отобрать у него собственную вещь. Виндикационный иск предъявлялся независимо от того, добросовестно или недобросовестно владение. Добросовестный владелец, который приобрел вещь в добросовестном заблуждении (например, кормление забредшей во двор чужой скотины), отвечает за состояние вещи только со времени предъявления иска. Плоды от вещи, потребленные до этого момента, он не возмещает, а возвращает лишь наличные плоды. Ему возвращаются понесенные издержки и затраты на содержание вещи. Недобросовестный владелец отвечает за гибель вещи до начала процесса даже при наличии легкой небрежности, а после начала процесса — независимо от формы вины, если не докажет, что гибель вещи произошла бы и у истца. Плоды от вещи он возмещает не только фактически полученные, но и те, которые мог бы получить собственник при проявлении надлежащей заботливости. Виндикационный иск предполагает доказывание истцом своего права собственности. При недоказанности ответчик мог обвинить истца в намеренном бесчестии со всеми предусмотренными правом последствиями. При доказательстве права собственности на вещь она без специальных судебных распоряжений, но в порядке исполнения судебного решения переходила во владение прежнего собственника; 2) Публицианов иск (actio in rem Publiciana) — исходивший из фикции, что истец стал собственником по давности, дававшей ему преимущество даже перед собственником. Доказыванию подлежало лишь добросовестное владение. Применялся для защиты бонитарной собственности. Он не мог применяться против собственника, а против владельца — лишь при наличии старшинства; 3) негаторный иск (actio negatoria) — иск, отрицающий право ответчика на незаконное посягательство на осуществление права собственника. Применялся для защиты собственником своего права использовать и распоряжаться вещью исключительно по своему усмотрению (с соблюдением законных ограничений). Мог предъявляться против любого нарушителя права. Истец обосновывал свое право собственности на вещь, отрицая права других лиц на нее, претендуя на все предоставленные правом и традицией правомочия в отношении этой вещи и отрицая аналогичные права других. Обязанность доказывания правоты своих действий лежит на ответчике. Негаторные иски предъявлялись в связи с претензиями по поводу использования чужих вещей на сервитутом праве. Ответственность заключалась в обязательстве прекратить незаконные действия, препятствующие осуществлению собственником своих прав.
Права на чужие вещи.
Имущественные права на чужие вещи имели место, когда право собственности на вещь принадлежало другому лицу и несобственник имел ряд прав в отношении данной вещи. Это были права на вещи, принадлежащие лицам, не являющимся собственниками этих вещей. Лицо, имеющее право на чужую вещь, не могло иметь таких обширных правомочий, как собственник, поэтому права на чужие вещи называли ограниченными вещными правами. Виды прав на чужие вещи: 1) сервитут — вещное право на пользование в определенных пределах чужой вещью либо запрещающее такое использование другим лицам, в том числе собственнику. Установление сервитута не исключало полномочий собственника, а лишь ограничивало их использование. Свойства сервитута: — обязанность, связанная с вещью, когда любой собственник земельного участка был обязан терпеть известные действия или подчиняться запрету делать что-либо со стороны хозяина господствующего участка; — принципиальная неделимость — нельзя сделать объектом обязательства часть права проезда, прохода, прогона, водопровода, так как пользование ими неделимо; 2) узуфрукт — личное право лица на пользование чужой вещью и получение от нее плодов с сохранением в целости сущности вещи. Сущность узуфрукта — одному лицу (узуфруктарию) принадлежали отдельные, связанные с потребительской стоимостью вещи полномочия собственника, тогда как титул и право распоряжения оставались у ее собственника. Объект узуфрукта — любая плодоносящая и непотребляемая вещь. Выгодополучатель присваивает плоды от такой вещи и имеет право пользоваться ею, не меняя ее хозяйственного назначения; 3) квазиузуфрукт — личное обязательство перед собственником (наследником). Легатарий должен был гарантировать собственнику(наследнику)восстановление такого же количества таких же вещей после своей смерти или умаления правоспособности. Он получал право собственности на вещи, которыми мог располагать по своему усмотрению. Наследодатель мог ограничить продолжительность вещного права легатария. Конструкция квазиузуфрукта давала возможность преодолеть такие свойственные праву собственности ограничения, как недопустимость конечного срока или резолютивного условия; 4) право пользования (usus) — право пользоваться вещью, но без права пользования ее плодами (право жить в доме (habitatio), право пользования рабочей силой раба или животного (operae servorum vel animalium)). В остальном режим права пользования похож на узуфрукт; 5) суперфиций — отчуждаемое и передаваемое по наследству право возведения строения на чужой городской земле, а также право пользоваться этим строением; 6) эмфитевзис — отчуждаемое и передаваемое по наследству право долгосрочного пользования и извлечения плодов из недвижимого имущества за определенную плату; 7) залог — право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью. Цель залога — обеспечение исполнения обязательства. Сущность залога — кредитор, которому была заложена вещь, имел право в случае неисполнения должником своего обязательства распорядиться этой вещью независимо от того, принадлежит ли данная вещь еще должнику или нет, и преимущественно перед другими требованиями иных лиц.
Вещные сервитуты. К вещным сервитутам относятся два основных вида: Первый – это разновидность сервитутов, принадлежащих строениям. Исполняя требования данного сервитута одно строение должно предоставить выгоды другому. Второй – " сельский" земельный сервитут существовал для земельных участков без строений, или эти строения существовали для обслуживания земельного участка. Выгода этого вида сервитутов извлекалась либо из поверхности земли (1), где установлен сервитут, либо из добываемых из земли продуктов [2] (2). 1. Сервитуты, заключавшиеся в получении выгоды из поверхности земли, были следующими: – право пользования существующей дорогой или улицей для прохода или проезда. Ширина дороги (улицы) определялась либо для каждого конкретного случая, либо, если она не была установлена, составляла конкретную, официально рассчитанную величину; – право ходить, переносить тяжести и ездить верхом по чужой земле. Этот сервитут мог быть ограничен в каком-то одном из трех видов пользования; – право проезда и прогона скота; но без определения какой-то конкретной дороги. Однако, устанавливая этот институт, можно было определить конкретное направление, но не более того. 2. К сервитутам, содержащим возможность получать продукты, относятся: а) водные сервитуты. Содержанием этих сервитутов было обеспечение доставки воды на земельный участок по средствам земельного участка, обремененного таким сервитутом. Различалось несколько водных сервитутов: – право пользоваться водой земельного участка, обремененного сервитутом, и связанное с этим право прохода и проезда по участку к воде; – право устройства водопоя на чужом участке для своего скот; б) сервитуты, предоставляющие их владельцу право выгона скота для пастьбы на чужом участке; в) сервитуты, предоставляющие право рубки леса, добычи мела песка, извести и камня. Общие принципы сервитутов Несмотря на все разнообразие сервитутов, в римском праве все они обладали определенными сходными свойствами, объединявшими их в один институт. Прежде всего, они являлись правом на чужую вещь и поэтому обладали рядом свойств вещных прав по римскому праву: 1) право сервитута нельзя было перенести на другую личность или земельный участок, в пользу которого сервитут устанавливаются. Другими словами, сервитут был неотчуждаем; 2) невозможно было перенести и простое осуществление права по сервитуту; 3) сервитут был неделим. Основания возникновения сервитутов Как и любое право, сервитут имел особые основания возникновения Вещные сервитута могли приобретать только собственники или добросовестные владельцы земельного участка или строения, в пользу которых устанавливался сервитут [3] Преимущественными основаниями возникновения сервитутов в римском праве было установление их управомоченным лицом. Возникали они и вследствие давности существования. Лицом, имевшим право установить сервитут, был собственник вещи, которой данный сервитут обременялся. К способам возникновения сервитута относились договор, завещательное распоряжение собственника вещи – отказ, а также судебное решение [4]. Приобретение сервитута в силу давности было установлено с целью защиты права сервитута от возможности исчезновения доказательств этого права со временем. При этом считалось, что продолжительное осуществление права заменяет доказательство правомерного возникновения этого права. Основания прекращения сервитутов.. Среди оснований уничтожения сервитута выделялись следующие: 1) уничтожение вещи, обремененной сервитутом – как физическое, так и изъятие ее из гражданского оборота; 2) соединение права собственности и сервитута в одном лице; 3) прекращение жизни лица – субъекта личного сервитута или вещи – для вещного сервитута Уничтожался и сервитут вследствие уничтожения земельного участка, в пользу которого он был установлен. Прекращение сервитутов происходило и по воле владельца сервитута, либо путем заключения договора с собственником вещи, обремененной сервитутом, либо вследствие неиспользования сервитута (non usus). При этом для вещных сервитутов их прекращение наступало после двух лет его неиспользования.
Личные сервитуты. Узуфрукт.
Личными сервитутами считались пожизненные права пользования чужой вещью. Узуфрукт (ususfructus) определялся как право пользования чужой вещью и ее плодами с сохранением в целости сущности вещи. Предметом узуфрукта могла быть как движимая, так и недвижимая вещь (например, сад, пруд). Право пользования вещью устанавливалось либо пожизненно, либо на определенный срок. Узуфруктуарий имел право пользоваться вещью и извлекать плоды из нее. Право собственности на плоды у него возникало с момента сбора. Допускалась передача узуфруктуарием предмета узуфрукта третьим лицам в пользование по договору поднайма. В этом случае он оставался ответственным перед собственником за целостность вещи и правильность пользования ею. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы