Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие и виды юридических лиц в римском праве.



 

В римском праве не существовало понятия юридического лица, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только люди.

Исторически уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рода корпорации религиозного и профессионального характера.

На определенном этапе развития появились и «муниципии» - муниципальные образования, за которыми были признаны, помимо всего прочего, также права истца и ответчика, то есть гражданско-процессуальная правоспособность.

Римское право знало несколько видов юридических лиц. Отдельные примеры такого рода субъектов, встречающиеся в источниках: казна (республиканская - aerarium, императорская - fiscus), муниципии, различные союзы лиц одной профессии (булочников, мясников, ремесленников и т.д.) decuriae apparitorum (союз низших государственных служащих), благотвори-тельные учреждения и др.

Корпорации создавались по религиозному или профессиональному принципу. Это были союзы жрецов (коллегии понтификов, авгуров); союзы должностных лип (писцов, счетоводов); производственные союзы - цехи (союзы ремесленников, торговцев, булочников и т. д. по однородности деятельности).

Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой-либо доли. И только в случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов.

Минимальное число членов корпорации четко определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех. Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации. Так, помимо собственного имущества и органов управления, муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам.

Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации - только при наличии специальной привилегии.

Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (фискус).

По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объединений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы. Еще Юлий Цезарь, воспользовавшись в качестве повода некоторыми злоупотреблениями, имевшими место на почве свободного образования коллегий, запустил все корпорации, кроме возникших в древнейшую эпоху.

После этого Август издал специальный закон, по которому ни одна корпорация (кроме религиозных и некоторых привилегированных, например похоронных товариществ) не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения сената и санкции императора (так называемая разрешительная система).

Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов - три), а также если деятельность организации принимала противозаконный характер.

 

Семейное право в Риме. Понятие родства по римскому праву.

 

Семья -- это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Таким образом, институциональный аспект семьи не ограничивается только семьей как институтом. В него включены такие явления, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности и некоторые другие.

Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.

Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.

Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.

В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.

Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.

Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.

Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.

Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.

Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.

В римском праве различались два вида родства.

1. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. «Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» (Gai. Inst. 3. 10).

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.

С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови (когнатическое родство) приобретало все большее значение.

2. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это:

а) родственники по прямой или боковой линии:

— родственники по прямой линии (linea recta) — лица, происходящие одно от другого (дед, отец, сын). Прямая линия может быть восходящей (linea ascedens) или нисходящей (linea descedens) в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству;

— родственники по боковой линии (linea collaterales) — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии (братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.);

б) брачные (legitimi) и внебрачные (spurn) родственники;

в) полнородные или полуродные родственники:

— полнородные родственники (germani) происходят от одних и тех же предков;

— полуродные родственники (consanguinei и uterini) происходят от одного отца и разных матерей (consanguinei), или наоборот, от одной матери и разных отцов (uterini).

Свойство (affinitas) — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).

 

 

Формы брака в Древнем Риме.

 

Поначалу доминировала форма брака лат.cum manu- " с рукой", что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат.pater familias, и попадала во власть (лат.patria potestas) мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. К этой форме брака относились следующиеритуалы:

конфарреация(лат.confarreatio) - торжественный ритуал, проводившийся в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец (лат.pontifex maximus) и фламин Юпитера (лат.flamen Dialis): зачитывались прошения к богам, в жертву приносился хлеб из полбяной муки (лат.far- " полба", отсюда название ритуала). Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Невеста передавалась из рук отца в руки жениха - это подчеркивало полную зависимость римской патрицианки. Этот обряд не допускал развода - на труднейшую процедуру расторжения подобного брака решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода.

coemptio(" купля" ) - при этом ритуале для более простых граждан и плебеев времён начала республики, девушка в присутствии пяти свидетелей символически " выкупалась" женихом у её отца за один асс, при этом женщина становилась как бы собственностью мужа, причём " мужчина спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства; она отвечала, что хочет. Также и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства".При браке в формеusus(" по привычке, давности" ), женщина, прожившая безотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой, находившейся в егоmanus. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинатом.

В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат.sine manu- " без руки", при которой жена не находилась под властью мужа (лат.sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда бракsine manuвытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна, продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод.

5.3 Другие виды брака

Вфиктивный браквступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о незамужестве и получить неограниченную свободу.

Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа.

Конкубинат (лат.concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторском сословии иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, так как в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму " брака" можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц. Сенатор не мог сделать вольноотпущенницу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако, отношения в конкубинате не налагали на него никакого пятна.

К конкубинату были такие же требования, как и к браку: жизнь с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и также исполнять свои обязанности. Конкубинат и распространённый " брак рабов" (лат.contubernium), часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1659; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь