Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА



ВВЕДЕНИЕ

Курс лекций по дисциплине «Социология» составлен на основании экспериментальной учебной программы по интегрированному модулю «Экономика» для учреждений высшего образования (регистрационный номер ТД-СГ.008/эксп.).

Основной целью социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования, как определено образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин», выступает формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение дисциплины «Социология» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, и применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.

Главной целью изучения «Социологии» является формирование у студентов научных представлений о месте и роли социологии в жизни общества, а также получение фундаментальных знаний социологической науки, которые послужат основанием для осмысления общественных процессов и для осознания меры их социальной активности и ответственности.

Важнейшими задачами изучения курса социологии выступают следующие:

усиление общегуманитарной и социологической подготовки студентов;

расширение их культурного уровня;

повышение профессиональных качеств будущих специалистов, которым придется принимать ответственные управленческие решения.

Весь курс разделен на восемь лекций, которые полностью отражают структуру экспериментальной учебной программы по дисциплине «Социология». Каждая лекция содержит вопросы и задания для самоконтроля, которые позволят качественнее закрепить учебный материал.

Ознакомление с основной и дополнительной литературой по каждой лекции позволит развить социологическое мышление студентов; раскрыть специфику социальных отношений и процессов в Республике Беларусь; поможет им разобраться в многочисленных и сложных проблемах социальной жизни, предвидеть социальные последствия их деятельности, уяснить значимость социологии для их будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения социологической теории студент приобретет необходимые знания для лучшего понимания:

основных социологических понятий и категорий;

особенностей протекания социальных процессов в Республике Беларусь;

тенденций развития современных социальных процессов, специфики функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;

социально-стратификационной модели белорусского социума;

характеристики социальных общностей в Беларуси;

особенностей социальных и социокультурных процессов в мире и Республике Беларусь;

содержания и особенностей социальной политики в Республике Беларусь в контексте реализации модели ее устойчивого развития.

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА

Социально-исторические и теоретические предпосылки

Возникновения социологии

Термин «социология» происходит от латинского sozietas – общество и греческого logos – учение, что означает учение об обществе. Он был введен в научный оборот основателем социологии как науки французским мыслителем Огюстом Контом (1798–1857) в его работе «Курс позитивной философии» в 1839 г.

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII – начале XIX вв.

В это время общество переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. Одновременно с этим начал интенсивно развиваться капитализм, приведший к появлению двух новых социальных классов – пролетариата и промышленной буржуазии. Произошедшие изменения в социальной структуре усилили поляризацию общества: богатые становились богаче, а бедные – беднее.

На этот же период приходится промышленная революция, оказавшая влияние на многие стороны жизни большинства европейцев. Индустриальная революция основывалась на передовых достижениях в естественных науках, внедряла новые машины и технологии. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Его характерными особенностями стали: фабричная система хозяйствования, урбанизация, невиданные ранее взаимодействия больших групп людей, которые становятся повседневными. Строительство предприятий и разрастание городов вызвало огромные миграционные потоки. Множество крестьян покидали свои земельные наделы и отправлялись на фабрики, меняя при этом не только сферу сельскохозяйственной деятельности, но и уклад жизни, привычные образцы социального поведения.

Традиционная философия не могла дать ответа на вопрос о том, что происходит и в чем сущностные причины социальных потрясений. Нужна была новая наука, которая дала бы ответ на вопросы, волнующие человечество.

Изменение мировоззренческих установок фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали устанавливаться позитивные тенденции. Самозарождение социологии было ответом на эти изменения.

Возникновение социологии явилось и результатом развития обществознания. Уже в ХVII в. впервые в теориях «социальной физики» возникает идея о том, что общество – это система. Известные тогда законы естественных наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на многочисленные и противоречивые социальные факты. Именно этим были обусловлены попытки распространения законов этих наук на объяснение общественных явлений. В XVII в., веке Просвещения, общество сравнивается с машиной, в которой каждый винтик выполняет свою функцию. Так объясняются разделение труда, межличностные связи и обмен. В XIX в. предпринимаются первые попытки рассматривать хозяйственно-экономическую жизнь независимо от политики. Английские социальные мыслители закладывают основы современной демографии, вырабатывают методы количественного исследования социальных закономерностей. Великие географические открытия приводят к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле. Так создается почва для появления новой науки об обществе как целостной системе.

Важным фактором институционализации социологии как науки было накопление обширного объема знаний о многочисленных аспектах жизни общества в рамках социальной философии. Весь этот материал невозможно рассмотреть в рамках общего курса. Но при всех ограничениях нельзя не упомянуть и не дать хотя бы самую общую характеристику взглядов следующих авторов.

Платон. Социальные воззрения Платона (427–347 до н. э.) наиболее полно отражены в работе «Государство». Общество, согласно Платону, пребывает в состоянии хаоса до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок. Основой такого порядка должно быть деление общества на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими духовными качествами, – мудрецы и философы.

Аристотель. У Аристотеля (384–322 до н. э.) опорой общества выступает средний класс. Кроме того, существуют еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше управляется в том случае, если масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богачей ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Никколо Макиавелли. Дальнейшее развитие представления об обществе получили в трудах мыслителей Нового времени. В частности, Никколо Макиавелли (1469–1527) в работе «Государь» продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцент делается на политической проблематике создания сильного государства. Макиавелли первым стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности, которая должна осуществляться с учетом «естественных причин» и «полезных правил». При этом поступки правителя не могут оцениваться с точки зрения морали, так как в политике действуют свои особые правила, определяемые соображениями целесообразности и достигнутого результата.

Томас Гоббс. Значительный вклад в развитие социальной мысли внес английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679), который разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, – это «война всех против всех», абсолютное соперничество людей в борьбе за существование. Именно страх друг перед другом заставляет людей создавать гражданское общество, т. е. такое, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную безопасность.

Монтескье. Философ-просветитель и правовед Шарль Луи де Монтескье (1689–1755) исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках – «всего народа или части его» – находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно-климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, денежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т. д.

Сен-Симон. Великий социалист-утопист Клод Анри де Сен-Симон (1760–1825) был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и целостный организм, функционирующий по объективным законам, которые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и принято считать основоположником социологии в ее современном понимании.

Таким образом, возникновение социологии было подготовлено всем предшествующим идейным, социально-политическим, экономическим, духовным развитием человечества. Оно также было связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в европейских странах в конце XVIII – начале XIX вв., с потребностями становления совершенно нового общества.

Методы социологии

 

Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов.

Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

1) социологически интерпретируемые общенаучные категории: «социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.;

2) собственно социологические категории: «социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.;

3) категории близких к социологии дисциплин: «культура», «личность», государство», «власть» и др.

Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования: «анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т. д.

Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. В отличие от законов природы, социальные законы реализуются только через деятельность людей, воплощаются в их действиях. Они действуют по-разному в зависимости от конкретных условий.

Социальный закон – это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений.

В целом выделяют пять групп социальных законов:

1) законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве;

2) законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений;

3) законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура;

4) законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов;

5) законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов.

Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях.

Как и другие науки, социология выполняет определенные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. К числу основных функций, реализуемых социологией в системе теоретического знания, можно отнести следующие:

теоретико-познавательная, или гносеологическая, функция, которая связана с изучением социальной реальности в целях получения научного знания об обществе в целом и его отдельных структурах;

организационно-управленческая функция, которая связана с прикладной социологией и заключается в выработке практических рекомендаций, используемых в управленческой деятельности для решения практических задач на различных уровнях социальной жизни;

прогностическая функция, отражающая возможности социологической науки в той или иной мере определить перспективы или результаты будущего развития социальных процессов;

мировоззренческая функция, состоящая в оказании существенного воздействия на формирование мировоззрения людей.

Методологияв структуре социологии занимает очень важную позицию, поскольку имеет своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регуляторов осуществления социологических исследований.

Методология – это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины – физики, химии, биологии и других научных дисциплин.

В социологии можно выделить четыре вида методов:

1) общефилософские методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация и др.);

2) общенаучные методы (системный, моделирование, типологизация);

3) методы теоретической социологии (структурно-функциональ-ный, сравнительный, метод кросскультурного анализа, корреляционно-каузальный метод, метод вычленения инвариантности);

4) методы эмпирической социологии (наблюдение, опрос, анализ документов, социологический эксперимент, анализ и обобщение социологической информации).

Рассмотрим подробнее методы теоретической социологии.

Структурно-функциональный анализ, разработанный американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Мертоном, позволяет досконально изучить структуру исследуемой социальной системы, ее внутреннее строение, взаимосвязи составляющих ее компонентов в органическом взаимодействии с функциями, выполняемыми как каждым отдельным компонентом, так и всей целостной социальной системой. Основная цель структурно-функционального анализа заключается в количественной и качественной оценке тех изменений, к которым данная социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям.

Сравнительный, или компаративный, метод ориентирован на раскрытие общих черт, особенностей и тенденций развития различных социальных систем – цивилизаций, культур, стран, народов, эпох. Необходимость проведения всесторонних сравнительных исследований определяется целым рядом различных факторов, среди которых все более важную роль начинает играть процесс глобализации всех сторон жизни современных обществ.

Кросскультурный анализ направлен на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур, причем различных не только в пространственном (скажем, восточнославянских и западноевропейских культур), но и во временном отношении (культур современности и античного мира или культур классического, модернистского и постмодернистского типа).

В социологической теории применяется и корреляционно-каузальный метод. Причем имеется в виду, что причинность не может быть напрямую выведена из отношений корреляции. Под корреляцией понимается устойчивое отношение, связь между двумя наборами явлений или событий, которые называются переменными. Таковыми в социологии могут быть возраст, уровень доходов или квалификация, степень религиозности индивидов или групп и т. п.

Также в рамках социологической теории широко применяется метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях. Именно таким способом Т. Парсонс при построении общей теории социальных систем выделил проявляющуюся во всех системах устойчивую, инвариантную, фактически интегративную подсистему, своеобразное ядро общества, которое он назвал социетальным сообществом.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите предпосылки появления социологии как науки.

2. Дайте определение объекта социологии.

3. В чем состоит специфика предмета исследования социологии и чем он отличается от предмета других наук об обществе?

4. Раскройте сущность понятия «социальное».

5. Почему для исследователя является крайне важным изучение социальных законов?

6. Назовите основные функции социологии.

7. Охарактеризуйте структурно-функциональный и корреляционно-каузальный методы. Приведите примеры корреляционных отношений.

8. Какие общенаучные и общефилософские методы применяются в социологии?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бабосов, Е. М. Развитие социологии в Национальной академии наук Беларуси / Е. М. Бабосов // Социология. – 1998. – № 2. – С. 46–52.

2. Волков, Ю. Г. Социология в вопросах и ответах / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарики, 1999. – 372 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 669 с.

4. Данилов, А. Н. Социологическая наука в контексте эволюции / А. Н. Данилов // Социология. – 1998. – № 3. – С. 3–11.

5. Данилов, А. Н. Становление и развитие социологии в Беларуси / А. Н. Данилов // Социология. – 1999. – № 3. – С. 32–42.

6. Данилов, А. Н. Проблемы периодизации истории социологии / А. Н. Данилов, А. Н. Елсуков // Социология. – 2009. – № 1. – С. 28–36.

7. Доган, М. Социология среди социальных наук / М. Доган // Социология. – 2010. – № 3. – С. 3–12.

8. Елсуков, А. Н. Социологические идеи Платона / А. Н. Елсуков // Социология. – 2008. – № 1. – С. 3–16.

9. Зборовский, Г. Е. История социологии / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 607 с.

10. История социологии / под ред. А. Н. Елсукова, Г. Н. Соколовой [и др.]. – Минск: Вышэйш. шк., 1997. – 381 с.

11. Кавецкий, С. Т. Концепция аномии Э. Дюркгейма и современное развитие / С. Т. Кавецкий // Социология. – 2008. – № 1. – С. 55–65.

12. Канашевич, Н. М. Проблемы парадигмы социологического знания / Н. М. Канашевич // Социология. – 1998. – № 4. – С. 14–22.

13. Куракин, Д. Ю. Две перспективы теоретической социологии / Д. Ю. Куракин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006, январь – март. – № 1 (77). – С. 106–121.

14. Лапин, Н. И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н. И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 25–33.

15. Павленок, П. Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии / П. Д. Пав-ленок // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 19–24.

16. Рождественская, Е. Ю. Перспективы визуальной социологии / Е. Ю. Рождественская // Социологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 70–83.

17. Титаренко, Л. Г. Социология в современном мире: кризис или «перестройка на марше» / Л. Г. Титаренко // Социология. – 2010. – № 3. – С. 63− 72.

18. Штомпка, П. Одна социология или много / П. Штомпка // Социология. – 2010. – № 1. – С. 9− 18.

19. Юдин, Г. Б. Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью / Г. Б. Юдин // Социологический журнал. – 2009. – № 3. – С. 96–117.

 

Понятие и признаки общества

Термин «общество» пришел в социологию из обыденной речи, где никогда не имел четкого определения и мог обозначать любую группу людей (например, высшее общество или общество защиты животных).

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества. В одном случае его понимают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом – как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем – как социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией, и т. д.

В современной социологии утвердилась многоаспектное понимание общества, включающее в себя различные трактовки, от весьма широкого до более или менее узкого смысла, вкладываемого в понятие «общество».

В широком смысле под обществом понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой совокупность всех исторически обусловленных и развивающихся способов и форм взаимодействия, объединения и организации людей, складывающихся в процессе их жизнедеятельности.

В узком значении под обществом понимается несколько явлений. Термин «общество» может применяться или для обозначения определенного этапа в развитии общества, или для характеристики того или иного его типа. В первом случае говорят об античном, феодальном, современном обществе; во втором – об обществе аграрном, индустриальном или постиндустриальном. Иногда названный термин употребляется и для обозначения определенного региона или страны, и тогда мы говорим: «азиатское общество», «итальянское общество», «белорусское общество».

Именно такое понимание общества предлагает Н. Смелзер – это «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную социокультурную идентичность».

Вместе с тем следует иметь в виду и то, что в современной науке строго дифференцируются такие важнейшие и широко употребляемые понятия, как «страна», «государство», «общество». При всей своей взаимосвязи они не совпадают по значению.

Страна –часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество социальная организация данной страны, основой которой служит социальная структура.

Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками, структурой, функциями, закономерностями развития, проходящего различные этапы.

При этом следует заметить, что в социологии не существует универсальной общепринятой классификации признаков, что еще раз свидетельствует о чрезвычайно сложной природе самого явления.

Согласно Э. Шилзу, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей, если оно отвечает следующим признакам:

1) объединение не является частью другого целого, т. е. какой-либо более крупной системы (общества);

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) пополнение численности объединения осуществляется главным образом за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4) наличие определенной общей территории, которая считается собственной и является тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;

5) объединение имеет собственное название и собственную территорию;

6) у него есть собственная система управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) оно обладает развитой культурой – системой норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

Однако подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещавшиеся на территории небольшого городского микрорайона. Поэтому Р. Марш немного изменил эти критерии, добавив к ним определенные условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

1) постоянная территория;

2) пополнение общества происходит в основном благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

3) развитая культура – модели культуры могут быть достаточно разнообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

4) политическая независимость – общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере.

В отечественной традиции распространение получила группа признаков, разработанных Е. М. Бабосовым.

Первым из них является социальность (от латинского socialis –совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальнуюспецифику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник.

Второй отличительный признак общества – способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействиймежду людьми, которые действуют относительно друг друга.

Третьим признаком общества является территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия.

Четвертый отличительный признак общества составляет его существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени.

Пятый признак общества – высокий уровень самоутверждения и саморегуляции.

Шестым существенным признаком общества является наличие в нем специальных органов для осуществления его саморегуляции – социальных институтов. Социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества.

Седьмой отличительный признак общества состоит в том, что любые изменения и события, происходящие в нем, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей.

Восьмым отличительным признаком общества является наличие в нем социальной структуры.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи, как в прошлом, так и сейчас, нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму; М. Вебер – в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон – в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми рукодствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

Во всех этих определениях выражен в той или иной мере подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Задачей системного подхода является объединение различных знаний по поводу общества в целостную систему.

Общество как система.

Типология обществ

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В истории социальной мысли неоднократно предпринимались попытки классифицировать общества по тем или иным основаниям. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Собственно социологические типологии существуют со времени возникновения социологии как науки. Основатель социологии О. Конт предложил трехчленную типологию, в основе которой лежит эволюция человеческого разума. Согласно предложенной им идеи, общество в своем развитии последовательно проходит следующие стадии:

1) стадия военного господства, соответствующая теологической стадии духовного развития общества;

2) стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией;

3) стадия промышленной революции, соответствующая позитивной стадии общественного развития.

Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарное общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т. е. осознания индивидами своего единства. Исходя из таких представлений в простых обществах действует «механическая солидарность», потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации – как частицы механического целого. В сложных обществах существуют сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды далеки друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной, а не механической. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах доминирует механическая солидарность, а в современных – органическая.

Типология Ф. Тенниса построена на искусственном различении общины (Gemeinschaft) и общества (Gesellschaft). Под общиной (Gemeinschaft) он понимал любую социальную организацию, основанную на эмоциональных и родственных отношениях, объединяющих людей на бессознательном уровне, и на традиционных связях, поддерживаемых и культивируемых сознательно. Это отношения и связи родственников, соседей и духовно и религиозно близких людей. Общество в собственном смысле слова у Ф. Тенниса – это индустриальное общество. Только оно в полной мере соответствует этому понятию, поскольку община – это своего рода социальная предыстория. Общество (Gesellschaft) – это уже крупномасштабная и сложно организованная ассоциация людей, объединенная социальными институтами, общественным разделением труда и профессиональной специализацией, системой экономического обмена, бюрократической иерархией и классовой стратификацией.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерны статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Г. Ленски и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию. Каждая стадия характеризовалась ключевым изменением в развитии техники: 1) копье, лук и стрелы, 2) выращивание растений, 3) выплавка металла, 4) появление плуга, 5) применение железных орудий труда и огнестрельного оружия, 6) внедрение новых источников энергии (электричество, энергия атома).

Эти нововведения приводят к образованию семи основных типов общества: 1) простые охотничье-собирательские общества, 2) развитые охотничье-собирательские общества, 3) простые огороднические общества, 4) развитые огороднические общества, 5) простые аграрные общества, 6) развитые аграрные общества, 7) индустриальные общества.

В качестве главных зависимых переменных в своей типологии обществ Г. и Дж. Ленски указали: численность населения и общие размеры общества, постоянность поселения, разделение труда, религиозные верования, социальное неравенство, изменения в системе стратификации.

Долгое время большое значение в отечественной науке имела типология обществ, разработанная К. Марксом, которая исходила из первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, обусловливающей тип общества. Согласно этой типологии человечество в своей истории последовательно пережило четыре формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Все эти типы общества в своем историческом развитии представляли собой не более как предысторию подлинно человеческого социального устройства. Только с началом созидания пятого типа общества – коммунистического, считает марксизм, человечество вступает в свою подлинную историю.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь