Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Объект и предмет социологии. Понятие социального
Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки – это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки – это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма человека, физиология – функции его органов, медицина – его болезни и т. д.). Но у этих совершенно различных объектов, изучаемых разными науками, имеется одно очень важное, общее для них свойство – они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли. Определение объекта социологии не вызывает особых затруднений. Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т. е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук. Но он обладает и весьма существенными отличиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления не зависят от сознания человека, т. е. являются вполне и абсолютно объективными, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части они происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей – индивидов и их групп. Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследования различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения происходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы либо обменных процессов, протекающих в организме и т. д. Психология может исследовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, разнообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятельности. Социология же может исследовать футбол как специфическое социальное явление, как соперничество двух различных социальных групп, как элемент престижа нации (например, в Бразилии, Англии или Италии), как способ проведения свободного времени, как разновидность рекреативной деятельности (если в футбол играют непрофессионалы) и т. п. Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдельный, пусть очень важный срез общественных процессов и отношений, но прежде всего человека как существо социальное, становящееся человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т. е. феномен «хомо социалис». Поэтому социология носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономической теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры. Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Социальное –исходное и центральное понятие социологии. Вопрос о сущности феномена «социальное» и о его значении для определения предметного поля социологии остается в настоящее время дискуссионным. В отечественной традиции длительное время отсутствовало четкое разграничение между понятиями «общественное» и «социальное», что было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект. Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии. Оно возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. После уяснения специфики предметной области социологии и сущности объекта ее изучения можно сформулировать определение социологии как науки. Социология –это наука об особенностях, тенденциях и закономерностяхстановления, развития и взаимодействий различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях. Е. М. Бабосов Социология − это отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Ю. Г. Волков Социология – это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных. П. А. Сорокин Социология – это научное изучение общества и общественных отношений. Н. Смелзер Другими словами, социология – это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.
Категории, законы и функции социологии. Методы социологии
Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов. Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий: 1) социологически интерпретируемые общенаучные категории: «социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.; 2) собственно социологические категории: «социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.; 3) категории близких к социологии дисциплин: «культура», «личность», государство», «власть» и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования: «анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т. д. Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. В отличие от законов природы, социальные законы реализуются только через деятельность людей, воплощаются в их действиях. Они действуют по-разному в зависимости от конкретных условий. Социальный закон – это выражение существенных всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего связей, возникающих в результате совместной деятельности людей, их групп и объединений. В целом выделяют пять групп социальных законов: 1) законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление В. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве; 2) законы, отражающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Например, изменение характера производительных сил требует изменения производственных отношений; 3) законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Так, чем активнее человек участвует в политической жизни, тем выше его политическая культура; 4) законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Например, важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов; 5) законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. В частности, уровень бракоразводных процессов в различных странах зависит от экономических циклов. Социальные законы проявляются в деятельности конкретных людей, составляющих социальные группы и общности. Поэтому, изучая социальные законы, важно выявлять социально значимые, устойчивые и повторяющиеся (типичные) формы поведения людей, определенные их сложными взаимосвязями с окружающей социальной средой. Познание этих закономерностей необходимо для решения социальных проблем, совершенствования механизма социального управления, повышения его эффективности на всех уровнях. Как и другие науки, социология выполняет определенные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. К числу основных функций, реализуемых социологией в системе теоретического знания, можно отнести следующие: теоретико-познавательная, или гносеологическая, функция, которая связана с изучением социальной реальности в целях получения научного знания об обществе в целом и его отдельных структурах; организационно-управленческая функция, которая связана с прикладной социологией и заключается в выработке практических рекомендаций, используемых в управленческой деятельности для решения практических задач на различных уровнях социальной жизни; прогностическая функция, отражающая возможности социологической науки в той или иной мере определить перспективы или результаты будущего развития социальных процессов; мировоззренческая функция, состоящая в оказании существенного воздействия на формирование мировоззрения людей. Методологияв структуре социологии занимает очень важную позицию, поскольку имеет своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регуляторов осуществления социологических исследований. Методология – это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины – физики, химии, биологии и других научных дисциплин. В социологии можно выделить четыре вида методов: 1) общефилософские методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация и др.); 2) общенаучные методы (системный, моделирование, типологизация); 3) методы теоретической социологии (структурно-функциональ-ный, сравнительный, метод кросскультурного анализа, корреляционно-каузальный метод, метод вычленения инвариантности); 4) методы эмпирической социологии (наблюдение, опрос, анализ документов, социологический эксперимент, анализ и обобщение социологической информации). Рассмотрим подробнее методы теоретической социологии. Структурно-функциональный анализ, разработанный американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Мертоном, позволяет досконально изучить структуру исследуемой социальной системы, ее внутреннее строение, взаимосвязи составляющих ее компонентов в органическом взаимодействии с функциями, выполняемыми как каждым отдельным компонентом, так и всей целостной социальной системой. Основная цель структурно-функционального анализа заключается в количественной и качественной оценке тех изменений, к которым данная социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям. Сравнительный, или компаративный, метод ориентирован на раскрытие общих черт, особенностей и тенденций развития различных социальных систем – цивилизаций, культур, стран, народов, эпох. Необходимость проведения всесторонних сравнительных исследований определяется целым рядом различных факторов, среди которых все более важную роль начинает играть процесс глобализации всех сторон жизни современных обществ. Кросскультурный анализ направлен на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур, причем различных не только в пространственном (скажем, восточнославянских и западноевропейских культур), но и во временном отношении (культур современности и античного мира или культур классического, модернистского и постмодернистского типа). В социологической теории применяется и корреляционно-каузальный метод. Причем имеется в виду, что причинность не может быть напрямую выведена из отношений корреляции. Под корреляцией понимается устойчивое отношение, связь между двумя наборами явлений или событий, которые называются переменными. Таковыми в социологии могут быть возраст, уровень доходов или квалификация, степень религиозности индивидов или групп и т. п. Также в рамках социологической теории широко применяется метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных изменениях. Именно таким способом Т. Парсонс при построении общей теории социальных систем выделил проявляющуюся во всех системах устойчивую, инвариантную, фактически интегративную подсистему, своеобразное ядро общества, которое он назвал социетальным сообществом.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите предпосылки появления социологии как науки. 2. Дайте определение объекта социологии. 3. В чем состоит специфика предмета исследования социологии и чем он отличается от предмета других наук об обществе? 4. Раскройте сущность понятия «социальное». 5. Почему для исследователя является крайне важным изучение социальных законов? 6. Назовите основные функции социологии. 7. Охарактеризуйте структурно-функциональный и корреляционно-каузальный методы. Приведите примеры корреляционных отношений. 8. Какие общенаучные и общефилософские методы применяются в социологии?
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабосов, Е. М. Развитие социологии в Национальной академии наук Беларуси / Е. М. Бабосов // Социология. – 1998. – № 2. – С. 46–52. 2. Волков, Ю. Г. Социология в вопросах и ответах / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарики, 1999. – 372 с. 3. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 669 с. 4. Данилов, А. Н. Социологическая наука в контексте эволюции / А. Н. Данилов // Социология. – 1998. – № 3. – С. 3–11. 5. Данилов, А. Н. Становление и развитие социологии в Беларуси / А. Н. Данилов // Социология. – 1999. – № 3. – С. 32–42. 6. Данилов, А. Н. Проблемы периодизации истории социологии / А. Н. Данилов, А. Н. Елсуков // Социология. – 2009. – № 1. – С. 28–36. 7. Доган, М. Социология среди социальных наук / М. Доган // Социология. – 2010. – № 3. – С. 3–12. 8. Елсуков, А. Н. Социологические идеи Платона / А. Н. Елсуков // Социология. – 2008. – № 1. – С. 3–16. 9. Зборовский, Г. Е. История социологии / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 607 с. 10. История социологии / под ред. А. Н. Елсукова, Г. Н. Соколовой [и др.]. – Минск: Вышэйш. шк., 1997. – 381 с. 11. Кавецкий, С. Т. Концепция аномии Э. Дюркгейма и современное развитие / С. Т. Кавецкий // Социология. – 2008. – № 1. – С. 55–65. 12. Канашевич, Н. М. Проблемы парадигмы социологического знания / Н. М. Канашевич // Социология. – 1998. – № 4. – С. 14–22. 13. Куракин, Д. Ю. Две перспективы теоретической социологии / Д. Ю. Куракин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006, январь – март. – № 1 (77). – С. 106–121. 14. Лапин, Н. И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» / Н. И. Лапин // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 25–33. 15. Павленок, П. Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии / П. Д. Пав-ленок // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 19–24. 16. Рождественская, Е. Ю. Перспективы визуальной социологии / Е. Ю. Рождественская // Социологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 70–83. 17. Титаренко, Л. Г. Социология в современном мире: кризис или «перестройка на марше» / Л. Г. Титаренко // Социология. – 2010. – № 3. – С. 63− 72. 18. Штомпка, П. Одна социология или много / П. Штомпка // Социология. – 2010. – № 1. – С. 9− 18. 19. Юдин, Г. Б. Рефлексивная социология между действительностью и недействительностью / Г. Б. Юдин // Социологический журнал. – 2009. – № 3. – С. 96–117.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы