Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 1. Что такое социология



1. Предмет и метод социологии. Её связь с другими науками.

2. Структура и уровни социологического знания.

3. Функции социологии как науки и учебной дисциплины.

 

Вместо эпиграфа:

Международное сравнительное социологическое исследование об отношении населения мира к нехватке пищи не дало никаких результатов. При ответе на вопрос «Каково ваше мнение насчет нехватки пищи в странах третьего мира? » в Европе не поняли, что такое «нехватка», в Африке не знали, что означает «пища», а в Азии не поняли, что значит «Ваше мнение».

(Из «социологического фольклора»)

 

Социологию считают одной из самых содержательных и молодых наук об обществе, несмотря на то, что название и многие социологические концепции появились давно.

Называя французского философа Огюста Конта «отцом» социологии, обычно имеют в виду не только то, что ему принадлежит само название «науки об обществе» (1837 г), но и его стремление утвердить ее в качестве кульминационного момента изучения общества, универсального знания о нем. Это было в первой трети XIX века отражением «большой мечты» о появлении именно такой науки, которая открывала бы универсальные законы человеческого поведения, как в свое время сделали математика и физика, пройдя путь от теологии через метафизику к научному (позитивному) знанию законов природы.

О. Конт не случайно называл социологию «социальной физикой» и считал, что на основе добытого ею знания (теории эволюции, прогресса) можно управлять обществом. Управление, согласно социологическим принципам, на базе знаний социальной статики (теории организации и порядка) и социальной динамики обеспечит всеобщий порядок и прогресс, заменит политику, станет средством реформирования общества. Мечта не сбылась, превращения социологии в новую всеобщую религию не произошло, и от соответствующих претензий социологи быстро отказались, оставив за О. Контом статус родоначальника позитивистского направления в познании социальной формы бытия, сохранившего свое значение до настоящего времени.

Но социология как самостоятельная наука состоялась, появились профессионалы-социологи, которые не ставили своей непосредственной задачей изменить общество, решить какие-либо конкретные проблемы, но стремились способствовать пониманию социальных процессов, познанию законов и закономерностей развития общественных систем, механизмов, формированию социального мышления.

Начало современного этапа связывают с возникновением в 20-х годах XX века множества научных социологических школ в США, Германии, Франции, России. В 1920 г. в Санкт-Петербурге вышла в свет книга выдающегося российского ученого П.А. Сорокина «Основы социологии», где он называл ее наукой «становящейся». Однако и сегодня, взяв в руки учебник социологии, мы можем прочесть в нем, что «наука переживает период становления...» Это происходит потому, что знания об обществе и науки о нем развиваются, обогащаются и расширяют предмет изучения вместе с изменением, прогрессом самого общества.

В системе научного знания социология изначально занимает особое место, рассматривая общество в целом, закладывая фундамент социального знания. Она изучает внутренний мир общества и поведение больших масс людей. И сегодня социологи продолжают споры о том, что такое общество, которое постоянно принимает новые формы. Почему одни общества процветают, другие отстают или деградируют? В чем причины социальных конфликтов – семейных, межличностных, межгрупповых, межгосударственных? Какие силы управляют поведением индивидов и групп, каковы личностные и социальные ценности, интересы, за которые люди борются? Ответы на подобные вопросы дает социология на основе научного познания многообразных проявлений социальной жизни.

В отличие от законов математики, физики, химии, законы, которые изучает социология, связаны с деятельностью людей, затрагивают их интересы на разных уровнях взаимодействия личностей, групп, государств и общества в целом. Поэтому и отношение общества, интерес правящей политической и духовной элиты к результатам, получаемым в ходе социологических исследований, в развитых и стабильных обществах постоянен и, в основном, позитивен.

В России этот интерес носил волнообразный характер. Имеются серьезные достижения дореволюционной социологии, заинтересованное отношение к ней сохранялось и в 20-е гг. XX в.: она получила статус науки, активно проводились исследования-опросы, интервью, переписи, самофотографии разных групп населения. Несмотря на слабость материальной базы, отсутствие вычислительной техники, получено много научной информации о состоянии и развитии образования, труда, быта, об образе жизни сельского населения, о положении женщины, о жизнедеятельности и политической активности студенчества. В 30-е гг., после известной дискуссии в Комакадемии, осудившей буржуазное влияние на нашу идеологию и науку, социология в числе других «лженаук» была на много лет забыта, все социальное знание свелось к историческому материализму.

Подъем социологии связывают с оттепелью 60-х гг., когда интерес к общетеоретическому и конкретному знанию об обществе вновь появился: сформировался спрос на социологические исследования, восстановились связи с зарубежными учеными, социологи-профессионалы хорошо зарекомендовали себя на международных конгрессах, в 1950 г. возникло научное содружество – социологическая ассоциация, в 1968 г. появился первый академический социологический институт, началась подготовка специалистов-социологов в ряде вузов страны, сложились научные школы и успешно функционировали исследовательские коллективы во многих научных центрах Ленинграда, Москвы, Свердловска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Барнаула и др. Были реализованы многие интересные проекты, в том числе и международного уровня.

Конечно, в начале этого периода было немало проблем и противоречий в развитии социологии, связанных с попытками использовать ее результаты в политическом манипулировании общественным мнением, с необходимостью деидеологизации научного знания, с неэффективностью реализации рекомендаций по решению тех или иных социальных проблем.

Новый «взлет интереса» к социологии отмечается в конце 80-х – начале 90-х г. XX в., когда процессы реформирования общества с неизбежностью потребовали повышения уровня и качества знаний о нем. Развиваются социологические службы при различных государственных и общественных структурах, создаются независимые центры изучения общественного мнения, институты социологических исследований, кафедры социологии в вузах. Расширяется подготовка социологов-профессионалов, а сама социология как учебная дисциплина в вузах заняла свое системообразующее место в блоке социально-гуманитарных дисциплин.

Предмет и метод социологии

Что изучает социология? Объектом ее внимания является реальный мир социальных отношений и действий людей, из которых складываются разные формы организации социальной жизни – группы, социальные институты, многочисленные организации и объединения людей. Социальные действия представляют собою социальные атомы, из которых строится все здание общества и складывается повседневная жизнь каждого из людей в различных общностях. Взаимное согласование действий, взаимодействие на основе знания реальности, понимания её смысла и делает возможным нормальное существование как общества, так и различных объединений, из которых оно состоит.

Предметом социологии как науки является наиболее существенное и значимое из множества социальных фактов, человеческих поступков и взаимоотношений, т.е. именно то, что обеспечивает единство всех сторон жизнедеятельности общества и его целостность.

В самом общем смысле социологию определяют как науку о структуре, функционировании и развитии общества как системы. Данное определение действительно слишком общее и нуждается в предметной конкретизации: какие именно законы развития социальных систем изучает социология, в отличие от других наук. Это - законы взаимодействия различных сторон, областей, сфер общества (экономики, политики, права, морали, религии) и составляющих его общностей (различных организаций, групп, конгломератов, институтов, слоев). Это те законы взаимодействия материальной и духовной сторон деятельности людей, которые пронизывают все стороны и сферы общественной жизни. И экономическая, и политическая, и эстетическая, и религиозная деятельность, к примеру, имеют свою духовную сторону (мотивы, идеальные цели, ценностные ориентации, нормы) и материальную, воплощенную в специально созданных предметах, церемониях, обрядах и других результатах материальных действий.

Чаще всего социологию определяют как науку о законах развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций. Дискуссия о предмете продолжается, единого, общепринятого, строго установленного определения не существует, в различных изданиях предлагаются разные подходы к этому вопросу, что, естественно, следует иметь в виду.

В чем « предметное», содержательное отличие социологии от других социальных наук?

Если другие (не философские) науки об обществе исследуют отдельные области социальной жизни (экономику, право, мораль, культуру), дают вполне конкретное осмысление отдельных явлений, процессов, проблем, то социология изучает общество в целом, как особый и единый организм. Это означает, что в социологии

· предметом является общество как целостность;

· общество рассматривается как система, имеющая сложную структуру;

· отдельные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места в конституировании общественного организма, в социальной интеграции;

· социальные связи, институты, общности, их свойства изучаются как всеобщие, независимо от сферы социальной жизни.

Эту всеобщность придает социологии свой подход к анализу любого социального явления, факта, процесса с точки зрения деятельности людей, диалектики проявления объективного в субъективном.

Приведем пример. Объект исследования – социальный институт образования, предмет – его модернизация.

Философы обратят внимание на понимание смысла образовательной деятельности, на изучение сущности новых концепций и парадигм, которые закладываются в образовательные трансформации и нацелены на изучение взаимосвязей этой подсистемы общества с другими – с культурой, политикой, экономикой, моралью, религией.

Экономисты постараются дать финансовое и материальное обоснование модернизационных мер, выявить эффективность использования в экономической жизни страны подготовленных системой образования кадров специалистов, раскрыть противоречие между потребностями общества в этих кадрах и способностью системы образования их удовлетворить.

Педагоги обратят внимание на сущность гуманистической педагогики, ее преимущества в сопоставлении с авторитарной, на необходимость разработки новых моделей обучения и воспитания, внедрения новых технологий, отслеживания результатов инновационной деятельности различных учреждений образования.

Социологи будут изучать поведение и взаимоотношения тех социальных групп (учеников, студентов, преподавателей, руководителей органов образования, родителей), которые непосредственно обеспечивают деятельность института образования, выявлять противоречия между потребностями государства и населения в образовании, определять отношение различных участников к модернизации образовательной деятельности, проверять гипотезы о возможных социальных последствиях тех преобразований, которые идут в современной школе, то есть о том, что изменится в обществе в результате реформ.

Из этого примера видно, что, рассматривая общество в целом, социология не является наукой умозрительной, абстрактной, она изучает конкретный «социум», ту социальную среду, окружение, с которым люди связаны во всех сферах деятельности. Мера соотношения абстрактного и конкретного зависит от уровня анализа социальных взаимодействий, о чем пойдет речь далее.

Как социология изучает общество, какие методы использует для адекватного анализа предмета познания?

Невозможно назвать какой-либо один универсальный, всеохватывающий, единственно верный метод изучения социальной реальности. Разные направления социологии предлагают свои подходы, свою методологию. Более того, многие цели теоретического или прикладного исследования требуют совокупности методологических приемов – общенаучных и специальных.

Среди методов, используемых в социологии, есть общенаучные способы получения и систематизации знаний (аналитические, интерпретационные, статистические, описательные, количественные, качественные и др.). Наиболее общий и специфический для социологии подход – изучение объективных законов через субъективное: через деятельность людей, реальные процессы взаимодействия социальных субъектов. Единицей анализа (по В.А. Ядову) является общность, понимаемая как любая устойчивая форма, разновидность самоорганизации людей (любая группа – семейная, профессиональная, демографическая, этническая, классовая, поселенческая, статусная; любой социальный институт, организация). Все теоретические построения осуществляются на основе информации, более или менее обобщенной, систематизированной. Для получения такой информации социология располагает своими методами сбора данных о различных социальных фактах, методами их обработки и анализа. Для того, чтобы за этими фактами, явлениями увидеть тенденцию, вектор процесса развития, характер социального взаимодействия, используются известные или вновь разработанные методологические концепции и парадигмы. Адекватность их применения зависит от уровня изучения общественной системы и её структурных элементов.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  2. MS Excel. Знак, указывающий что число не вмещается в ячейку
  3. P.S., где рассказывается о том, что было услышано 16 февраля 1995 г., во второй половине седьмого дня нашего отступления.
  4. Past Simple переводится глаголами несовершенного вида, прошедшего времени (что делал?).
  5. VI. СЕКСУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ. ЦЕНТРЫ НАСЫЩЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ, «СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
  6. XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
  7. XXXII. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И ДЕЛАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЧТОБЫ НЕ БОЛЕТЬ, А ЕСЛИ БОЛЕЕШЬ, ТО КАК ВЫТАЩИТЬ СЕБЯ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ, ПОЧТИ, С ТОГО СВЕТА.
  8. А 47. Что из перечисленного стало последствием победы СССР над Японией в 1945 г.?
  9. А затем по милости Аллаха решил собрать всё, что смог по теме, которую я указал в заглавие.
  10. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  11. А что потом? (А. Бондаренко)
  12. Адам никогда не станет. Ни за что не будет похож на них.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь