Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семинар № 8. Культурные архетипы



2 часа

1. Понятие архетипа в аналитической психологии К.-Г. Юнга.

2. Реализация архетипических схем в мифологиях и религиозных представлениях.

3. Архетипические сюжеты в искусстве.

Материал к семинару

«...У каждой жизненной поры есть свои склонности, свои притязания и вкусы, а может быть, и свои особые способности и преимущества. По-видимому, существует какая-то закономерность в том, что в известном возрасте начинаешь постепенно терять вкус ко всему чисто индивидуальному и частному, к отдельным конкретным случаям, к бюргерскому, то есть житейскому и повседневному в самом широком смысле слова. Вместо этого на передний план выходит интерес к типичному, вечно-человеческому, вечно повторяющемуся, вневременному, короче говоря – к области мифического. Ведь в типичном всегда есть очень много мифического... в том смысле, что типичное, как и всякий миф, – это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы....Та пора, когда художник начинает смотреть на вещи с точки зрения типичного и мифического, составляет важный рубеж в его жизни, этот шаг одухотворяет его творческое самосознание, несет ему новые радости познания и созидания, которые обычно являются уделом более позднего возраста: ибо... если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая» (Т. Манн. Иосиф и его братья // Собр. соч.:
в 9 т.– М., 1960. – Т. 9. – С. 175–176).

 

Вопросы к тексту

1. Как, по-вашему, соотносится индивидуальность конкретного человеческого сознания с наличием вневременных архетипических схем восприятия жизни?

2. В докладе «Иосиф и его братья» Т. Манн писал о том, что для мифической стадии истории человечества свойственна нерасчлененность коллективного бытия. В эту пору человеческое «я» выделяется из коллектива примерно так, как некоторые изваяния Родена, с трудом выбирающиеся, как бы пробуждающиеся из толщи камня. Как вы считаете, миновало ли современное человечество эту эпоху?

3. Почему Т. Манн подчеркивал мысль о том, что «если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая»?

4. В чем, по-вашему, заключается способность чувствовать и мыслить в общечеловеческом плане?

5. Какова роль художественного творчества в самопознании человеческой культуры?

 

Словарь терминов

Архетипы (от греч. Аrche – начало и typos – образ) – первоначальные образы, психически наследуемые матрицы, или формы, составляющие содержание коллективного бессознательного и определяющие саму структуру и вид сознательного. Архетипические схемы лежат в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок и произведений художественного творчества. Тождественные по своему характеру архетипические мотивы обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Тайна воздействия искусства состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях.

Архетипы культурные – базисные элементы культуры, формирующие устойчивые модели духовной жизни. Формирование культурных архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта (например, архетипы мирового древа, богини-матери, культурного героя, змееборства и др.).

Темы докладов и рефератов

1. Архетипические черты в космогонических мифах разных народов.

2. Мотив змееборства как центральный сюжет мифологий племен, достигших уровня государственности.

3. Цена человеческих страстей в истории мифологии и прочтение этой проблемы А. Камю в «Мифе о Сизифе».

4. Томас Манн о судьбе библейского мифа в XX в.

5. Архетип и символ.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии / С.С. Аверинцев //О современной буржуазной эстетике. – Вып. 3. – М., 1972. – С. 110–155.

2. Аверинцев С.С. Архетип / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. – Т. 1. – М., 1991. – С. 110–111.

3. Бауер В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.

4. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2005.

5. Кармин А.С. Культурология: учебник для вузов / А.С. Кармин. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

6. Манн Т. Иосиф и его братья / Т. Манн //Собр. соч.: в 9 т. – М.: 1960. –Т. 9. – С. 172–191.

7. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов / Е.М. Мелетинский // Вопр. филос. – 1991. – № 10. – С. 41–47.

8. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. – М.: РГГУ, 1994. – С. 5–68.

9. Пендикова И.Г. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие / И.Г. Пендикова, Л.С. Ракитина; под ред. Л.М. Дмитриевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

10. Руткевич А.М. Архетип / А.М. Руткевич //Культурология. ХХ в. Словарь. – СПб.: 1997. – С. 51-55.

11. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. – М.: Наука, 1978.

12. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. – М.: Прогресс, 1994.

13. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказке / К.Г. Юнг // Культурология. ХХ век. Антология – М., 1995. – С. 331–377.

14. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг. – СПб.: Универ. кн., 1996.

Семинар № 9. Миф как феномен культуры

4 часа

1. Загадка мифа. Спектр подходов к концепции мифа (историко-этнографический, филологический, философский).

2. Миф как целостная, символическая и сакральная реальность.

3. Мышление человека архаики.

4. Миф, ритуал, социальность (магия, эзотеризм, инициация).

5. Миф и религия.

Словарь терминов

Антропогонические мифы – мифы о происхождении человека.

Астральные мифы – очень древние мифы о происхождении звезд (наряду с солярными и лунарными), в которых они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо.

Бинарные оппозиции важнейшая характеристика архаического мышления, содержанием которого является осмысление резких противоположностей, таких как верх-низ, правое-левое, мужское-женское, свой-чужой, священное-профанное, добро-зло и др.

Лиминальность(лат. limen – порог, грань) – промежуточная, нейтральная фаза обрядов перехода, сопровождающих любую перемену места, состояния, социального положения и статуса.

Мифологема– образно-смысловая единица мифа, транслирующая универсальные идеи.

Ритуал:

а) инсценировка мифа, который выступает как объяснение или обоснование совершаемого ритуала, его истолкование;

б) упорядоченное символическое поведение, не поддающееся рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Этиологические мифы (греч. aitia – причина) – объяснительные мифы, мифы повествования, в которых разъясняется происхождение какого-либо явления природы или социальной жизни.

Материалы к семинару

«Случилось так, что был выбран Нджогони, мой добрый друг. Выбор пал на него отчасти потому, что он происходил из хорошей семьи, но главным образом потому, что он был любимцем народа и мог собрать большинство голосов. Я не думаю, что Нджогони хотя бы в малейшей степени догадывался о своем повышении. Утром седьмого дня (после смерти бывшего короля) он шел по берегу, как на него неожиданно накинулись все жители деревни и приступили к церемонии (которую следует считать лиминальной в комплексе погребальных обрядов и обрядов введения в должность), предшествующей коронации и долженствующей отвратить от притязаний на корону любого человека, кроме самого честолюбивого. Вокруг него собрались тесным кольцом и стали подвергать его разнообразным оскорблениям, какие только может измыслить самое грязное сборище. Некоторые плевали ему в лицо; другие били его кулаками; третьи пинали его; другие бросали в него омерзительные предметы; те же, кто не сумел пробраться к нему сквозь толпу и мог достать до бедняги лишь голосом, неустанно проклинали его самого, его отца, мать, сестер, братьев и всех предков вплоть до самых дальних. Посторонний наблюдатель не дал бы и цента за жизнь того, кто сегодня должен был короноваться.

Посреди шума и драки я уловил слова, которые все мне объяснили; через каждые несколько минут мужчины, наносившие особо жестокие удары, восклицали: «Ты еще не король наш; мы немного потешимся над тобой. А скоро мы будем выполнять твою волю».

Нджогони вел себя как настоящий мужчина и будущий король. Он был терпелив и принимал все издевательства с улыбкой. Через полчаса его увели в дом старого короля. Здесь его усадили, и на короткое время он опять стал жертвой проклятий.

Затем все умолкли, и старейшины поднялись и торжественно провозгласили (все повторяли за ними): «Теперь мы избираем тебя королем; мы обязуемся слушать тебя и подчиняться тебе».

Наступила тишина; шелковый головной убор, символ королевской власти, был принесен и возложен на голову Нджогони. Затем на него надели красную мантию и оказали ему величайшее уважение – те самые люди, которые только что измывались над ним» (В. Тэрнер. Символ и ритуал. – М.: Наука, 1983. – С. 235. В. Тэрнер цитирует отчет о церемонии выборов «короля» одного из центрально-африканских племен, составленный в середине XIX в).

Вопросы к тексту

1. Какой ритуал описан в данном тексте?

2. Каковы видоизмененные формы этого ритуала в современной культуре?

Темы докладов и рефератов

1. Миф «вечного возвращения» в традиционалистской трактовке М. Элиаде.

2. Диалектика мифа А.Ф. Лосева.

3. Л. Леви-Брюль об особенностях первобытного мышления.

4. Структурно-семиотический подход к исследованию мифа.

5. Символика красного, черного и белого, цветов в мировой культуре.

6. Б. Малиновский. Магия и религия: функциональный подход.

7. Шаманизм как проявление мифологического сознания.

8. Индоевропейский пласт в мифологии.

9. Миф в современной культуре: политические, научные и художественные.

Список литературы

1. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. – М.: Наука, 1988.

2. Евзлин М. Космогония и ритуал / М. Евзлин. – М.: Радикс, 1993.

3. Леви-Строс К. Колдун и его магия / К. Леви-Строс // Структурная антропология. – М.: 1983. – С. 147–164.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении /
Л. Леви-Брюль. – М.: Педагогика, 1994.

5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев //Философия. Мифология. Культура. – М.: 1991. – С. 27, 59, 68-69, 71–72, 76–80, 82–83.

6. Менар Р.Ж. Мифы в искусстве старом и новом / Р.Ж Менар. – М.: Гелиос, 2007.

7. Мифология. Энциклопедия / гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

8. Рошаль В.М. Полная энциклопедия символов / В.М. Рошаль. – М.: Сова / АСТ, 2006.

9. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Э.Б. Тайлор; пер. с англ. Д.А. Коробчевского. – Смоленск: Русич, 2000.

10. Токарев С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М.: Наука, 1990.

11. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнэр. – М.: Наука, 1983. –
С. 37–39, 47–73, 93.

12. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии /
Д.Д. Фрэзэр. – М.: Политиздат, 1983.

13. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. В. Большаков. – М.: Акад. Проект, 2005.

14. Элиаде М. Космос и история / М. Элиаде. – М.: Наука, 1987.

15. Элиаде М. Словарь религии, обрядов и верований / М. Элиаде, И. Кулиано. – М.: Рудомино, 1997.

Семинар № 10. Сказка как источник мифологической

и исторической информации

2 часа

I. ИСТОЛКОВАНИЕ СМЫСЛА СКАЗКИ

«Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба...»

Из поколения в поколение передается эта русская народная сказка, каждый ее помнит. Человек может в совершенстве овладеть русским языком, усвоить подробности русской истории, изучить географию страны, быть искушенным в российской словесности, архитектуре, живописи, науке и религии, но если он не помнит маленькой сказки «Курочка Ряба», можно не сомневаться – он инородец. Но задумывались ли вы над тем, в чем, собственно говоря, смысл этой истории про деда, бабу и курочку?

Попробуйте в нем разобраться. Интерпретируйте символы, образы этой сказки. Ответьте на поставленные ниже вопросы.

 

КУРОЧКА РЯБА

Жили-были дед да баба, была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое яичко – золотое. Дед бил, бил – не разбил, баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и... разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое: не золотое, а простое! »

Вопросы к тексту

1. Почему, несмотря на примитивность сюжета, отсутствие захватывающих приключений и морали (поучения), эта сказка рассказывается каждому поколению русских детей?

2. Кто такие дед (варианты – мужик, старик) и баба?

3. Почему курочка – Ряба (не «пеструшка», например)?

4. Что символизирует собой Мышка, и почему ей удалось разбить золотое яйцо?

5. Почему яйцо – золотое?

6. Как вы истолкуете обещание Курочки снести другое (простое) яйцо?

7. Знаете ли вы другие сказки (можно других народов), где фигурируют яйцо, мышь, дед, баба и птицы, несущие яйца?

II. РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА КАК ИСТОЧНИК
МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Как древние славяне представляли себе устройство мира:

а) как устроено небо и как туда попасть?

б) космогонические мифы и их детали в русских сказках;

в) как устроено подземное царство, какие пути ведут туда и обратно?

г) герои подземного царства, их отношение с миром живых людей.

2. Жизнь и смерть, душа и тело: их взаимосвязь в волшебных сказках.

3. Животные в волшебных сказках, их роль в судьбе главных героев сказки.

4. Огонь, его образное воплощение и мифологическая роль.

5. Роль волшебных предметов и магических формул (заклинаний) – какие особенности сознания древних славян закодированы в сказке?

 

III. ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Какие реалии древнего быта «зашифрованы» в следующих сюжетах?

1. Герой сказки – младший сын (крестьянина, купца, царя и т.д.) женится на заточенной в высоком замке (тереме) царевне (варианты заточения невесты – в волшебном саду, на дне моря, в подземном царстве, у Кощея бессмертного) и воцаряется после того, как победит всех других претендентов на ее руку.

2. Герой отправляется добывать себе невесту (вариант – царю по его заданию), в пути к нему присоединяются друзья (братья, побратимы), после многих испытаний и даже смерти героя, он оживает и женится на добытой невесте.

Вариант

Герой сказки живет в лесу с командой друзей (братьев), охотится или разбойничает, после многих приключений и неоднократной смерти женится, иногда при этом изменяется его облик (становится красивым, сильным, умнеет, приобретает новые умения, меняет имя и т.д.).

3. Героиня сказки перед тем, как выйти замуж, должна выполнить множество невыполнимых заданий и проявить волшебные умения, заснуть или побывать в заточении (вариант – в подземном царстве, побывать в лягушачей или звериной шкуре), чтобы потом «жить долго и счастливо».

4. Героиня родит ребенка, зачав его каким-то волшебным способом, ребенок потом воцаряется.

IV. СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»

1. Какова роль табу в сказках? Какие табу вы встречали в русских сказках?

2. Сказка как путь передачи знаний и умений. Какие качества молодого поколения приветствовались в сказках? Что осуждалось?

3. Сказка как средство воспитания национального характера и менталитета.

 

Словарь терминов

Аллегория – иносказание.

Анимизм (лат. anima – душа) – представление, согласно которому каждая вещь имеет свой дух (душу) и способна взаимодействовать с человеком.

Антропоморфизм (греч. anthropos + morphe – очеловечивание) – представление о том, что животные, растения, явления неживой природы, стихии обладают человеческими свойствами: мыслями, чувствами, волей (напр.: говорить «человеческим языком» с человеком и между собой).

Космогонический миф (греч. kosmogonia) – миф, объясняющий про­ис­хождение, устройство мира.

Мифология (греч. mithos – предание, сказание и logos – наука, рассказ):

а) фантастическое отражение действительности, возникающее в результате одушевления природы и всего мира в первобытном сознании;

б) наука, изучающая образы этого отражения – мифы, сказания.

Сакральный (лат. sacri) – священный, относящийся к ритуалу, культу.

Солярный миф – имеющий отношение к солнечному культу.

Табу (полинезийск.) – религиозный запрет на слово, действие и т.д., нарушение которого влечет за собой наказание.

Тотемизм – представление о сверхъестественном родстве человека или его рода с животными, деревьями или другими элементами природы.

Темы докладов и рефератов

1. Сакральные предметы русского дома.

2. Пережитки солярного культа в быту русских крестьян.

3. Магия в крестьянской жизни (обряды и магические действия для повышения урожайности, приплода скота, сбереги от болезни и смерти).

4. Нежить и нечисть в русском фольклоре.

5. Понятие мифа и их классификация.

6. Природа и общество в отражении сказки и мифа.

7. Культурный феномен шаманизма.

8. Д. Д. Фрэзер – исследователь магии и религии.

9. Фольклор Западной Сибири.

 

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Дерево жизни / А.Н. Афанасьев. – М.: Наука, 1982.

2. Костомаров Н.И. Славянская мифология: истор. моногр. и исслед. / Н.И. Костомаров. – М.: ЧАРЛИ, 1995.

3. Люсин В.Н. Особость архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке / В.Н. Люсин // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4. – С.88–102

4. Мифы народов мира: энцикл. словарь. – М.: Сов. энцикл., 1987. – Т. 1–2.

5. Народные русские сказки / сост. А.Н. Афанасьев. – М.: Наука, 1993.

6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – Л.: Наука, 1986.

7. Пропп В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. – М.: Наука, 1969.

8. Русские народные сказки. – М.: ВЕЧЕ, 2001.

9. Сказки // Энциклопедия для детей. Русская литература. – М., 1998. – Т. 9. – Ч. 1.

10. Словарь славянской мифологии. – М.: Центрполиграф, 2009.

11. Фольклор Западной Сибири. Сказки / под ред. Т.Г. Леоновой. – Омск: ОмГПИ, 1982.

12. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М.: Политиздат, 1983.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь