Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семинар № 5. Межкультурные коммуникации
4 часа 1. Понятие нации: культурологический аспект. 2. Менталитет россиян. Н. Бердяев, Н. Лосский, Д. Лихачев о менталитете русского народа. 3. Россияне и североамериканцы: общее и особенное в национальном характере. 4. Проблемы межкультурного взаимопонимания: а) трудности, мешающие общению; б) следовать ли нормам своей культуры или приспосабливаться к культурным нормам партнера; в) какие особенности поведения представителей других культур (немцев, итальянцев, испанцев, китайцев и т. д.) вам известны? г) какие особенности поведения русских, на ваш взгляд, могут вызвать удивление или недоумение иностранцев и затруднить контакты с ними? Материалы к третьему вопросу Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д. Таунсенд, выражается в следующих чертах, отличающих стиль жизни американцев от представителей других культур: – ориентация на будущее (а не на прошлое или настоящее); – кратковременность планов (а не долгосрочность); – время – деньги (а не просто переживание приятных и неприятных событий); – жизнь – проблема, которую надо решать (а не тайна, которую невозможно разгадать); – акцент на «действии», а не на «существовании»; – акцент на материальные ценности, а не на духовные; – индивидуальная идентификация доминирует над групповой (семейной, религиозной и т.д.); – ориентация на свободное, самостоятельное принятие решений (а не коллективное и контролируемое со стороны); – в центре внимания обычно находится задача, или проблема (а не люди); – ориентация на равенство человеческих взаимоотношений; – непосредственность и откровенность в межличностных контактах; – дружеские отношения складываются более быстро и являются более поверхностными, чем в других культурах; – в основу общественного контроля над поведением кладутся законность, убеждение, вина (а не закрепленные традицией правила, влияние авторитетов, стыд). Черты русского менталитета В России живет много народов, но русский – самый многочисленный. Его менталитет накладывает отпечаток на другие народы, тесно с ним живущие (недаром за рубежом всех россиян называют «русскими»). Многие исследователи отмечают следующие характерные черты менталитета и особенности стиля жизни россиян: – ориентация на будущее. Русские живут как бы «начерно», в расчете на будущую счастливую жизнь; – национальное прожектерство и мессианство. Забота о судьбах других стран и всего земного шара; – бессилие перед произволом, но одновременно надежда на сильную верховную власть. («Плетью обуха не перешибешь», «Сила солому ломит», «Вот приедет барин, барин нас рассудит...»); – легкомысленное отношение к деньгам, отрицательное отношение к бережливости (скупости), расчетливости и накопительству. Презрение и недоверие к богатым людям. («От трудов праведных не наживешь палат каменных»); – двойственное отношение к труду: «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит»; – фаталистически-философское отношение к жизни: «Жизнь прожить – не поле перейти», «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», «На все божья воля», «Жизнь – копейка, судьба – индейка...»; – большое уважение к духовной жизни, духовным поискам, праведникам и бессребреникам (а раньше – святым и блаженным). Стремление к образованию, гордость за «самую читающую страну». Любовь к книге и чтению, но... наплевательское отношение к творцам и носителям культуры, интеллигенции («Они в долгу перед народом, народ их кормит», «Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши...»). Разрушительное отношение к памятникам культуры и истории; – недоверие народа к западной цивилизации и ее носителям. Средний представитель народа не считает себя европейцем; – незнание российским интеллигентом собственного народа, его культуры, обычаев и традиций, оторванность от него, в то же время всегдашняя готовность «пострадать за народ», принести себя в жертву во имя счастья народа; – общинное сознание в противовес «гнилому западному индивидуализму». Стремление жить коллективом. Осознание своей групповой принадлежности, зависимости от мнения «наших». Коллегиальность и коллективная ответственность; – значительная прослойка маргиналов, не зависимых от общинного сознания, не имеющих долгосрочных планов и какой-либо ответственности перед кем-либо, слабо подчиненных закону и не придерживающихся в своем поведении каких-то традиций и обычаев, национальных или религиозных; – средняя коммуникабельность (не итальянцы, но и не японцы). Разговорчивость без экспансивности. Русские славятся открытым домом и «душой нараспашку»: в России легко получить приглашение на обед, россияне гордятся гостеприимством («Что есть в печи – все на стол мечи»), постороннему человеку легко узнать подробности жизни малознакомого собеседника; – в глубине России, в небольших городах и селах – общественный контроль за поведением, которое должно быть усреднено и подчинено неписаным правилам. В больших городах общинный контроль ослаблен. Законность и правосознание повсеместно отсутствуют («Не держись закона, как слепой забора», «Там и закон, где судья знаком», «Где закон, там и обида»). Поголовное незнание Конституции, законов; – влияние огромных пространств на менталитет: а) бесконтрольность («До бога высоко, а до царя далеко»); б) чувство гордости за бескрайнюю страну и ее богатства; в) некоторая подавленность ее беспредельностью («Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь...»); г) отзывчивость, сострадание и гостеприимство, как следствие затерянности в пространстве и одиночества, понимания беспомощности и слабости человека в суровых условиях. (Составлено: Российская ментальность (Материалы «круглого стола») //Вопр. филос. – 1994. – № 1. – С. 25–53; Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Наука, 1985).
Вопросы к тексту 1. Д. Таунсенд, разумеется, выражает то, что думают американцы о своей культуре. Соответствует ли это вашим представлениям об американской культуре? 2. У каждого из нас есть свои представления о культурных особенностях стиля жизни русских. Сформулируйте ваши представления о них. 3. Сопоставьте американский стиль жизни с русским. По каким из перечисленных черт русского менталитета вы замечаете сходство или различия?
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Коммуникация (лат. сommuncare – cовещаться с кем-либо) – процесс взаимодействия. Космополитическое (греч. kosmopolitёs – гражданин мира) – вненациональное; как правило, нейтрально к понятию ценности, более узкая разновидность общечеловеческого. Менталитет (лат. mens – ум, мышление, образ мыслей) – естественное, само собой разумеющееся, часто даже импульсивное поведение и реагирование; непроизвольный, мало подверженный воздействию сознания образ мышления, проявляющийся в идиомах, пословицах, географических названиях, когда об их происхождении и точном значении не задумываются. Маргинальность (лат. margo – край) – социологическое понятие, означающее промежуточное, пограничное положение человека между социальными группами, что накладывает отпечаток на его психику. Национальное (лат. natio – род, племя) – исторически сложившееся уникально-самобытное, социокультурное качество определенной социально-исторической общности людей, возникающее на основе сходства языка, территории, экономических и культурных отношений народа. Национализм – идеология и политика национального превосходства и исключительности. Общечеловеческое – приоритет внеклассовых, наднациональных ценностей, присущих всему человечеству. Толерантность (лат. tolerantia) – терпимость к инакомыслию. Фатализм (лат. fatalis – определенный судьбой) – вера в судьбу. Темы докладов и рефератов 1. Понятие коммуникации, ее место в культуре. 2. Национальные особенности языка культуры. 3. Почему мы такие, какие есть? 4. Межкультурное взаимодействие и диалог как фактор гармонизации международных отношений. Список литературы 1. Андреев А.П. Русская традиция / А.П. Андреева. – М.: Алгоритм, 2004. 2. Бердяев Н. Судьба России / Н. Бердяев. – М.: Правда, 1990. 3. Гачев Г. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира / Г. Гачев. – М.: Акад. Проект, 2007. – С. 353–377. 4. Гачев Г. Ментальность народов мира / Г. Гачев. – М.: Эксмо; Алгоритм, 2007. 5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. – Л.: Гидрометиздат, 1990. 6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. – М., Институт русской цивилизации, 2008. 7. Егоров В.К. Философия русской культуры / В.К. Егоров. – М.: Изд-во РАГС, 2006. 8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hiculture.ucoz.ru/_fr/0/kondakov.doc 9. Культурная память / Нестеров А.В. и др.; сост. и общ. ред. В.Ю. Михайлина. – Саратов; СПб.: ЛИСКА, 2008. 10. Культурология: учеб. для вузов / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. — СПб.: Питер, 2011. 11. Культурология: учеб. для вузов [Электронный ресурс] / Г.В. Драч, О.М. Штомпель, Л.А. Штомпель, В.К. Королев. - Режим доступа: http: //www.studfiles.ru/preview/430234/ 12. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1994. 13. Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото; пер. с англ. О. Голубевой и др. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 14. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник для вузов / Ю.П. Тен. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 15. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). - М.: «Гнозис», 1994. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы