Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 2. Гуманистическая основа современной педагогикиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 2. Гуманистическая основа современной педагогики Цель: Изучение гуманистических основ педагогики, осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностно-ориентированного образования. 1. Истоки гуманистической педагогики. 2. Понятия «гуманизм» и гуманность». 3. Современные стратегии гуманистической педагогики
1. Истоки гуманистической педагогики По эпохам: 1. Эллада представила миру первую завершенную образовательную систему: государственную сеть учебных заведений, частные школы, гимназии, институт педагогов-воспитателей, систему экзаменов. 2. Средневековье научило человечество читать, молиться и страдать от пороков и заблуждений. 3. Эпоха возрождения создала первые дидактические труды, учебные книги и новое отношение к ученику (В.Фельтре «Школа радости»). 4. XII век породил новые религиозные конфессии и национальное светское просвещение. 5. XVIII век – Эпоха Просвещения, которая научила человечество мыслить и предвидеть, создала первые энциклопедии, народные школы, дала миру великих мыслителей, педагогов, государей-просветителей. 6. XIX век бурный рост науки и техники, массовая школа, своеобразие национальных систем. 7. Новые мировоззренческие идеи: · Человек в центре внимания общества и оно служит ему не меньше, чем сам человек; · Жизнь – постижение смысла своего существования в максимальной самореализации сущностных сил и способностей; · Главное в жизни и человеке – его духовность, готовность к самоизменению и изменению к лучшему окружающей действительности. · Педагогика вошла во все сферы жизни и культуры: театр, политику, профессиональную культуру людей и т.д. 8. В конце XX века во все науки входит теория систем, значительный вклад в которую внесла гештальтпсихология (Макс Вертгеймер). В основе концепции формы круга как взаимодействие среды и организма, который выбирает и впитывает из среды все, что необходимо для функционирования, развития и самосохранения. Выбор принадлежит душе, тело лишь исполнительный орган. Гештальт – форма, образование, свойства которого невозможно понять путем прямого суммирования, а лишь в сложном взаимодействии его частей, тесно взаимосвязанных между собой.
В конце XX века цивилизация переживает всестороннюю всеобщую реформацию образовательных систем: · образование становится непрерывным, · управление исследовательским, · школа переходит к научно-исследовательскому подходу в воспитании и обучении, · творчество признается ведущим условием эффективности педагогической деятельности. Истоки гуманистических идей Образование XXI века приобретает конкретную гуманистическую направленность. Отношение к человеку определяет ценности общества, критерии нравственных оценок с древних времен и до наших дней. Многолики варианты миросозидания, но неизменными оказывались понятия: человек, дух, жизнь, творчество, бог, мир, нравственность и др. Гуманистические идеи человечества
Существуют общечеловеческие не приходящие ценности, вечные истины, нравственные законы, не зависящие от религиозных и культурных условий того или иного народа, которые приняты «Декларацией прав человека» ЮНЕСКО. http: //ppt.ru/newstext.phtml? id=15520 Важной тенденцией в развитии самосознания человечества является возрастание роли самой личности в ее собственной жизни и других людей (древние мифы, сказки о земных владыках) Именно в этот период в русской педагогике вводится в оборот практически вся современная научно-педагогическая терминология. 2. Понятия «гуманизм» и гуманность» Что такое гуманизм? 1. демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. 2. это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности. 3. это особое мировоззрение. Согласно теоретической концепции, человек является высшей ценностью. Практически гуманизм – это бережное отношение к людям. Что такое гуманность? (от лат. humanus - человечный) 1. обозначает человечность, человеколюбие, противоположность жестокости. В широком смысле — это система нравственных установок, совокупность жизненных правил поведения, предполагающая необходимость проявления сочувствия, альтруизма, оказания помощи, не причинения страданий. 2. любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи[ 3. Социальная установка, включающая познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты и являться целью человеческого развития вообще. 4. Любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. Главная цель Гуманности: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению.
Гуманизм в образовании Гуманизм в образовании можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный. Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования). Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта: • увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);
• улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).
Главная цель гуманитарного образования - формировать свободного человека, осознанно принимающего решения и выбирающего формы поведения, думающего о последствиях и готового нести за них ответственность, его основное направление - развивающее обучение. Задача гуманитарного образования – научить пониманию, то есть соотнесению потока бытия, информации, включая и собственные поступки индивида, с категориями и ценностями культуры. Создать условия для саморазвития личности, которая способна ориентироваться в современном мире. Личность, которая сможет адекватно меняться, способна принимать решение, непрерывно повышать квалификацию, переориентироваться. С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.
3. Современные стратегии гуманистической педагогики Школа учения с увлечением Мы обязаны найти такой образ школы, который вдохновит детей, учителей, родителей, попечителей, партнеров на создание новой реальности. На каких принципах будет построена новая школа? — Глобальность и идентичность. — Учение в течение жизни. — Многообразие, вариативность, развивающее образование. — Школа — центр открытого образования и центр местного сообщества. — Культура сотрудничества и достоинства. — Учитель — тьютор, навигатор в океане информации, создатель мотивации к образованию. — Приоритет мотивации над принуждением. — Самостоятельность школы и свобода учителя. — Открытость школы и вовлечение родителей как партнеров. — Институциональная образовательная политика вместо ручного вертикального управления школой. Лекция 2. Гуманистическая основа современной педагогики Цель: Изучение гуманистических основ педагогики, осмысление значимости гуманизации образования сегодня, понимание принципиальных различий гуманистического и авторитарного типов образования, отказ от авторитарной педагогики, противоречащей современным тенденциям личностно-ориентированного образования. 1. Истоки гуманистической педагогики. 2. Понятия «гуманизм» и гуманность». 3. Современные стратегии гуманистической педагогики
1. Истоки гуманистической педагогики По эпохам: 1. Эллада представила миру первую завершенную образовательную систему: государственную сеть учебных заведений, частные школы, гимназии, институт педагогов-воспитателей, систему экзаменов. 2. Средневековье научило человечество читать, молиться и страдать от пороков и заблуждений. 3. Эпоха возрождения создала первые дидактические труды, учебные книги и новое отношение к ученику (В.Фельтре «Школа радости»). 4. XII век породил новые религиозные конфессии и национальное светское просвещение. 5. XVIII век – Эпоха Просвещения, которая научила человечество мыслить и предвидеть, создала первые энциклопедии, народные школы, дала миру великих мыслителей, педагогов, государей-просветителей. 6. XIX век бурный рост науки и техники, массовая школа, своеобразие национальных систем. 7. Новые мировоззренческие идеи: · Человек в центре внимания общества и оно служит ему не меньше, чем сам человек; · Жизнь – постижение смысла своего существования в максимальной самореализации сущностных сил и способностей; · Главное в жизни и человеке – его духовность, готовность к самоизменению и изменению к лучшему окружающей действительности. · Педагогика вошла во все сферы жизни и культуры: театр, политику, профессиональную культуру людей и т.д. 8. В конце XX века во все науки входит теория систем, значительный вклад в которую внесла гештальтпсихология (Макс Вертгеймер). В основе концепции формы круга как взаимодействие среды и организма, который выбирает и впитывает из среды все, что необходимо для функционирования, развития и самосохранения. Выбор принадлежит душе, тело лишь исполнительный орган. Гештальт – форма, образование, свойства которого невозможно понять путем прямого суммирования, а лишь в сложном взаимодействии его частей, тесно взаимосвязанных между собой.
В конце XX века цивилизация переживает всестороннюю всеобщую реформацию образовательных систем: · образование становится непрерывным, · управление исследовательским, · школа переходит к научно-исследовательскому подходу в воспитании и обучении, · творчество признается ведущим условием эффективности педагогической деятельности. Истоки гуманистических идей Образование XXI века приобретает конкретную гуманистическую направленность. Отношение к человеку определяет ценности общества, критерии нравственных оценок с древних времен и до наших дней. Многолики варианты миросозидания, но неизменными оказывались понятия: человек, дух, жизнь, творчество, бог, мир, нравственность и др. Гуманистические идеи человечества
Существуют общечеловеческие не приходящие ценности, вечные истины, нравственные законы, не зависящие от религиозных и культурных условий того или иного народа, которые приняты «Декларацией прав человека» ЮНЕСКО. http: //ppt.ru/newstext.phtml? id=15520 Важной тенденцией в развитии самосознания человечества является возрастание роли самой личности в ее собственной жизни и других людей (древние мифы, сказки о земных владыках) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2010; Нарушение авторского права страницы