Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Источники русского гуманизма



  • Исторически гуманизм впервые осмыслен с позиции идеи соборности: единение всех на основе справедливых отношений ума и сердца, способности взять полезное из кладовых мудрости любого народа.
  • Гуманизм русского народа – пример служения европейским интересам ( самоотверженность, открытость, отвага, самопожертвование, благочестивость).
  • Вселенская доброта русской души создала образцы Человека Гуманного и идею русского гуманизма, отраженную в педагогических учениях.


Формируется идея русского гуманизма в педагогических системах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др.

Осмысление истории Отечества – главный первый источник идей гуманистической педагогики России.


Второй источник гуманизма – русская философия.

В.С. Соловьев:

  • национализм как гиперболизация достоинств противоречит истине и справедливости;
  • каждый народ может развиваться лишь в ансамбле человечества;
  • материальный достаток и социальный порядок не показатель высокой культуры и нравственности;
  • никакая личная святость не значит ничего, если не служит общественной справедливости, действенной любви к другим, состраданию и благочестию.


В русском характере отражены позиции:

  • Россия должна думать не столь о себе, сколь о человечестве в целом.
  • Единство православия, самодержавия и народности само уничтожит барьер между властью и народом, обществом и государством.
  • Духовное ядро культуры надо укреплять воспитанием и наукой.
  • В человеческой истории нет непрерывности, неизбежны подъемы, гибель, возрождение. Пик развития – взрывной расцвет культуры, творчества.


Третий источник – подвижничество.

  • Политики, писатели, врачи, учителя, ученые, религиозные и государственные деятели вовлечены в подвижническую деятельность ради добра и благости (Серафим Саровский, П.А. Флоренский, П.А. Столыпин, Л.Н. Толстой и др.)
  • Так возникли предпосылки на народное образование и духовное преобразование России как реформы сверху и подвиги подвижничества, самопожертвования представителей интеллигенции.


Четвертый источник – русская литература.

  • Учила людей страдать, сомневаться, мыслить, сопереживать (Толстой, Достоевский, Чернышевский, Тургенев и др.).
  • Этот источник и по сей день питает современных школьников – жить на благо людей, всегда оставаться человеком, не искать легких путей в жизни, жить по законам совести и т.д.


Пятый источник – научная педагогическая мысль и практика

В деятельности российских педагогов все черты русского гуманизма: жертвенность, самозабвенность, бескорыстие, альтруизм, оптимизм, стойкость, терпение, оптимизм, приверженность национальным традициям, ориентация на светлое будущее, восприимчивость ко всему новому из опыта разных стран и народов, изобретательность и новаторство.

С.А. Рачинский – философ, литератор, ученый, музыкант, поэт – представитель подвижнической интеллигенции. Построил школу-интернат, вел сам уроки, образовал педагогическое училище, воспитал сорок учеников-последователей гуманистических идей, обучал детей сельскохозяйственному труду, повторил судьбу великого швейцарца И.Г. Песталоцци, написал книгу «Сельская школа». Идея – исправить несовершенство мироустройства за счет совершенствования человека, свободное от любого насилия развития неповторимости Я личности (свободное воспитание).

В.П. Вахтерев – основатель эвалюционной педагогики пытался все концепции воспитания объединить на основе концепции саморазвития как спонтанного биологического развития человека.

А. Бине тоже был привержен концепции о подражании и приспособлении как основном законе жизни и главном методе воспитания (антропо-генетический подход). Воспитание как принцип многократной естественной реакции на внешние раздражители и отработка стереотипа поведения, привычек и навыков самостоятельно ребенком без насилия.

Так российская педагогика XX века оказалась в положении «Буриданова осла»: с одной стороны, утвердилась концепция свободного воспитания, с другой – дрессировка и натаскивание, отработка рефлексов по жестко запрограммированной схеме качеств личности.

Россия набирала темпы экономического роста, научного прогресса в мировом пространстве (Менделеев, Сеченов, Попов, Тимирязев, Вернадский, Циолковский, Капица, Курчатов), члены Академии наук 100 человек, с мировой известностью большинство из них. Расходы на науку не имели аналогов в мире по сей день.

Педагогическая наука оформилась как самостоятельная отрасль человеческого познания.

1. Определилась дидактическая система русской педагогики, начиная от педагогической антропологии К.Д. Ушинского. кончая основами дидактики П. Ф. Каптерева концепцией новой педагогики В.П. Вахтерова. Научные основы обучения, заложенные этими учеными, нашли всестороннюю технологическую разработку: самым подробным образом анализировались учебные планы и программы, продумывалось содержание образования, методика обучения, условия умственного воспитания, школьное оборудование, учебники и пособия и т.д.

2. Был решен такой кардинальный для педагогики вопрос, как соотношение обучения и воспитания. Он рассматривался в русле «Вопросов жизни» Н.И. Пирогова, в духе «Ясной поляны» Л.Н. Толстого, «Вопросов общественного воспитания» В.М. Бехтерева. К.П. Яновский писал: «...Не обучение должно быть целью школы - оно должно быть только главным воспитательным ее средством...»

3. Решался также сегодня вновь актуальный вопрос о соотношении воспитания и образования, об историческом и общечеловеческом значении образования; «Мы убеждены, что образование есть история и потому неимеет конечной цели. Образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, по нашему убеждению, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперед...» (Л.Н. Толстой).

4. Педагогика как наука рассмотрела все инструменты педагогического исследования, методологию и методику решения проблем. В сущности методам педагогического исследования посвящены статьи Д.И. Писарева, работы М.И. Демкова, Н. Ф. Бунакова, Н. И. Кареева.

Именно в этот период в русской педагогике вводится в оборот практически вся современная научно-педагогическая терминология.

2. Понятия «гуманизм» и гуманность»

Что такое гуманизм?

1. демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.

2. это совокупность идей, признающих ценность человеческой личности.

3. это особое мировоззрение. Согласно теоретической концепции, человек является высшей ценностью. Практически гуманизм – это бережное отношение к людям.

Что такое гуманность? (от лат. humanus - человечный)

1. обозначает человечность, человеколюбие, противоположность жестокости. В широком смысле — это система нравственных установок, совокупность жизненных правил поведения, предполагающая необходимость проявления сочувствия, альтруизма, оказания помощи, не причинения страданий.

2. любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи[

3. Социальная установка, включающая познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты и являться целью человеческого развития вообще.

4. Любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому.

Главная цель Гуманности: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению.

 

Гуманизм в образовании

Гуманизм в образовании можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.

Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:

увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);

 

улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).

 

Главная цель гуманитарного образования - формировать свободного человека, осознанно принимающего решения и выбирающего формы поведения, думающего о последствиях и готового нести за них ответственность, его основное направление - развивающее обучение.

Задача гуманитарного образования – научить пониманию, то есть соотнесению потока бытия, информации, включая и собственные поступки индивида, с категориями и ценностями культуры. Создать условия для саморазвития личности, которая способна ориентироваться в современном мире. Личность, которая сможет адекватно меняться, способна принимать решение, непрерывно повышать квалификацию, переориентироваться.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма. Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма. В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

 

3. Современные стратегии гуманистической педагогики


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Охрана гидросферы Источники загрязнения водоемов
  2. АВТОНОМНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ
  3. Альтернативные источники энергии
  4. Анализ использования основных фондов: задачи, объекты, этапы, источники информации, основные показатели.
  5. Анализ финансовых результатов: задачи, объекты, этапы, источники информации, основные показатели.
  6. Антропогенные источники радиации
  7. Антропогенные источники химического загрязнения рек, озер и водоемов. Роль техногенных катастроф и испытаний ядерного оружия в загрязнении вод Мирового океана.
  8. Белок как сырье для ИПП. Источники получения белка
  9. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
  10. Виды и источники загрязнения водной среды.
  11. Влияние лидерства на организационные процессы. Теоретические концепции лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Источники власти в организации. Формирование системы лидерства в организации.
  12. Возникновение Древнерусского государства. Киевская Русь в IX-XI вв.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь