Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прочитайте, как преобразуется информация в ходе общения.
Поскольку в процессе общения мы имеем дело с активными партнерами, правомерно говорить не только о движении информации по направлению друг к другу, но и о ее формировании, уточнении и развитии с учетом ориентировки на партнера. (В. Н. Агеев) Докажите справедливость приведенного в задании утверждения, смоделировав диалоги с разными адресатами. Например, с членами вашей семьи по поводу вашей производственной практики летом в одном из далеких от дома районов. Кого из членов вашей семьи вы лишь информировали о предстоящей поездке на практику, у кого спрашивали разрешения или совета, кого успокаивали и т. д.? Одинаковы ли были ваши аргументы в разговоре с собеседниками?
Прочитайте диалог Чичикова с Маниловыми. Какова задача каждого из участников общения? К какому виду общения (информационному или фатическому) можно его отнести? - Как вам понравился наш город? - промолвила Манилова. - Приятно ли провели там время? - Очень хороший город, прекрасный город, - отвечал Чичиков, - и время провел очень приятно: общество самое обходительное. - А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова. - Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? - прибавил Манилов. - Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек. И как он вошел в свою должность, как понимает ее! Нужно желать побольше таких людей. Потом они также обсудили вице-губернатора... не пропустили и других чиновников города, которые все оказались самыми достойными людьми. (Н. В. Гоголь)
10. Обсудите с кем-либо из студентов вашей группы интересующую вас обоих проблему (работы транспорта или студенческой столовой, трудоустройства после окончания института и т. п.). При этом постарайтесь настроиться на «психологическую волну» собеседника: • разговаривая, старайтесь смотреть собеседнику в глаза; • зеркально «отражайте» его мимику, позу и жесты; • стремитесь понять точку зрения собеседника; • попробуйте посмотреть на проблему и на ситуацию в целом его глазами; • развивайте тему так, чтобы у собеседника была возможность высказаться по данному вопросу. Оцените продуктивность каждого из приведенных советов. Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.п. Покажите, что в речь не могут не входить несловесные средства общения. Приведите примеры взаимодействия словесных и несловесных средств общения. 12. Какие чувства выражают: 1) поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот; 2) нахмуренные брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы; 3) сведенные к переносице брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ; 4) сияющие глаза, приподнятые уголки губ, широкая улыбка. Дайте толкование каждому фразеологизму. В каких ситуациях они могут быть использованы? 1) Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хлопать глазами, строить глазки; 2) нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; 3) поджать губы, скривить губы; 4) лоб наморщить; 5) раскрыть рот, разинуть рот; 6) вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; 7) развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; 8) погрозить пальцем; показать нос. Напишите, на какое чувство, на какое состояние указывают сочетания. Бить себя в грудь, глаза на лоб лезут, стукнуть кулаком по столу, ударить (хлопнуть) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, сжать губы, надуть губы, указать на дверь. Найдите в материале для справки описание жестов, которые соответствуют содержанию приведенных предложений. Воспроизведите каждый из указанных жестов. 1. Вареники лепят вот так. 2. Ну, это что-то такое огромное, необъятное. 3. Замкнутый круг какой-то. 4. Машинка шьет зигзагами. 5. Есть у вас дырокол? 6. Его надо держать крепко, а то разболтается. 7. Полюбуйтесь-ка на него. Материал для справки: вытянутая ладонь; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; сжатый кулак; движение в воздухе указательным пальцем налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз. 1. Все это не для меня. 2. Стучат, стучат и вверху и внизу. 3. Пришли и те и другие. 4. Пусть это останется между нами. 5. Мы-то с тобой поймем друг друга. 6. Пускай, пускай, оставь его. 7. Да что там, ну пусть. 8. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. 9. Нет-нет, ни за что! 10. Так все напутано, такая неразбериха. 11. Никто ничего не поймет, полная сумятица. 12. Все это не совсем так. 13. Тут как-то все, знаете, эдак. В художественной литературе мастера слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и жесты, которыми сопровождается речь. Жест героя - немаловажная деталь в его характеристике. Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый жест, описанный И.С. Тургеневым в романе «Новь»: 1. - И откуда взялся черномазый, паскудный, нудный, усы как у таракана... - тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы. 2. Соломин повел сперва одним плечом - потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать. - Без сомнения, - промолвил он, наконец, - вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой. Паклин погрозил ему пальцем. - О! Да и вы, я вижу, злой! 3. - За наше... наше предприятие! - воскликнул Голушкин, мигая при этом глазами и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным! 4. - Я вот к нему, - он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди. 5. - Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! - Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. - Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня! Нежданов протянул ему руку - нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул. 6. - Ведь если взвешивать наперед все последствия, - наверное между ними будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян - что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) - целую четверть хорошей ржи - да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавком! то есть высасывают последнюю кровь из мужика! 7. - Да, я решился! - повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, - я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс. - Ну, так чем же вы решили? - Нежданов пожал плечами. - Да я тебе сказал уже, что пока - ничем, надо будет еще подождать. 8. - Гм! - произнес Сипягин. - Это ты про студентика? - Про господина студента. - Гм! Разве у него тут (он повертел рукой около лба) - что-нибудь завелось? А? 9. Лишь только Соломин переступил порог, Сипягин, на которого он едва не наткнулся, протянул ему обе руки и, любезно оскалясь и пошатывая головою, радушно приговаривая - «вот как мило... с вашей стороны... как я вам благодарен» - подвел его к Валентине Михайловне. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1308; Нарушение авторского права страницы