Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА Г. ФЛОБЕРА «ТРИ ПОВЕСТИ»



 

1. Проблемно-тематическое содержание творчества Флобера: «мир цвета плесени» и «роскошные» сюжеты.

2. Вклад Флобера в развитие жанра реалистического рассказа.

3. Трансформация житийного сюжета в «Легенде о святом Юлиане Милостивом».

4. Образ «маленького человека» в рассказе «Простая душа».

5. «Библейский» рассказ «Иродиада».

6. Религиозно-философская проблематика цикла.

 

Литература

1. Кузьмин Б.А. Эстетическая теория и творческая практика Флобера // Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. Статьи о литературе. М., 1977.

2. Кучборская Е.П. „Крайности искусства нашей эпохи“ // Кучборская Е.П. Эмиль Золя — литературный критик. М., 1978.

3. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Пузиков А.И. Портреты для французских писателей. Жизнь Золя. М., 1981.

 

Методические комментарии:

«Три повести» предлагается рассмотреть как цикл: внешне автономные рассказы, не имеющие, казалось бы, ни тематической, ни сюжетно-композиционной связи, обретают религиозно-философский «сверхсмысл». При анализе цикла предлагается обратить внимание на общие всем трем рассказам мотивам святой и греховной жизни, простоты веры и мещанско-фарисейского обмана. Флобер не предлагает однозначных ответов на сложнейшие религиозно-философские вопросы, но предлагает задуматься над ними читателю, намечая смысловые ассоциации трех произведений.

 

4. Тематика самостоятельных и контрольных работ

  1. Проблема судьбы в романах Стендаля «Шагреневая кожа» и Бальзака «Шагреневая кожа».
  2. Пример Наполеона в жизненном становлении героев романа «Красное и черное» и «Пармская обитель».
  3. «Пограничные» испытания (тюрьма, смертный приговор) и момент жизненного выбора в произведениях Стендаля.
  4. Жюльен Сорель и Люсьен Шардон как варианты героя карьеры: общее и особенное.
  5. Специфика женских персонажей Стендаля и Бальзака (вариант: Стендаля и Мериме).
  6. Варианты страстного и бесстрастного человека в творчестве Бальзака и Стендаля.
  7. Проблема талантливости и гениальности в рассказе Бальзака «Неведомый шедевр».
  8. Фаустовский мотив сделки с дьяволом в творчестве Бальзака («Шагреневая кожа» или «Утраченные иллюзии»).
  9. Романы «Отец Горио» Бальзака и «Преступление и наказание» Достоевского: образы Растиньяка и Раскольникова.
  10. «Невидимый» автор или «госпожа Бовари – это я». Проблема авторского присутствия и авторской оценки в романе Флобера «Госпожа Бовари».
  11. Проблема брака и супружеской измены в романе Флобера «Госпожа Бовари» и новелле Мериме «Двойная ошибка».
  12. Мотивы простодушия в произведениях Флобера: Фелисите и Шарль Бовари.
  13. Проблема греха и святости в «Легенде о Юлиане Милостивом» и «Искушении святого Антония» Флобера.
  14. «Ванина Ванини» и «Кармен»: тема любви, специфика женских образов у Стендаля Мериме.
  15. Религия и гуманистические ценности в «Хронике времён Карла IX» и новелле «Арсена Гийо» Мериме.
  16. Проблема человеческого бессилия и всесилия зла в творчестве Бодлера.
  17. Образы детей в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Домби и сын» Диккенса.
  18. Образы чудаков в романах «Посмертные записки Пиквикского клуба» и «Домби и сын».
  19. «Диккенсовская героиня»: стереотип или художественное открытие Диккенса? (романы «Домби и сын» и «Холодный дом»).
  20. Скрудж Диккенса и Гобсек Бальзака: социальная общность и национальная специфика героев.
  21. Сущность английского «рождественского» типа культуры (по циклу «Рождественских повестей» Диккенса и одному из романов).
  22. Роман «Большие надежды» как «недостающая глава из книг снобов» (Честертон). Сходство и различие героев Диккенса («Большие надежды») и Теккерея («Книги снобов»).
  23. Теккерей и Стендаль: специфика разработки темы тщеславия в английском и французском реализме (на примере «Книг снобов» и «Красного и черного»).
  24. Обращение к религии позднего Гейне: реальность или ироническая маска? На материале сборника «Романсеро».
  25. Проблема зла и борьбы со злом в романе «Моби Дик» Мелвила.
  26. Философский смысл и система художественных приемов в книге Уитмена «Листья травы».

 

5. Перечень вопросов, выносимых

на итоговую аттестацию (зачет)

1. «Красное и чёрное» Стендаля как социально-психологический роман.

2. Особенности реализма и романтизма в «Итальянских хрониках» Стендаля (на примере рассказа «Ванина Ванини»).

3. Концепция «Человеческой комедии» Бальзака (на примере статьи «Предисловие» к «Человеческой комедии» и 1-2 произведений на выбор).

4. Повесть «Гобсек» Бальзака: соотношение реалистических тенденций и романтических традиций.

5. Тема отцов и детей в романе «Отец Горио» (или «Евгения Гранде») Бальзака.

6. «Утраченные иллюзии» Бальзака как «роман карьеры».

7. Специфика «Философских этюдов» Бальзака.

8. Концепция реализма Флобера и проблематика романа «Госпожа Бовари».

9. Особенности реализма в историческом романе Флобера «Саламбо»

10. «Три повести» Флобера как цикл.

11. Проблема роли народа и личности в романе Мериме «Хроника времен Карла IX».

12. Реалистические новеллы Мериме о Франции.

13. Экзотические мотивы новелл Мериме.

14. Книга Бодлера «Цветы Зла»: особенности проблематики и поэтики.

15. Традиции «романа больших дорог» в «Посмертных записках Пиквикского клуба» Диккенса.

16. «Лондонский» роман Диккенса («Приключения Оливера Твиста» или «Холодный дом»).

17. Тема отцов и детей в романе «Домби и сын» Диккенса.

18. Нравственнно-философская концепция «Рождественских повестей» Диккенса.

19. Символика повести Диккенса «Колокола».

20. Тема снобизма в творчестве Теккерея («Книги снобов» или «Ярмарка тщеславия»).

21. Женские персонажи в романе Ш. Бронте «Джейн Эйр».

22. Художественное новаторство поэзии Уитмена («Листья травы»).

 

 

Список рекомендуемой литературы

ОСНОВНАЯ

 

1. Зарубежная литература XIX века: хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. Точки доступа: библиотека РГУ им. И. Канта, ч.з.1, 4, НА[2].

2. История западноевропейской литературы XIX века. Англия. М.-СПб., 2004. Точки доступа: Ч.з.4.

3. История западноевропейской литературы XIX века. Франция. Италия. Испания. Бельгия. М.-СПб., 2003. Точки доступа: Ч.з.4.

4. История зарубежной литературы XIX века. М., 1983. Ч.2. Страны Европы и США (А.С. Дмитриев, Л.Г. Андреев, С.И. Великовский). Точки доступа: УБ, ч.з. 1, 4.

5. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. (Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А. Завьялова). М., 1991. Ч.2. Точки доступа: ч.з.1, 4.

6. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. А.С. Дмитриева, Н.А. Соловьевой, Е.А. Петровой. М., 1999, 2000, 2002. Точки доступа: УБ, НА, ч.з.1, 4.

7. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2007. Точки доступа: ч.з.4.

8. История зарубежной литературы XIX века (Под редакцией Н.А. Соловьевой). URL: http//ar-lib.org.ua/texsts/history_of_literature_XIX_ru.htm. Дата обращения: 03.11.2010.

9. Белобратов А.В. История западноевропейской литературы XIX века. Германия. Австрия. Швейцария. М., 2003. Точки доступа: ч.з.4.

10. Ковалёва Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина XIX – начало XX в.в.). Минск, 1997. Точки доступа: ч.з.1, 4.

11. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. Точки доступа: ч.з.1, 4.

12. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. М., 2004. Точки доступа: ч.з.4.

13. Храповицкая Г.Н, История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е г.г.). М., 2005. Точки доступа: ч.з.4.

14. История литературы США: учебное пособие для филологических факультетов. М., 2003. Точки доступа: ч.з.4.

15. Михальская Н.П. История английской литературы: учебник. М., 2006. Точки доступа: ч.з.4.

16. Пронин В.А. История немецкой литературы: учебное пособие. М., 2007. Точки доступа: ч.з.4.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Французская литература

Оноре де Бальзак

17. Грифцов Б.А. Как работал Бальзак // Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988. Точки доступа: НА.

18. Ионкинс Г.Э. Оноре Бальзак. М., 1988. Точки доступа: АХЛ.

19. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. Точки доступа: ч.з.4.

20. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1992. Точки доступа: НА, АХЛ.

21. Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1970. Точки доступа: НА.

22. Пузиков А.И. Рыцари истины: портреты французских писателей. М., 1984. Точки доступа: НА.

23. Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983. Точки доступа: НА.

24. Цвейг С. Бальзак. Борьба с безумием: Гёльдерлин, Клейст, Ницше. М., 1999. Точки доступа: ОУНБ.

25. Чичерин А.В. Произведения О. Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». М., 1982. Точки доступа: НА.

 

Стендаль

26. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов-на-Дону, 1982. Точки доступа: НА.

27. Реизов Б.Г. Русские эпизоды в творчестве Стендаля // Реизов Б.Г. Историко-литературные исследования. Л., 1991. Точки доступа: НА.

28. Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974. Точки доступа: ОУНБ.

29. Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978. Точки доступа: ч.з.1, ОУНБ.

30. Фрид Я.В. Стендаль. Очерк жизни и творчества. М., 1967. Точки доступа: ч.з.4.

31. Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и „Преступление и наказание“. Тверь, 1991. Точки доступа: НА.

32. Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова — Стендаль — Толстой. М., 1992. Точки доступа: ОУНБ.

 

Проспер Мериме

33. Авессаломова Г.С. Стилистические особенности ранней новеллистики Проспера Мериме // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л., 1978. Точки доступа: НА.

34. Виппер Ю.Б. Проспер Мериме — романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990. Точки доступа: НА.

35. Луков В.А. Мериме. М., 2006. URL: www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/monographs/Lukov_Merime. Дата обращения: 03.11.2010.

36. Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987. Точки доступа: АХЛ.

 

Гюстав Флобер

 

37. Кузьмин Б.А. Эстетическая теория и творческая практика Флобера // Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. Статьи о литературе. М., 1977. Точки доступа: НА.

38. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Пузиков А.И. Портреты для французских писателей. Жизнь Золя. М., 1981. Точки доступа: чз.4.

39. Сартр Ж.П. Идиот в семье. Флобер от 1821 до 1857. СПб., 1998. Точки доступа: городская библиотека им. А.П. Чехова.

Пьер Жан Беранже

40. Данилин Ю.И. Беранже и его песни. Критико-биографический очерк. М., 1973. Точки доступа: НА.

41. Старицына З.А. Беранже в русской литературе. М., 1980. Точки доступа: НА.

 

Шарль Бодлер

 

42. Великовский С.И. Обнаженное сердце. Шарль Бодлер // Великовский С.И. В скрещенье лучей. М., 1987. Точки доступа: чз.1.

43. Косиков К.Г. Шарль Бодлер между «Восторгом» и «Ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы Зла. М., 1993. Точки доступа: НА.

44. Сартр Ф.П. Бодлер. М., 2004. Точки доступа: ОУНБ.

 

Английская литература

Чарльз Диккенс

45. Белова Н.Н. Диккенс и русская литература XIX века. М., 2004. Точки доступа: НА.

46. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975. Точки доступа: НА, чз.1.

47. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. М., 1987. Точки доступа: ОУНБ.

48. Оруэлл Дж. Диккенс // Оруэлл Дж. Эссе. Статьи. Рецензии. Пермь, 1992. Точки доступа: ОУНБ.

49. Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990. Точки доступа: городская библиотека им. Чехова.

50. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М., 1975. Точки доступа: НА, ч.з.1.

51. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982. Точки доступа: АХЛ.

Уильям Мейкпис Теккерей

52. Ивашева В.В. За щитом скептицизма (У.М. Теккерей) // Ивашева В.В. «…Век нынешний и век минувший…». М., 1990. Точки доступа: НА.

53. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. М., 1958. Точки доступа: НА.

54. Теккерей в воспоминаниях современников. М., 1990. Точки доступа: ОУНБ.

55. Урнов М.В. Уильям Мейкпис Теккерей и его роман «Ярмарка тщеславия» // Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., 1986. Точки доступа: НА.

56. Форстер М. Записки викторианского джентльмена. Теккерей. М., 1985. Точки доступа: НА, АХЛ.

 

Шарлотта Бронте

 

57. Ивашева В.В. Затворница Хоуорта (Ш. Бронте) // Ивашева В.В. «…Век нынешний и век минувший…». М., 1990. Точки доступа: НА.

58. Тугушева М.П. Шарлотта Бронте: очерк жизни и творчества. М., 1982. Точки доступа: городская библиотека им. Чехова.

 

Американская литература

Уолт Уитмен

 

59. Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. М., 1982. Точки доступа: НА.

60. Чуковский К.И. Мой Уитмен. М., 1966. Точки доступа: ОУНБ.

 

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий и аудиторному оборудованию

 

Лекционные аудитории должны иметь оборудование, необходимое для проведения интерактивных лекций – видеопроектор, экран настенный и др.

 

Требования к специализированному оборудованию

 

Специализированное оборудование для учебного курса не требуется.

 

Требования к специализированному программному обеспечению

 

Специализированное программное обеспечение для дисциплины не требуется.

 

Требования к перечню и объему расходных материалов

 

Маркеры для доски, фломастеры цветные, губки, бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий (по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки).

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. В процессе подготовки к промежуточному и итоговому контролю следует особое внимание уделять знанию художественных текстов, которые рекомендуется читать еще до начала лекционных занятий, а тексты, прочитанные в прошлом, рекомендуется перечитывать или в крайнем случае восстанавливать в памяти «узловые» моменты повествования. Рекомендуется ведение специальных читательских дневников, в которых не только фиксировались бы основные имена, события, выписывались цитаты, но отражались бы рефлексии при прочтении произведения.

2. Для полноценного восприятия лекционного курса необходимо знание содержания произведений и предварительное прочтение соответствующих глав учебников (см. список).

3. При подготовке к практическим (семинарским) занятиям необходимо читать и конспектировать соответствующие теме статьи и монографии, прочитывать методические комментарии преподавателя и продумывать варианты ответов по каждому пункту практического занятия (см. «Планы практических занятий…»).

4. Контрольные работы (см. соответствующий раздел) являются обязательной частью самостоятельной работы студентов. Они выполняются в ходе семестра и должны иметь характер аналитического исследования. Если экзаменационные ответы предполагают общее системное знание материала, то содержанием контрольных работ должна быть углубленная разработка определенной исследовательской проблемы. Контрольные работы предполагают самостоятельное размышление, включающее формулировку собственной точки зрения и аргументацию. На выбор предлагаются 26 тем (см. список тем контрольных работ). По согласованию с преподавателем возможно утверждение темы вне списка.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

  1. В начале курса следует обратить внимание студентов на словарное определение понятия «реализм» и функционирование термина в литературно-критической мысли XIX века. Следует указать на многозначность понятия (два диаметрально противоположных значения в эпоху Средневековья и в Новое время) и национальную специфику его восприятия в разных странах (французской, английской, немецкой, русской, польской и других литературах). Писателями-реалистами акцентируется, с одной стороны, «отражательная» функция реализма, жанр романа рассматривается как своеобразное «зеркало» эпохи, с другой стороны, реализм понимается как искусство воспроизведения действительности посредством типизации, «селекции» фактов действительности, движения от случайного к закономерному, например, в способности «индивидуализировать типическое и типизировать индивидуальное».

 

  1. Термин «реализм» следует рассматривать в сопоставлении с обозначениями других художественных методов (романтизм, натурализм, символизм и др.). Это важно, поскольку первая часть изучаемого периода (1930-1948) характерна взаимодействием реализма с романтизмом, а вторая часть (1948-1970) – соответственно с натурализмом, символизмом и импрессионизмом. На лекциях и семинарских занятиях следует обращать внимание студентов на «пересечение» этих художественных методов в творчестве писателей.

 

  1. На лекциях даётся историко-литературный обзор эпохи, характеризуется своеобразие литературного процесса в разных странах, аналитически разбираются наиболее показательные произведения. Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим занятиям, изучение по материалам учебников тем лекционного курса и написание в ходе семестра контрольных работ. Практические занятия посвящены подробному рассмотрению избранных произведений разных жанров – рассказа «Ванина Ванини» Стендаля, новеллы «Кармен» Мериме, рассказа «Неведомый шедевр» и повести «Гобсек» Бальзака, романа «Домби и сын» Диккенса и «Книг снобов» Теккерея.

 

  1. Основополагающая роль в самостоятельной подготовке студента к лекциям и практическим занятиям принадлежит знанию художественных текстов. Следует добиваться понимания студентами произведения в контексте творчества писателя и литературной эпохи в целом. Особая роль отводится знанию программных теоретических выступлений писателей. Особую роль в изучении курса играет сравнительно-сопоставительная методика (в частности, сопоставление творческих принципов Стендаля и Бальзака, Стендаля и Мериме, Бальзака и Флобера, Диккенса и Теккерея, – что помогает более глубокому освоению курса).

 

3. Критерии итоговой оценки

 

На итоговом зачете студент получает:

 

- «зачтено» -если отвечаетна 60-100 % вопросов зачетного задания, понимает закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в контексте изучаемой эпохи, характеризует художественное своеобразие произведения и творчество писателя в целом, владеет основными методами литературоведческого анализа и интерпретации художественного текста, владеет терминологическим аппаратом и не имеет задолженностей по П/З.

 

- «не зачтено» -если отвечаетна 30 % (и менее) вопросов зачетного задания, имеет задолженности по П/З, крайне слабо владеет основными методами литературоведческого анализа, терминологическим аппаратом и не подготовлен к экзамену.

 

В случае ответа на 30-60 % вопросов зачетного задания преподаватель задает дополнительный вопрос, от ответа на который зависит окончательная оценка.

 

Разработчик:

 

Российский государственный университет имени И. Канта, г. Калининград Доцент кафедры зарубежной филологии Л.А. Мальцев

 

Эксперты:

 

Российский государственный университет имени И. Канта, г. Калининград Ведущий менеджер ООП факультета филологии и журналистики С.Н. Бабулевич

 

Российский государственный университет имени И. Канта, г. Калининград Председатель Учебно-методического совета факультета филологии и журналистики И.А. Трофимова

 


[1] См. приложение Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 031300 «Журналистика».

* Звездочкой здесь и далее указаны тексты для первоочередного прочтения.

[2] Здесь и далее используются сокращения для обозначения читальных залов №1 (ч.з.1), №4 (ч.з.4), абонемента научной литературы (НА), абонемента художественной и научно-популярной литературы (АХЛ), абонемента учебной литературы (УБ) библиотеки РГУ им. Иммануила Канта. Также используется сокращение для обозначения книжных фондов Калининградской областной универсальной научной библиотеки (ОУНБ).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь