Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Распределение часов по темам и видам занятий на III курсе (6 семестр) специальности



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

«Согласовано»   Декан факультета филологии и журналистики Доцент, к.ф.н. Лихина Н.Е.   _______________________   «_____»_____________ 20__ г.     «Утверждаю»   Начальник УОП Житиневич Д.Г.   _______________________ «___» ______________20__ г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«История зарубежной литературы»

для студентов 3 курса очной формы обучения

 

Направление подготовки: 030601.65 «Журналистика»

Профиль подготовки: журналистика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Калининград

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

Составитель: к.филол.н., доцент кафедры зарубежной филологии Л.А. Мальцев

 

УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной филологии.

Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой: __ _________/В.И.Грешных /

 

УМК одобрен методическим советом факультета филологии и журналистики, реализующим ООП по указанному направлению (профилю).

Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.

Председатель методического совета: ___________/И. А. Трофимова/

 

Программа пересмотрена на заседании кафедры зарубежной филологии.

Внесены следующие изменения: изменений не внесено.

Протокол № ____ от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой: ___ ________/В.И.Грешных/

 

Менеджер ООП ________________ ( С.Н. Бабулевич)_

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩЕГО БЛОКА

(Рабочей программы учебной дисциплины)

 

 

1. Цель и задачи дисциплины «История зарубежной литературы XIX в. 2 ч.»…..…4

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата…………………………..….…4

3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………………..………5

4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………...6

5. Пояснительная записка………………………………………………………………...7

6. Тематический план…………………………………………………………………….9

7. Содержание дисциплины……………………………………………………………..10

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………….......16

9. Планы практических занятий, списки литературы и методические комментарии к практическим занятиям………………………………………………………………..17

10. Тематика самостоятельных и контрольных работ………………….…………….…23

11. Вопросы к зачету по курсу дисциплины……………………………..…………...24

12. Список рекомендуемой литературы…………………………………………………..25

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………….…28

14. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………..28

15. Методические рекомендации для студентов …………………………………………28

16. Методические рекомендации для преподавателей……………………………..……29

17. Критерий итоговой оценки…………………………………………………………….30

 

 


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи

Целью освоения дисциплины «История зарубежной литературы XIX в. Часть 2» является формирование у обучающихся по направлению подготовки 031001.65 «Журналистика» (профиль «Журналистика») профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой.

 

Задачами изучения дисциплины являются:

- приобретение основополагающих знаний в области истории литературы;

- изучение методов литературоведческого анализа, необходимых при реализации профессиональных компетенций;

- приобретение навыков по самообразованию в области зарубежной литературы и культуры.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина «История зарубежной литературы XIX в. Часть 2» включена в базовую часть профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 031001.65 «Журналистика» (профиль «Журналистика»).

Для изучения дисциплины «История зарубежной литературы XIX в. Часть 2» студент должен обладать следующими знаниями, умениями и компетенциями:

а) общекультурные компетенции:

 

Выпускник специальности «журналистика»[1], прошедший курс «Истории зарубежной литературы ХХ века. Часть 2», должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

 

Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК – 1).

 

Понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК – 5).

 

б) профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности :

Выпускник, освоивший указанный предмет, должен обладать следующей профессиональной компетенцией:

 

- Знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ (ПК – 6).

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

После окончания курса студент должен / будет

 

№ цели п/п Содержание цели
ДОЛЖЕН / Будет иметь представление
  1. 2. 3.   4.   О развитии зарубежной литературы XIX века в историко-культурном контексте О периодизации литературного процесса XIX века. Об изучении специфики реализма отечественным и зарубежным литературоведением О связи курса с другими гуманитарными дисциплинами, прежде всего, с историей зарубежной журналистики. Об обязательных блоках и разделах курса.  
ДОЛЖЕН / Будет знать
  5. 6.     7.     Основные события в литературной жизни XIX века. Национальную специфику литературного развития стран Европы и Америки. Основные аспекты литературоведческого анализа и интерпретации художественного текста. Проблематику, жанрово-композиционные и стилистические особенности текстов зарубежной прозы, поэзии и драматургии XIX века.  
ДОЛЖЕН / Будет уметь
  8. 9. 10. 11.   Оперировать литературоведческой терминологией в рамках общей проблематики курса. Работать с научным и художественным текстом. Анализировать и интерпретировать литературное произведение.  
ДОЛЖЕН / БУДЕТВЛАДЕТЬ
12.   Современным инструментарием литературоведения.  
     

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
6-й      
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции - - -
Практические занятия - - -
Семинары - - - - -
Лабораторные работы - - - - -
Самостоятельная работа (всего) - - -
В том числе:     - - -
Курсовой проект (работа) - - - - -
Расчетно-графические работы - - - - -
Реферат - - - - -
Другие виды самостоятельной работы - - -
Промежуточная аттестация     - - -
Зачет (З) З - - -
Экзамен (Э) - - - - -
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы   З - - -

 

Планы практических занятий прилагаются.

 

 

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа является авторской с учетом типовой программы дисциплины «История зарубежной литературы XIX века»: Т.Д. Венедиктовой (см. История зарубежной литературы. Программы курса. Для студентов филологических факультетов государственных университетов. Ред. Л.Г. Андреев. М.: МГУ, 2001) и предназначена для студентов III курса специализации «Журналистика» (дневное отделение).

Статус дисциплины – федеральный компонент; общепрофессиональная.

Курс охватывает литературный процесс стран Западной Европы и США в соответствии с общепринятой периодизацией. Хронологическими рубежами изучаемого периода являются 1830 и 1870-71 г.г. – даты, связанные с событиями истории XIX века – июльской революцией во Франции и франко-прусской войной, приведшей к возникновению Парижской Коммуны. В свою очередь, этот период, охвативший вторую треть XIX века, делится на две половины, границу между которыми образует «весна народов» – события 1848 года во Франции, Германии, Венгрии и Польше.

Эпоха, принесшая в общественно-экономическом смысле расцвет капитализма, в эстетической сфере дала толчок развитию реалистического направления. В рамках изучаемого курса реализм рассматривается в двойном аспекте: как метод и направление. Первое значение сводится к эстетической задаче подражания действительности, воспроизведения отношений между людьми и явлениями в окружающем мире. В этом понимании реалистические тенденции обнаруживаются задолго до XIX века – в произведениях Античности, Средневековья, Ренессанса, Барокко, Просвещения. Второе (более узкое) значение предполагает оформление программных принципов реализма в середине XIX века. Писателями-реалистами (или вплотную приблизившимися к реализму) акцентируется, с одной стороны, «отражательная» функция реализма, жанр романа рассматривается как своеобразное «зеркало» эпохи (метафора из «Красного и чёрного» Стендаля), с другой стороны, реализм понимается как искусство воспроизведения действительности посредством типизации, «селекции» фактов действительности, движения от случайного к закономерному, например, в способности Бальзака «индивидуализировать типическое и типизировать индивидуальное», что позволяет провести метафорическую аналогию между художественным творчеством и научным познанием. Таким образом, реализм середины XIX века стоит у истоков натурализма как более позднего художественного направления.

«Флагманом» реалистических открытий в западноевропейском искусстве является литература Франции, давшая образцы «классического реализма» (термин В.М. Жирмунского) в романах Стендаля, Бальзака, Флобера. Если Стендаль, представитель реализма на ранней стадии, обновляет романтические традиции в сфере психологической прозы, то Бальзак, реализовав в «Человеческой комедии» идею цикла романов, впервые создал художественно-социологическую панораму жизни страны на протяжении полувека и, таким образом, достиг цели реалистического искусства. Открытия Бальзака применил к своему времени и усовершенствовал Флобер, названный современниками «концентрированным Бальзаком». Создателем реалистической модели жанра новеллы считается Мериме. В меньшей степени о доминировании реализма свидетельствует английская литература викторианской эпохи с присущим ей взаимодействием реалистических и романтических элементов. Например, проза Диккенса, безусловно, отражая социальные противоречия своего времени, подчиняется задаче выражения нравственного и даже религиозного идеала, а значит, сохраняет связь с романтизмом. Наибольшую близость канонам реализма обнаруживает творчество Теккерея с присущим ему критическим взглядом на современное общество и господствующие в нём нравы. Английская женская проза, например, романы сестёр Бронте, демонстрирует противоречивые тенденции, свидетельствуя синтез реалистических тенденций с традициями романтизма и сентиментализма.

Середина XIX века – не только время доминирования реалистического направления, но и эпоха переосмысления традиций романтизма. В американской литературе, в прозе и поэзии, определяющую роль играет «трасцендентализм», генетически связанный с европейским романтизмом, представленный творчеством Эмерсона, Торо, Уитмена. Во французской литературе 50-х и 60-х г.г. происходит дебют натурализма (творчество братьев Гонкуров, молодого Золя), в хронологических границах изучаемого периода предвосхищается художественное сознание конца XIX – начала XX в.в. – тенденции символизма и модернизма (творчество Нерваля, Готье, Леконта де Лиля, Бодлера).

Изучаемый период истории зарубежной литературы представляет особый интерес, он особенно актуален для студентов специальности «журналистика», так как особую роль в культурной жизни этого периода играли редакции газет и журналов, творческая деятельность многих выдающихся писателей этого периода (например, Бальзак, Диккенс, Теккерей) была связана с журналистикой, что получило как тематическое выражение (см. роман Бальзака «Блеск и нищета куртизанок»), так и жанровое (наряду с романистикой, очерковая, репортажная литература Бальзака, Теккерея, Диккенса).

 

История зарубежной литературы XIX века (часть вторая) согласно учебному плану факультета филологии и журналистики изучается студентами специальности «журналистика» в течение второго семестра на III курсе. Цель учебно-методического комплекса – организовать самостоятельную работу студентов, помочь им в подготовке к семинарским занятиям и экзамену по предмету. Курс строится с использованием разных форм работы: лекций, семинарских (практических) занятий, самостоятельной работы студентов. На лекциях излагаются теоретические основы курса, даётся историко-литературный обзор эпохи, характеристика национальных литератур и творчества писателей в рамках изучаемого периода, аналитически разбираются наиболее показательные произведения. Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим занятиям, изучение по материалам учебников тем лекционного курса и написание в ходе семестра контрольных работ. Основополагающая роль в самостоятельной подготовке студента к лекциям и практическим занятиям принадлежит знанию художественных текстов.

Общее количество часов, отводимых на изучение этого предмета, распределяется следующим образом:

1. Аудиторные занятия: лекции – 16 часов; практические занятия – 16 часов.

2. Самостоятельная работа – 28 часов

3. Зачет – 8 часов

4. Общая трудоемкость – 68 часов.

В учебно-методическом комплексе формулируются цель и задачи курса, определяется его место в структуре бакалавриата. Комплекс состоит из планов лекционных занятий курса, общего и дополнительного списка художественных текстов и научно-критической литературы, планов семинарских занятий, тем самостоятельных работ, перечня экзаменационных вопросов. К темам и планам семинарских занятий прилагаются списки критических работ и даются соответствующие методические комментарии. Даются также методические указания по организации изучения дисциплины, методические указания для преподавателей, приводятся критерии оценок экзаменационных ответов.


III. Тематический план.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

  1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п Наименование раздела Содержание раздела
1. Истоки и пути формирования классического реализма XIX века. Реализм как метод и направление. Определение реализма: детерминизм характера. Романтизм и реализм в первой половине XIX в. Реализм и традиции Просвещения. Реализм и Классицизм. Реализм и натурализм, реализм и символизм во второй половине XIX века.
2. Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П. Мериме. Реализм и романтизм в творчестве Стендаля. Образ XIX века в творчестве Стендаля. Традиции просветительского романа. Психологическая сверхзадача его романистики. Психология любви Стендаля. Романтические традиции творчества Бальзака. «Человеческая комедия» как эталон классического реализма. Жанр социально-психологического романа Бальзака. Принципы циклизации «Человеческой комедии»: «сквозные» сюжетные линии, «сквозные» персонажи, философское обоснование единства «Человеческой комедии» в «Предисловии». Романтические традиции творчества Мериме. Романтические мистификации и реалистическая концепция истории. Реалистический тип жанра новеллы Мериме.  
3. Развитие творческой манеры Ч.Диккенса и У. Теккерея. Романтические традиции и реалистические тенденции творчества Диккенса: эволюция художественного метода. «Рождественская» моралистика Диккенса и ее трансформация в позднем творчестве. Критический реализм Теккерея. Роль сатиры в его творчестве. Морально-философский смысл творчества Теккерея.
4. Развитие реализма в произведениях Г.Флобера. Концепция реализма Флобера. Романтические традиции творчества Флобера. Традиции социально-психологического романа Бальзака и новаторство Флобера-реалиста. Реалистический тип героя. Тема «утраченных иллюзий» и образ «лишнего человека». Экзотический мир в прозе Флобера.
5. Народная песня Беранже. Поэзия середины века и Ш. Бодлер. Жанровые традиции песен Беранже, их социально-политический смысл, особенности поэтики. «Молодая Франция» - неоромантическая школа поэзии. Концепция «чистого искусства». «Современный Парнас». Бодлер – предтеча символизма. Новаторство Бодлера-лирика.
6. Поздний американский реализм. Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романистика Н.Готорна и Г.Мелвиллла, поэзия У.Уитмена. Национальная специфика американского романтизма. «Трансцендентализм»: философские взгляды и общественно-политическая программа. Эссеистика Эмерсона. Теоретические работы и проза Торо. Тема природы и цивилизации в творчестве «трансценденталистов». Романтические традиции творчества Готорна. Роль символики в его прозе. Новаторство Мелвилла-прозаика. Философско-притчевый характер его творчества. Новаторство поэзии Уитмена. Романтическая эстетика Уитмена и выход за ее пределы. «Белый стих», система поэтических приемов. Философский смысл названия книги «Листья травы».

 

2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименования обеспечиваемых (последующих) дисциплин            
1. История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ вв. + + + + + +
2. История зарубежной литературы ХХ в. + + + + + +
3. История зарубежной журналистики + + +     +

3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практ. занятия Лаб. занятия Семи-нары СРС Всего
1. Истоки и пути формирования классического реализма XIX века.        
2. Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П. Мериме.      
3. Развитие творческой манеры Ч.Диккенса и У. Теккерея.      
4. Развитие реализма в произведениях Г.Флобера.      
5. Народная песня Беранже. Поэзия середины века и Ш. Бодлер.        
6. Поздний американский реализм. Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романистика Н.Готорна и Г.Мелвиллла, поэзия У.Уитмена.        

 

 

V. Народная песня Беранже.

  1. Фольклорные традиции жанра песни.
  2. Традиции Ренессанса, Классицизма и Просвещения поэзии Беранже.
  3. Творческая биография.
  4. Первый сборник «Песен».
  5. Историко-политическая проблематика песни-притчи «Король Ивето».
  6. Сборник «Новые песни».
  7. Сборник «Последние песни».

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Планы практических занятий, списки литературы и методические комментарии к практическим занятиям.

ЗАНЯТИЕ №1

ЗАНЯТИЕ №2

ПРОБЛЕМА ЖАНРА И МЕТОДА В НОВЕЛЛЕ П.МЕРИМЕ „КАРМЕН“

1. Обзор новеллистики П.Мериме 1820-1840 г.г.

2. Анализ новеллы „Кармен“.

а) проблематика

б) тип героя

в) композиция: два центра новеллы

г) новелла как «микророман»

3. Вклад Мериме в развитие реалистической новеллы во Франции.

 

Литература

 

1. История французской литературы. М., 1956. Т. 2. С.407-440.

2. Виппер Ю.Б. Проспер Мериме // Собр. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т.1. С.3-32.

3. Луков В.П. Реалистическое творчество Проспера Мериме 1833-1869 г.г. // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1982. С. 85-101.

4. Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987. С.117-135.

 

Методические комментарии:

 

Главной целью занятия является определение роли Мериме в обновлении и усовершенствовании жанра новеллы в литературе XIX века. Для достижения цели студенту необходимо иметь достаточные теоретические представления о сущности жанра, о его отличиях от жанра рассказа, на материале пройденных курсов зарубежной литературы вспомнить об истории становления жанра новеллы, сформулировать её характерные особенности в эпоху Ренессанса, по возможности – выявить общее и особенное между новеллами Мериме и новеллистикой его современника и друга Стендаля, а также немецкого новеллиста Шторма.

Задачами семинарского занятия являются, во-первых, прослеживание эволюции проблематики и системы изобразительно-выразительных средств на основе выявления трёх этапов развития новеллистики Мериме (ранний – 1829-33, средний – 1833-45, поздний – 60-е г.г.), во-вторых, системный анализ новеллы «Кармен» в единстве уровней формы и содержания. Для полноценного решения комплекса задач и целей студенту необходимо прочитать в общей сложности не менее пяти новелл Мериме, внимательнейшим образом остановившись на произведении, являющемся объектом изучения.

На занятии предстоит максимально широко определить проблемно-тематический спектр новеллистики Мериме, а именно определить значение экзотического «местного колорита», которому писатель программно уделял особое внимание, а также остановившись на цели социально-психологического анализа судеб героев, которую ставил перед собой Мериме в духе современной ему литературы. В проблемно-тематическом аспекте обнаруживаются традиции Просвещения, проявившиеся в раскрытии образа «естественного человека», с той спецификой, что у Мериме отсутствует момент идеализации, он далёк от того, чтобы, подобно просветителям, ставить этот образ на пьедестал. В героизации «благородного разбойника», присущего романтической и предромантической традиции, Мериме свойственны противоречивые тенденции. С одной стороны, он верен этим традициям, отдавая дань благородству Хосе и восхищаясь демоническим магнетизмом свободолюбия Кармен, а с другой, демонстрирует, что за романтически необычным ореолом обоих героев кроются вполне земные объяснения их судеб, которые даёт рассказчик со свойственной ему «комментаторской» функцией.

В аспекте поэтики особое внимание следует уделить «шкатулочному» типу композиции и соответствующему хроникальному типу сюжета, традиционному для мировой литературы (сказки «Тысячи и одной ночи», «Декамерон» Боккаччо, «Рукопись, найденная в Сарагосе» Потоцкого). Здесь обнаруживается одновременно традиционность («шкатулочная» композиция) и новаторство Мериме (концентрический тип композиции, позволяющий сосредоточиться на судьбе героя и рассматривать его уже не как случай, происшествие, анекдот, а как трагическую историю жизни, за которой стоит комплекс причинно-следственных факторов).

Студент должен ответить на один из ключевых вопросов практического занятия: реалистическим или романтическим является художественный метод автора новеллы «Кармен»? Сопоставляя с ранее прочитанными произведениями, обнаруживающими сходство мотивов (например, поэма Пушкина «Цыганы»), и учитывая точки исследователей (см. список критической литературы), студент должен сформулировать собственный взгляд на проблему.

ЗАНЯТИЕ №3

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ О.БАЛЬЗАКА „ГОБСЕК“.

 

1. Требования Бальзака к искусству (см. Бальзак О. Предисловие к „Человеческой комедии“).

2. Место повести „Госбек“ в „Человеческой комедии“.

3. Композиция.

4. Образ главного героя:

а) портрет

б) среда

в) эволюция героя

г) сочетание реалистических и романтических признаков

5. Персонажи второго плана.

6. Соотношение эстетики Бальзака и творческой практики.

 

Литература

1. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.

2. Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1970.

3. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака „Гобсек“ и „Утраченные иллюзии“. М., 1982.

 

Методические комментарии:

 

Терминологическим фундаментом практического занятия являются понятия «характера», «обстоятельств» («среды»), а также причинно-следственных отношений, в которой специфика того или иного характера часто является результатом воздействия среды, а обстоятельства, в свою очередь, формируется под влиянием сильных личностей, наделённых ярко выраженными чертами характера. Исследовать диалектику этих причинно-следственных связей предстоит на материале повести «Гобсек».

Сначала следует осмыслить общетеоретические представления Бальзака об искусстве и, прежде всего, основополагающий принцип типизации характеров и обстоятельств. В вводной части семинара на материале «Предисловия» следует оговорить закономерности, легшие в основу «Человеческой комедии», охарактеризовать её структуру и – по желанию – дать комментарий к другому программному труду Бальзака «Этюд о Бейле» и содержащимся в нём принципам («литература идей», «литература образов» и литературная «эклектика», которой Бальзак дал воплощение в своём творчестве).

Основная часть занятия посвящена аналитическому разбору структуры повести и структуры характера. Опираясь на текст, следует выявить составляющие характеристики главного героя: портрет, в котором черты внешности служат «физиогномическому» проникновению в душу героя, интерьер, в котором «материализуется» внутренний мир героя, его отношение к людям и отношение к нему других людей, материалистическо-пессимистические взгляды Гобсека. Следует ответить на вопрос: кто такой Гобсек – типичный ростовщик или «философ из школы киников» под маской ростовщика? В чём специфика отношения рассказчика к Гобсеку? Какова степень романтизации главного героя повести, являющегося, казалось бы, эталонным воплощением бальзаковского реализма? При ответе на последний вопрос, рекомендуется дать сравнительную характеристику образа героя Бальзака с известными образами из произведений русской классики («Скупой рыцарь» Пушкина, «Мёртвые души» Гоголя).

В заключение следует прояснить, какие принципы «Предисловия» находят отражение в повести «Гобсек» (например, связь художественно-литературного познания общества с открытиями XIX века в области естествознания) и как действует в изучаемом произведении заявленный Бальзаком «эклектический» принцип синтеза «литературы образов» и «литературы идей» («идея, ставшая персонажем»).

 

 

ЗАНЯТИЕ №4.

ЗАНЯТИЕ №5

ЗАНЯТИЕ №6

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РОМАНА Ч.ДИККЕНСА „ДОМБИ И СЫН“.

 

1. Значение нравственно-эстетического идеала в романном творчестве Диккенса.

2. Проблематика „отцов и детей“.

3. Система образов в романе „Домби и сын“.

4. Образ Домби.

5. Детские персонажи. Образы Флоренс и Поля.

6. Система авторских оценок.

7. Роль счастливой концовки.

 

Литература (см. предыдущее занятие)

Методические комментарии:

 

Целью этого практического занятия является изучение романа «Домби и сын» (1848), написанного на стыке двух периодов творчества Диккенса, не просто различных, но во многом противоположных. Сороковые годы – время идеалистической «рождественской философии», которую писатель сформулировал в образной системе соответствующего цикла повестей. В пятидесятые и последующие шестидесятые годы наступает период критического осмысления писателем окружающей действительности. О переменах в умонастроении Диккенса и шаге в сторону критического реализма свидетельствуют романы: «Холодный дом» (1852), «Тяжёлые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857). Перед студентами ставится вопрос: каковы причины перемен в мировоззрении Диккенса и в его художественном методе – общественные и личные? Современник Диккенса философ-позитивист Дж. Милль писал с тревогой о том, что «с развитием цивилизации душа оскудевает». Эффект этого процесса стал предметом изображения Диккенса, начиная романом «Домби и сын». Как в позднейших произведениях (канцлерский суд в «Холодном доме» или министерство волокиты в «Крошке Доррит»), изображается социальный институт, который подавляет человека, заставляя его играть по своим правилам. В изучаемом романе – это могущественная бизнес-империя, её благополучие и процветание образуют абсолютную ценность в сознании сэра Поля Домби, успеху в делах приносится в жертву всё, даже подсознательное чувство справедливости, которого, в общем-то, не лишён главный герой. В содержании романа два аспекта: социально-классовый (актуальная для Англии времён Диккенса тема расслоения и его пагубных последствий) и морально-этический. Автора «Рождественских повестей» всегда волновала возможность нравственного исправления, возрождения героя, пусть даже через глубочайшие потрясения. Мотив исправления неисправимых людей дал повод сомневаться в реализме писателя, говорить о нём как утописте. В романе «Домби и сын» мотивы «рождественской философии» органически вплетены в ткань реалистической образной системы романа, поэтому раскаяние Домби и последующая счастливая концовка имеют достаточное и достоверное обоснование. Предлагается соотнести специфику реализма Диккенса и Бальзака на примере образов Домби и Гобсека. Ключевым является контраст развязок двух произведений, демонстрирующий разность авторских концепций. Следует указать и на важное характерологическое различие: проницательность Гобсека, позволяющая безошибочно распознавать намерения окружающих его людей, и «слепота» Домби.

На занятии необходимо проследить соответствие заявленного вопроса этико-эстетических ценностей и связанной с ним категории идеала с проблемой «отцов и детей» - сущность последней сводится к тому, что дети, призванные, казалось, быть продолжением отцов, на деле отрицают их ценности и образ жизни, – этот конфликт в романе Диккенса приводит к благотворному результату, поскольку именно из-за несогласия детей, в конечном итоге, стало возможным исправление отца, когда рухнул эгоцентрический мир Домби, который считался когда-то незыблемым. Проблема «отцов и детей» проявляется на уровне не только главных, но и второстепенных героев. Как «оттеняются» отношения поколений семейства Домби, например, в конфликте Эдит с её матерью или мирном, идиллическом существовании семейства Тудлей?

Говоря о поэтике романа, необходимо остановиться на проблеме авторского «присутствия» в романе и на способах авторских оценок (символика, иронический подтекст, прямой комментарий и т.д.).

 

ЗАНЯТИЕ №7

«КНИГИ СНОБОВ» У. ТЕККЕРЕЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

  1. Значение слов «сноб», «снобизм» до и после Теккерея.
  2. Социальная панорама викторианской Англии.
  3. Жанровое своеобразие «Книг снобов».
  4. Своеобразие авторской позиции: ирония и сатира.

 

Литература

 

1. Ивашева В.В. За щитом скептицизма (У.М. Теккерей) // Ивашева В.В. «…Век нынешний и век минувший…». М., 1990.

2. Уильям Мейкпис Теккерей: Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. М., 1989.

3. Форстер М. Записки викторианского джентльмена. Теккерей. М., 1985.

 

Методические комментарии:

На границе журналистского и художественного творчества Теккерея возникает очерковый жанр. «Книги снобов» - это, с одной стороны, панорамное художественное исследование нравов современной писателю Англии, а с другой, выражение нравственно-философской позиции автора. Обратив внимание на «снобизм» как характерное явление английской жизни, Теккерей придал ему универсальное, общечеловеческое толкование. При анализе «Книг снобов» следует раскрыть своеобразие сатирического изображения характеров и выражения авторской позиции у Теккерея.

ЗАНЯТИЕ № 8

Список рекомендуемой литературы

ОСНОВНАЯ

 

1. Зарубежная литература XIX века: хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. Точки доступа: библиотека РГУ им. И. Канта, ч.з.1, 4, НА [2].

2. История западноевропейской литературы XIX века. Англия. М.-СПб., 2004. Точки доступа: Ч.з.4.

3. История западноевропейской литературы XIX века. Франция. Италия. Испания. Бельгия. М.-СПб., 2003. Точки доступа: Ч.з.4.

4. История зарубежной литературы XIX века. М., 1983. Ч.2. Страны Европы и США (А.С. Дмитриев, Л.Г. Андреев, С.И. Великовский). Точки доступа: УБ, ч.з. 1, 4.

5. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. (Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А. Завьялова). М., 1991. Ч.2. Точки доступа: ч.з.1, 4.

6. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. А.С. Дмитриева, Н.А. Соловьевой, Е.А. Петровой. М., 1999, 2000, 2002. Точки доступа: УБ, НА, ч.з.1, 4.

7. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2007. Точки доступа: ч.з.4.

8. История зарубежной литературы XIX века (Под редакцией Н.А. Соловьевой). URL: http//ar-lib.org.ua/texsts/history_of_literature_XIX_ru.htm. Дата обращения: 03.11.2010.

9. Белобратов А.В. История западноевропейской литературы XIX века. Германия. Австрия. Швейцария. М., 2003. Точки доступа: ч.з.4.

10. Ковалёва Т.В. и др. История зарубежной литературы (вторая половина XIX – начало XX в.в.). Минск, 1997. Точки доступа: ч.з.1, 4.

11. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. Точки доступа: ч.з.1, 4.

12. Проскурнин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза. М., 2004. Точки доступа: ч.з.4.

13. Храповицкая Г.Н, История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е г.г.). М., 2005. Точки доступа: ч.з.4.

14. История литературы США: учебное пособие для филологических факультетов. М., 2003. Точки доступа: ч.з.4.


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. Раздел. «Общаемся вместе» 56 часов
  2. IV. Распределение объектов зеленых насаждений Санкт-Петербурга по категориям
  3. VI. ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНОГО ПО ОРГАНАМ И СИСТЕМАМ
  4. Анализ способа выбора детьми направления занятий, по мнению педагогов-организаторов
  5. Анатолий Владимирович Тарасов (1918–1995) – советский хоккеист, футболист и тренер по этим видам спорта. Заслуженный мастер спорта СССР (1949). Заслуженный тренер СССР (1956).
  6. Аргументация в политическом дискурсе: анализ топосов
  7. Банк вопросов теоретической части Конкурса профессионального мастерства специальности ТО и ремонт автотранспорта
  8. В других организациях один раз в три года проводятся объектовые тренировки (ОТ) продолжительностью до восьми часов.
  9. Влияние занятий спортом на эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста
  10. Возрастные особенности содержания занятий.
  11. Вопрос 3: «Управление социально-экономическими системами (организацией)»
  12. Вопрос 4: «Управление социально-экономическими системами (организацией)»


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.107 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь